АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-2814/2014
12 мая 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена мая 2014 года .
Полный текст решения изготовлен мая 2014 года .
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Хвалько, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюоткрытого акционерного общества "Оборонэнерго" (ИНН 4726225 , ОГРН 7746264230 , дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 30.04.2009)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН 0017193 , ОГРН 2502277170 , дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 15.12.2002)
третье лицо – ФИО1
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 30.12.2013; от Управления – ФИО3 по доверенности от 09.01.2014; от третьего лица – не явились, извещены,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Оборонэнерго" (далее по тексту – «заявитель», «общество», «ОАО «Оборонэнерго») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – «УФАС по Приморскому краю», «антимонопольный орган», «Управление») от 05.11.2013 по делу №21/06-2013 (с учетом уточненных требований, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением суда от 11.03.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика была привлечена ФИО1.
Представитель заявителя на уточненных требованиях настаивал в полном объеме, считает вынесенные решение и предписание незаконными и подлежащим отмене, в обоснование требований указал на то, что ОАО «Оборонэнерго» фактически не имеет возможности выполнить мероприятия по технологическому присоединению заявителей, поскольку мощность имеющегося электросетевого хозяйства филиала в этом районе рассчитана на обеспечение энергоснабжения военных объектов Министерства обороны Российской Федерации и тех потребителей, которые уже присоединены, и в случае превышения напряжения, указанные объекты могут быть обесточены, что подорвет обороноспособность страны.
Заявитель пояснил, что филиал «Приморский» представлял в распоряжение УФАС по Приморскому краю документы, свидетельствующие о том, что ОАО «Оборонэнерго» фактически не имеет возможности выполнить мероприятия по технологическому присоединению, а также о необходимости сооружения новых объектов электросетевого хозяйства смежными сетевыми организациями.
Представитель заявителя пояснил, что ОАО «Оборонэнерго», не имея технической возможности технологического присоединения электроустановок заявителей, тем не менее, предпринимает все необходимые действия для скорейшего присоединения и недопущения признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что подтверждается представленными в Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю документами.
Представитель антимонопольного органа с требованиями не согласился, полагает, что оснований для удовлетворения требований заявителя и признания незаконным и отмене оспариваемых решения и предписания не имеется, поскольку материалами дела полностью подтверждается факт нарушения ОАО «Оборонэнерго» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении от заключения договора на технологическое присоединении энергопринимающих устройств, которые будут располагаться на земельном участке, принадлежащем ФИО1 на праве собственности, по адресу: ул. Маковского, д. 316 д, п. Трудовое, г. Владивосток.
Управление полагает, что ОАО «Оборонэнерго» уклоняется от выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, предусмотренных договором об осуществлении технологического присоединения, что свидетельствует о нарушении обществом Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
На основании вышеизложенного, ответчик полагает, что действия общества по нарушению сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями и договором технологического присоединения, уклонению от выполнения мероприятий по технологическому присоединению, не основаны на нормах действующего законодательства, а также договоре об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и могут привести к ущемлению интересов гражданки ФИО1
Третье лицо, участвующее в деле в судебное заседание не явилось, по тексту представленных через канцелярию суда письменных пояснений ФИО1 ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, полагает решение и предписание антимонопольного органа законным и обоснованным, указала на то, что Управление обоснованно усмотрело в действиях общества нарушение требований Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с чем оснований для признания незаконными и отмене оспариваемых решения и предписания не имеется.
Суд на основании статей 123, 156 и 200 АПК РФ и с согласия представителей сторон, рассмотрел заявление в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя третьего лица, по документам, имеющимся в материалах дела.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило (вх. № 4583 от 03.07.2013) заявление от гражданки ФИО1 о нарушении ОАО «Оборонэнерго» требований антимонопольного законодательства в части уклонения от заключения договора путем ненаправления проекта договора на технологическое присоединение и технических условий как неотъемлемого приложения к договору для технологического присоединения энергопринимающих устройств, которые будут располагаться на земельном участке, принадлежащем ФИО1 на праве собственности, по адресу: ул. Маковского, д. 316 д, п. Трудовое, г. Владивосток, к электрическим сетям общества.
Антимонопольным органом, в ходе проведения проверки было установлено, что письмом от 27.02.2013 № 1178 в адрес ОАО «Оборонэнерго» поступила заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям (мощность энергопринимающих устройств - 15 кВт), подписанная ФИО1
Письмом от 06.03.2012 № ПРМ/1166 заявителю сообщено о том, что проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «Оборонэнерго» будет направлен в адрес ФИО1 только после утверждения размера платы за технологическое присоединение Департаментом по тарифам Приморского края в виде стандартизированных ставок.
В ходе рассмотрения дела № 21/06-2013 гражданка ФИО4 сообщила, что на участке, расположенном по адресу: ул. Маковского, д. 316 д, п. Трудовое, г. Владивосток, планируется строительство объекта капитального строительства - жилого дома, в связи с чем заявителю необходимо разработать градостроительный план земельного участка. В состав градостроительного плана земельного участка входит, в том числе, информация о технических условиях подключения к сетям инженерно-технического обеспечения. Таким образом, для утверждения градостроительного плана ей необходим договор на технологическое присоединение и технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Приморское УФАС России 08.08.2013 (исх. № 5533/06-2) выдало ОАО «Оборонэнерго» обязательное к исполнению Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с указанным предупреждением Управление предписывало обществу рассмотреть в соответствии с Правилами заявку гражданки ФИО1 от 27.02.2013 и направить в ее адрес заполненный и подписанный сетевой организацией проект договора об осуществлении технологическое присоединение к электрическим сетям в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к указанному договору (в соответствии с пунктами 3, 15 Правил), в срок до 30 августа 2013 года.
Письмом от 30.08.2013 № ПPM/60/5062 ОАО «Оборонэнерго» сообщило, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которые будут располагаться на земельном участке, принадлежащем ФИО1 на праве собственности, по адресу: ул. Маковского, д. 316 д, п. Трудовое, г. Владивосток, к электрическим сетям общества возможно лишь после решения комплексной проблемы энергоснабжения всего массива «Синяя сопка», то есть после ввода в эксплуатацию подстанции ОАО «ФСК ЕЭС» МЭС Востока, не ранее 2014 года.
На основании неисполненного ОАО «Оборонэнерго» Предупреждения, выданного Приморским УФАС России, Управлением возбуждено дело № 21/06-2013 о нарушении антимонопольного законодательства.
05.11.2013 по результатам рассмотрения жалобы УФАС по Приморскому краю вынесено решение № 21/06-2013, в соответствии с которым жалоба ФИО1 на действия сетевой организации, признана обоснованной. Управлением признан факт нарушения ОАО «Оборонэнерго» п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении от заключения договора на технологическое присоединении энергопринимающих устройств, которые будут располагаться на земельном участке, принадлежащем ФИО1 на праве собственности, по адресу: ул. Маковского, д. 316 д, п. Трудовое, г. Владивосток.
05.11.2013 было выдано предписание № 7713/06-2 о необходимости обществу в течение 1 месяца с момента получения предписанияпрекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления своим доминирующим положением, которое имело своим результатом ущемление интересов гражданки ФИО1 путём уклонения от заключения договора на технологическое присоединении энергопринимающих устройств, которые будут располагаться на земельном участке, принадлежащем ФИО1 на праве собственности, по адресу: ул. Маковского, д. 316 д, п. Трудовое, г. Владивосток а именно, направить ФИО1 заполненный и подписанный проект договора на технологическое присоединение в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору (в соответствии с пунктами 3, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861).
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, полагая их незаконными и не соответствующими требованиям действующего законодательства и нарушающими права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы сторон и документы, представленные в материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Порядок рассмотрения заявлений о технологическом присоединении регламентирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными, в пункте 14 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Судом из материалов дела установлено, что ОАО «Оборонэнерго» является территориальной сетевой организацией, то есть коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Кроме того, согласно пункту 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220, не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.
ОАО «Оборонэнерго» приказом Федеральной службы по тарифам от 21.02.2012 № 104-э включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (Раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии»).
При этом услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, а являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
Таким образом, ОАО «Оборонэнерго» на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах пролегания собственных и арендованных сетей (включающего в себя услуги по технологическому присоединению) занимает доминирующее положение.
Таким образом, обязанность по заключению договора с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнению мероприятий по технологическому присоединению лежит на ОАО «Оборонэнерго».
В качестве обоснования невозможности выполнения мероприятий по технологическому присоединению заявителя, общество в ходе рассмотрения дела указало на то, что в целях обеспечения энергоснабжения заявителей электрической энергией с установленными показателями качества воздушные линии электропередач напряжением 0,4 кВ строятся не более 250-300 метров от центра питания. Границы земельного участка ФИО1 находятся на расстоянии свыше 300 метров от электрических сетей филиала «Приморский» ОАО «Оборонэнерго» напряжением 6 кВ. Уровень напряжения, необходимый Заявителю, - 0,4 кВ.
В состав массива «Синяя Сопка» г. Артема входит более 1500 участков, энергоснабжение которых еще не осуществлено, и без решения комплексной проблемы энергоснабжения всего массива «Синяя Сопка» техническая возможность осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей отсутствует. Несмотря на строительство необходимых электрических установок, сечение провода существующей линии электропередач филиала является максимально допустимым и имеет предельное значение по нагрузке. Соответственно, для присоединения вновь созданных электроустановок филиалу «Приморский» ОАО «Оборонэнерго» необходимо осуществить строительство новой районной подстанции, рассчитанной на электроснабжение всего массива «Синяя Сопка» г. Артема которую необходимо присоединить к электрическим сетям смежной сетевой организации.
Филиал «Приморский» ОАО «Оборонэнерго», в настоящий момент, выполняет мероприятия по согласованию со смежными сетевыми организациями (ОАО «ФСК ЕЭС» МЭС Востока) точек присоединения электрических сетей, необходимых к строительству для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств массива «Синяя Сопка». При отсутствии определенных точек присоединения электрических сетей филиала «Приморский» ОАО «Оборонэнерго» к сетям смежной сетевой организации нет возможности осуществить разработку технических условий и расчет платы за технологическое присоединение.
Также общество сослалось на письмо от 19.04.2013 № МЗ/4/702, в котором ОАО «ФСК ЕЭС» МЭС Востока сообщило, что в соответствии с инвестиционной программой ОАО «ФСК ЕЭС» на 2013-2017 годы (с учетом корректировки сроков) ввод в эксплуатацию ПС 220/110/35/20 кВ Артем запланирован в 2014 году.
Кроме того, в судебном заседании представитель общества указал на то, что мощность имеющегося электросетевого хозяйства филиала в этом районе рассчитана на обеспечение энергоснабжения военных объектов Министерства обороны Российской Федерации и тех потребителей, которые уже присоединены, и в случае превышения напряжения, указанные объекты могут быть обесточены, что подорвет обороноспособность страны.
Вместе с тем, принять указанные доводы не могут быть приняты судом в качестве законного обоснования невозможности исполнения обществом требований действующего законодательства, поскольку обязанность по заключению договора с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнению мероприятий по технологическому присоединению прямо предусмотрена Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
При этом исполнение указанной обязанности не ставится в зависимость от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя.
Суд соглашается с утверждением Управления и полагает, что сроки направления в адрес лица, обратившегося за технологическим присоединением, проекта договора и технических условий как неотъемлемого приложения к договору утверждены Правилами, и любое нарушение данных сроков приводит к ущемлению интересов лиц, обратившихся в сетевую организацию за технологическим присоединением.
Учитывая, что договор об осуществлении технологического присоединения является публичным и обязателен к заключению с любым лицом, кто обратится в сетевую организацию, вывод о том, что действия общества, выразившиеся в уклонении от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которые будет располагаться на земельном участке, нарушают права и законные интересы лиц, обратившихся в сетевую организацию, признается судом обоснованным.
Пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Таким образом, в действиях ОАО «Оборонэнерго» имеются признаки нарушения требований антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, довод заявителя о том, что решение антимонопольного органа, в соответствии с которым Управлением признан факт нарушения ОАО «Оборонэнерго» п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении от заключения договора на технологическое присоединении энергопринимающих устройств, которые будут располагаться на земельном участке, принадлежащем ФИО1 на праве собственности, по адресу: ул. Маковского, д. 316 д, п. Трудовое, г. Владивосток, судом отклоняется.
Ввиду того, что оспариваемое решение признано судом обоснованным, оснований для признания незаконным предписания о прекращении нарушении обществом требований антимонопольного законодательства по данному делу, у суда не имеется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, вывод Управления об отсутствии оснований для признания оспариваемых решения и предписания незаконными, признается судом обоснованным.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Оборонэнерго" о признании незаконными решения и предписания УФАС по Приморскому краю от 05.11.2013 по делу №21/06-2013 отказать.
Проверено на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Турсунова Ю.C.