АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-2438/2019
14 июня 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена июня 2019 года .
Полный текст решения изготовлен июня 2019 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Галочкиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кравченко В.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 28.05.1998)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.12.2004)
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Виктория»
о признании незаконным отказа, изложенного письмом от 26.12.2018 №25/005/006/2018-15700 в регистрации сервитута на земельный участок, кадастровый №25:34:017101:750, общей площадью 3 791 кв.м., расположенного по адресу: <...>; об обязании зарегистрировать сервитут на земельный участок, кадастровый №25:34:017101:750, общей площадью 3 791 кв.м., расположенного по адресу: <...>
при участии: от заявителя: юрисконсульт ФИО1 (доверенность от 09.01.2019 сроком действия до 31.12.2019),
от ответчика: ведущий специалист-эксперт ФИО2 (доверенность №03-192 от 25.12.2018 сроком действия до 31.12.2019),
от ООО «Виктория»: не явился, надлежаще извещен
установил: Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей Уссурийского городского округа ( далее по тексту- заявитель , УМУПТС) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю ( далее по тексту- ответчик, Управление Росреестра), третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Виктория» о признании незаконным отказа, изложенного письмом от 26.12.2018 №25/005/006/2018-15700 в регистрации сервитута на земельный участок, кадастровый №25:34:017101:750, общей площадью 3 791 кв.м, расположенного по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, ул.Тургенева, д. 2; об обязании зарегистрировать сервитут на земельный участок, кадастровый №25:34:017101:750, общей площадью 3 791 кв.м, расположенный по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, ул.Тургенева, д. 2.
Заявитель в обоснование своих требований указывает, что сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
Управление Росреестра по Приморскому краю не имело оснований отказывать в регистрации сервитута, ссылаясь на отсутствие зарегистрированного права общей долевой собственности на общее имущество, в том числе земельный участок, собственниками многоквартирного дома №2 по ул.Тургенева в г.Уссурийске.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краювозражает против удовлетворения заявленных требований и полагает, что указанные требования не соответствуют действующему законодательству, посколькудля государственной регистрации сервитута необходима государственная регистрация права собственности собственником многоквартирного дома на земельный участок.
ООО «Виктория» в ранее представленном в материалы дела письменном отзыве на заявление указывает, что с учетом того, что у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона, то регистрация права в этом случае носит правоподтверждающий характер. В связи с чем, ООО «Виктория» не видит причину отказа в регистрации заключенного сервитута между ООО «Виктория» и УМУПТС Уссурийского городского округа.
Судом установлено следующее.
Согласно Раздела 3 Проектной документации «Тепловая сеть в г.Уссурийске от ул.Тургенева, 2 до ул.Плантационная, 13» трасса тепловой сети пройдет в районе плотной городской застройки, от многоквартирного жилого дома по ул.Тургенева, 2, пересечет проезжую часть ул.Тургенева, пройдет мимо общежития №1 ПримИЖТ, далее мимо двухэтажных бараков к индивидуальному жилому дому по ул.Плантационная,13.
В связи с этим, между УМУПТС УГО (Пользователь) и ООО «Виктория» (Правообладатель) 30.08.2017 года было заключено Соглашение №22 об установлении постоянного сервитута в отношении земельного участка.
Пунктами 1.1, 1.2 данного соглашения установлено, что Правообладатель от лица собственников помещений жилого дома по адресу: <...>, согласно Протокола №3 от 17 августа 2017г. общего собрания собственников помещений, в соответствии с условиями настоящего соглашения предоставляет Пользователю право ограниченного пользования частью земельного участка кадастровый номер 25:34:017101:750, расположенного по адресу: <...>, для строительства и обслуживания тепловой сети.
Границы участка для строительства тепловой сети определяются полосой земельного участка общей площадью 457 м2. Схема земельного участка, на котором указана полоса отвода земельного участка для строительства тепловой сети, прилагается к соглашению и является его неотъемлемой частью.
Заявителем в МБУ УГО «МФЦ» в целях передачи документов на регистрацию в Управление Росреестра по Приморского краю 13.09.2018 года было подано заявление о регистрации сервитута (подраздел III-3), на земельный участок, кадастровый №: 25:34:017101:750, общей площадью 3791 кв. м, расположенного по адресу: край Приморский, г. Уссурийск, ул. Тургенева, дом №2.
26.09.2018 года Управлением было вынесено Уведомление о приостановлении государственной регистрации №25/005/006/2018-15700, в котором было указано со ссылкой на пункты 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», что осуществление действий по регистрации приостанавливается до 26.12.2018 в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
26.12.2018 Управлением в связи с истечением 26.12.2018 срока приостановления, указанного в направленном Уведомлении №25/005/006/2018-15700 и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации сервитута на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» было вынесено Уведомление об отказе в государственной регистрации №25/005/006/2018-15700. В данном решении было указано, что в силу общих положений законодательства Российской Федерации (в том числе ст. 131, 219 Гражданского Кодекса РФ, ч. 6 ст. Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также Письма Росреестра от 07.05.2010 Г. № 14-20-1143/1/10 "О государственной регистрации права собственности на общее имущество в многоквартирном доме и о государственной регистрации договора управления многоквартирным домом") государственная регистрация права общей долевой собственности, на объект недвижимости являющийся общим имуществом в многоквартирной доме, обязательна в случаях, когда данный объект недвижимости передается в пользование какому- либо лицу (лицам) или является предметом иных сделок, на основании которых право общей долевой собственности ограничивается - сервитуте. Поэтому для государственной регистрации сервитута, необходима государственная регистрация права собственности на земельный участок.
Не согласившись с данным отказом Управления, заявитель обратился в суд с заявлением об его оспаривании.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, в письменных объяснениях и выступлениях заявителя, ответчика и 3-его лица, оценив на основании статьи 71 АПК РФ, материалы дела в их совокупности и взаимосвязи по своему внутреннему убеждению, суд считает заявление подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд установил, что срок на обжалование ненормативного акта, установленный части 4 статьи 198 АПК РФ заявителем не пропущен, поскольку заявитель на дату обращения в суд с требованием, не имел в распоряжении оспариваемое решение, оно было вручено заявителю ответчиком в ходе судебного разбирательства, после чего заявителем при рассмотрении дела был уточнен предмет требований.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно статьи 13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Согласно пункта 1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным ненормативного акта необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие его закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – ФЗ № 218-ФЗ).
Частью 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав).
Порядок проведения государственной регистрации прав также определен указанным Федеральным законом, который включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 ФЗ № 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 ФЗ N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации указано на то, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) сервитут, наряду с правом собственности, является вещным правом.
Пунктами 1, 3 статьи 274 ГК РФ определено, что сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не Могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее по тексту - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В силу части 4 статьи 36 и пункта 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Как предусмотрено частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, земельный участок, занятый многоквартирным домом, сформированный и поставленный на государственный кадастровый учет после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, принадлежит собственникам помещений в таком многоквартирном доме на праве общей долевой собственности с даты его государственного кадастрового учета независимо от момента государственной регистрации права на такой земельный участок.
Согласно пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009г. №64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона независимо от его регистрации в ЕГРП.
Исходя из положений, указанных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010г. №12-П, а также в пунктах 66 и 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует вывод о том, что в нормах пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации подразумевается земельный участок, на котором расположен один многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Таким образом, право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (в том числе земельный участок) возникает в силу вышеуказанных норм федеральных законов независимо от момента государственной регистрации такого права.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 25:34:017101:750 был поставлен на государственный кадастровый учет 02.06.2008 и имеет статус «временный».
В соответствии с частью 5 статьи 40 ФЗ № 218-ФЗ при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.
Согласно пункту 1 статьи 42 ФЗ № 218-ФЗ государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, доля в праве на общее имущество в доме производна от права собственности на отдельное помещение в доме; право общей долей собственности на общее имущество в здании возникает (переходит) одновременно с правом собственности на помещение в здании, а его государственная регистрация существует с момента государственной регистрации прав на жилое и нежилое помещение.
С учетом положений пунктом 1 статьи 42 ФЗ № 218-ФЗ государственная регистрация права общей долевой собственности на общее имущество носит технический характер. Фактически она осуществляется одномоментно с государственной регистрацией возникновения, перехода права на жилое и нежилое помещение, принадлежащее собственнику в многоквартирном жилом доме.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что действующее законодательство не требует, как отдельной регистрации (подачи отдельного заявления о государственной регистрации) права общей долевой собственности на общее имущество, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
Статьей 26 ФЗ № 218-ФЗ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В силу пункта 5 части 1 статьи 26ФЗ № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статьи 27 ФЗ № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона".
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что у ответчика не имелось оснований приостанавливать государственную регистрацию и отказывать в регистрации сервитута со ссылкой на отсутствие зарегистрированного права общей долевой собственности на общее имущество, в том числе земельный участок, собственниками многоквартирного дома №2 по ул.Тургенева в г.Уссурийске.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этом согласно части 5 статьи 201 АПК РФ суд, указав на признание оспариваемого решения незаконным, обязывает соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая неправомерность принятого решения по указанным основаниям, в качестве способа восстановления нарушенных прав заявителя суд полагает необходимым обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу осуществить государственную регистрацию сервитута на земельный участок, кадастровый №25:34:017101:750, общей площадью 3 791 кв.м, расположенный по адресу: <...>.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Заявитель при обращении в суд оплатил госпошлину в большем размере, чем предусмотрено действующим законодательством.
В связи с удовлетворением заявленных требований расходы общества по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей подлежат взысканию с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в пользу заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ и статьей 333.21 НК РФ.
И суд возвращает заявителю из федерального бюджета излишне оплаченную госпошлину на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, изложенный в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 26.12.2018 №25/005/006/2018-15700 в регистрации сервитута на земельный участок, кадастровый №25:34:017101:750, общей площадью 3 791 кв.м., расположенный по адресу: <...>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу осуществить государственную регистрацию сервитута на земельный участок, кадастровый №25:34:017101:750, общей площадью 3 791 кв.м., расположенный по адресу: <...>.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в пользу Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа 3000 рублей госпошлины по заявлению.
Возвратить Уссурийскому муниципальному унитарному предприятию тепловых сетей Уссурийского городского округа из федерального бюджета излишне оплаченную госпошлину в размере 3000 рублей, оплаченную платежным поручением № 868 от 25.01.2019, подлинник которого находится в материалах настоящего дела.
Выдать исполнительные листы и справку на возврат госпошлины после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Галочкина Н.А.