ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-20489/2021 от 06.04.2022 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                              Дело № А51-20489/2021

08 апреля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2022 года .

Полный текст решения изготовлен апреля 2022 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Беспаловой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Намзырай С.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.09.2003)

к  Уссурийской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 24.12.2002)

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 10716000-696/2021,

при участии в судебном заседании: от заявителя – представитель не явился, надлежаще извещен;

от ответчика посредством участия онлайн-заседания – представитель ФИО1 (доверенность от 10.01.2022 № 00037),

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – заявитель, общество, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Уссурийской таможне (далее - ответчик, таможенный орган, административный орган) о признании незаконным и отмене постановление по делу об административном правонарушении № 10716000-696/2021.

Определением суда от 02.12.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ).

Определением суда от 08.02.2022 дело назначено к рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства.

Заявитель в предварительное судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направил, возражений относительно перехода к судебному разбирательству не представил, в связи с чем, предварительное судебное заседание проведено в порядке части 1 статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в отсутствие не явившихся участников процесса, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

При отсутствии возражений сторон, в порядке части 4 статьи 137, частей 3 статьи 156, статьи 210АПК РФ, суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции в отсутствии не явившихся представителей заявителя по имеющимся в деле доказательствам.

В обоснование заявленных требований общество в заявлении указало, что не согласно с выводами таможни,что ОАО «РЖД» должно было принять меры к надлежащему соблюдению и исполнению требований норм таможенного законодательства в части предоставления таможенному органу достоверной отчетности о буквенном коде валюты, однако не сделало этого, поскольку считает, что общество действовало в соответствии с положениями пункта 5 Приложения № 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 № 444 и указало в графе 9 отчета по форме ДО-1 информацию о буквенном коде валюты «USD» только из информации предоставленной таможенным органом.Полагает, что в рассматриваемом случае таможенным органом не установлен и не доказан факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения.

Ответчик представил в материалы дела письменный отзыв, в котором не согласился с требованиями заявителя. Полагает, что доводы заявителя об отсутствии в его деянии вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ, являются несостоятельными и опровергаются материалами дела об административном правонарушении, поскольку при составлении отчетности по форме ДО-1 и предоставлении ее в таможенный орган общество имело возможность проверить сведения о товарах, но не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований таможенного законодательства, и предоставило в таможенный орган недостоверные сведения о коде валюты, указав в графе 9 отчета буквенный код валюты «USD» - доллар США, в то время как в товаросопроводительных документах (отгрузочная спецификация) указана сумма в рублях, что, в свою очередь, образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ. Указал, что оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с учетом всех обстоятельств дела, а также с соблюдением необходимых процессуальных требований и наказание назначено в размере, предусмотренном санкциейвменяемой статьи. Просит в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме.

Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя и представленные доказательства, а также возражения ответчика в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил следующее.

 Железнодорожной станцией Гродеково Дальневосточной железной дороги на временное хранение 05.03.2021 была принята партия товаров, ввезенная на таможенную территорию таможенного союза, по железнодорожной накладной № 13379041 от 23.01.2021 в адрес получателя ООО «Пасифик транс» (Россия, <...>).

Посредством системы электронного взаимодействия Единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС)  лицом, осуществлявшим временное хранение товаров в ином месте временного хранения ОАО «РЖД», агентом по передаче грузов ФИО2 05.03.2021 был подан отчет о принятии товаров на СВХ по форме ДО-1 № 0092128 от 05.03.2021.

В результате проверки сведений, содержащихся в предоставленной отчетности, таможенным органом установлено, что данная форма содержит недостоверные сведения о буквенном коде валюты, поскольку в графу 9 отчета внесен буквенный код валюты «USD», тогда как согласно товарно-сопроводительным документам «отгрузочной спецификации» в графе проставлено значение «стоимость в руб.».

Установив нарушения требований пунктов 1, 2 статьи 18 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения товаров и иные места временного хранения, утвержденного приказом ФТС России от 18.03.2019 № 444, согласно пункта 4 которого, в графе «буквенный код валюты» указывается буквенный код валюты в соответствии с Классификатором валют, утвержденным Решением Комиссии, свидетельствующих о нарушение порядка предоставления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных действующим таможенным законодательством и усмотрев в ходе таможенного контроля в действиях общества признаки, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, должностным лицом таможни возбуждено дело №10716000-696/2021 об административном правонарушении путем составления протокола об административном правонарушении.

Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушенииот 17.11.2021 № 10716000-696/2021, которым ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, частей 6, 7 статьи 210 АПК РФ законность оспариваемого постановления в полном объеме, суд пришел к следующим выводам.

В порядке статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

В статье 30.1 КоАП РФ закреплено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении юридического лица, а реализация такого права осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных АПК РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании части 7 статьи 210 АПК РФ.

Статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, связанные с представлением в таможенный орган отчетности.

Объективную сторону составляют действия (бездействие),  которые выражаются, в том числе в нарушении сроков предоставления соответствующих отчетов в таможенный орган

Субъектом ответственности по статье 16.15 КоАП РФ являются лица, на которых таможенным законодательством возложена обязанность по предоставлению отчетности в таможенные органы.

В соответствии со статьей 13 Федерального Закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности, если они не установлены настоящим Федеральным законом, в том числе лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров.

По правилам пункта 1 статьи 18 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.

Способ представления отчетности, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 2 статьи 18 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 99 ТК ЕАЭС:

1.Местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места, в которых в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи может осуществляться временное хранение товаров (далее - места временного хранения).

2.Временное хранение товаров может осуществляться на территории свободного склада, территории СЭЗ, в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров, а также в иных местах, определенных настоящим Кодексом или законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Порядок ведения и предоставления отчетности в таможенный орган установлен Приказом ФТС России от 18.03.2019 № 444 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности» (далее – Приказ № 444).

Порядком определены формы отчетности, предоставляемые владельцами складов временного хранения (лицами осуществляющими временное хранение товаров в иных местах временного хранения) а также, порядок и сроки ее предоставления, а также отражаемую в ней информацию.

Таможенный пост проверяет полноту и достоверность сведений, указанных в принятых отчетах, и регистрирует их в журнале регистрации документов отчета (пункт 8 Приложения № 5 Приказа № 444).

На основании пункта 2 Приложения № 5 Приказа № 444 владелец СВХ и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 Приложения № 4, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам:

ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение;

ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения);

ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него.

Отчетность по формам ДО-1, ДО-2 и ДО-3 представляется лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка № 444, по структуре и в форматах, определенных альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, разработанным в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФТС России от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2008, регистрационный № 11201), и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного.

В соответствии с пунктом 4 приложения № 1 к приказу ФТС России № 444 для помещения товаров на временное хранение уполномоченное лицо представляет таможенному посту, в регионе деятельности которого планируется временное хранение указанных товаров (далее - таможенный пост), транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, при условии, что такая предварительная информация содержит сведения, необходимые для совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение.

Вышеуказанные документы не представляются таможенному органу в случае, если они были представлены таможенному посту при прибытии товаров (при завершении таможенной процедуры таможенного транзита), в том числе в электронном виде (пункт 4 Приложения № 1 приказа ФТС России №444).

Владельцы СВХ (лица, получившие разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) формируют отчет по форме ДО-1 на основании информации, полученной в соответствии с пунктом 4 приложения № 2 к Порядку. Графы «Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах» и «Буквенный код валюты» заполняются, если сведения о стоимости представляются владельцу СВХ (лицу, получившему разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) уполномоченным лицом или содержатся в информации, полученной в соответствии с пунктом 4 приложения № 2 к настоящему приказу.

Порядок действий должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС, помещением под таможенную процедуру таможенного транзита в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, установлен Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом, утвержденной приказом ФТС России от 01.06.2011 № 1157 (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 10 Инструкции уполномоченное должностное лицо при получении от перевозчика, таможенного представителя или иного лица, действующего по поручению перевозчика, документов, указанных в пункте 9 Инструкции, в правом верхнем углу обоих экземпляров передаточной ведомостипроставляет оттиск штампа по образцу, приведенному в приложении № 1 к Инструкции.

Согласно пункту 11 Инструкции после проставления штампа, указанного в пункте 10 Инструкции, и указания времени принятия документов в строке «документы приняты таможней» штампа, уполномоченное должностное лицо осуществляет проверку наличия в документах, представленных при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию ЕАЭС, сведений, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 159 ТК ТС. В перечень таких сведений сведения о коде валюте не входят.

После регистрации сообщения о прибытии товаров, идентификации коммерческих документов, представленных , перевозчиком, оригиналы транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) таможенных; документов, содержащих сведения, возвращаются перевозчику для совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, с проставлением времени возвращения документов конторе передачи в строке «возвращены конторе передачи» штампа, указанного в пункте 10 Инструкции (пункт 24 Инструкции).

Согласно штампа на передаточной ведомости № Z0019 документы, представленных перевозчиком при регистрации сообщения о прибытии товаров № 10716070/050321/0000344 в вагоне № 3801443 в составе поезда № 3704, приняты таможней 04.03.2021 в 22:00 и возвращены перевозчику 05.03.2021 в 11:05.

Учитывая изложенное, на момент поступления в электронную систему таможенного органа комплекс программных средств(далее - КПС) «Учет и контроль товаров на ВХ» отчета по форме ДО-1 от 05.03.2021 в 17:43 в распоряжении ОАО «РЖД» имелись товаросопроводительные документы, в том числе отгрузочная спецификация от 23.01.2021 № MDJXR-1508/690, в которой отражены сведения о товаре, его стоимости, валюте.

Таким образом, при составлении отчетности о принятии товаров на СВХ Т по форме ДО-1 от 05.03.2021и предоставлении ее в таможенный орган ОАО «РЖД», как лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения имело возможность проверить сведения о товарах, тем не менее, предоставило в таможенный орган недостоверные сведения о коде валюты, указав в графе 9 отчета буквенный код валютыUSD - доллар США, в то время как в товаросопроводительном документе (отгрузочная спецификация) в соответствующей графе сумма указана в рублях - «Стоимость, руб.».

Соответственно, вывод административного органа в оспариваемом постановлении о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.15 КоАП РФ, является правильным.

Исходя из установленных обстоятельств по делу, при оценке довода заявителя в обоснование незаконности оспариваемого постановления, о том, что форма ДО-1 формируется на основании информации, полученной в соответствии с пунктом 4 приложения № 2 к приказу ФТС России № 444, судом отмечается.

Приложение № 2 к Приказу № 444 регламентирует порядок регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдачи подтверждения о регистрации указанных документов.

Регистрацию документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдачу подтверждения о регистрации документов осуществляет таможенный пост, в регионе деятельности которого планируется временное хранение указанных товаров и которому представлены транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации (далее - таможенный пост) (пункт 2 Приложения № 2 к Приказу № 444).

Регистрация вышеуказанных документов осуществляется не позднее 1 часа с момента их представления таможенному посту. После регистрации данных документов перевозчику направляется подтверждение об их регистрации, содержащее, в том числе информацию об истечении срока временного хранения товаров (пункт 3 Приложения № 2 к Приказу № 444).

Согласно пункту 4 приложения № 2 к Приказу № 444, на который ссылается заявитель как на основание своих доводов об отсутствии вины во вменяемом деянии, информация о факте регистрации вышеуказанных документов, о реквизитах указанных документов и содержащихся в них сведениях передается в информационную систему владельца склада временного хранения.

Фактическое размещение товаров на СВХ (в ином месте временного хранения) производится после получения уполномоченным лицом (в рассматриваемом случае перевозчиком) подтверждения о регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, а также получения владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) Информации, предусмотренной пунктом 4 приложения № 2 к приказу ФТС России № 444 (пункт 5 Приложения № 1 к Приказу № 444).

Данный порядок применяется только в случае, если при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС товары сразу не размещены в месте их временного хранения. В случае, если товары уже размещены в месте временного хранения и владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) в отношении таких товаров представлен отчет по форме ДО-1, положения данного пункта не применяются.

В связи с этим заявитель необоснованно полагает, что отчет по форме ДО-1 формируется на основании оформленного таможенным органом подтверждения о регистрации документов, формируемого в электронной системе таможенного органа и направляемого перевозчику.

Исходя из рассматриваемых обстоятельств по делу, поскольку на момент совершения операций по размещению товаров на временное хранение, товары уже были размещены в месте временного хранения (согласно отчету ДО-1 от 05.03.2021 в 05:00) и ОАО «РЖД» в отношении таких товаров представлен отчет по форме ДО-1, подтверждение о регистрации документов оформлено и направлено обществу после оформления отчета по форме ДО-1 и на основании указанных в нем сведений.

Данные обстоятельства, в том числе дата и время предоставления отчета по форме ДО-1, оформления и регистрации подтверждения о регистрации документов подтверждаются сведениями, содержащимися в КПС «Учет и контроль товаров на ВХ».

Так, отчет по форме ДО-1 согласно сведений КПС «Учет и контроль товаров на ВХ» поступил в электронную систему таможенного органа 05.03.2021 в 17:43, при этом подтверждение о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, зарегистрировано таможенным органом 05.03.2021 в 18:23.

Исходя из положений Приказа № 444, регистрация документов и сведений о товарах при совершении таможенных операций, связанных с помещением их на временное хранение, осуществляется в автоматическом режиме на основании электронных документов и сведений, размещаемых самим перевозчиком с использованием комплекса программных средств перевозчика, обеспечивающих взаимодействие с ЕАИС таможенных органов, при регистрации уведомления таможенного органа о прибытии товаров либо предварительной информации о прибытии товаров в соответствии с требованиями приказа ФТС России от 05.08.2015 № 1572 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при совершении таможенных операции в отношении железнодорожных транспортных средств и перемещаемых ими товаров в международном грузовом сообщении при представлении документов и сведений в электронном виде».

Дополнительное предоставление таможенному органу оригиналов товаросопроводительных документов в таком случае не требуется.

Учитывая изложенное, суд соглашается с выводами таможни в оспариваемом решении, что субъектом рассматриваемого административного правонарушения является ОАО «РЖД», осуществлявшее временное хранение товаров в ином месте временного хранения (железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств) на основании генеральногоразрешения № 10716000/290120/00001/4 от 29.01.2020.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).

Согласно данной формулировке субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.

Следовательно, сделать выводы о невиновности лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица.

Обязанность лица выполнить то или иное требование закона в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно выполнять установленные законом обязанности. Следовательно, вступая в таможенные правоотношения общество должно не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных таможенным законодательством, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства РФ.

В целях соблюдения установленных таможенным законодательством требований ОАО «РЖД» должно было принять меры к надлежащему соблюдению и исполнению требований норм таможенного законодательства в части предоставления таможенному органу достоверной отчетности.

Ненадлежащий контроль со стороны старшего агента по передаче грузов, как представителя юридического лица, осуществляющего временное хранения товаров в иных местах, при составлении отчетности о помещенных на временное хранение товаров по форме ДО-1, привел к предоставлению таможенному органу отчетности, содержащей недостоверные сведения.

При этом, лицу, в чьи обязанности входит формирование и предоставление отчетности в таможенный орган, должно быть известно о требованиях к составлению отчетности, предусмотренных законодательством РФ, тем не менее, не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, достаточной для соблюдения требований таможенного законодательства, в том числе, для соблюдения обязанности по представлению отчетности, содержащей достоверные сведения.

Каких-либо обстоятельств, препятствовавших заявителю проявить должную степень заботливости и осмотрительности для предоставления отчетности, содержащей достоверные сведения и соблюдения требований таможенного законодательства, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, судом не установлено.

В порядке статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно приведенной выше норме общество несет риск наступления неблагоприятных последствий, наступивших в результате нарушений, допущенных при осуществлении такого рода деятельности.

Исходя из изложенного, непринятие мер к надлежащему соблюдению и исполнению требований норм таможенного законодательства, что повлекло представление в таможенный орган отчетности по форме ДО-1, содержащей недостоверные сведения, свидетельствует о наличии в действиях ОАО «РЖД» вины во вменяемом административном правонарушении, исходя из установленных обстоятельств по делу.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.

Имеющиеся в деле доказательства суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом.

Судом также проверено соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе и соблюдение установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, и не выявлено нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.

Доводов о несоблюдении процедуры при возбуждении дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления обществом не заявлено.

Учитывая изложенное, постановление от 17.11.2021 № 10716000-696/2021 соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ и по мнению суда, административным органом правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, правовых оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении, в части установления в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, не имеется.

Санкция статьи 16.15 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).

Оспариваемым постановлениемк обществу применено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения общества, отсутствия смягчающих вину обстоятельств в соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 коАП РФ, наличия отягчающих вину обстоятельств, как привлечение ранее к административной ответственности за совершение однородного правонарушения в соответствии подпунктом 2 пункта 1 статьи 4.3 КоАП РФ и принимая во внимание отсутствие оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.

Суд, также оценив характер и степень общественной опасности допущенного обществом правонарушения, принимая во внимание, что указанное правонарушение посягает на установленный порядок предоставления отчетности участниками внешнеэкономической деятельности в таможенное органы, суд не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и указанный вывод сделан с учетом официального толкования по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащегося в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Основания для замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренные в статье 4.1.1 КоАП РФ, судом не установлены, соответствующие доказательства заявителем также не представлены.

Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных статьей 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи 16.15 КоАП РФ, а также принимая во внимание, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного заявителем правонарушения, как малозначительного с учетом положений пунктов 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС  Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, не усматривается, суд приходит к выводу о том, что назначенное заявителю административное наказание оспариваемым постановлением согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ. Правовые и фактические основания для произвольного снижения размера административного штрафа у суда отсутствуют.

Обществом не представлены доказательства очевидности избыточного ограничения его прав примененной административным органом санкцией, отсутствия достаточных средств, не позволяющих выплатить штраф без необратимых последствий, в том числе с учетом возможности рассрочки уплаты штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Принимая во внимание, что постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 17.11.2021 № 10716000-696/2021 является законным и обоснованным, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о признании его незаконным и отмене.

В соответствии со статьей 208 АПК РФ и статьей 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене  постановления Уссурийской таможни по делу об административном правонарушении № 10716000-696/2021, предусмотренном статьей 16.15 КоАП РФ, отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в Арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья                                                                          Н.А. Беспалова