АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-2762/2018
25 сентября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Карандашовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вечерской В.С., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 27.09.2002)
к товариществу собственников жилья «Плеханова-85» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 10.04.2014)
о взыскании 3 281 руб. 28 коп.,
при участии в заседании представителей истца ФИО1 по доверенности от 05.09.2017 и ФИО2 по доверенности 09.01.2018, а также представителя ответчика ФИО3 на основании доверенности от 25.06.2018,
установил: Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей Уссурийского городского округа обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с товарищества собственников жилья «Плеханова-85» 3 281 руб. 28 коп. суммы неосновательного обогащения за период октябрь – ноябрь 2017.
Заявление ответчика о фальсификации доказательства по гражданскому делу, в котором сторона просит признать квитанции за октябрь 2017г., ноябрь 2017г. по всем квартирам по дому №85 по ул. Плеханова в г.Уссурийске сфальсифицированным и исключить их из числа доказательств по делу №А51-2762/2018, рассмотрено судом, в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), с учетом уточнения, заявленного ответчиком в заседании, в соответствии с которым, поддержал заявление только относительно двух квитанций, представленных им в материалы дела.
Согласно части 1 статьи 161 АПК РФ, если лицо, участвующее в деле, обратится в арбитражный суд с заявлением в письменной форме о фальсификации доказательства, представленного другим лицом, участвующим в деле, суд:
1) разъясняет уголовно-правовые последствия такого заявления;
2) исключает оспариваемое доказательство с согласия лица, его представившего, из числа доказательств по делу;
3) проверяет обоснованность заявления о фальсификации доказательства, если лицо, представившее это доказательство, заявило возражения относительно его исключения из числа доказательств по делу.
В этом случае, арбитражный суд принимает предусмотренные федеральным законом меры для проверки достоверности заявления о фальсификации доказательства, в том числе назначает экспертизу, истребует другие доказательства или принимает иные меры.
Результаты рассмотрения заявления о фальсификации доказательства арбитражный суд отражает в протоколе судебного заседания (часть 2 статьи 161 АПК РФ).
В силу приведенной нормы права, с согласия истца, квитанции за октябрь 2017г., ноябрь 2017г. по двум квартирам по дому №85 на ул. Плеханова в г.Уссурийске исключены из доказательств по настоящему делу.
Ответчик не согласен с предъявленными требованиями, возражая по существу спора, при этом, в первом отзыве указал, что требования истца вытекают из договора № 1319-бп от 01.10.2014 на энергоснабжение (в горячей воде) в отношении жилого дома № 85 по ул. Плеханова в г. Уссурийске; по условиям данного договора, определен годовой объем потребления тепловой энергии и увеличение его в одностороннем порядке не допустимо; на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают двух компонентный тариф на горячую воду, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Согласно второму отзыву, спорный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который установлен на вводе в дом; общий прибор учета тепловой энергии, фиксирующий потребление тепловой энергии на ОДН горячего водоснабжения, отсутствует; стоимость поставленной в дом тепловой энергии выставляется к оплате собственникам помещений, в силу отношений, сложившихся между предприятием и собственниками помещений; в расчете норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды предприятием применен по аналогии с нормативом, утвержденным для централизованного горячего водоснабжения, удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды, истец применяет 0,05545 Гкал/кб.м, который для истца уже включен в тариф; объем тепловой энергии, использованной на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, истцом выставлен к оплате собственниками помещений в МКД.
Из материалов дела судом установлено следующее.
Между истцом (Ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (ТСЖ) заключен договор № 1319-бп на теплоснабжение от 01.10.2014 (с учетом протоколов разногласий и согласования разногласий), в соответствии с пунктом 1.1 которого, Ресурсоснабжающая организация обязуется осуществить поставку ТСЖ коммунального ресурса, для обеспечения Потребителей коммунальными услугами отоплением и горячей водой проживающих в многоквартирных домах, находящихся на управлении ТСЖ.
25.01.2017 истец направил ответчику дополнительное соглашение к договору №1319-бп на теплоснабжение от 01.10.2014, датированное 20.01.2017, которое ответчиком не подписано.
Истец, полагая, что, при подаче теплоносителя для отопления жилого дома, находящегося в управлении ТСЖ «Плеханова-85», а также для приготовления горячей воды, имеется расход коммунального ресурса на горячее водоснабжение для содержания общедомового имущества, выставил ответчику для оплаты стоимости израсходованного коммунального ресурса на содержание общедомового имущества счета-фактуры на общую сумму 3 281 руб. 28 коп. за октябрь - ноябрь 2017г.
Поскольку сумма указанной задолженности не погашена, истец посчитал, что образовавшаяся задолженность в сумме 3 281 руб. 28 коп. подлежит возмещению ТСЖ «Плеханова-85», в связи с чем обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
То есть, по смыслу данной нормы права, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения при изменении или прекращении (отсутствии) договора необходимо установить приобретение либо сбережение ответчиком денежных средств, принадлежащих истцу, их размер, отсутствие у ответчика правовых оснований для удержания, с учетом статьи 1109 ГК РФ.
Недоказанность хотя бы одного из перечисленных обстоятельств является основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании неосновательного обогащения.
При этом, исходя из положений статьи 65 АПК РФ, наличие указанных обстоятельств в совокупности должно доказать лицо, обратившееся в суд с соответствующим исковым требованием.
Оценивая взаимоотношения сторон в рамках рассматриваемого спора, суд исходит из нижеследующего.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов.
Оплата потребленной энергии является одной из основных обязанностей абонента в правоотношениях по энергоснабжению.
По общему правилу, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (статья 544 ГК РФ).
В силу приведенных нормативных положений, в отсутствие заключенного между сторонами в установленном законом порядке договора (дополнительного соглашения) на отпуск тепловой энергии для приготовления горячей воды на ОДН, обязательства между сторонами в области теплоснабжения многоквартирных домов основываются на действующем законодательстве.
Вместе с тем, правоотношения по отпуску и оплате тепловой энергии на цели оказания коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирных жилых домов, помимо общих положений гражданского права об энергоснабжении (параграф 6 главы 30 ГК РФ), подпадают под специальное регулирование норм жилищного законодательства (раздел VII Жилищного кодекса Российской Федерации), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1034 от 18.11.2013 «О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя» (далее - Правила № 1034).
Как следует из материалов дела, жилой дом, находящийся в управлении ТСЖ «Плеханова-85», оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, установленным на вводе в дом (до бойлера); все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения, общий прибор учета тепловой энергии, фиксирующий потребление тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, отсутствует, на бойлере водомеры горячего водоснабжения отсутствуют. Спорные дома не имеют централизованную систему горячего водоснабжения, при этом, оборудованы тепловым пунктом (бойлер), входящим в состав общедомового имущества, посредством которого, для нужд дома, приготавливается горячая вода. Данные обстоятельства истцом не оспорены и документально не опровергнуты.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон №416-ФЗ), централизованная система горячего водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее закрытая система горячего водоснабжения).
Нецентрализованная система горячего водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно (пункт 12 статьи 27 Федерального закона № 416-ФЗ)
Индивидуальный тепловой пункт – это комплекс устройств для присоединения теплопотребляющей установки к тепловой сети, преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки для одного здания, строения или сооружения (абзац 10 пункта 3 Правил № 1034).
Центральный тепловой пункт – это комплекс устройств для присоединения теплопотребляющих установок нескольких зданий, строений или сооружений к тепловой сети, а также для преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки (последний абзац пункта 3 Правил № 1034).
Исходя из приведенных норм права, с учетом фактических обстоятельств, в спорном многоквартирном доме отсутствует централизованное горячее водоснабжение, поскольку приготовление горячей воды в данном доме осуществляется с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений (бойлера). То есть, функция истца в приготовлении горячей воды состоит исключительно в подаче в спорный многоквартирный дом тепловой энергии в виде горячей воды, с помощью которой (при закрытой схеме горячего водоснабжения) происходит (посредством бойлера) нагрев поступающей в дом непосредственно холодной воды, следовательно, никаких других действий, кроме поставки тепловой энергии, в процессе приготовления горячей воды в домах истец не производит.
Как предусмотрено подпунктом «б» пункта 4 Правил № 354, горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона № 416-ФЗ, при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с указанным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами № 354, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению производится с учетом формул, содержащихся в приложении № 2 к указанным правилам.
Разделом 4 приложения № 2 к Правилам № 354 предусмотрен расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период потребителю в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении при самостоятельном производстве исполнителем в многоквартирном доме коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
В соответствии с пунктом 22(1) раздела 4 приложения № 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2.
Из формулы 20.2. Правил № 354 следует, что при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребители (граждане) вносят плату исполнителю (управляющей компании) за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, исходя из двух составляющих: холодной воды (произведения объема горячей воды на общедомовые нужды на тариф на холодную воду) и коммунального ресурса на подогрев воды (произведение удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды на соответствующий тариф и на объем горячей воды на общедомовые нужды).
В случае отсутствия общедомового прибора учета в силу прямого указания пункта 22(1) раздела 4 приложения № 2 к Правилам № 354 расчет производится исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила № 306).
Норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется с учетом положений, установленных пунктами 32 - 32(2) настоящих Правил (пункт 45(1) Правил № 306).
Согласно пункту 32 Правил № 306, уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными настоящими Правилами требованиями.
На основании пункта 32(1) Правил № 306, уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов:
а) неизолированные стояки и полотенцесушители;
б) изолированные стояки и полотенцесушители;
в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей;
г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.
Информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг (пункт 32(2) Правил № 306).
Согласно правовой позиции, сформированной Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел (определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 № 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 № 305-ЭС17-15601), и изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, положениями Правил № 354 определено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Пунктом 55 Правил № 354 определено, что, при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и использовании для обеспечения потребности в горячем водоснабжении нагревательного оборудования, установленного в жилом помещении, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не взимается.
В этом случае, объем холодной воды, а также электрической энергии, газа, тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, оплачивается потребителем в составе платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению и теплоснабжению.
Согласно возражениям на отзыв ответчика, истец расчет потребленной тепловой энергии на приготовление горячей воды на общедомовые нужды произвел путем произведения показателей площадей мест общего пользования МКД, норматива потребления услуги горячего водоснабжения на общедомовые нужды - 0,02 куб. м3/м2, удельный расход тепловой энергии на подогрев воды - 0,05545 Гкал/м3. При этом, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды применен истцом по аналогии с нормативом, утвержденным для централизованного горячего водоснабжения, а норматив удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды - в соответствии с письмом Департамента по тарифам Приморского края от 03.09.2015.
Данное письмо истцом в материалы дела не представлено, равно, как и не представлено нормативного обоснования обязательности применения, при формировании спорного расчета, этого письма.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что, в спорный период Департаментом по тарифам Приморского края для истца установлен одноставочный тариф на горячую воду, а также соответствующий норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на спорный период (октябрь-ноябрь 2017 г.); норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества для нецентрализованного горячего водоснабжения на территории Уссурийского городского округа не утверждался.
Несмотря на данные обстоятельства, истец заявленные требования основывает на том, что, в спорном случае, возможно применение норматива по аналогии с нормативом, утвержденным для централизованного горячего водоснабжения. Между тем, положениями Правил № 306 применение нормативов по аналогии не предусмотрено.
Не представлено истцом и доказательств, опровергающих тот факт, что в спорном многоквартирном доме нецентрализованное горячее водоснабжение, что позволило бы применять указанный выше расчет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец нормативно не обосновал применение методики расчета объема коммунального ресурса, израсходованного на содержание общедомового имущества, расположенного в жилых домах, в которых отсутствует централизованное горячее водоснабжение, а также формулы, установленной законом для централизованного горячего водоснабжения. В рассматриваемом случае, весь объем тепловой энергии, поступающей в спорный многоквартирный дом, учитывается общедомовым прибором учета, установленным на вводе в дом; раздельный учет тепловой энергии, поступившей в дом и использованной на нужды отопления, и тепловой энергии, поступившей в дом и использованной для приготовления горячей воды, не ведется; стоимость поставленной в спорный дом тепловой энергии выставляется к оплате собственникам помещений в силу отношений, сложившихся между предприятием и собственниками помещений.
Из анализа представленных истцом соответствующих платежных документов на оплату отопления и тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, выставленных непосредственно населению, суд установил, что сведения об объемах потребленной тепловой энергии (показания ОДПУ и ИПУ) указаны достоверно, что сторонами не оспорено. Но при этом, данные квитанции не подтверждают арифметические действия истца по определению объема коммунального ресурса, израсходованного при подогреве воды, использованной на содержание общедомого имущества, и его стоимости, позволяющие утверждать об обоснованности и правомерности расчета, представленного истцом.
Вместе с тем, суд исходит из того, что истец не доказал того, что ответчиком, для приготовления горячей воды на общедомовые нужды, потреблен коммунальный ресурс, его фактический объем, равно, как и того, что объем тепловой энергии, стоимость которой предъявлена к взысканию с ответчика, не выставлялся к оплате собственникам помещений в многоквартирном доме и ими не оплачен.
Суд считает, что, при таких обстоятельствах, на стороне ответчика отсутствует неосновательное обогащение за счет истца.
Таким образом, учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд, основываясь на вышеприведенных нормах права, не усматривает правовых оснований для удовлетворения настоящего иска.
По правилам статьи 110 АПК РФ, расходы по уплате госпошлины относятся на истца.
Суд, руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Карандашова Е.В.