ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-19325/2023 от 07.12.2023 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                                                  Дело № А51-19325/2023

07 декабря 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2023 года .

Полный текст решения изготовлен декабря 2023 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Фокиной А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Савельевым А.Н., 

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Владивостокской таможни (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 15.04.2005)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 03.08.2009)

о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решений о приеме имущества, обращенного в федеральную собственность, сведения о котором направлены уведомлениями от 28.03.2023 № 101, от 14.02.2023 № 38, от 15.02.2021 № 71, от 22.07.2022 № 250, от 28.12.2021 № 434, от 05.10.2022 № 407, от 20.02.2023 № 44, от 27.07.2022 № 282, от 13.04.2023 № 144, от 09.08.2022 № 309, от 13.04.2023 № 136, от 05.10.2022 № 408, от 12.04.2023 № 129, от 13.04.2023 № 134, от 14.03.2023 № 62, от 16.06.2022 № 212, от 26.05.2022 № 181, от 28.12.2021 № 435, от 11.05.2023 № 219, от 05.08.2023 № 299, от 12.08.2022 № 321, от 08.08.2022 № 302, от 01.09.2022 № 345, от 17.10.2022 № 142, от 15.06.2023 № 5-30, от 20.04.2023 № 159, от 24.04.2023 № 175, от 15.06.2023 № 232, от 19.06.2023 № 5-10, от 13.03.2023 № 56, от 20.04.2023 № 160, от 26.10.2022 № 469, от 15.06.2023 № 5-76, от 08.11.2022 № 476, от 24.04.2023 № 184,

при участии в заседании: стороны не явились, извещены,

установил:

Владивостокская таможня (далее – заявитель, таможня, таможенный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее – ТУ Росимущества,Теруправление, ТУ ФАУГИ) и просит суд признать незаконным бездействие, выразившегося в непринятии решений о приеме имущества, обращенного в федеральную собственность, сведения о котором направленыуведомлениями от 28.03.2023 № 101, от 14.02.2023 № 38, от 15.02.2021 № 71, от 22.07.2022 № 250, от 28.12.2021 № 434, от 05.10.2022 № 407, от 20.02.2023 № 44, от 27.07.2022 № 282, от 13.04.2023 № 144, от 09.08.2022 № 309, от 13.04.2023 № 136, от 05.10.2022 № 408, от 12.04.2023 № 129, от 13.04.2023 № 134, от 14.03.2023 № 62, от 16.06.2022 № 212, от 26.05.2022 № 181, от 28.12.2021 № 435, от 11.05.2023 № 219, от 05.08.2023 № 299, от 12.08.2022 № 321, от 08.08.2022 № 302, от 01.09.2022 № 345, от 17.10.2022 № 142, от 15.06.2023 № 5-30, от 20.04.2023 № 159, от 24.04.2023 № 175, от 15.06.2023 № 232, от 19.06.2023 № 5-10, от 13.03.2023 № 56, от 20.04.2023 № 160, от 26.10.2022 № 469, от 15.06.2023 № 5-76, от 08.11.2022 № 476, от 24.04.2023 № 184.

Стороны, извещённые надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие, что не препятствует суду в порядке части 3 статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Таможенный орган в обоснование заявленных требований указал, что по истечении срока, установленного частью 9 статьи 320 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Теруправлением не исполнена обязанность по принятию от таможенного органа и вывозу задержанного товара для учета, оценки и распоряжения; в то же время бездействие Теруправления затрудняет осуществление функций и задач, возложенных на таможенные органы, в том числе, препятствует размещению иных задержанных товаров.

Теруправление по заявленным требованиям возразило в письменном отзыве, полагая, что само по себе несоблюдение срока рассмотрения уведомления таможни об истечении срока хранения задержанных товаров не является достаточным основанием для признания бездействия ТУ ФАУГИ незаконным, указывает, что в соответствии с нормативно-правовыми актами и регламентами провело определенную работу в данном направлении.

Из материалов дела и пояснений сторон судом установлено, что вступившим в законную силу 07.11.2022 постановлением Ленинского районного суда г. Владивостока по делу № 5-896/2022, общество с ограниченной ответственностью «БалтКарголайн» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК АО «Дальзавод-Терминал» по адресу: <...>. Товар, явившийся предметом административного правонарушения, подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда г. Владивостока от 03.10.2022 по делу № 5-874/2022 общество с ограниченной ответственностью «ТОРЕС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК АО «Пасифик Лоджистик» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 19.08.2020 по делу № 5-1857/2020 общество с ограниченной ответственностью «Нитра» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на склад ООО «Сенк ДВ» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 04.04.2022 по делу № 5-260/2022 общество с ограниченной ответственностью «Автоцентр» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК ОАО «ВМРП» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 31.08.2021 по делу № 5-1907/21 общество с ограниченной ответственностью «ОФОРТА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК ОАО «ВМРП» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу заочным решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 07.07.2022 по делу № 2-2631/2022 товар, ввезеный по коносаменту от 27.04.2022 №R2704024 был признан бесхозным и обращен в федеральную собственность. Указанный товар был помещен на ответственное хранение на СВХ ООО «Владивостокский автомобильный терминал» по адресу: <...>. Обращенный в федеральную собственность товар готов к передаче в ТУ Росимущества.

Вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда г. Владивостока от 04.10.2022 по делу № 5-861/2022 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ООО «Карго-Владивосток» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 29.11.2021 по делу № 5-2512/21 общество с ограниченной ответственностью «ДЖАПАН-СЭНКОМ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК ОАО «ВМРП» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда г. Владивостока от 06.12.2022 по делу № 5-1001/2022 общество с ограниченной ответственностью «АТЛАНТА-ДВ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК ОАО «ВМРП» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 19.05.2022 по делу № 5-1005/2022 общество с ограниченной ответственностью «РСТК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК АО «Дальзавод-Терминал» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда г. Владивостока от 15.12.2022 по делу № 5-1043/2022 общество с ограниченной ответственностью «ЕЛТРАНС+» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение ООО «КЕС» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу заочным решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 05.07.2022 по делу № 2-2500/2022 товар, ввезеный по коносаменту от 19.04.2022 №R1904163 был признан бесхозным и обращен в федеральную собственность. Указанный товар был помещен на ответственное хранение на СВХ ООО «Владивостокский автомобильный терминал» по адресу: <...>. Обращенный в федеральную собственность товар готов к передаче в ТУ Росимущества.

Вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда г. Владивостока от 08.12.2022 по делу № 2-981/2022 общество с ограниченной ответственностью «Таможенный портал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение в камеру вещественных доказательств Владивостокской таможни по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда г. Владивостока от 06.09.2022 по делу № 5-701/2022 общество с ограниченной ответственностью «Альфа-импорт ВЛ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на склад ООО «Сенк ДВ» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда г. Владивостока от 06.12.2022 по делу № 5-960/2022 общество с ограниченной ответственностью «РСТК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК АО «Дальзавод-Терминал» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 15.03.2022 по делу № 2-1167/2022 товар, ввезеный по коносаменту от 22.12.2021.2022 №KXVD121AJ668 был признан бесхозным и обращен в федеральную собственность. Указанный товар был помещен на ответственное хранение на СВХ ООО «Владивостокский автомобильный терминал» по адресу: <...>. Обращенный в федеральную собственность товар готов к передаче в ТУ Росимущества.

Вступившим в законную силу постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 19.01.2022 по делу № 2-2878/2022 общество с ограниченной ответственностью «ВостокДекларантСервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК ОАО «ВМРП» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 08.07.2021 по делу № 2-1375/2021 общество с ограниченной ответственностью «М-Групп» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК ОАО «ВМРП» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда г. Владивостока от 18.01.2023 по делу № 2-22/2023 ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение в камеру вещественных доказательств Владивостокской таможни по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 19.05.2022 по делу № 5-1004/2022 ИП ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК ОАО «ВМРП Первомайский» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 21.03.2022 по делу № 5-628/2022 Пак Ю.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ООО «Карго-Владивосток» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28.03.2022 по делу № 5-468/2022 общество с ограниченной ответственностью «Пасифик Глобал Групп» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК ОАО «ВМРП» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 16.03.2022 по делу № 5-492/2022 ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение ООО «Аэро-Груз» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 24.06.2022 по делу № 5-1167/2022 ФИО5 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение ООО «Аэро-Груз» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда г. Владивостока от 01.02.2022 по делу № 5-30/2023 общество с ограниченной ответственностью «РСТК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК АО «Дальзавод-Терминал» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда г. Владивостока от 28.09.2022 по делу № 5-816/2022 общество с ограниченной ответственностью «БалтКарголайн» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК АО «Дальзавод-Терминал» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда г. Владивостока от 07.12.2022 по делу № 5-1033/2022 общество с ограниченной ответственностью «БалтКарголайн» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК АО «Дальзавод-Терминал» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда г. Владивостока от 08.01.2023 по делу № 5-24/2023 общество с ограниченной ответственностью «БалтКарголайн» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК АО «Дальзавод-Терминал» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда г. Владивостока от 12.01.2023 по делу № 5-10/2023 общество с ограниченной ответственностью «БалтКарголайн» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК АО «Дальзавод-Терминал» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28.09.2022 по делу № 5-836/22 общество с ограниченной ответственностью «БалтКарголайн» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК АО «Дальзавод-Терминал» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 04.10.2022 по делу № 5-856/2022 общество с ограниченной ответственностью «БалтКарголайн» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК АО «Дальзавод-Терминал» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 08.08.2022 по делу № 5-660/2022 общество с ограниченной ответственностью «БалтКарголайн» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК АО «Дальзавод-Терминал» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда г. Владивостока от 21.02.2023 по делу № 5-76/2023 общество с ограниченной ответственностью «РСТК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК АО «Дальзавод-Терминал» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 23.06.2022 по делу № 5-1148/22 общество с ограниченной ответственностью «БалтКарголайн» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК АО «Дальзавод-Терминал» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

Вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда г. Владивостока от 16.09.2022 по делу № 5-699/2022 общество с ограниченной ответственностью «БалтКарголайн» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 КоАП РФ. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был помещен на ответственное хранение на ПЗТК АО «Дальзавод-Терминал» по адресу: <...>, и подлежит конфискации.

В рамках Соглашения от 22.11.2019 № 01-69/0024/01-12/98 о
порядке и условиях взаимодействия ФТС России и ФАУГИ при передаче
имущества, обращенного в собственность государства, а также вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, заключенного ФТС России и ФАУГИ, и Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 № 1238 «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства», Владивостокской таможней в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае были направлены уведомления о готовности к передаче имущества, обращенного в федеральную собственность (с приложением надлежащего комплекта документов), от 15.02.2021 № 71, от 28.12.2021 № 434, от 28.12.2021 № 435, от 26.05.2022 № 181, от 16.06.2022 № 212, от 22.07.2022 № 250, от 27.07.2022 № 282, от 08.08.2022 № 302, от 09.08.2022 № 309, от 12.08.2022 № 321, от 01.09.2022 № 345, от 05.10.2022 № 407, от 05.10.2022 № 408, от 17.10.2022 № 142, от 26.10.2022 № 469, от 08.11.2022 № 476, от 14.02.2023 № 38, от 20.02.2023 № 44, от 13.03.2023 № 56, от 14.03.2023 № 62, от 28.03.2023 № 101, от 12.04.2023 № 129, от 13.04.2023 № 134, от 13.04.2023 № 136, от 13.04.2023 № 144, от 20.04.2023 № 159, от 20.04.2023 № 160, от 24.04.2023 № 175, от 24.04.2023 № 184, от 11.05.2023 № 219, от 15.06.2023 № 232, от 15.06.2023 № 5-30, от 15.06.2023 № 5-76, от 19.06.2023 № 5-10, от 05.08.2023 № 299.

Поскольку в 10-дневный срок со дня получения указанных уведомлений Теруправление не проинформировало таможню об уполномоченном лице, которому предоставлено право принять у таможенного органа указанное в уведомлении имущество, не приняло и не вывезло данное имущество для дальнейшего распоряжения, Владивостокская таможня обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о признании незаконным бездействия в данной части.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.

По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с частями 11, 12 статьи 317 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №289-ФЗ) таможенные органы осуществляют хранение задержанных товаров, не являющихся предметами административного правонарушения или преступления, либо товаров, являющихся предметами административного правонарушения или преступления, но не изъятых либо не арестованных в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении, в течение тридцати календарных дней со дня их задержания, за исключением товаров, которые подвергаются быстрой порче и срок хранения которых не может превышать двадцать четыре часа с момента задержания.

По истечении указанных сроков невостребованные задержанные товары, не являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, либо товары, являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, но не изъятые либо не арестованные в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении, подлежат реализации или уничтожению в соответствии со статьей 320 данного закона.

В силу положений статьи 320 названного закона товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 ТК ЕАЭС, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 Кодекса Союза, подлежат реализации, если иное не установлено статьей 382 Кодекса Союза.

Распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со статьей 317 Закона № 289-ФЗ, осуществляется путем их реализации, переработки (утилизации) или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на учет, организацию проведения оценки, реализации, переработки (утилизации), уничтожения задержанных товаров, за исключением случаев, если полномочия по распоряжению указанными товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) указами Президента Российской Федерации либо актами Правительства Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти в отношении отдельных категорий товаров, для которых введены ограничения оборотоспособности или к обороту которых законодательством Российской Федерации предусмотрены специальные требования.

Таможенный орган, осуществивший задержание товаров, не позднее дня, следующего за днем истечения срока хранения задержанных товаров, предусмотренного частью 11 статьи 317 указанного закона, составляет акт об истечении срока хранения таких товаров в двух экземплярах.

Данный акт является основанием для распоряжения задержанными товарами в соответствии с настоящей статьей.

Таможенный орган, осуществивший задержание товаров, определяет размер таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении задержанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на день их задержания.

Таможенный орган, осуществивший задержание товаров, не позднее трех рабочих дней со дня истечении срока хранения задержанных товаров уведомляет уполномоченный орган об истечении срока их хранения, о месте нахождения товаров, об их количестве и о других характеристиках, необходимых уполномоченному органу для организации принятия и вывоза товаров, с приложением копии протокола задержания, а также произведенного согласно части 8 настоящей статьи расчета. В случае, если задержанные товары являются скоропортящимися, уведомление направляется в день задержания товаров, в том числе возможными средствами оперативной связи, включая передачу информации в электронном виде, с указанием, что эти товары являются скоропортящимися. Об истечении срока хранения задержанных товаров таможенный орган также уведомляет соответственно декларанта товаров, их собственника либо иного законного владельца, если эти лица установлены.

Таможенный орган, осуществивший задержание товаров, передает такие товары по акту приема-передачи уполномоченному органу, который подписывается должностным лицом таможенного органа, осуществившего задержание товаров, уполномоченным лицом уполномоченного органа, а также лицом, осуществлявшим хранение задержанных товаров.

Уполномоченный орган либо его представитель принимает от таможенного органа и вывозит задержанные товары для учета, оценки и распоряжения не позднее десяти рабочих дней после дня получения уведомления таможенного органа. Таможенный орган, задержавший товары, вправе продлить срок принятия и вывоза товаров по мотивированному обращению уполномоченного органа, но не более чем на один месяц.

В целях обеспечения своевременности и полноты перечисления в федеральный бюджет причитающихся денежных средств реализация задержанных товаров осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в возможно короткий срок, но не позднее трех месяцев со дня подписания акта приема-передачи.

В соответствии с Положением о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее – Положение), в действующей редакции, органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию, уничтожения или переработки (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности (Росимущество).

Согласно пункту 5.35 Положения к полномочиям Росимущества в установленной сфере деятельности относится прием в установленном порядке имущества, обращенного в собственность Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.5 (2) указанного Положения Росимущество в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле осуществляет:

-учет переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;

-организацию проведения оценки переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;

-организацию реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;

-уничтожение либо переработку (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, в том числе организацию уничтожения либо переработки (утилизации) таких товаров.

Таким образом, приведенные нормативные правовые акты регламентируют согласованные действия таможенного органа и Росимущества по приему-передаче задержанных и невостребованных товаров, срок задержания которых истек.

Материалами дела подтверждается, что Владивостокской таможней в адрес Теруправления были подготовлены и направлены уведомления от 15.02.2021 № 71, от 28.12.2021 № 434, от 28.12.2021 № 435, от 26.05.2022 № 181, от 16.06.2022 № 212, от 22.07.2022 № 250, от 27.07.2022 № 282, от 08.08.2022 № 302, от 09.08.2022 № 309, от 12.08.2022 № 321, от 01.09.2022 № 345, от 05.10.2022 № 407, от 05.10.2022 № 408, от 17.10.2022 № 142, от 26.10.2022 № 469, от 08.11.2022 № 476, от 14.02.2023 № 38, от 20.02.2023 № 44, от 13.03.2023 № 56, от 14.03.2023 № 62, от 28.03.2023 № 101, от 12.04.2023 № 129, от 13.04.2023 № 134, от 13.04.2023 № 136, от 13.04.2023 № 144, от 20.04.2023 № 159, от 20.04.2023 № 160, от 24.04.2023 № 175, от 24.04.2023 № 184, от 11.05.2023 № 219, от 15.06.2023 № 232, от 15.06.2023 № 5-30, от 15.06.2023 № 5-76, от 19.06.2023 № 5-10, от 05.08.2023 № 299 о готовности к передаче имущества, обращенного в федеральную собственность.

Между тем, к моменту обращения таможни в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением срок принятия имущества по данным уведомлениям истек, однако доказательства принятия Теруправлением каких-либо действий по принятию и вывозу конфискованных товаров или продлению соответствующего срока в дело не представлены.

ТУ ФАУГИ в обоснование довода о проведении определенной работы по принятию имущества не представлены доказательства принятия мер к организации процесса принятия и вывоза товаров в целом, не подтверждены совершение им действий по рассмотрению конкретных уведомлений таможни от 15.02.2021 № 71, от 28.12.2021 № 434, от 28.12.2021 № 435, от 26.05.2022 № 181, от 16.06.2022 № 212, от 22.07.2022 № 250, от 27.07.2022 № 282, от 08.08.2022 № 302, от 09.08.2022 № 309, от 12.08.2022 № 321, от 01.09.2022 № 345, от 05.10.2022 № 407, от 05.10.2022 № 408, от 17.10.2022 № 142, от 26.10.2022 № 469, от 08.11.2022 № 476, от 14.02.2023 № 38, от 20.02.2023 № 44, от 13.03.2023 № 56, от 14.03.2023 № 62, от 28.03.2023 № 101, от 12.04.2023 № 129, от 13.04.2023 № 134, от 13.04.2023 № 136, от 13.04.2023 № 144, от 20.04.2023 № 159, от 20.04.2023 № 160, от 24.04.2023 № 175, от 24.04.2023 № 184, от 11.05.2023 № 219, от 15.06.2023 № 232, от 15.06.2023 № 5-30, от 15.06.2023 № 5-76, от 19.06.2023 № 5-10, от 05.08.2023 № 299. Несмотря на предложение суда, акты приема-передачи спорного имущества ТУ ФАУГИ не представлены.

Кроме того, согласно части 12 статьи 320 Закона № 289-ФЗ в целях обеспечения своевременности и полноты перечисления в федеральный бюджет причитающихся денежных средств реализация задержанных товаров осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в возможно короткий срок, но не позднее трех месяцев со дня подписания акта приема-передачи.

Таким образом, надлежащее исполнение Теруправлением соответствующих обязанностей заключается не только в заключении государственного контракта, но и в осуществлении надлежащего контроля за его исполнением. Публично-правовая обязанность, возложенная на уполномоченный орган, будет считаться выполненной после фактического достижения требуемого правового результата - принятия имущества уполномоченным органом от таможни и его реализации.

Учитывая изложенное, суд поддерживает обоснованный вывод таможни о том, что в рассматриваемом случае имело место незаконное бездействие Теруправления, нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, в связи с чем заявленные требования удовлетворяет.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Соответственно, в случае признания судом ненормативного правового акта или решения недействительным, а действий (бездействия) незаконными судом в соответствии с вышеприведенными законоположениями в резолютивной части решения в обязательном порядке должно быть указано на применение восстановительной меры.

Суд считает, что применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора устранение нарушения прав и законных интересов возможно только в результате фактического принятия Теруправлением товаров, обращенных в федеральную собственность, сведения о котором направлены уведомлениями от 15.02.2021 № 71, от 28.12.2021 № 434, от 28.12.2021 № 435, от 26.05.2022 № 181, от 16.06.2022 № 212, от 22.07.2022 № 250, от 27.07.2022 № 282, от 08.08.2022 № 302, от 09.08.2022 № 309, от 12.08.2022 № 321, от 01.09.2022 № 345, от 05.10.2022 № 407, от 05.10.2022 № 408, от 17.10.2022 № 142, от 26.10.2022 № 469, от 08.11.2022 № 476, от 14.02.2023 № 38, от 20.02.2023 № 44, от 13.03.2023 № 56, от 14.03.2023 № 62, от 28.03.2023 № 101, от 12.04.2023 № 129, от 13.04.2023 № 134, от 13.04.2023 № 136, от 13.04.2023 № 144, от 20.04.2023 № 159, от 20.04.2023 № 160, от 24.04.2023 № 175, от 24.04.2023 № 184, от 11.05.2023 № 219, от 15.06.2023 № 232, от 15.06.2023 № 5-30, от 15.06.2023 № 5-76, от 19.06.2023 № 5-10, от 05.08.2023 № 299, для дальнейшего распоряжения ими в порядке и сроки, предусмотренные статьей 320 Закона №289-ФЗ.

Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации участники процесса освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, выразившегося в непринятии решений о приеме имущества, обращенного в федеральную собственность, сведения о котором направлены уведомлениями от 28.03.2023 № 101, от 14.02.2023 № 38, от 15.02.2021 № 71, от 22.07.2022 № 250, от 28.12.2021 № 434, от 05.10.2022 № 407, от 20.02.2023 № 44, от 27.07.2022 № 282, от 13.04.2023 № 144, от 09.08.2022 № 309, от 13.04.2023 № 136, от 05.10.2022 № 408, от 12.04.2023 № 129, от 13.04.2023 № 134, от 14.03.2023 № 62, от 16.06.2022 № 212, от 26.05.2022 № 181, от 28.12.2021 № 435, от 11.05.2023 № 219, от 05.08.2023 № 299, от 12.08.2022 № 321, от 08.08.2022 № 302, от 01.09.2022 № 345, от 17.10.2022 № 142, от 15.06.2023 № 5-30, от 20.04.2023 № 159, от 24.04.2023 № 175, от 15.06.2023 № 232, от 19.06.2023 № 5-10, от 13.03.2023 № 56, от 20.04.2023 № 160, от 26.10.2022 № 469, от 15.06.2023 № 5-76, от 08.11.2022 № 476, от 24.04.2023 № 184, как несоответствующее Федеральному закону от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В данной части решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае осуществить приём от таможенного органа задержанных товаров, сведения о которых направлены уведомлениями от 28.03.2023 № 101, от 14.02.2023 № 38, от 15.02.2021 № 71, от 22.07.2022 № 250, от 28.12.2021 № 434, от 05.10.2022 № 407, от 20.02.2023 № 44, от 27.07.2022 № 282, от 13.04.2023 № 144, от 09.08.2022 № 309, от 13.04.2023 № 136, от 05.10.2022 № 408, от 12.04.2023 № 129, от 13.04.2023 № 134, от 14.03.2023 № 62, от 16.06.2022 № 212, от 26.05.2022 № 181, от 28.12.2021 № 435, от 11.05.2023 № 219, от 05.08.2023 № 299, от 12.08.2022 № 321, от 08.08.2022 № 302, от 01.09.2022 № 345, от 17.10.2022 № 142, от 15.06.2023 № 5-30, от 20.04.2023 № 159, от 24.04.2023 № 175, от 15.06.2023 № 232, от 19.06.2023 № 5-10, от 13.03.2023 № 56, от 20.04.2023 № 160, от 26.10.2022 № 469, от 15.06.2023 № 5-76, от 08.11.2022 № 476, от 24.04.2023 № 184, для дальнейшего распоряжения ими в порядке, предусмотренном Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 № 1238.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

  Судья                                                                                                  Фокина А.А.