АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-20227/2009
30 июля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 30 июля 2010 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Гарбуз В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания С.А. Шульпиной,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Уссурийску городскому округу Приморского края
к Учреждению культуры «Уссурийский государственный комплекс-цирк-зооцирк», Федеральному агентству по управлению госимуществом Приморского края
о взыскании 161 404,78 рублей
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 (служебное удостоверение № 904) по доверенности № 9 от 05.05.2010 на один год;
от Учреждения: не явились;
от Агентства: не явились.
установил: Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края (далее – заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с Учреждения культуры «Уссурийский государственный комплекс-цирк-зооцирк» (далее – ответчик, страхователь, Учреждение) пени, начисленные на сумму страховых взносов, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 144000,05 рублей, пени, начисленные на сумму страховых взносов, зачисляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 17404,73 рублей.
В судебном заседании 27 мая 2010 года, Пенсионный фонд заявил ходатайство о привлечении Федерального агентства по управлению госимуществом в качестве субсидиарного ответчика.
Заявленное ходатайство было рассмотрено судом и удовлетворено, в связи с чем вынесено определение от 27 мая 2010 года о привлечении указанной организации в качестве второго ответчика.
Учреждение культуры «Уссурийский государственный комплекс-цирк-зооцирк» 16 июля 2010 года обратилось с заявлением о взыскании судебных расходов в сумме 34 000 рублей.
Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании поддержал заявленные требования, изложенные в заявлении, считает, что у страхователя существует обязанность по уплате пени в сумме 161 404,78 рублей.
Против требований о взыскании судебных расходов возражает, по основаниям, изложенным в возражениях.
Заявитель считает, что Пенсионный фонд РФ является государственным органом, осуществляющим властные функции по государственному управлению средствами пенсионного страхования и назначению и выплате пенсий.
Средства Пенсионного фонда имеют целевое назначение и направляются на выплату государственных и трудовых пенсий и изъятию не подлежат.
Представители ответчиков, надлежащим образом извещённых о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Ходатайством от 16 июля 2010 года Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае просит суд рассмотреть дело в отсутствии его представителя.
Суд, руководствуясь статьями 123, 156 АПК РФ, рассматривает дело в отсутствии не явившихся сторон.
Из материалов дела судом установлено следующее.
Пенсионный Фонд после получения от налогового органа декларации за 2008 год рассчитал пени, в связи с чем, направил в адрес Учреждения требование № 298 по состоянию на 15 июня 2009 года, согласно которому ответчик обязан уплатить задолженность по пене в сумме 161404,78 рублей в срок до 03 июля 2009 года.
Поскольку данное требование не было исполнено Учреждением, Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика задолженность по пене в сумме 161404,78 рублей.
21 декабря 2009 года Арбитражный суд Приморского края вынес определение об оставлении заявления Пенсионного фонда без рассмотрения, по причине того, что Учреждение находится в стадии ликвидации.
Не согласившись с указанным определением заявитель обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением, вынесенным 10 марта 2010 года, определение Арбитражного суда Приморского края от 21 декабря 2009 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, представленные сторонами доказательства, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении юридических лиц пятьдесят тысяч рублей взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (пункт 4 статьи 25 Федерального закона № 167-ФЗ).
В силу статьи 2 Федерального закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Порядок исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, юридическим лицом, находящимся в стадии ликвидации данным Федеральным законом № 167-ФЗ не предусмотрен, поэтому применению подлежат соответствующие положения Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено материалами настоящего ответчик находится в стадии ликвидации с 03.11.2006 согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2006 № 453, на основании которого издан Приказ от 03.11.2006 № 622 «О ликвидации учреждения культуры «Уссурийский государственный комплекс – цирк-зооцирк».
Сведения о ликвидации ответчика и назначении ликвидатора включены налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц, о чём выдано свидетельство серии 25 № 002747026 «О внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения о ликвидации юридического лица» и свидетельство «О внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора» серии 25 № 002756319.
Кроме того, 24 ноября 2009 № 815 утверждён промежуточный ликвидационный баланс.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
В пункте 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
На основании пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды погашается в третью очередь.
В случае отказа ликвидационной комиссией в признании заявленной суммы страховых взносов (пеней) либо уклонения от рассмотрения предъявленного требования органы Пенсионного Фонда Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, не утрачивает права обратиться в суд за взысканием этой суммы до завершения ликвидации организации.
Приведенные положения статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации, в том числе территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, иного порядка и очередности удовлетворения имеющихся требований.
Как следует из материалов дела, на момент обращения Пенсионного фонда в суд (27 октября 2009 года) Учреждение находилось в стадии ликвидации, в установленном законом порядке в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора и утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
Суд установил, что Пенсионным фондом не представлено в материалы дела доказательств отказа ликвидационной комиссии Учреждения от удовлетворения его требований либо уклонения от рассмотрения предъявленного пенсионным органом требования об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Судом неоднократно в ходе судебного разбирательства по настоящему делу предлагалось заявителю заменить ответчика – Государственное Учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Уссурийску городскому округу Приморского края на ликвидационную комиссию.
Однако заявитель отказался от замены ответчика, в связи с чем, суд считает, что требования заявлены к ненадлежащему ответчику и в силу статьи 47 АПК РФ заявленные к нему требования удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Как установлено материалами дела, 27 мая 2010 года в качестве второго ответчика в дело привлечено Федеральное агентство по управлению госимуществом Приморского края.
Суд считает данное агентство также не надлежащим ответчиком в силу следующего.
На основании пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
Согласно п. 6 Положения «О Министерстве культуры Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 г. № 406, к ведению Министерства культуры РФ отнесены организации, находящиеся в ведении Федерального агентства по культуре и кинематографии.
В соответствии с уставом Учреждения, последнее является учреждением культуры.
В соответствии с п. 5.4 вышеназванного Положения, Министерство культуры РФ осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 указанного Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного подведомственным федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям.
Согласно п. 5.13 Положения «О Министерстве культуры Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 г. № 406, Минкультуры осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ собственник имущества Учреждения несёт субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у Учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
Согласно пункту 3 статьи 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого Учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счёт собственника имущества Учреждения.
Из пунктов 1,2,6 статьи 63 ГК РФ следует, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого Учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации Учреждения.
Таким образом, Федеральное агентство по управлению госимуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению госимуществом в Приморском крае не является надлежащим ответчиком и не несёт субсидиарную ответственность по долгам Учреждения.
Исследовав материалы дела, суд считает, что не подлежит удовлетворению и заявление Учреждения культуры «Уссурийский государственный комплекс-цирк-зооцирк» о взыскании с Пенсионного фонда судебных расходов в сумме 34 000 рублей по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам относятся расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
Из системного толкования статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются с другого лица, участвующего в деле, и в тех случаях, когда это лицо освобождено от уплаты государственной пошлины.
Право на возмещение судебных расходов возникает при условии фактического несения стороной затрат, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Из представленных в материалы настоящего дела актов приёма-передачи оказанных юридических услуг, некоторые из названных в них работы не относятся к настоящему делу.
Так, Учреждением представлены акты приёма-передачи оказанных юридических услуг от 25 февраля 2010 года по гражданскому делу № 2-5655/2009 и по делу, рассматриваемому в Арбитражному суде ПК № А51-707/2010, споры по которым не имеют отношения к рассматриваемому делу.
Кроме того, заявителем не представлены доказательства фактически понесённых расходов на оказание Учреждению юридических услуг.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края о взыскании с Учреждения культуры «Уссурийский государственный комплекс-цирк-зооцирк» и Федерального агентства по управлению госимуществом пени в сумме 161 404,78 рублей отказать.
В удовлетворении заявления Учреждения культуры «Уссурийский государственный комплекс-цирк-зооцирк» о взыскании судебных расходов с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края в сумме 34 000 рублей отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Гарбуз В.Ю.