ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-1918/18 от 03.09.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-1918/2018

10 сентября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2018 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Куклиной Т.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску краевого государственного специализированного автономного учреждения "Дальневосточная база авиационной охраны лесов" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 10.01.2007)

к краевому государственному бюджетному учреждению "Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 02.07.2007)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Департамент лесного хозяйства Приморского края; Российская Федерация в лице Федерального агентства лесного хозяйства

о взыскании суммы задолженности

при участии: при участии: от ответчика – ФИО1, представитель по доверенности от 09.02.2018 № 5 сроком до 31.12.2018, от Федерального агентства лесного хозяйства – ФИО2, представитель по доверенности от 21.12.2017 сроком на 1 год, от Департамента лесного хозяйства Приморского края – ФИО3, представитель по доверенности от 09.01.2018 № 3 сроком до 31.12.2018;

установил: краевое государственное специализированное автономное учреждение "Дальневосточная база авиационной охраны лесов" (далее – КГСАУ «Дальневостоная») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к краевому государственному бюджетному учреждению "Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов" (далее – КГБУ «Приморская авиабаза») о взыскании 29 798 933 рублей 29 копеек задолженности по договору №63/10 от 30.10.2017 на выполнение работ по тушению лесных пожаров при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории земель лесного фонда на территории Кавалеровского, Тернейского муниципальных районов и Дальнегорского городского округа Приморского края в 2017 году.

Определениями суда от 10.04.2018, 16.05.2018 в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент лесного хозяйства Приморского края, Российская Федерация в лице Федерального агентства лесного хозяйства.

Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

До начала заседания от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, которое судом рассмотрено и удовлетворено.

В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в его отсутствие.

Также до начала заседания от ответчика, третьего лица (Департамента лесного хозяйства Приморского края) поступило ходатайство о привлечении к участию в деле Администрации Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку считает, что указанное лицо является прямым участникам материального правового отношения по настоящему делу, в связи с чем принятое решение может повлечь нарушения прав и законных интересов орган исполнительной власти Приморского края.

Ответчик уточил заявленное ходатайство в части привлечения к участию в деле Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края.

В материалы дела через канцелярию суда со стороны истца представлены возражения относительно ходатайства ответчика, согласно которым истец считает, что тем самым ответчик затягивает рассмотрения настоящего спора по существу.

Третье лицо (Федеральное агентство лесного хозяйства) оставило разрешение ходатайства на усмотрение суда.

Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства ответчика, поскольку участниками настоящего спора являются истец - КГСАУ «Дальневостоная» и ответчик - КГБУ «Приморская авиабаза», т.е. субъекты спорного гражданско-правового отношения, относительно которого и возник данный спор в рамках исполнения договора №63/10 от 30.10.2017 на выполнение работ по тушению лесных пожаров при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории земель лесного фонда на территории Кавалеровского, Тернейского муниципальных районов и Дальнегорского городского округа Приморского края в 2017 году.

Ответчик, как бюджетное учреждение, выступающее в гражданском обороте в качестве самостоятельного юридического лица, принял на себя обязательства по оплате выполненных истцом работ. Гражданское законодательство основывается на принципе равенства участников регулируемых им отношений (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).

Нормы, регламентирующие бюджетное финансирование, не освобождают должника от исполнения обязательств, возникающих из гражданских правоотношений, и не могут лишать истца права на получение финансового возмещения, эквивалентного выполненным работам. Поэтому отсутствие бюджетного финансирования в достаточном объеме при наличии фактически выполненных работ не может являться правовым основанием для неисполнения обязанности по их оплате.

Кроме того, согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 ГК РФ.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для привлечения к участию в деле Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края, по причине того, что права и законные интересы указанного лица судебным актом по настоящему делу не затрагиваются.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 28.08.2018 объявлен перерыв до 03.09.2018 до 14 часов 00 минут, о чем вынесено протокольное определение.

Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Приморского края в информационном сервисе «Календарь судебных заседаний».

После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии: от ответчика – ФИО1, представитель по доверенности от 09.02.2018 № 5 сроком до 31.12.2018, от Федерального агентства лесного хозяйства – ФИО2, представитель по доверенности от 21.12.2017 сроком на 1 год.

Заявитель, третье лицо (Департамент лесного хозяйства Приморского края) в судебное заседание после перерыва не явились, извещены надлежащим образом. В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования. В последней редакции уточненного искового заявления от 03.09.2018, просил взыскать с ответчика задолженность в сумме 29 798 933 рублей 29 копеек, неустойку в сумме 1 785 949 рублей 40 копеек за период с 30.12.2017 по 03.09.2018, неустойку за период с 04.09.2018 по день фактического исполнения обязательств.

В порядке статьи 49 АПК РФ суд принял уточнение исковых требований.

Обосновывая исковые требования, истец сослался на ненадлежащее исполнение ответчиком своих договорных обязательств по оплате оказанных истцом услуг, в связи с чем за ответчиком числится заявленная ко взысканию задолженность, на которую начислена неустойка.

При этом указал на то обстоятельство, что в ответе на претензию ответчик пояснил, что задолженность будет погашена после поступления финансирования. Соответствующее финансирование поступило ответчику в декабре 2017 года, однако до настоящего времени денежные средства истцу не поступали.

Ответчик, наличие между сторонами обязательственных отношений, основанных на договоре №63/10 от 30.10.2017, факт просрочки оплаты оказанных услуг не оспаривает, но поясняет, что гашение задолженности будет произведено при поступлении финансирования из Федерального агентства лесного хозяйства РФ.

При этом, не оспаривая правомерность начисления неустойки, считает ее размер явно завышенным, в связи с чем ходатайствует об уменьшении размера неустойки. При этом указал на то, оказанные услуги были оплачены частично при поступлении средств федерального бюджета на эти цели 29.12.2017, так как первичный пакет документов, предусмотреный договором был представлен истцом ФБУ «Авиалесоохрана» 12.12.2017. Первичные документы были приняты к учету, а комплект первичных документов КГСАУ «ДВ Авиабаза» поступил 22.12.2017.

Истец, в письменных пояснениях на отзыв указал, что доводы Ответчика о поступлении к нему подлинников первичных документов 22.12.2017 не могут являться основанием для его освобождения от уплаты основного долга и неустойки.

В соответствии с пунктом 4.7 договора оплата производится по факту выполненных работ на основании акта сдачи-приемки выполненных работ.

Ответчиком 15.11.2017 подписан и скреплен печатью акт № 00000063 об оказании услуг подтверждающий, что услуги, оказанные КГ АСУ «ДВ авиабаза» по договору № 63/10 от 30.10.2017 выполнены полностью и в срок, КГБУ «Приморская авиабаза» претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.

При этом считает, что частичная оплата оказанных услуг ФБУ «Авиалесоохрана» по аналогичному договору является дополнительным подтверждением наличия у ответчика денежных средств для оплаты выполненных Истцом работ.

Федеральное агентство лесного хозяйства считает исковые требования КГБУ «Приморская авиабаза» подлежащими удовлетворению.

Указывает на то, что ответственность за нарушение обязательств несет лицо, заключившее договор на выполнение работ по тушению лесных пожаров - КГСАУ «ДВ авиабаза».

Вместе с тем, указал на то, согласно уставу КГБУ «Приморская авиабаза», КГБУ «Приморская авиабаза» находится в ведении Департамента лесного хозяйства Приморского края.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации.

Федеральное агентство лесного хозяйства как главный распорядитель доводит до органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений субвенции из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений. Субъект Российской Федерации в рамках федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно определяет и согласовывает с Рослесхозом направления использования средств субвенций.

Следовательно, расчет субвенций по каждому субъекту не предполагает определение конкретных мероприятий, а определяет объем финансирования в целом по субъекту Российской Федерации, поскольку средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются субъекту Российской Федерации в области лесных отношений на весь комплекс переданных полномочий, включая мероприятия по охране лесов от пожаров.

Федеральным законом от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Департаменту лесного хозяйства Приморского края на 2017 год на исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений утвержден объем финансирования за счет средств субвенций из федерального бюджета в размере 370 278 900 руб. (копия уведомления от 09 января 2017 № 000002/20/2910551).

В соответствии с Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837 субъект Российской Федерации в рамках доведенных объемов в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно определяет направления использования средств субвенций исходя из природно-климатических особенностей ведения лесного хозяйства в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Учитывая, что расчет субвенций по каждому субъекту Российской Федерации предполагает определение общего объема финансирования затрат на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений, объем финансирования конкретного мероприятия определяется Департаментом самостоятельно в рамках расходования средств на переданные полномочия в области лесных отношений.

Таким образом, Департамент самостоятельно определяет и согласовывает на очередной финансовый год и плановый период направления расходования средств субвенций, исходя из выполнения целевых прогнозных показателей и необходимого объема мероприятий, определенных лесным планом субъекта Российской Федерации, и качественного исполнения переданных полномочий.

Третье лицо указало на то, что на основании Федерального закона от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ обеспечено финансирование отдельных переданных полномочий в области лесных отношений, в том числе полномочий по охране и защите лесов (включая тушение лесных пожаров), в лесном фонде Приморского края на 2017 год, посредством предоставления средств размере 370 278 900 руб.

Также в соответствии с пунктом 7.3 Правил расходования и учета средств, утвержденных постановлением № 837, из нераспределенного резерва средств субвенций в 2017 году было дополнительно выделено 31 468 122 руб.

Также отмечает, что Федеральным законом от 03.07.2018 № 193-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрено увеличение объема финансирования субъектам Российской Федерации, в которых сложились кредиторские задолженности по тушению лесных пожаров 2017 года, в целях ее частичного погашения за счет средств субвенций федерального бюджета. Предусмотренное увеличение по Приморскому краю составляет - 10 900 000 руб.

После поступления субвенций на осуществление переданных полномочий из федерального бюджета указанный средства поступают в бюджет субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления субсидий бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, Федеральное агентство лесного хозяйства лишь фактически доводит до указанных органов утвержденный действующим законодательством объем субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и не доводит денежные средства в виде субсидий автономным учреждениям, подведомственным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Также Рослесхоз обращает внимание на то, что согласно пункту 4 статьи 85 Бюджетного кодекса, в случае если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Рослесхоз является «передаточным звеном», то есть, сколько из федерального бюджета выделено денежных средств на указанные цели - ровно столько денежных средств Рослесхоз передает субъектам Российской Федерации на осуществление отдельных переданных полномочий в пределах, утвержденных в соответствии Методикой распределения субвенций, утвержденная постановлением № 838.

Тогда как, порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации определяется Департаментом лесного хозяйства Приморского края.

Исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, суд установил, что 30.10.2017 между КГБУ «Приморская авиабаза» (Заказчик) и КГСАУ «ДВ авиабаза» (Исполнитель) заключен договор № 63/10 на выполнение работ по тушению лесных пожаров при ликвидации чрезвычайной ситуации на территории земель лесного фонда на территории Кавалеровского, Тернейского муниципальных районов и Дальнегорского городского округа Приморского края в 2017 году.

Согласно п.1.1 договора, «Работы» - выполнение работ по тушению лесных пожаров при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами, на территории земель лесного фонда Кавалеровского, Тернейского муниципальных районов и Дальнегорского городского округа Приморского края в 2017 году в объемах, в сроки и в соответствии с требованиями, предусмотренными Инструкцией по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза от 22.09.1997 №122 и Техническим заданием (Приложение №1 к Договору).

По условиям п.2.1 договора, Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется выполнить работы, предусмотренные пунктом 1.1. договора, в порядке, сроки, в объеме и в соответствии с требованиями, предусмотренными Инструкцией по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза от 22.09.1997 №122.

Заказчик в свою очередь обязуется создать Исполнителю необходимые условия для выполнения Работ, принять и оплатить надлежащим образом выполненные Работы в соответствии с условиями Договора.

Согласно п.3.2 договора, Работы, указанные в пункте 1.1. Договора, считаются выполненными с даты подписания Заказчиком Актов сдачи-приемки выполненных Работ (Приложение №2 к Договору), с приложением сводной ведомости затрат (приложение № 4 к Договору).

В соответчтвии с п.4.1 договора, Стоимость Работ по настоящему Договору составляет 31 730 392 рубля 98 копеек, НДС не предусмотрен, на выполнение Работ на территории Приморского края по тушению лесных пожаров командой работников ПДПС КГСАУ «ДВ авиабаза» в количестве 49 человек из расчета 32 календарных дней с «10» октября 2017 года по «10» ноября 2017 года согласно Приложения № 5 к Договору.

Порядок определения стоимости работ определен сторонами в п.4.2 договора,

В п.4.3. договора, стороны договорились, что Исполнитель по окончании Работ предоставляет Заказчику Акт сдачи-
приемки выполненных работ по форме согласно Приложению № 2 к договору. К акту сдачи-приемки выполненных работ в обязательном порядке прилагается сводная ведомость затрат согласно Приложению № 4 к Договору в разрезе каждого лесного пожара, счет, счет-фактура, сводный реестр расходов, подтверждающие расходы, заверенные копии первичных документов.

Пунктом 4.7 Договора установлено, что оплата за выполненные работы производится в течение 20 рабочих дней с момента поступления средств субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений.

Согласно пункту 8.1 Договора, стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение условий Договора в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Пунктом 8.5 Договора установлено, что в случае просрочки исполнения Заказчиком обстоятельств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Согласно пункту 8.6 Договора, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Договор срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

В период действия договора, на основании служебных заданий Заказчика, истец оказал ответчику услуги на общую сумму 29 798 933 рубля 29 копеек, что следует из счета – фактуры от 15.11.2017 №00000080.

Оказанные исполнителем услуги были приняты по актам сдачи-приемки оказанных услуг по состоянию на 10.11.2017 и №00000063 от 15.11.2017, подписанным обеими сторонами без замечаний. К указанным актам приложена сводная ведомость затрат.

На основании указанных документов истец выставил в адрес ответчика на оплату счет №00000089 от 15.11.2017 на сумму 29 798 933 рубля 29 копеек.

Согласно акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 14.12.2017 задолженность ответчик перед истцом за выполненные по договору работы, составляет 29 798 933 рубля 29 копеек.

20.12.2017 между Заказчиком и Исполнителем заключено дополнительное соглашение № 1, согласно которому п. 4.1 договора 63/10 был изложен в следующей редакции: «Стоимость Работ по настоящему Договору составляет 29 798 933 рубля 29 копеек, НДС не предусмотрен, на выполнение Работ на территории Приморского края по тушению лесных пожаров командой работников ПДПС КГСАУ «ДВ авиабаза» в количестве 49 человек из расчета 32 календарных дней с «10» октября 2017 года по «10» ноября 2017 года согласно Приложения № 5 к Договору».

20.12.2017 за исх.№10-07/1111 истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием погасить задолженность, в ответ на которую ответчик сообщил, что задолженность будет погашена после поступления финансирования.

В связи с тем, что ответчик денежные обязательства не исполнил, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Суд, исследовав материалы дела, считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения сторон по договору спорному договору регулируются нормами Главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг».

Пунктом 1 статьи 779 ГК РФ предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Согласно статьей 783 ГК РФ, общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Согласно статье 720 ГК РФ, заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1).

Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении (пункт 2).

Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки) (пункт 3).

Как следует из материалов дела, сторонами без замечаний подписаны акт счет – фактур от 15.11.2017 №00000080, акты сдачи-приемки оказанных услуг по состоянию на 10.11.2017 и №00000063 от 15.11.2017, сводная ведомость затрат, а также выставленный на оплату счет №00000089 от 15.11.2017 на сумму 29 798 933 рубля 29 копеек.

Указанные акты подписаны без возражений и замечаний.

При этом доказательств заявления ответчиком мотивированного отказа от приемки и оплаты услуг в установленный контрактом срок, в том числе в связи с выявленными недостатками либо замечаниями по объему, актов с перечнем выявленных недостатков для устранения в установленные сроки, не представлено.

Помимо этого наличие задолженности в сумме 29 798 933 рубля 29 копеек, составляющей стоимость поставленного товара, подтверждено двусторонним подписанным актом сверки взаиморасчетов на указанную сумму по состоянию на 14.12.2017, содержание которого ответчиком не опровергнуто.

Как следует из указаний ответчика, задолженности может быть погашена ввиду отсутствия финансирования из Федерального агентства лесного хозяйства.

Однако, как разъяснило третье лицо, согласно уставу КГБУ «Приморская авиабаза», утвержденного распоряжением Департаментом имущественных отношений Приморского края от 30 июня 2011 года № 501-р КГБУ «Приморская авиабаза» находится в ведении Департамента лесного хозяйства Приморского края.

Пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Российская Федерация согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе по созданию и эксплуатации лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте лесного хозяйства Приморского края (далее - Департамент), утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 05 декабря 2012 года № 373-па, Департамент является органом исполнительной власти Приморского края; осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области лесных отношений на территории Приморского края, а также исполняющим за счет субвенций из федерального бюджета переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений.

В силу статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии со статьей 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Согласно пункту 3 статьи 69.2 БК РФ, государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (в данном случае таким органом является Департамент).

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Указанные средства предоставляются органу государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений.

В соответствии со статьей 26.20 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление полномочий, указанных в пункте 7 и 7.1 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

В соответствии со статьей 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (то есть год, следующий за текущим финансовым годом) и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

В соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете ежегодно утверждается объем финансирования переданных полномочий в области лесных отношений на текущий финансовый год и плановый период.

Пунктом 4 статьи 85 БК РФ, установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектом Российской Федерации.

Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Департаменту лесного хозяйства Приморского края на 2017 год на исполнение переданных полномочий Российской

Федерации в области лесных отношений утвержден объем финансирования за счет средств субвенций из федерального бюджета в размере 370 278 900 руб. (копия уведомления от 09 января 2017 № 000002/20/2910551).

Согласно пункту 4 статьи 133 БК РФ, субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между всеми субъектами Российской Федерации по единой для соответствующего вида субвенций методике.

В соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 838 определена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной (далее - Методика распределения субвенций, утвержденная постановлением № 838) согласно которой Федеральное агентство лесного хозяйства как главный распорядитель средств федерального бюджета лишь доводит до органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений субвенции из федерального бюджета на осуществление отдельных переданных полномочий в области лесных отношений в рамках выделенного объема финансирования.

Федеральное агентство лесного хозяйства как главный распорядитель доводит до органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений субвенции из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений. Субъект Российской Федерации в рамках федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно определяет и согласовывает с Рослесхозом направления использования средств субвенций.

Следовательно, расчет субвенций по каждому субъекту не предполагает определение конкретных мероприятий, а определяет объем финансирования в целом по субъекту Российской Федерации, поскольку средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются субъекту Российской Федерации в области лесных отношений на весь комплекс переданных полномочий, включая мероприятия по охране лесов от пожаров.

Таким образом, Рослесхоз передает субъектам Российской Федерации ровно столько выделенных денежных средств на указанные цели, сколько выделено из федерального бюджета на осуществление отдельных переданных полномочий в пределах, утвержденных в соответствии Методикой распределения субвенций, утвержденной постановлением № 838.

В соответствии с Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837 субъект Российской Федерации в рамках доведенных объемов в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно определяет направления использования средств субвенций исходя из природно-климатических особенностей ведения лесного хозяйства в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил расходования и учета средств, утвержденных постановлением № 837, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, предусмотренные перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Федеральным агентством лесного хозяйства.

Учитывая, что расчет субвенций по каждому субъекту Российской Федерации предполагает определение общего объема финансирования затрат на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений, объем финансирования конкретного мероприятия определяется Департаментом самостоятельно в рамках расходования средств на переданные полномочия в области лесных отношений.

Таким образом, Департамент самостоятельно определяет и согласовывает на очередной финансовый год и плановый период направления расходования средств субвенций, исходя из выполнения целевых прогнозных показателей и необходимого объема мероприятий, определенных лесным планом субъекта Российской Федерации, и качественного исполнения переданных полномочий.

Так, на основании Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ обеспечено финансирование отдельных переданных полномочий в области лесных отношений, в том числе полномочий по охране и защите лесов (включая тушение лесных пожаров), в лесном фонде Приморского края на 2017 год, посредством предоставления средств размере 370 278 900 руб. (копия уведомления от 09 января 2017 № 000002/20/2910551).

В соответствии с пунктом 7.3 Правил расходования и учета средств, утвержденных постановлением № 837, из нераспределенного резерва средств субвенций в 2017 году было дополнительно выделено 31 468 122 руб., что подтверждается уведомлением от 19.06.2017 № 000033\20\2910551, от 20.12.2017 №000085\20\2910551.

Также необходимо отметить, что Федеральным законом от 03.07.2018 № 193-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрено увеличение объема финансирования субъектам Российской Федерации, в которых сложились кредиторские задолженности по тушению лесных пожаров 2017 года, в целях ее частичного погашения за счет средств субвенций федерального бюджета. Предусмотренное увеличение по Приморскому краю составляет - 10 900 000 руб., в подтверждение чего представлено уведомление от 06.07.2018 № 050-2018-2-008/001.

Выделение средств федерального бюджета субъекту Российской Федерации в ином порядке законодательством Российской Федерации запрещено. Нарушение установленного статьей 15.14, 15.15.3 Федерального закона от 06.12.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» порядка финансирования влечет ответственность в соответствии с главой 15 КоАП РФ и статьями 306.4, 306.8 БК РФ.

Статьей 78.1 БК РФ установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

После поступления субвенций на осуществление переданных полномочий из федерального бюджета указанный средства поступают в бюджет субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления субсидий бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации согласно статье 78.1 БК РФ.

Следовательно, Федеральное агентство лесного хозяйства лишь фактически доводит до указанных органов утвержденный действующим законодательством объем субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и не доводит денежные средства в виде субсидий автономным учреждениям, подведомственным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно 1071 ГК РФ, в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, финансовых рынков, бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Согласно пункту 4 статьи 85 БК РФ, в случае если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 5.4.17, 5.4.31 и 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства», Рослесхоз осуществляет контроль за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, в пределах своей компетенции; осуществляет контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.

Тогда как, порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации определяется Департаментом лесного хозяйства Приморского края.

Учитывая вышеизложенные, а также согласованное сторонами условие в п.4.7 договора, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о доказанности факта оказания истцом услуг и принятия их ответчиком, стоимость которых составила 29 798 933 рубля 29 копеек.

Вместе с тем, ответчик в нарушение статье 65 АПК РФ не представил суду доказательств оплаты задолженности по оплате оказанных услуг по договору от 30.10.2017 №63/10.

Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства оплаты истцу оказанных услуг в размере 29 798 933 рубля 29 копеек, требование истцу обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Что касается требования истца о взыскании договорной неустойки в сумме 1 785 949 рублей 29 копеек за период с 30.12.2017 по 03.09ю.2018, то суд установил следующее.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 329 ГК РПФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Неустойкой (штрафом, пени) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 Кодекса).

В пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума ВС РФ № 7) разъяснено, что на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).

По смыслу статьи 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).

Из материалов дела усматривается, что требование истца о взыскании с ответчика неустойки основано на положениях пункта 8.6 договора, согласно которому пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Договор срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

Анализ имеющегося в материалах дела расчета суммы договорной неустойки показывает, что предъявленная ко взысканию в рамках настоящего спора неустойка в сумме 1 785 949 рублей 40 копеек начислена за период с 30.12.2017 по 03.09.2018.

Поскольку ответчик в нарушение закона и условий договора не исполнил обязательство по своевременной оплате оказанных услуг, истец правомерно требует взыскания неустойки.

Проверив расчет истца, суд считает его ошибочным в части определения начала периода начисления неустойки.

При этом судом учтено, что в соответствии с Положением ЦБ РФ "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" от 26.03.2007 N 302-П операционный (банковский) день представляет собой часть рабочего дня, под которым понимаются календарные дни, кроме установленных федеральными законами выходных и праздничных дней, а также выходных дней, перенесенных на рабочие дни решением Правительства Российской Федерации. Исходя из данного толкования, в срок, установленный в банковских днях, не включаются выходные и праздничные дни.

Так, согласно материалам дела, расчет неустойки произведен истцом исходя из положений п.8.5 договора, по день завершения рассмотрения спора по существу с вынесением решения, то есть за период с 30.12.2017 по 03.09.2018, что является методологически неверно, поскольку 30.12.2017 является выходным днем, в связи с чем период просрочки надлежит считать с 09.01.2018 по 03.09.2018.

С учетом изложенного, руководствуясь положениями вышеприведенных правовых норм, судом выполнен самостоятельный расчет неустойки за период с 09.01.2018 по 03.09.2018, с применением ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент вынесения решения 7,25 %, в соответствии с которым размер неустойки составил 1 713 935 рублей 31 копейку.

При этом суд считает необоснованным ходатайство ответчика о снижении неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ в силу следующего.

Исходя из положений ГК РФ, законодатель придает неустойке три нормативно-правовых значения: как способ защиты гражданских прав; как способ обеспечения исполнения обязательств; как мера имущественной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Право снижения размера неустойки как имущественной ответственности предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств. Вместе с тем решение суда о снижении неустойки не может быть произвольным.

По общему правилу, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении. Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды (пункты 1, 2 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 333 ГК РФ, суд наделен правом уменьшить неустойку, если установит, что подлежащая неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. При этом если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды (пункт 2 статьи 333 ГК РФ).

Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается, в связи с чем ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства (пункт 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»). Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.

Заявляя ходатайство о применении статьи 333 ГК РФ, лицо должно представить доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства

Поскольку ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, суд не установил оснований для применения статьи 333 ГК.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 Постановления от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» указал, что при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).

Неисполнение должником обязательства позволяет ему пользоваться чужими денежными средствами. Между тем никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.

Применение такой меры как взыскание договорной неустойки носит компенсационно-превентивный характер и позволяет не только возместить стороне договора (арендодателю) убытки, возникшие в результате просрочки исполнения обязательства, но и удержать контрагента от неисполнения (просрочки исполнения) обязательства в будущем.

Условие о договорной неустойке определено, в силу положений статьи 421 ГК РФ, по свободному усмотрению сторон. При подписании договора и принятии на себя взаимных обязательств у сторон не возникало споров по поводу размера неустойки. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.

Заключая договор аренды, ответчик согласился с условиями пункта 8.6 договора, предусматривающего ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств.

Определив соответствующий размер договорной неустойки, ответчик тем самым принял на себя риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с возможностью применения истцом мер договорной ответственности.

Применение статьи 333 ГК РФ является правом, но не обязанностью суда, реализуемым при наличии достаточности доказательств несоразмерности заявленного требования.

На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении ходатайство ответчика о снижении размера санкции в соответствии со ст.333 ГК РФ.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения "Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов" в пользу краевого государственного специализированного автономного учреждения "Дальневосточная база авиационной охраны лесов" 31 512 868 (тридцать один миллион пятьсот двенадцать тысяч восемьсот шестьдесят восемь) рублей 60 копеек задолженности, в том числе 29 798 933,29 рублей – основного долга, 1 713 935,31 рублей – неустойки, а также 180 564 (сто восемьдесят тысяч пятьсот шестьдесят четыре) рубля госпошлины по иску.

В остальной части иска отказать.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Чугаева И.С.