АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-23683/2015
20 апреля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 20 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кирильченко М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.В. Елизовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кировсклес» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 10.11.2002)
к Департаменту лесного хозяйства Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 11.09.2007)
об оспаривании действия по отказу в принятии лесной декларации от 21.09.2015, выраженные в письме от 28.09.2015 № 38-05-57/3891
при участии:
от заявителя – представитель ФИО1, (доверенность от 28.10.2015 сроком действия на 1 год), ФИО2, (доверенность от 25.01.2016 № 18)
от ответчика: не явились, извещены
установил: общество с ограниченной ответственностью «Кировсклес» (далее – общество, ООО «Кировсклес») обратилось в суд с требование о признании незаконными действий Департамента лесного хозяйства Приморского края (далее – ответчик, Департамент) по отказу в принятии лесной декларации от 21.09.2015, разработанной согласно требованиям таксационного описания и Проекта освоения лесов, по основаниям, изложенным в письме от 28.09.2015 № 38-05-57/3891, проверенные на соответствие Лесному кодексу Российской Федерации, а также обязать Департамент лесного хозяйства Приморского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества и принять лесную декларацию от 21.09.2015Общества с ограниченной ответственностью «Кировсклес» с указанием видов рубок (обновление) в лесном квартале 17 выдел 13 Кировского участкового лесничества Дальнереченского лесничества, как соответствующих требованиям Проекта освоения лесов и таксационному описанию.
В судебном заседании ООО Кировсклес» заявленные требования поддержало в полном объеме. По мнению общества, поданная им в Департамент лесная декларация и приложенные к ней документы составлены с соблюдением законодательно установленных норм, и у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в ее принятии. Лесная декларация разработана обществом в соответствии с Проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную приказом № 556 от 03.07.2007 Управления лесного хозяйства по Приморскому краю, правопреемником которого является Департамент.
Заявитель указал, что довод ответчика о несоответствии указанного в приложении № 1 к декларации в таблице «Объем использования лесов для заготовки древесины и живицы» вида рубки проекту освоения лесов, является ошибочным. Так, Приложение 1 к Лесной декларации содержит такую форму рубки, как выборочная (столбец 10), с указанием вида рубки - рубки ухода (Р.У. столбец 11), что не противоречит Проекту освоения лесов.
Не является, по мнению заявителя, достаточным основанием для отказа в принятии лесной декларации и тот факт, что в таблице «Создание, (снос) объектов лесной инфраструктуры» приложения 1 к лесной декларации указана эксплуатация лесного проезда, в то время, как Проектом освоения лесов, разделом IV «Характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры» в квартале 17 выделе 29 Кировского участкового лесничества обозначено наличие дорог сезонного действия (зимников). Указанный в декларации «лесной проезд» как объект лесной инфраструктуры не противоречит перечню объектов лесной инфраструктуры, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р.
Также заявитель считает, что выдел 13 квартала 17 не относится к особо защитным участкам лесов с наличием реликтовых и эндемических растений, к лесам, имеющим научное или историческое значение. В этой связи полагает, что запланированная площадь вырубки и ее способ не противоречат требованиям действующего законодательства и названному проекту.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившегося ответчика. Как следует из письменного отзыва, Департамент заявленные требования не признает, считает, что указанные в лесной декларации сведения не соответствуют утвержденному Проекту освоения лесов, в связи с чем, у Департамента имелись правовые основания для отказа в принятии представленной лесной декларации.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 04.04.2016 объявлялся перерыв до 11.04.2016, о чем заявитель уведомлен под роспись. Протокольное определение о перерыве размещено в сети Интернет на официальном сайте суда.
После перерыва 11.04.2016 судебное заседание продолжено в том же составе суда при ведении протокола помощником ФИО3 при участии представителей заявителя. Представитель ответчика не явился.
При рассмотрении дела суд установил, что на основании Приказа Управления лесного хозяйства Приморского края от 19.12.2007 № 348 Управлением заключен с ООО «Кировсклес» договор аренды лесного участка от 26.12.2007 № 3/29, согласно которому Обществу предоставлен в аренду лесной участок в составе кварталов 17, 20-22, 24-28 Кировского лесничества <...>, 24-25, 51, 54 Ключевого лесничества бывшего ГУ «Кировский лесхоз» для заготовки древесины (ликвидной) в объемах, указанных в приложении № 3 к договору.
Указанный договор аренды зарегистрирован 23.03.2008 филиалом № 9 учреждения юстиции Приморским краевым регистрационным центром по Лезсозаводскому и Кировскому районам.
21.09.2015 ООО «Кировсклес» подал в Департамент лесного хозяйства Приморского края лесную декларацию, в которой заявил о заготовке древесины по недоиспользованному объему 2013 года.
Письмом от 28.09.2015 № 38-05-57/3891 Департамент проинформировал Общество об отказе ООО «Кировсклес» в приеме данной декларации, по следующим основаниям: 1) несоответствия указанного в приложении № 1 способа рубки Проекту освоения лесов; 2) указание в приложении 1 к лесной декларации на эксплуатацию лесного проезда, а не дорог сезонного действия, как указано в Проекте, а также указание сплошной рубки, не предусмотренной Проектом; 3) отсутствия нормативов рубок обновления; 4) по данным таксационного описания выдел 13 квартала 17 Кировского участкового лесничества является особо защитным участком леса, в связи с чем, на нем допускается проведение выборочных рубок в целях вырубки погибших и поврежденных насаждений, наличие которых декларантом не указано.
ООО «Кировсклес» посчитало приведенные Департаментом в письме от 28.09.2015 № 38-05-57/3891 основания для отказа в приеме лесной декларации не основанными на законе и обратилось в суд с рассматриваемым заявлением, полагая, что действиями ответчика нарушены права и законные интересы Общества.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения сторон, выяснив обстоятельства дела, суд пришел к выводу об обоснованности доводов заявителя в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как установлено частью 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (пункт 2 указанной статьи).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме"
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лесопользователь), в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (далее - уполномоченный орган), не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка.
Согласно пункту 3 названного Порядка в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период. В этом же пункте определено, что при использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.
Пунктом 6 указанного порядка установлено, что уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Из материалов дела видно, что между Управлением лесным хозяйством Приморского края и ООО «Кировсклес» заключен договор аренды лесного участка от 26.12.2007 № 3/29, согласно которому Обществу предоставлен в аренду лесной участок в составе кварталов 17, 20-22, 24-28 Кировского лесничества <...>, 24-25, 51, 54 Ключевого лесничества бывшего ГУ «Кировский лесхоз» для заготовки древесины (ликвидной) в объемах, указанных в приложении № 3 к договору.
Судом установлено, что общество в установленные законом сроки подало лесную декларацию на использование лесов в целях заготовки древесины по недоиспользованному объему 2013 года в объеме 1370 куб. м., что не противоречит действующему лесному законодательству, а также договору аренды лесного участка №3/29.
В соответствии с частями 1, 8, 9 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федеральным агентством лесного хозяйства (далее – Рослесинфорг) от 01.08.2011 № 337 утверждены Правила заготовки древесины (далее – Правила № 337).
Согласно пункту 5 указанных Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Пунктом 11 Правил № 337, установлено, что заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. В эксплуатационных лесах с целью заготовки древесины осуществляются сплошные и выборочные рубки.
Приказом управления лесным хозяйством Приморского края от 02.04.2012 № 363 утверждены Лесохозяйственные регламенты лесничеств Приморского края, в том числе Лесохозяйственный регламент Дальнереченского лесничества Управления лесным хозяйством Приморского края на 2011 - 2018 годы.
Указанным регламентом утверждены в таблице 2.1.2.1 расчетная лесосека для заготовки древесины при вырубке лесных насаждений при уходе за лесами, с указанием видов рубок ухода за лесами, в том числе по обновлению лесов.
В таблице 2.1.2.9 Названным регламентом установлены нормативы режима рубок ухода за лесом при формировании осиновых насаждений.
Согласно данной таблице интенсивность рубки по запасу чистых лесов осиновых насаждений составляет 20-25% с повторяемостью в 15 лет, по запасу смешанных лесов таких насаждений 20-30% с повторяемостью в 10 лет.
В рубки обновления и переформирования названным регламентом отведены только леса, в которых исключается заготовка древесины спелых и перестойных лесных насаждений.
В таблице 2.1.3.1 регламента приведены показатели ежегодного допустимого объема изъятия древесины при всех видах рубок.
Правила заготовки древесины устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.
Как видно из имеющихся в деле документов, расположенные на арендуемом ООО «Кировсклес» земельном участке леса относятся к эксплуатационным.
Согласно подпункту «ж» пункта 11 договора №3/29 аренды лесного участка от 26.12.2007 на ООО «Кировсклес» возложена обязанность осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № 6 к договору. Данным приложением предусмотрена обязанность общества проводить рубки ухода за лесом.
Согласно представленной Департаменту лесной декларации Обществом в лесотакционном выделе 13 лесного квартала 17 лесосеки (делянки) № 6 указана рубка леса по форме выборочная, вид рубки – рубки ухода. Как следует из раздела 3 «Общие сведения об ежегодных объемах заготовки древесины» Проекта освоения лесов, в лесотаксационном выделе 13 квартала 17 допускается заготовка древесины. При этом, определены способ и вид вырубки - обновления эксплуатационных лесов.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с пунктом 10 Правил ухода за лесами, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 года N 185 в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода осуществляются следующие виды рубок ухода за лесами: осветления, направленные на улучшение породного и качественного состава молодняков и условий роста деревьев главной древесной породы; прочистки, направленные на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев главной древесной породы, а также на продолжение формирования породного и качественного состава лесных насаждений; прореживания, направленные на создание благоприятных условий для правильного формирования ствола и кроны деревьев; проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий для увеличения прироста деревьев; обновления, проводимые в приспевающих, спелых и перестойных насаждениях для создания благоприятных условий для роста молодых перспективных деревьев, имеющихся в насаждении; переформирования, проводимые в сформировавшихся средневозрастных и старшего возраста насаждениях с целью коренного изменения их состава, структуры, строения путем регулирования и создания благоприятных условий роста деревьев целевых пород, поколений, ярусов; формирования ландшафта, направленные на формирование лесопарковых ландшафтов и повышение их эстетической, оздоровительной ценности и устойчивости.
Пунктом 4.1. Приказа Минприроды России от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" предусмотрено, что "в графе "Вид рубки" указывается рубка спелых и перестойных лесных насаждений, рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, рубка при уходе за лесом, рубка на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, рубка в ходе проведения работ по подготовке лесосеки".
Таким образом, в силу прямого указания закона, при заполнении и подачи лесной декларации декларант обязан указать только общий вид рубки. Конкретизация вида ухода за лесом, способа рубки (подвида трубки) на законодательном уровне не требуется. Эти данные определяются на основании проекта освоения лесов, таксационного описания конкретного лесного участка (по кварталам и выделам).
Подвид рубок ухода определяется Проектом освоения лесов, а рубки ухода за лесом осуществляются в соответствии с нормативами режима рубок ухода за лесом, указанными в приложении 2 к Правилам ухода за лесами № 185, которыми определены, в зависимости от вида лесных насаждений, интенсивность рубки в процентном соотношении по фактическому запасу при проведении проходных рубок, к которым согласно пункту 25 данных Правил относятся рубки обновления в смешанных лесных насаждениях.
Таким образом, указание Департаментом в качестве причины отказа в принятии лесной декларации на противоречие заявленного в приложении 1 к декларации от 21.09.2015 способа рубки леса Правилам ухода за лесами № 187, является ошибочным и противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Суд отклоняет довод ответчика о том, что в нарушение Проекта освоения лесов, ООО «Кировсклес» при подачи лесной декларации от 21.09.2015 указало на эксплуатацию лесного проезда и проведение сплошной рубки леса, в то время, как Проектом освоения лесов, разделом IV «Характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры» в квартале 17 выделе 29 Кировского участкового лесничества обозначено наличие дорог сезонного действия (зимников).
Согласно статье 29 Лесного кодекса Российской Федерации, граждане, юридические лица в целях заготовки древесины осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений.
В соответствии со статьей 13 Лесного кодекса Российской Федерации в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов. Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации, а лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, в соответствии с которым к объектам лесной инфраструктуры относятся лесные дороги и лесные проезды.
При этом действующее законодательство не содержит точного определения данных понятий, их отличительные характеристики.
Указанный в декларации «лесной проезд» как объект лесной инфраструктуры не противоречит утвержденному Правительством РФ перечню объектов лесной инфраструктуры.
Действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по видам рубок при строительстве и эксплуатации лесных проездов.
Согласно раздела IV «Требования к организации и проведению работ по заготовке древесины» Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 №337, при создании лесной инфраструктуры, в том числе, устройстве волоков, складов, лесных дорог, производственных бытовых площадок, в ходе проведения работ по подготовке лесосеки, осуществляется сплошная рубка всех деревьев на площадях перечисленной инфраструктуры, включая виды (породы) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается (запрещена).
Таким образом, при строительстве и эксплуатации лесных дорог (проездов) возможна и разрешена сплошная рубка в зоне строительства (эксплуатации) лесной дороги (проезда). Департамент не представил суду доказательства возможности применения иного вида рубок при строительстве лесных дорог и проездов.
Ссылки Департамента в качестве основания для отказа в принятии лесной декларации на отсутствие нормативов режима проведения рубок обновления и переформирования, и наличием таких нормативов для иных видов рубок, суд отклоняет как необоснованные. Действующее законодательство предусматривает рубки обновления в качестве частного случая рубок ухода.
Пунктом 2.6. Лесоводственных требований, к технологическим процессам рубок ухода, утвержденных Приказом Рослесхоза от 29.11.1993 N 314, предусмотрены рубки обновления для проведения рубок обновления насаждений разрабатываются и применяются технологии и технические средства, обеспечивающие возможность осуществления равномерного и неравномерного разреживания приспевающих, спелых и перестойных древостоев, изъятия и обработки деревьев различных размеров (от мелких до очень крупных) при максимальном сохранении оставляемых частей насаждений и экологических условий.
Данные виды рубок предусмотрены Лесным планом Приморского края на 2009 - 2018 годы, утвержденным распоряжением Губернатора Приморского края от 10.03.2009 N 45-рг.
Кроме этого, как указывалось ранее, Лесохозяйственный регламент Дальнереченского лесничества Приморского края утверждены в таблице 2.1.2.1 расчетная лесосека для заготовки древесины при вырубке лесных насаждений при уходе за лесами, с указанием видов рубок ухода за лесами, в том числе по обновлению лесов. В таблице 2.1.2.9 названным регламентом установлены нормативы режима рубок ухода за лесом при формировании осиновых насаждений.
Таким образом, рубка обновления относится к одному из видов рубок ухода за лесом, а предельные нормативы режима рубок ухода за лесом, в том числе для рубок обновления установлены Правилам ухода за лесами № 185, превышения которых Департаментом в ходе проверки представленной Обществом декларации не установлено.
Ссылка Департамента на внесение Приказом от 08.02.2016 № 131 изменений и дополнений в лесохозяйственный регламент Дальнереченского лесничества Приморского края в части изложения в новой редакции таблицы 2.1.2.1. пункта 2.1.2, с исключением абзацев 1,2,3 к таблице 2.1.2.9 и изложением таблицы 2.1.3.1 в новой редакции, а также Приказ от 24.02.2016 № 177 о внесении в приказ от 03.07.2008 № 556 изменений в части признания недействующей таблицы 15 вышеназванного проекта освоения лесов в части назначения рубок обновления, суд отклоняет.
Данные ненормативные акты не имеют правового значения для разрешения вопроса о законности оспариваемых действий Департамента, которые совершены в период до внесения названных изменений.
Кроме этого, на момент вынесения настоящего решения на официальном сайте Департамента опубликован приказ от 29.03.2016 №272 об отмене ранее изданного приказа от 08.02.2016 № 131.
Доводы Ответчика о том, что выдел 13 в квартале 17 является особо защитным участком леса, в котором рубки допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных деревьев, суд отклоняет в силу следующего.
Как следует из пояснений заявителя и не опровергнуто Депатаментом, при подготовке проекта освоения лесов и проведении лесоустроительных работ выдел 13 в квартале 17 был назначен в рубку по лесоводственным требованиям, для улучшения состава древостоя и качества деревьев; изменения пространственного размещение деревьев по площади лесного участка.
Согласно п. 70 Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 N 185 "Об утверждении Правил ухода за лесами", на лесных участках, имеющих специальное хозяйственное назначение (лесные насаждения - медоносы, лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и др.), рубками ухода за лесом формируются лесные насаждения, в наибольшей мере отвечающие соответствующим хозяйственным целям (обильно цветущие и плодоносящие, соответствующей формы и строения, а также обладающие другими целевыми свойствами и характеристиками).
Департамент не представил доказательств, что выбранные заявителем рубки ухода не отвечают целям п. 70 Приказа МПР РФ от 16.07.2007 N 185 "Об утверждении Правил ухода за лесами".
Таксационное описание содержит ссылку на наличие в указанном выделе насаждений-медоносов, которые пользуется охраной, а также сведения о хозяйственном распоряжении на данном участке "рубки обновления 40%", каких-либо ограничений по выбору способа рубки Проект освоения лесов не содержит.
При этом, в разделе IV п.54 Правил заготовки древесины, также не содержится запрета на заготовку древесины в защитных лесах. В них лишь оговорено условие, что «в первую очередь при начале работ по заготовке древесины убираются погибшие поврежденные деревья, а также аварийные деревья, угрожающие безопасной работе, включая виды пород, в том числе за границей лесосеки».
Таким образом, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу, что, отказав Обществу в принятии лесной декларации, Департамент не указал на наличие со стороны декларанта нарушений при составлении декларации и подготовке пакета документов, приложенных к ней.
Декларация Обществом подана на основе проекта освоения лесов на лесном участке, переданном ему в аренду, разработанном ООО «Приморсклеспроект» и прошедшем государственную экспертизу, проведенную Управлением лесным хозяйством Приморского края и утвержденную его приказом от 03.07.2008 № 556.
Департаментом не доказано несоответствие декларации проекту освоения лесов, либо факта недостоверности заявленных в декларации сведений, в связи с чем, у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в принятии такой декларации.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах отказ Департамента в принятии лесной декларации от 21.09.2015 не соответствует пункту 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, утвержденного Приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17, и части 3 статьи 26 ЛК РФ.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, суд, определяя способ восстановления нарушенного права заявителя, обязывает Департамент принять лесную декларацию ООО «Кировсклес» от 21.09.2015. Данный способ восстановления нарушенного права соответствует действующим и подлежащим применению нормативным правовым актам в сфере регулирования лесных отношений.
В силу статьи 101 АПК РФ суд относит расходы по уплате государственной пошлины на ответчика.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
Признать незаконными действия Департамента лесного хозяйства Приморского края по отказу в принятии лесной декларации от 21.09.2015, по основаниям, изложенным в письме от 28.09.2015 № 38-05-57/3891, проверенные на соответствие Лесному кодексу Российской Федерации.
Обязать Департамент лесного хозяйства Приморского края принять лесную декларацию Общества с ограниченной ответственностью «Кировсклес» от 21.09.2015.
Взыскать с Департамента лесного хозяйства Приморского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Кировсклес» 3000 (три тысячи) рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Кировсклес» из федерального бюджета 3000 (три тысячи) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 27.10.2015 № 783.
Исполнительные листы и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Кирильченко М.С.