АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-21421/2016
23 марта 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2017 года. Полный текст решения изготовлен 23 марта 2017 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Э.Э. Падина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Яковлевой,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» филиал «Артемовский» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 02.11.2002)
к администрации Барабашского сельского поселения Хасанского района (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации27.12.2005)
третье лицо - автономное учреждение «Дом культуры села Барабаш»
о взыскании
при участии в заседании: не явились стороны и третье лицо, извещены надлежаще;
установил: Краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к администрации Барабашского сельского поселения Хасанского района о взыскании задолженности по теплоснабжению и горячему водоснабжению в сумме 84 581 руб.01 коп., пеню за каждый день просрочки оплаты основного долга в размере 84 581 руб.01 коп. за тепловую энергию, поставленную в декабре 2015 года за период с 07.07.2016 и до момента его оплаты исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБРФ в размере 11%, действующей на момент оплаты.
Определением от 11.01.2017 привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, автономное учреждение «Дом культуры села Барабаш».
Стороны и третье лицо, извещённые надлежащим образом в соответствии со статьей 123 АПК РФ в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено судом в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие участников процесса.
От истца поступили дополнительные документы, на заявленных требованиях к Администрации Барабашского сельского поселения Хасанского района настаивает.
Ответчик отзыв не представил, требование не оспорил.
От третьего лица каких-либо дополнительных документов, пояснений не поступило.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из искового заявления между КГУП «Примтеплоэнерго» и Автономным учреждением «Дом культуры села Барабаш» (на объект библиотека) заключены муниципальный контракт на предоставление услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению № Х-29М от 29.01.2015г., муниципальный контракт на предоставление услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению № Х-24М от 14.01.2015г.
Как указал истец Администрация Барабашского сельского поселения на основании акта о приеме - передаче здания (сооружения) от 10.01.2012 года передала данные помещения АУ «Дому культуры» с. Барабаш. АУ «Дом культуры села Барабаш» уведомило истца о начале процедуры ликвидации (уведомление № 48 от 03.11.2015г.), но в декабре 2015г. вышеуказанные объекты услугой теплоснабжения пользовались. В связи с тем что, собственником объектов библиотека и дом культуры является администрация Барабашского сельского поселения, поэтому счета фактуры выставлены на Администрацию Барабашского сельского поселения.
Согласно условий муниципального контракта, при наличии узла учета тепловой энергии и теплоносителя, допущенного в эксплуатацию Теплоснабжающим предприятием, расчет количества потребленной тепловой энергии, теплоносителя производится на основании показаний такого прибора в соответствии с действующим законодательством и нормативно-техническими актами. При отсутствии узла учета или при выходе его из строя на период более 15 суток с начала отопительного периода количество потребленной заказчиком-абонентом тепловой энергии определяется в соответствии с Приложением № 2. Расчет производится по тарифам, установленным в соответствии с постановлением уполномоченного государственного органа.
Согласно поставленной тепловой энергии истец выставлял следующие счета-фактуры: № 0301/0001987 от 31.12.2015г., всего на сумму 18873,09 руб. № 0301/0001986 от 31.12.2015г. на сумму 65707,92 руб. Однако, Ответчик выставленные счета за декабрь 2015 года не оплатил.
Пунктом 5.1 муниципального контракта расчетный период устанавливается календарный месяц, в котором подается тепловая энергия.
Теплоснабжающее предприятие в соответствии с условиями настоящего контракта выписывает и направляет Абоненту:
- до 3-го числа месяца, следующего за расчетным, «Акт выполненных работ» за фактически предоставленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, горячую воду;
- до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, счет-фактуру на сумму стоимости предоставленной в истекшем месяце тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя горячей воды.
Оплата за фактически потребленную тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, горячую воду производится абонентом платежным поручением до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании выставленной счет-фактуры и подписанного Сторонами «Акта выполненных работ».
На момент подачи искового заявления Ответчик не исполнил свое обязательство по оплате на сумму 84581,01 руб.
Посчитав, что обязанность по оплате спорной задолженности лежит на администрации Барабашского сельского поселения Хасанского района, а также ненадлежащее исполнение ответчиком своих денежных обязательств, предусмотренных законом и оставленные без удовлетворения претензии от 09.06.2016 № 2448, № 2447 (ответчик получил претензии 14.06.2016 согласно почтового уведомления) послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд, рассмотрев материалы дела, счёл исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, вследствие иных действий граждан и юридических лиц.
Согласно статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательств не допускаются.
По смыслу положений статьи 544 ГК РФ обязательство по оплате тепловой энергии лежит на абоненте, который обязан оплачивать фактически приобретенные объемы энергоресурса.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При этом на основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из приведенных норм закона следует, что, предъявляя исковые требования по настоящему делу, истец должен подтвердить достаточными и достоверными доказательствами, в том числе факт оказания истцом ответчику услуг по поставке тепловой энергии.
При этом суд считает, что указанные обстоятельства не подтверждены достаточными и достоверными доказательствами по следующим основаниям.
Согласно акта № 1 от 10.01.2012 о приеме-передаче здания (сооружения) нежилое помещение здания дома культуры, библиотеки с. Барабаш, расположенное по адресу: <...> передано на баланс автономного учреждения «Дом культуры села Барабаш» от администрации Барабашского сельского поселения.
Из передаточного акта от 14.11.2014 № 1 следует, что Автономное учреждение «Дом культуры села Барабаш» передало, а администрация Барабашского сельского поселения приняла нежилое помещение библиотеки расположенной по адресу <...>.
Из полученного уведомления № 48 от 03.11.2015 истцом 10.11.2015 вх. № 1931 следует, что 29 октября 2015 года постановлением главы администрации Барабашского сельского поселения № 279 было принято решение и начата процедура ликвидации Автономного учреждения «Дом культуры села Барабаш». С данного периода времени и до момента окончательной ликвидации учреждения вопросы, связанные с осуществлением функций автономного учреждения будет осуществлять ликвидационная комиссия. На 2016 год договора заключаться не будут.
Из акта приёма-передачи недвижимого имущества от 15.01.2016 следует, что нежилое помещение общей площадью 1312,6 кв.м., расположенное по адресу <...> передано безвозмездно из муниципальной собственности Барабашского сельского поселения в собственность Хасанского муниципального района предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.
При исследовании материалов дела суд установил, что представленные в материалы дела муниципальные контракты № Х-29 М, № Х-24 М заключены именно с автономным учреждением «Дом культуры села Барабаш», подписанные сторонами без разногласий.
Согласно пунктов 8.6 данных контрактов Абонент обязан письменно известить Теплоснабжающее предприятие об утрате прав на теплоснабжаемый объект, а также об иных правовых основаниях для расторжения настоящего контракта в течение 10 дней с момента наступления таких оснований. В случае неисполнения данной обязанности до момента уведомления Теплоснабжающее предприятие о необходимости переоформления контракта на иное лицо либо на иной объект теплопотребления, оплату за потребленную тепловую энергию на прежних условиях осуществляет Абонент.
До предоставления Абонентом документов об утрате прав на теплоснабжаемый объект, об отчуждении объекта (продажа, передача и т.п.), актов приема-передачи тепловых сетей, а также иных документов, являющихся основанием для изменения или расторжения контракта, начисления за теплопотребеление ведутся согласно условиям контракта, действующим до изменения или расторжения контракта.
Стороны пришли к соглашению, что в случае предоставления Абонентом указанных документов по истечении 10-и дней с момента, когда они были составлены, утверждены либо подписаны уполномоченными лицами, разница между суммой начислений фактически потребленной Абонентом энергией (согласно представленным документам) и суммой, начисленной Абоненту до момента предоставления указанных документов Теплоснабжающему предприятию, подлежит оплате без перерасчета.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Документов, подтверждающих, что одна из сторон отказалась от контрактов, суду не представлено.
Между тем из письменного извещения следует, что в отношении абонента по контрактам принято решение и начата процедура ликвидации; а также что на 2016 год договоры заключаться не будут.
Доказательств об утрате прав на теплоснабжаемый объект, а также его передача администрации Барабашского сельского поселения Хасанского района в момент поставки тепловой энергии и выставления счетов-фактур и актов выполненных работ, а именно на 31 декабря 2015 года в деле не имеется. Иные правовые основания для расторжения контрактов № Х-29 М, № Х-24 М, суду не представлены. Документов о признании контрактов № Х-29 М, № Х-24 М недействительными в материалах дела также отсутствуют.
Вопреки доводам искового заявления о выставлении счетов-фактур за спорный период не учреждению, а администрации, в материалах дела имеются счета-фактуры № 0301/0001986 от 31.12.2015, № 0301/0001987 от 31.12.2015, которые были выставлены автономному учреждению «Дом культуры села Барабаш», а также акты выполненных работ № 0301/00001986 от 31.12.2015, № 0301/0001987 от 31.12.2015, подписанные со стороны абонента – председателем ликвидационной комиссии учреждения ФИО1 с проставлением оттисков печати автономного учреждения «Дом культуры села Барабаш».
Подписание данных документов председателем ликвидационной комиссии ФИО1 с проставлением оттисков печати автономного учреждения «Дом культуры села Барабаш» свидетельствует, что в спорный период учреждение фактически пользовалось помещениями, которые являлись объектами поставки тепловой энергии.
Истец не доказал и не представил каких-либо доказательств того, что АУ «Дом культуры села Барабаш» не использовало данные помещения. Не опровергает данных обстоятельств и передаточный акт от 14.11.2014 № 1, поскольку контракты № Х-29М от 29.01.2015г. и № Х-24М от 14.01.2015г., акты выполненных работ № 0301/00001986 от 31.12.2015, № 0301/0001987 от 31.12.2015 были подписаны истцом и третьим лицом (АУ «Дом культуры села Барабаш») после даты составления данного акта и факт потребления третьим лицом (получения тепловой энергии) по спорным помещениям подтвержден согласующимися между собой указанными контрактами, счетами-фактурами (№ 0301/0001986 от 31.12.2015, № 0301/0001987 от 31.12.2015) и указанными актами выполненных работ, т.е. фактического исполнения контракта его сторонами (предприятием и учреждением).
Статья 210 ГК РФ регулирует бремя содержания принадлежащего собственнику имущества. Под этим понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.
Энергоресурсы являются самостоятельным благом и обязанность по их оплате не регулируется указанной статьей. Бремя содержания имущества не тождественно бремени возмещения стоимости энергоресурса.
Факт получения лицом энергоресурса как самостоятельного блага является достаточным основанием для того, чтобы обязательство по оплате этого энергоресурса возникло именно у получателя.
Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2015 N 303-ЭС15-6562.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, исследовав спорные правоотношения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований с Администрации, поскольку Администрация в спорный период договора (контракты) на поставку тепловой энергии с истцом не заключала, а факт получения в декабре 2015 года лицом энергоресурса как самостоятельного блага является достаточным основанием для того, чтобы обязательство по оплате этого энергоресурса возникло именно у получателя, то есть у третьего лица (АУ «Дом культуры села Барабаш»).
Также суд обращает внимание на то, что по состоянию на 21.03.2017 согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц автономное учреждение «Дом культуры села Барабаш», полученной с официального сайта Федеральной налоговой службы - https://www.nalog.ru/rn25/ автономное учреждение «Дом культуры села Барабаш» является действующим юридическим лицом, сведения о дате прекращения деятельности и исключения из реестра отсутствуют.
Иных документов, свидетельствующих о фактическом оказании истцом услуг по поставке тепловой энергии ответчику, а также переход обязательств по оплате поставленного ресурса именно администрации Барабашского сельского поселения Хасанского района за декабрь 2015 года суду не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
На основании совокупности исследованных доказательств суд приходит к выводу о том, что поставка тепловой энергии осуществлялась ее получателю - автономному учреждению «Дом культуры села Барабаш».
На основании изложенного в удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации администрации Барабашского сельского поселения Хасанского района, надлежит отказать, как предъявленных к ненадлежащему ответчику.
Требование в части взыскания пени суд также отклоняет, поскольку в удовлетворении требований по взысканию заложенности за декабрь 2015 года отказано в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с истца.
Государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40. Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований.
Возвратить краевому государственному унитарному предприятию «Примтеплоэнерго» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 406 рублей, уплаченную по платежному поручению № 6121 от 22.07.2016 на сумму 2 000 рублей и уплаченную по платежному поручению № 6109 от 22.07.2016 на сумму 2 000 рублей.
Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Э.Э. Падин