ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-28481/14 от 05.12.2014 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-28481/2014

08 декабря 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2014 года. Полный текст решения изготовлен 08 декабря 2014 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.В. Борисова

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.А. Арсеньевой, рассмотрев в судебном заседании 02.12.2014г. – 05.12.2014г. дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Терней Золото» (ИНН 2532009174, ОГРН 1062533008251)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю (ИНН 2540106044, ОГРН 1042504366288)

о признании незаконным Постановления от 26.09.2014 г. №05-064/2014 о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от ООО «Терней Золото»: до перерыва – не явились, извещены; после перерыва – представитель Комарова Надежда Сергеевна, по доверенности № б/н от 01.10.2013.

от ответчика – не явились, извещены,

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Терней Золото» (далее – «заявитель, общество») обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю (далее – «ответчик, Росприроднадзор») о признании незаконным Постановления от 26.09.2014г. №05-064/2014 о привлечении к административной ответственности по п.2 ст.7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 300 000 руб.

В судебном заседании 02.12.2014г. судом в порядке ст. 163 АПК РФ по ходатайству сторон, в связи с неблагоприятными погодными условиями объявлен перерыв до 05.12.2014г. до 13 ч. 00 мин., о чем стороны были уведомлены телефонограммой от 02.12.2014г., а также в протоколе судебного заседания, размещенного на сайте в сети Интернет по адресу: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/d01899cf-65c1-45b8-ac00-faa13adb1780/A51-28481-2014_20141202_Opredelenie%20(protokolnoe).pdf

Как следует из текста заявления, общество ссылается на отсутствие события вменяемого правонарушения. Так, проверкой установлено, что по лицензии ВЛВ 01606 БР допущены отставания проведения геологоразведочных работ на Приморском месторождении по объёмам и срокам их проведения от установленных значений проектной документации и планов развития горных работ, несоответствие проводимых работ. Однако из постановления невозможно конкретно определить объективную сторону правонарушения, не указано, в чём именно заключается несоответствие проводимых геологоразведочных работ и какие именно работы ведутся с нарушением проекта. При этом в настоящее время лицензионное соглашение к лицензии ВЛВ 01606 БР предписывает завершение геологоразведочных работ не позднее 20.10.2018 года, в связи с чем предприятием было разработано и согласовано в установленном порядке дополнение к проекту ГРР об изменении сроков проведения геолого-разведочных работ.

Общество не согласно с доводом ответчика о том, что предприятием не проводится комплекс геофизических исследований, влияющих на полноту геологического изучения недр на месторождении «Приморское». В то же время геофизические исследования проводятся в полном объеме по отбуренным скважинам, в соответствии с условиями проекта.

Довод ответчика о том, что предприятием не проводятся установленные проектами гидрогеологические исследования, влияющие на полноту геологического изучения недр на месторождении Приморское также необоснован, поскольку до окончания срока проведения геологоразведочных работ (не позднее 20.10.2018 года) нельзя ставить в вину недропользователю непроведение гидрогеологических исследований, так как ни действующий проект ГРР, ни лицензионные условия не содержат конкретных сроков проведения гидрогеологических
 исследований.

В оспариваемом постановлении указано также, что по лицензии ВЛВ 01606 БР отсутствует социально-экономическое соглашение о взаимодействии ООО «Терней Золото» с администрацией Тернейского муниципального района Приморского края. В то же время указанное соглашение о социально экономическом развитии региона от 21 июля 2014 года ранее было подписано сторонами и направлено контролирующему органу при проведении проверки.

Статистическая отчетность о проведении геологоразведочных работ на Приморском месторождении по формам 1-ГР, 2-ГР, 7-ГР и отчётность о выполнении лицензионных условиях по форме 2-ЛС в Приморский филиал ФБУ «Территориальный фонд геологический информации по Дальневосточному федеральному округу» за период 2011-2013 гг., и за 1 полугодие 2014 года была своевременно направлена обществом и информация об этом была предоставлена при проведении проверки.

Аналогичные доводы приведены обществом и в отношении лицензии ВЛВ 01605 БР.

Административный орган в судебное заседание 05.12.2014г. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалы дела представил письменный отзыв, материалы административного дела.

Из отзыва ответчика следует, что в ходе проверки по лицензиям ВЛВ 01606 БР, ВЛВ 01605 БР были допущены отставания проведения геологоразведочных работ на месторождениях «Салют» и «Приморское» по объёмам и срокам их проведения от установленных значений проектной документации и планов развития горных работ, несоответствие проводимых работ. Также предприятием не проводится комплекс геофизических исследований, влияющих на полноту геологического изучения недр на месторождениях «Салют» и «Приморское». Предприятием не проводятся установленные проектами гидрогеологические исследования, влияющие на полноту геологического изучения недр на месторождениях «Салют» и «Приморское».

По лицензиям ВЛВ 01606 БР, ВЛВ 01605 БР предприятием не ведётся горно-экологический мониторинг состояния окружающей среды в пределах лицензионных участков недр. По лицензиям отсутствует социально-экономическое соглашение о взаимодействии ООО «Терней Золото» с администрацией Тернейского муниципального района Приморского края, на территории которого расположены лицензионные участки. Также предприятием не представлена государственная статистическая отчётность о проведении геологоразведочных работ на месторождениях по формам 1-ГР, 2-ГР, 7-ГР и отчётность о выполнении лицензионных условиях по форме 2-ЛС в Приморский филиал ФБУ «Территориальный фонд геологический информации по Дальневосточному федеральному округу» за период 2011-2013гг, и за 1 полугодие 2014 года.

В соответствии с п.1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.

В соответствии с п.3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя административного органа по имеющимся в деле документам и доказательствам.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии с Приказом Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 11.06.2014 № 665 «О проведении плановой выездной проверки в отношении юридического лица ООО «Терней Золото», административным органом за период с 19.08.2014г. по 15.09.2014г. была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства РФ о недрах, природоохранного, водного и земельного законодательства РФ в отношении ООО «Терней Золото», расположенного по адресу: 692441, Приморский край, г. Дальнегорск, ул. Набережная, д. 2а.

Участки недр расположены в Приморском крае, Тернейском районе: Месторождение «Салют» расположено на территории Тернейского муниципального района Приморского края, на Сихотэ-Алиньском хребте, между истоками рек Светловодная и Соболевка. Ближайший населенный пункт, пос. Светлая, находится в 60 км от месторождения; Приморское месторождение расположено на территории Тернейского муниципального района Приморского края, в бассейне среднего течения р. Кабанья. Ближайший населенный пункт, пос. Светлая, находится в 50 км к юго-востоку от месторождения. Время совершения правонарушения 15.09.2014 в 11.00 час.

В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Терней Золото» осуществляет разведку рудного и россыпного золота и серебра на основании лицензии ВЛВ № 01606 БР на Приморском месторождении в Тернейском районе Приморского края и разведку рудного золота и серебра на основании лицензии ВЛВ № 01605 БР на месторождении «Салют» в Тернейском районе Приморского края.

В результате проверки выявлены нарушения лицензионных условий по лицензиям на право пользования недрами с целью поиска, разведки и добычи рудного и россыпного золота и серебра серий ВЛВ № 01606 БР и ВЛВ № 01605 БР, а именно: по указанным лицензиям обществом допущены отставания проведения геологоразведочных работ на месторождениях «Салют» и «Приморское» по объёмам и срокам их проведения от установленных значений проектной документации и планов развития горных работ, несоответствие проводимых работ. Также предприятием не проводится комплекс геофизических исследований, влияющих на полноту геологического изучения недр на месторождениях «Салют» и «Приморское». Предприятием не проводятся установленные проектами гидрогеологические исследования, влияющие на полноту геологического изучения недр на месторождениях «Салют» и «Приморское». По лицензиям ВЛВ 01606 БР, ВЛВ 01605 БР предприятием не ведётся горно-экологический мониторинг состояния окружающей среды в пределах лицензионных участков недр. Отсутствует социально-экономическое соглашение о взаимодействии ООО «Терней Золото» с администрацией Тернейского муниципального района Приморского края, на территории которого расположены лицензионные участки. Предприятием не представлена государственная статистическая отчётность о проведении геологоразведочных работ на месторождениях по формам 1-ГР, 2-ГР, 7-ГР и отчётность о выполнении лицензионных условиях по форме 2-ЛС в Приморский филиал ФБУ «Территориальный фонд геологический информации по Дальневосточному федеральному округу» за период 2011-2013гг, и за 1 полугодие 2014 года.

15.09.2014г. административным органом был составлен акт проверки, в котором отражены выявленные нарушения.

Уведомлением от 15.09.2014г. №05-16/36 общество извещалось о том, что 23.09.2014г. административным органом будет составлен протокол по делу об административном правонарушении.

23.09.2014г. в присутствии генерального директора общества был составлен протокол по делу об административном правонарушении №05-064/2014.

Определением от 23.09.2014г. административный орган известил общество о том, что на 26.09.2014г. назначено рассмотрение административного дела.

26.09.2014г. административным органом в отношении ООО «Терней Золото» вынесено Постановление №05-064/2014 о назначении административного наказания по п.2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 300 000 руб.

Заявитель, не согласившись с данным постановлением от 26.09.2014г., обратился в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании его незаконным.

Оценив доводы заявителя, возражения административного органа, исследовав материалы дела по существу заявленных требований, суд считает, что заявление общества подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективной стороной данного административного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Виды пользования недрами определены в статье 6 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Частью 2 пункта 2 статьи 20 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах, право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию.

Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено.

Из анализа указанных норм следует, что привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, а не наличия такого права.

Проверкой установлено, что по лицензиям ВЛВ 01606 БР, ВЛВ 01605 БР допущены отставания проведения геологоразведочных работ на месторождениях «Приморском» и «Салют» по объёмам и срокам их проведения от установленных значений проектной документации и планов развития горных работ, а также несоответствие проводимых работ.

Вместе с тем, из оспариваемого постановления не представляется возможным определить объективную сторону правонарушения, поскольку административным органом не указано, в чём именно заключается несоответствие проводимых геологоразведочных работ и какие именно работы ведутся с нарушением проекта.

Как установлено судом, за период действия лицензии и владения ею обществом с ограниченной ответственностью «Терней Золото», владелец лицензии неоднократно обращался в Территориальное агентство по недропользованию по Приморскому краю (Приморнедра) с заявками на продление сроков лицензионных соглашений, которые в итоге неоднократно продлевались: дополнением №1 от 2 ноября 2010 года, дополнением №2 от 25 января 2012 года, дополнением №3 от 1 октября 2012 года, дополнение №4 от 21 октября 2013 года, и, соответственно сроки проведения геологоразведочных работ также были передвинуты.

В настоящее время лицензионное соглашение к лицензиям ВЛВ 01606 БР, ВЛВ 01605 БР предписывает завершение геологоразведочных работ не позднее 20.10.2018 года, и 01.07.2018г. соответственно, в связи с чем обществом было разработано и согласовано в установленном порядке дополнение к проекту ГРР об изменении сроков проведения геолого-разведочных работ (приложение №8).

Также административный орган указывает, что обществом не проводится комплекс геофизических исследований, влияющих на полноту геологического изучения недр на месторождениях «Приморское» и «Салют».

Однако из материалов дела следует, что геофизические исследования проводятся обществом в полном объеме по отбуренным скважинам, в соответствии с условиями проекта. Так, на лицензионных участках ведется разведочное бурение с проведением инклинометрии. Вместе с тем, ни действующий проект ГРР, ни лицензионные условия не содержат конкретных сроков окончания проведения комплекса геофизических исследований, притом, что дополнением к проекту ГРР и дополнениями к лицензии продлено время проведения геологоразведочных работ, включающее в себя в том числе и бурение опорных поисково-оценочных скважин с геофизическими исследованиями, в связи с чем, до момента окончания геологоразведочных работ (не позднее 20.10.2018 г. и 01.07.2018г. соответственно) обществу не может быть вменено в вину не проведение комплекса геофизических исследований.

Суд отклоняет довод административного органа о том, что обществом не проводятся установленные проектами гидрогеологические исследования, влияющие на полноту геологического изучения недр на месторождениях «Приморском» и «Салют», поскольку до окончания срока проведения геологоразведочных работ (не позднее 20.10.2018 г. и 01.07.2018г. соответственно) обществу также не может быть вменено в вину не проведение гидрогеологических исследований. При этом следует отметить, что ни действующий проект ГРР, ни лицензионные условия не содержат конкретных сроков проведения гидрогеологических исследований, тогда как дополнением к проекту ГРР и дополнениями к лицензии продлено время проведения геологоразведочных работ (включающее в себя в том числе и гидрогеологические исследования).

Из материалов дела следует также, что государственный инспектор в ходе проверки установил, что по лицензиям ВЛВ 01606 БР, ВЛВ 01605 БР предприятием не ведётся горно-экологический мониторинг состояния окружающей среды в пределах лицензионных участков недр.

Вместе с тем, заявитель в ходе судебного разбирательства указал, что ООО «Терней Золото» проводит горно-экологический мониторинг окружающей среды по месторождениям «Приморское» и «Салют» на основании разработанной и согласованных 28.04.2014 года в установленном порядке «Программы мониторинга состояния окружающей природной среды в пределах лицензионной площади золото-серебряного месторождения Приморское». Информация об этом была предоставлена при проведении проверки в Управление Росприроднадзора по Приморскому краю (вх. №4145 от 15.09.2014 года).

Довод ответчика о том, что по лицензиям ВЛВ 01606 БР, ВЛВ 01605 БР отсутствует социально-экономическое соглашение о взаимодействии ООО «Терней Золото» с администрацией Тернейского муниципального района Приморского края, на территории которого расположен лицензионный участок, опровергается материалами дела.

Судом установлено, что указанное соглашение о социально экономическом развитии региона от 21 июля 2014 года ранее было подписано сторонами и было направлено контролирующему органу при проведении проверки (исх. №642 от 15.09.2014г.) факсом с последующей досылкой почтой.

Аналогичным образом опровергается довод административного органа о том, что предприятием не представлена государственная статистическая отчётность о проведении геологоразведочных работ на месторождениях «Приморское» и «Салют» по формам 1-ГР, 2-ГР, 7-ГР и отчётность о выполнении лицензионных условиях по форме 2-ЛС в Приморский филиал ФБУ «Территориальный фонд геологический информации по Дальневосточному федеральному округу» за период 2011 – 2013гг. и за 1 полугодие 2014 года.

Из материалов дела следует, что указанная отчётность была своевременно направлена ООО «Терней Золото» и информация об этом была предоставлена при проведении проверки административному органу.

Кроме того, частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации, составляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

В соответствии со статьей 12 Закона лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные.

Согласно пункту 3.17 ГОСТ Р 8.645-2008 «Метрологическое обеспечение работ по геологическому изучению, использованию и охране недр в Российской Федерации» под недропользованием (пользованием недрами) понимается выполнение работ, соответствующих лицензии на право геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, использования и захоронения отходов производства, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Своевременное представление статистической отчетности в легальное определение понятия «недропользование» не включено.

Согласно пп. «б», «д» п.4 Положения о геологическом контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 года №293 предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам: выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации.

Таким образом, следует разграничить такие вопросы надзора, как выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, и соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности.

Вопрос о выполнении условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, является самостоятельным направлением государственного геологического контроля.

Таким образом, суд полагает, что нарушение установленного порядка представления государственной статистической отчетности, не может быть квалифицировано по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, а должно быть квалифицированно по статье 13.19 КоАП РФ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что согласно ч.2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» ООО «Терней Золото» обеспечивает соблюдение требований законодательства, а также утверждённых в установленном порядке стандартов (норм и правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, выполнение условий, установленных лицензией.

В соответствии с ч. ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что в действиях (бездействии) ООО «Терней Золото» отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3. КоАП РФ.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд пришел к выводу о том, что в действиях общества не доказан состав вмененного ему административного правонарушения, следовательно, правовых оснований у административного органа для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации, не имелось.

Иные доводы общества и административного органа проверены судом, и не могут быть учтены, т.к. не влияют на выводы о незаконности постановления.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению, оспариваемое постановление - признанию незаконным и отмене полностью.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 211 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л :

Признать незаконным и отменить Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю от 26.09.2014, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Терней Золото» по делу об административном правонарушении №05-064/2014 о привлечении общества к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 300 000 руб.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение 10 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья Д.В. Борисов