ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-23805/18 от 16.09.2020 АС Приморского края

35/2020-143081(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-23805/2018
23 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2020 года  Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2020 года.  Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кирильченко М.С., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.С. Сергеевой, 

рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью  "Поместье" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

к автономной некоммерческой организации "Евроазиатский центр  сохранения Дальневосточных леопардов" (ИНН <***>, ОГРН  <***>) 

третьи лица: Администрация Хасанского муниципального района,  Администрация Зарубинского городского поселения Хасанского  муниципального района, ФГБУ «Объединенная дирекция  государственного природного биосферного заповедника «Кедровая падь» и  национального парка «Земля леопарда», Управление Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому  краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки 


«Национальный научный центр морской биологии им. А.В. Жирмунского»  Дальневосточного отделения Российской Академии наук в лице филиала  Дальневосточный морской биосферный государственный природный  заповедник, ООО «Диорит», Розальев Владимир Валерьевич, ИП Яшин  Александр Эдуардович 

об установлении сервитута
при участии в заседании до объявления перерыва и после его окончания:

от истца – ФИО3 по доверенности от 22.06.2020 диплом, паспорт,  ФИО4, доверенность от 21.01.2020, паспорт; 

от АНО "Евроазиатский центр сохранения Дальневосточных леопардов" -  ФИО5 по доверенности от 14.08.2020, удостоверение адвоката; 

от ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного  биосферного заповедника «Кедровая падь» и национального парка «Земля  леопарда» - ФИО6 по доверенности от 11.06.2020, диплом, паспорт;  ФИО7 по доверенности от 10.07.2020, паспорт, диплом; 

от ФГБУН «Дальневосточный морской заповедник» - представитель  ФИО8 по доверенности от 07.09.2020, диплом, паспорт, 

установил: истец - общество с ограниченной ответственностью  "Поместье" (далее – ООО "Поместье") обратилось в Арбитражный суд  Приморского края с исковым заявлением к ответчику - автономной  некоммерческой организации "Евроазиатский центр сохранения  Дальневосточных леопардов" (далее – АНО "Евроазиатский центр  сохранения Дальневосточных леопардов", центр сохранения леопардов) об  установлении постоянного частного сервитута в отношении земельных  участков с кадастровыми номерами 25:20:030401:85 и 25:20:030401:89,  принадлежащих ответчику, в виде беспрепятственного прохода и проезда  автотранспорта с целью пользования земельного участка с кадастровый  номером 25:20:000000:3890, принадлежащего истцу; об обязании 


ответчика заключить с истцом соглашение о постоянным частном  сервитуте. 

Определениями от 18.12.2018, от 28.01.2019, от 11.03.2019, от  19.12.2019, от 20.05.20200 суд в порядке статьи 51 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)  привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора  Администрацию Хасанского муниципального района (далее –  администрация района), ФГБУ «Объединенная дирекция государственного  природного биосферного заповедника «Кедровая падь» и национального  парка «Земля леопарда» (далее – дирекция), Управление Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии по  Приморскому краю (далее – Росреестр), Федеральное государственное  бюджетное учреждение науки «Национальный научный центр морской  биологии им. А.В. Жирмунского» Дальневосточного отделения  Российской Академии наук в лице филиала Дальневосточный морской  биосферный государственный природный заповедник (далее –  заповедник), администрацию Зарубинского городского поселения  Хасанского района (далее – администрация поселения), Министерство  природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее –  министерство, Минприроды), общество с ограниченной ответственностью  «Диорит» (далее – ООО «Диорит»), индивидуального предпринимателя  ФИО2 (далее – ИП ФИО2,  предприниматель); ФИО1 (далее – ФИО1). 

АНО "Евроазиатский центр сохранения Дальневосточных  леопардов" требования ООО "Поместье" оспорило, представило  письменный отзыв и дополнения к нему. Указывает, что в отношении  земельных участков с кадастровыми номерами 25:20:030401:85, 


25:20:030401:89 подготовлен и реализован комплекс мер по их передаче в  состав национального парка «Земля леопарда», что относит земельные  участки к особо охраняемым природным территориям, на которых  запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природе, в  том числе движение и стоянка транспортных средств, не связанные с  функционированием национального парка. 

ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного  биосферного заповедника «Кедровая падь» и национального парка «Земля  леопарда» требования истца оспорило по доводам отзыва, в том числе  указало, что земельный участок ответчика попадает в 500 метровую  охранную зону с режимом регулируемым положением о Дальневосточном  морском заповеднике. 

Определением от 23.07.2019 суд назначил по делу № А51- 23805/2018 комплексную (землеустроительную и оценочную) экспертизу,  проведение которой э поручил экспертам ООО «ЗемлемерЪ», поставив на  разрешение экспертам вопросы: о возможности свободного проезда и  прохода к земельному участку с кадастровым номером 25:20:000000:3890  без установления сервитута; установить через какие земельные участки  возможно обеспечить свободные проезд и проход к земельному участку с  кадастровым номером 25:20:000000:3890, установить все возможные  варианты сервитута и определить наиболее приемлемый и наименее  обременительный для всех заинтересованных лиц вариант сервитута (с  указанием координат и границ обременяемой части соответствующего  земельного участка); определить размер платы за сервитут и приостановил  производство по делу № А51-23805/2018. 

Определением от 24.10.2019 суд возобновил производство по делу   № А51-23805/2018. 


Определением от 19.12.2019 суд в порядке статьи 49 АПК РФ  принял уточнения исковых требований, в соответствии с которыми ООО  «Поместье» с учетом заключения экспертизы от 14.10.2019 просит суд: 

- установить право ООО «Поместье» бессрочного ограниченного  пользования для эксплуатации автомобильной дороги, расположенной на  части земельного участка (сервитут) с кадастровым номером  25:20:030401:85, принадлежащим на праве собственности Автономной  некоммерческой организаций «Евроазиатский центр сохранения  дальневосточных леопардов», для обеспечения прохода и проезда через  указанный земельный участок (с учетом имеющихся устройств пропуска,  ворот и шлагбаума) общей площадью 5 189 кв.м. в границах, согласно  Приложения № 1 (Каталог координат границ сервитута) Заключения  эксперта ООО «Землемер» по делу № А51-23805/2018. 

- установить плату за сервитут земельного участка 25:20:030401:85,  площадью 5189 кв. м - 856 рублей в месяц. 

- установить право ООО «Поместье» бессрочного ограниченного  пользования для эксплуатации автомобильной дороги, расположенной на  части земельного участка (сервитут) с кадастровым номером  25:20:030401:89, принадлежащим на праве собственности Автономной  некоммерческой организаций «Евроазиатский центр сохранения  дальневосточных леопардов» для обеспечения прохода и проезда через  указанный земельный участок (с учетом имеющихся устройств пропуска,  ворот и шлагбаума) общей площадью 10 970 кв.м. в границах, согласно  Приложения № 1 (Каталог координат границ сервитута) Заключения  эксперта ООО «Землемер» по делу № А51-23805/2018. 

- установить плату за сервитут земельного участка 25:20:030401:89,  площадью 10970 кв. м - 1 810 рублей в месяц. Также истец просит отнести  расходы по оплате государственной пошлины и судебной экспертизы на  ответчика в полном объеме. 


Минприроды представило отзыв на иск, в котором, не оспаривая по  существу требования ООО «Поместье», указывает на необходимость  согласования хозяйствующими субъектами социально-экономической  деятельности на территории национального парка с Минприроды России. 

Определением от 29.06 2020 суд назначил по делу № А51- 23805/2018 дополнительную оценочную экспертизу. 

Определением от 29.06 2020 суд назначил по делу № А51- 23805/2018 дополнительную оценочную экспертизу, проведение которой  поручил эксперту ООО «ЗемлемерЪ», поставив на разрешение эксперта  следующие вопросы: определить на дату исследования размер платы за  право свободного проезда и прохода к земельному участку с кадастровым  номером 25:20:000000:3890 через земельные участки (пути),  установленные ранее заключением экспертизы по делу № А51-23805/2018  (путь 1, путь 2, путь 3). 

Истцом с учетом проведенной дополнительной экспертизы  представлены пояснения относительно предпочтения установления  сервитута по первому пути, предложенному экспертом к земельному  участку с кадастровым номером 25:20:000000:3890 от с. Андреевка в  границах земельного участка с кадастровым номером 25:20:030401:89 и  земельного участка с кадастровым номером 25:20:030401:85. 

Определением от 17.08.2020 суд в порядке статьи 49 АПК РФ  принял уточнения исковых требований, в соответствии с которыми ООО  «Поместье» с учетом заключения экспертизы от 08.07.20120 просит суд: 

 - установить право ООО «Поместье» бессрочного ограниченного  пользования части земельного участка (сервитут) с кадастровым номером  25:20:030401:85, принадлежащего на праве собственности Автономной  некоммерческой организаций «Евроазиатский центр сохранения 


дальневосточных леопардов», для обеспечения прохода и проезда через  указанный земельный участок по существующей полевой дороге (с учетом  имеющихся устройств пропуска, ворот и шлагбаума) общей площадью 5  189 кв.м. в границах согласно Приложению № 1 (Каталог координат  границ сервитута) Заключения эксперта ООО «Землемер» по делу № А51- 23805/2018. 

- установить плату за сервитут земельного участка 25:20:030401:85,  площадью 5 189 кв. м. - 856 рублей в месяц. 

- установить право ООО «Поместье» бессрочного ограниченного  пользования части земельного участка (сервитут) с кадастровым номером  25:20:030401:89, принадлежащего на праве собственности Автономной  некоммерческой организаций «Евроазиатский центр сохранения  дальневосточных леопардов», для обеспечения прохода и проезда через  указанный земельный участок по существующей полевой дороге (с учетом  имеющихся устройств пропуска, ворот и шлагбаума) общей площадью 10  970 кв.м. в границах согласно Приложению № 1 (Каталог координат  границ сервитута) Заключения эксперта ООО «Землемер» по делу № А51- 23805/2018. 

- установить плату за сервитут земельного участка 25:20:030401:89,  площадью 10 970 кв.м. - 1 810 рублей в месяц. 

В настоящем судебном заседании представитель истца настаивал на  уточненных требованиях, полагает свои права собственника нарушенными,  указывает на невозможность исполнения обязанности по обеспечению  пожарной безопасности, без установления сервитута. Пояснил, что  ответчик при соблюдении процедуры пропускного режима, проход по  территории земельного участка центра сохранения леопардов, не  ограничивает. 

Отвечая на вопросы суда, представитель ООО "Поместье" пояснил,  что доказательств обращения к ответчику за разрешением проезда по 


территории национального парка до августа 2020 года и кроме  представленных в материалы дела фотографий стендов и объявлений о  запрете проезда, не имеет. 

Судом в материалы дела приобщен отзыв и приложения к нему,  представленный природным заповедником. Кроме того, представитель  природного заповедника пояснил, что 10.09.2020 в отношении ООО  "Поместье" возбуждено дело об административном правонарушении,   № 79/4ВУ/09/2020ю.л.8.39 по признакам, предусмотренным в статье 8.39  КоАП РФ, а именно осуществление деятельности противоречащей  природоохранному законодательству РФ (строительство дорог, линейных  объектов и планировка территории с использованием тяжелой техники  (бульдозер) с признаками нарушения почвенного и растительного покрова,  уничтожения деревьев). 

Истец, указал, что такие действия и работы обществом не  проводились. Полагает, что указанные обстоятельства также  свидетельствуют о необходимости установления сервитута, поскольку  общество лишено возможности обеспечить охрану своего участка, что  приводит к неправомерному использованию данного участка  посторонними лицами. 

Представитель ответчика пояснил, что возражает по уточненным  требованиям. Полагает, что права истца не нарушены, проход физических  лиц через земельный участок не ограничен. При наличии обращении  пользователей смежных к национальному парку земельных участков  оказывается содействие в осуществлении противопожарных мероприятий,  техникой, физической силой. Однако, таких обращений от истца не  поступало. В свою очередь проезд по территории национального парка,  учитывая статус территории и принимая во внимание отсутствие  законодательно установленного функционального зонирования, не  возможен. Принадлежность центру сохранения леопардов запрещающих 


стендов, табличек и объявлений, фотографии которых представлены  истцом в качестве обоснования своих требований обществом, отрицает.  Полагает, что истцом не представлено документального обоснования,  учитывая 500 метровую сухопутную охранную зону морского заповедника,  сельскохозяйственное назначение земельного участка истца, сферу  хозяйственной деятельности общества, в каких целях необходимо  установление сервитута для проезда по территории национального парка в  судебном порядке. Так же истцом не учтено, отсутствие нормативно  установленного зонирования на территории национального парка и  охранной территории. Ответчиком представлен Приказ от 28.12.2015 № 247  Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об  утверждении размера платы, взимаемой за посещение физическими  лицами территории национального парка «Земля леопарда» в целях  туризма и отдыха. 

В судебном заседании 14.09.2020 объявлен перерыв до 16.09.2020.  Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в  соответствии с Информационным Письмом Президиума ВАС РФ № 113 от  19.09.2006 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации» путем размещения на официальном сайте  суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания. 

После окончания перерыва судебное разбирательство было  продолжено согласно статье 156 АПК РФ, в том же составе суда, при  ведении протокола судебного заседания тем же секретарем судебного  заседании и при участии того же представителей лиц участвующих в деле. 

Истец на удовлетворении иска настаивал, просит установить право  прохода и проезда через земельные участки ответчика по существующей  полевой дороге с учетом установленных в экспертом заключении  координат пути 1. 


Ответчик полагает требования не подлежащими удовлетворению,  поскольку право прохода решается в административном порядке путем  получения пропуска физическими лицами, в свою очередь установление  права проезда в отсутствие процедуры обращения истца в министерство  природы, а так же в отсутствии дороги общего пользования на территории  по территории национального парка, будет противоречить  природоохранному законодательству, а так же целям существования  национального парка. 

Во время перерыва в материалы дела поступили дополнительные  пояснения от объединенной дирекции относительно запрета  осуществления хозяйственной деятельности в охранной зоне, а также  установленного порядка оплаты пропусков. 

Представители объединенной дирекция и природного заповедника  поддерживают позицию ответчика, полагают требования не подлежащими  удовлетворению. 

Администрация Хасанского муниципального района,  Администрация Зарубинского городского поселения Хасанского  муниципального района, Управление Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому  краю, ООО «Диорит», ФИО1, ИП ФИО2 надлежащим образом извещенные о времени и  месте судебного разбирательства, в судебное заседание до и после  перерыва не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное  заседание проводится в отсутствие, указанных лиц. 

Из материалов дела и пояснений представителей лиц, участвующих  в деле следует, что 14.08.2017 на основании договора купли-продажи от  16.09.2014 № 10/14 зарегистрировано право собственности ООО  «Поместье» на земельный участок из земель сельскохозяйственного  назначения кадастровый номер 25:20:000000:3890, площадью 250000+/-


4375кв.м., местоположение установлено относительно ориентира,  расположенного за пределами земельного участка. Ориентир дом. Участок  находится примерно в 6140м. от ориентира по направлению на восток.  Почтовый адрес ориентира: Приморский край, Хасанский район, с.  Андреевка, ул. Набережная, дом 2, регистрационная запись   № 25:20:000000:3890-25/001/2017-1 от 14.08.2017. 

Земельный участок кадастровый номер 25:20:000000:3890, является  смеженным земельными участками с кадастровыми номерами  25:20:030401:85 и 25:20:030401:89. 

- кадастровый номер: 25:20:030401:89, земельный участок,  категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное  использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь  58 567 070 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: установлено  относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир 


дом. Участок находится примерно в 880 м от ориентира по направлению на  юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, р-н Хасанский,  с. Андреевка, ул. Набережная, д.2, кадастровая стоимость: 233 096 938,60  рублей, 

- кадастровый номер: 25:20:030401:85, земельный участок,  категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное  использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь  10 719 994 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: установлен  относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир  дом. Участок находиться примерно в 3590 м от ориентира по направлению  на восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, <...>, кадастровая стоимость: 42 648 856,14  рублей, 

- кадастровый номер: 25:28:080101:6, категория земель: земли  сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для  оленеводства, общая площадь: 49 885 000 кв.м, адрес (местонахождение)  объекта: Местонахождение: установлено относительно ориентира,  расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок  находится примерно в 4370 от ориентира по направлению на северо-запад.  Почтовый адрес ориентира: край Приморский, г. Владивосток, п-ов  Песчанный, ул. Школьная, дом 22, кадастровая стоимость: 41 903 400,00  рублей (пункты 1.1, 1.2 договора). 


Владимиру Валерьевичу, что следует из выписки из ЕГРН от 20.07.2018 №  25/000/003/2018-79642. 

Истец письмом от 07.05.2018 направил ответчику оферту, в которой  предложил установить сервитут путем подписания прилагаемого  соглашения об установлении постоянного безвозмездного сервитута на  земельные участки с кадастровыми номерами 25:20:030401:85 и  25:20:030401:89. Ответчик на указанную оферту не ответил. 

В связи с исчерпанием досудебных способов установления  сервитута на указанных земельных участках, истец обратился в  Арбитражный суд Приморского края с настоящим иском. 

Суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения  представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные в  материалы дела доказательства по правилам Главы 7 АПК РФ, считает  требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. 

В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе  обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или  оспариваемых прав и законных интересов. 

Способы судебной защиты лицом своих нарушенных или  оспариваемых прав определены в статье 12 Гражданского кодекса  Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой в тех случаях,  когда для защиты того или иного права закон предусматривает  определенные способы защиты, лицо, считающее свое право нарушенным,  может воспользоваться только предусмотренным законом способом. 

Согласно ст. 16 ГК РФ сервитут, наряду с правом собственности,  является вещным правом. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе  по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему  имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым  актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других 


лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим  лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения,  пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и  обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. 

Ограничение права собственности возможно только в случаях и в  порядке, установленном законом. 

Согласно пункту 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской  Федерации частный сервитут устанавливается в соответствии с  гражданским законодательством. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 274 ГК РФ собственник  недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости)  вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в  необходимых случаях и от собственника другого земельного участка  (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования  соседним участком (сервитута). 

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и  проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации  линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения  водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника  недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без  установления сервитута. 

Из положений ст. 274 ГК РФ, что сервитут может быть установлен  судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права  является единственным способом обеспечения основных потребностей  истца как собственника недвижимости. Сервитут должен быть наименее  обременительным для ответчика, поэтому при определении содержания  этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из  разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное  вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не 


создавало существенных неудобств для собственника, обслуживающего  земельного участка. Сервитут может быть срочным или постоянным (п. 4  статьи 23 ЗК РФ). 

В силу пункта 5 статьи 23 ЗК РФ осуществление сервитута должно  быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении  которого он установлен. 

Пунктом 3 статьи 274 ГК РФ предусмотрено, что сервитут  устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления  сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в  порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. 

Таким образом, из положений статьи 23 ЗК РФ и статьи 274 ГК РФ  следует, что сервитут может устанавливаться в интересах собственника  недвижимого имущества исключительно в том случае, если нужды  собственника, связанные с использованием указанного имущества, не  могут быть обеспечены без установления сервитута. 

Из указанных норм права следует, что сервитут может быть  установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого  права является единственным способом обеспечения основных  потребностей истца как собственника недвижимости (Постановление  Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 года N 11248/11). 

Установление частного сервитута обусловлено необходимостью  внесения правовой определенности в отношения собственников соседних  земельных участков в тех случаях, когда потребности одного из них,  связанные с использованием принадлежащего ему имущества, не могут  быть удовлетворены иным образом. Эти интересы могут быть обеспечены  как путем добровольного подписания собственниками господствующего и  обслуживающего земельных участков соглашения о сервитуте, так и в  судебном порядке, если между этими лицами не достигнуто такое  соглашение или имеются разногласия по его отдельным условиям. 


Согласно пункту 3 статьи 274 ГК РФ спор собственников соседних  участков при недостижении соглашения между ними о сервитуте либо его  условиях может быть разрешен судом. 

В связи с этим при рассмотрении дел соответствующей категории в  порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 274 ГК РФ, суды должны  исследовать вопрос о том, на удовлетворение каких конкретно нужд  направлено требование истца и относятся ли они к тем потребностям,  которые могут быть обеспечены путем установления сервитута, учитывая  его исключительный характер. 

Кроме того, при установлении сервитута в судебном порядке  необходимо установить факт возможности исполнения истцом своих  обязательств перед третьими лицами иным способом. 

Задачей суда при осуществлении выбора из таких альтернативных  вариантов является соблюдение баланса интересов сторон и определение  из них варианта наиболее экономичного (менее затратного) для  собственника господствующей вещи и наименее обременительного для  собственника служащего земельного участка. 

Условиями для установления сервитута в судебном порядке  являются наличие между собственниками земельных участков спора,  препятствующего подписанию соглашения о сервитуте; выявленная судом  в ходе рассмотрения этого спора объективная невозможность  удовлетворения потребностей истца иным образом, кроме как путем  наделения его правом ограниченного пользования чужим земельным  участком. 

В соответствии с разъяснениями, данными Президиумом  Верховного Суда РФ в пунктах 7, 9 Обзора судебной практики по делам об  установлении сервитута на земельный участок от 26.04.2017, сервитут  может быть установлен только в случае отсутствия у собственника  земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности 


реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком  (объектом). Не подлежит установлению сервитут, если его условиями  собственник земельного участка лишается возможности использовать свой  участок в соответствии с разрешенным использованием. 

Исходя из указанных норм права, истец для установления частного  земельного сервитута в силу статьи 65 АПК РФ обязан представить  доказательства, подтверждающие, что нужды истца как собственника  принадлежащего ему недвижимого имущества не могут быть обеспечены  без установления требуемого им сервитута. 

Как установлено судом, истцу на праве собственности принадлежит  земельный участок с кадастровым номером 25:20:000000:3890 из земель  сельскохозяйственного назначения. 

Из материалов дела и публичной кадастровой карты следует и не  оспаривается сторонами то обстоятельство, что земельный участок с  кадастровым номером 25:20:000000:3890 ограничен красной линией  защитной прибрежной зоны, а также 500 метровой охранной зоной  морского заповедника. 

Сведения об охранной зоне Дальневосточного морского  заповедника внесены в государственный кадастр недвижимости,  территории охранной зоны Заповедника присвоен учетный номер:  25.20.2.1, данные сведения размещены на сайте публичной кадастровой  карты. 

Территория (акватория) - земельные участки, занятые  Дальневосточного морского заповедника Заповедником, в соответствии с  требованиями пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 33-ФЗ «Об особо  охраняемых природных территориях» находятся в постоянном  (бессрочном) пользовании Федерального государственного бюджетного  учреждения науки «Национальный научный центр морской биологии» 


Дальневосточного отделения Российской академии наук и являются  федеральной собственностью. 

Сведения о границе территории (акватории) Заповедника,  расположенного в юго-западной части залива ФИО9  моря, внесены в Морские навигационные карты и внесены в ЕГРН, а также  отображаются на публичной кадастровой карте. 

Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий  на заповедник на прилегающих к нему земельных участках и водных  объектах созданы охранные зоны: на суше вдоль сухопутных границ  заповедника - шириной 500 метров, на море вокруг морских границ  заповедника – шириной 5 556 метров (3 мили), сведения о которых  внесены в ЕГРН, отображаются на публичной кадастровой карте. 

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от  24.03.1978 N 228 создан Дальневосточный государственный морской  заповедник Академии наук СССР. 

В соответствии с разделом 3 «Положения о Дальневосточном  государственном морском заповеднике Академии наук СССР»,  Положением о государственных природных заповедниках в РФ,  утвержденном постановлением Правительства РФ от 18.12.1991 № 48 (в  ред. постановления Правительства РФ от 23.04.1996 № 527) запрещается  строительство промышленных и сельскохозяйственных предприятий,  жилых помещений, санаториев, туристических баз, кемпингов, дач и баз  отдыха. 

В соответствии с Положением о Дальневосточном морском  биосферном государственном природном заповеднике, утвержденного  Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 29.04.2019  установлен режим особой охраны на территории и акватории охранных зон  заповедника: на суше вдоль сухопутных границ Заповедника установлена 


охранная зона в виде полосы шириной 500 метров (п. 16) (охранная зона  учетный номер: 25.20.2.1). 

В соответствии с п. 17, указанного положения, в 500 метровой  охранной зоне на суше вдоль сухопутных границ заповедника  запрещается: 1) строительство промышленных и сельскохозяйственных  предприятий, жилых и подсобных помещений, санаториев, туристических  баз, дач, баз отдыха, любых других зданий и сооружений, за исключением  случаев, предусмотренных подпунктом 1 пункта 18 Положения; 2)  строительство дорог и путепроводов, водопроводов, газопроводов,  нефтепроводов, линий электропередачи и прочих линейных объектов, за  исключением случаев, предусмотренных подпунктом 2 пункта 18  Положения; 3) разведение костров; 4) движение и стоянка транспортных  средств вне дорог и вне специально предусмотренных для этого мест; 5)  размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных  материалов, станций технического обслуживания, используемых для  технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление  мойки транспортных средств; 6) строительство очистных сооружений,  вывод в море стоков коллекторов очистных сооружений, сброс сточных, в  том числе дренажных вод, использование сточных вод в целях  регулирования плодородия почв; 7) размещение кладбищ,  скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления,  химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ,  пунктов захоронения радиоактивных отходов; 8) применение  ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств, в том числе  средств защиты растений и стимуляторов роста, использование токсичных  химических препаратов, в том числе в научных целях; 9) разведка и  добыча общераспространенных полезных ископаемых. 

Земельный участок с кадастровыми номерами 25:20:030401:85,  принадлежащий на праве собственности ответчику, является смежным к 


земельному участку истца с кадастровым номером 25:20:000000:3890 и  земельному участку с кадастровым номером 25:20:030401:89, который так  же принадлежит ответчику на праве собственности. 

Как установлено в заключениях по результатам судебной  экспертизы и дополнительной судебной экспертизы и согласуется с  уточненными требованиями истца, наиболее короткий и оптимальный путь  прохода и проезда к участку истца проходит через земельные участки  ответчика, в данной связи истец требует установить частный бессрочный  сервитут в отношении земельных участков с кадастровыми номерами  25:20:030401:85 и 25:20:030401:89. 

Вместе с тем, 03.12.2019 Правительством Российской Федерации  издано постановление № 1578 «О расширении территории национального  парка «Земля леопарда» (далее – постановление № 1578). 

В соответствии с п. 1 постановления № 1578 территория  национального парка «Земля леопарда» расширена за счет отнесения к его  территории земельных участков из состава земель сельскохозяйственного  назначения (кадастровые номера земельных участков 25:20:030401:85 и  25:20:030401:89) общей площадью 6928,28 гектара без изъятия их из  хозяйственного использования в Хасанском муниципальном районе  Приморского края, определив, что площадь национального парка "Земля  леопарда" составляет 268797,12 гектара. 

Таким образом, судом установлено, что земельный участок истца,  граничит со стороны моря с Дальневосточным морским биосферным  государственным природным заповедником, с установленной сухопутной  охранной зоной и со стороны суши с территорией национального парка  Земля леопарда. 

В свою очередь Правовой режим территории ФГУ "Национальный  парк «Земля леопарда» регулируется положениями Федерального закона 


от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"  (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ). 

В соответствие с п.1 ст.12 Федерального закона № 33-ФЗ  национальные парки относятся к особо охраняемым природным  территориям федерального значения. В границах национальных парков  выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном  состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной  настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых  ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения  объектов природного и культурного наследия и их использования в  рекреационных целях. 

Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона № 33-ФЗ в целях  установления режима национального парка осуществляется зонирование  его территории с выделением: а) заповедной зоны, которая предназначена  для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах  которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;  б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения  природной среды в естественном состоянии и в границах которой  допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях  познавательного туризма; в) рекреационной зоны, которая предназначена  для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития  физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской  индустрии, музеев и информационных центров; г) зоны охраны объектов  культурного наследия (памятников истории и культуры) народов  Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных  объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой  для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности; д)  зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается  осуществление деятельности, направленной па обеспечение 


функционирования федерального государственного бюджетного  учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и  жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального  парка; е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая  предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных  малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой  допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и  связанных с ней видов неистощительного природопользования. 

В соответствии с пунктом 11 Положения о национальных  природных парках РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ  от 10.08.1993 № 769, конкретные особенности, зонирование и режим  каждого национального природного парка определяются в положении о  нем, утверждаемом государственным органом управления Российской  Федерации, в ведении которого находится парк. 

Положение о национальном парке «Земля леопарда», утверждено  приказом Минприроды России от 04.06.2012 № 142, которое  зарегистрировано в Министерстве юстиции России 12.07.2012 № 24881. 

Вместе с тем, как следует из пояснений Министерства природы,  изменения в указанное положение в части осуществления  функционального зонирования, в части включенной Постановлением   № 1578 новой территории национального парка до настоящего времени не  внесены. 

В материалы дела представлено письмо от 15.05.2020 АНО  «Евроазиатский центр сохранения дальневосточных леопардов»,  адресованное Минприроды РФ о согласовании установления на участках с  кадастровыми номерами 25:20:030401:85 и 25:20:030401:89 рекреационной  зоны национального парка «Земля леопарда». 

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона № 33- ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, 


которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам  растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и  которая противоречит целям и задачам национального парка. 

В силу пункта 4 статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ с  федеральными органами исполнительной власти в области охраны  окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической  деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития  населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих  национальных парков и их охранных зон. 

Следовательно, до отнесения земельных участков с кадастровыми  номерами 25:20:030401:85 и 25:20:030401:89 к определенной  функциональной зоне национального парка «Земля леопарда», подлежит  применению предусмотренная пунктом 4 статьи 15 Федерального закона   № 33-ФЗ процедура согласования социально-экономической деятельности  с Минприроды России. 

Пунктом 6 статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ установлено,  что пребывание на территориях национальных парков (за исключением  участков, расположенных в границах населенных пунктов) физических  лиц, не являющихся работниками федеральных государственных  бюджетных учреждений, осуществляющих управление национальными  парками, должностными лицами федерального органами исполнительной  власти, в ведении которого находятся национальные парки, допускается  только при наличии разрешения федерального государственного  бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным  парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении  которого находятся национальные парки. 

Допуск на территорию национальных парков физических лиц  осуществляется посредством выдачи федеральным государственным  бюджетным учреждением либо Минприроды России специального 


разрешения. В свою очередь, сотрудники юридического лица допускаются  на территорию национального парка в целях организации (осуществления)  какой-либо деятельности только при согласовании данной деятельности с  Минприроды России. 

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской  Федерации от 29.05.2008 № 404 "О Министерстве природных ресурсов и  экологии Российской Федерации" государственное управление в области  организации и функционирования особо охраняемых природных  территорий федерального значения, осуществляет Минприроды России,  следовательно, установлен разрешительный режим пребывания  хозяйствующих субъектов и ведения ими хозяйственной деятельности на  территории национальных парков. 

Однако, доказательств обращения за соответствующим  разрешением, согласованием в Минприроды России, истцом в нарушение  положений статьи 65 АПК РФ в материалы дела не предоставлено. 

Таким образом, истцом заявлены требования об установлении  права бессрочного ограниченного пользования частями земельных  участков с кадастровыми номерами 25:20:030401:85 и 25:20:030401:89  входящими в состав территории национального парка со статусом особо  охраняемых природных территорий, в отсутствие предусмотренной п.4  статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ согласования и до осуществления  зонирования территории национального парка в соответствии с п.1 статьи  15 Федерального закона № 33-ФЗ. 

Однако отсутствие зонирования территории национального парка и  согласования с уполномоченным органом вопросов социально- экономической деятельности хозяйствующего субъекта (истца) исключает  возможность в настоящее время установления права проезда по  территории национального парка в пользу последнего. 


В материалы дела предоставлен Приказ от 28.12.2015 № 247  Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об  утверждении размера платы, взимаемой за посещение физическими  лицами территории национального парка «Земля леопарда», которым  регламентированы правила посещения, включая проход, национального  парка физическими лицами. 

При этом работники истца, не лишены права посещать,  осуществлять проход по территории национального парка, с условием  получения пропуска в соответствии с режимом особо охраняемой  территории и порядком утвержденным, указанным приказом. 

Доказательств отказа ответчика или контролирующей организации  в предоставлении истцу и его работникам возможности посещения  национального парка, включая проход к земельному участку с  кадастровым номером 25:20:000000:3890, равно как учинение ответчиком  препятствий в проходе, суду не представлено. 

К представленным истцом доказательствам, в виде фотографий  (ограждение территории, забор, ворота и предупредительные таблички и  объявления), суд относится критически, поскольку отсутствуют данные о  принадлежности данных информационных объявлений и табличек истцу, а  сам факт наличия ограждения территории национального парка,  пропускного пункта с воротами и постом охраны, не свидетельствует о  совершении ответчиком действий по ограничению прохода истца и его  сотрудников, а доказательств обратного не представлено. 

Условиями для установления сервитута в судебном порядке  являются наличие между собственниками земельных участков спора,  препятствующего подписанию соглашения о сервитуте; выявленная судом  в ходе рассмотрения этого спора объективная невозможность  удовлетворения потребностей истца иным образом, кроме как путем 


наделения его правом ограниченного пользования чужим земельным  участком. 

В ходе рассмотрения спора судом было установлено, что в  настоящее время проход к земельному участку, принадлежащему истцу  имеется, ответчиком не ограничен. 

При этом установление в судебном порядке права ООО «Поместье»  бессрочного ограниченного пользования частей земельных участков для  проезда, не представляется возможным в виду особого статуса земельных  участков истца, наличия сухопутной охранной зоны морского заповедника,  отсутствием зонирования территории национального парка, отсутствием  согласования с Министерством природы РФ по вопросам хозяйственной  деятельности истца. Напротив установление такого права за истцом будет  противоречить основам природоохранного законодательства. 

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для  предоставления истцу права ограниченного пользования земельными  участками ответчика входящими в территорию национального парка. 

Поскольку исковые требования удовлетворению не подлежат,  понесенные истцом судебные издержки суд в силу статей 106, 110 АПК  РФ относит на ООО "Поместье". 

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

р е ш и л:

В удовлетворении требований отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Поместье" из  федерального бюджета 12000рублей государственной пошлины по иску,  оплаченной по платежному поручению № 39 от 19.10.2018 

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную  силу 


Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд  Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый  арбитражный апелляционный суд 

Судья Кирильченко М.С. 

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 10.08.2020 3:09:04

 Кому выдана Кирильченко Марина Сергеевна


Для ограниченного доступа к оригиналам судебных актов с электронными подписями
судей по делу № А51-23805/2018 на информационном ресурсе «Картотека арбитражных
дел» (http://kad.arbitr.ru) используйте секретный код:
 Возможность доступна для пользователей, авторизованных через портал
государственных услуг (ЕСИА).