ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-28694/14 от 19.02.2015 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-28694/2014

27 февраля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена февраля 2015 года .

Полный текст решения изготовлен февраля 2015 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Медведевой У.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 11.11.2010)

к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 20.05.2009)

об оспаривании решения  

при участии: от ответчика – представитель ФИО2 (удостоверение, доверенность от 02.12.2014 № 27/1-1-14914);

установил: индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 16.07.2014 №13705/20у, об отказе в выдаче акта о выборе земельного участка для строительства с согласованием места размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания, ориентировочной площадью 2200 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе пр-кт 100-лет Владивостоку, 155, и обязании Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока провести процедуру выбора земельного участка, предусмотренную ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и утвердить схему расположения земельного участка на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории, для строительства объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания ориентировочной площадью 2200 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе пр-кт 100-лет Владивостоку, 155.

Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в соответствии со ст. 123 АПК РФ, в связи с чем суд, руководствуясь ст. 156, 200 АПК РФ провел судебное заседание в отсутствие заявителя. 

Как следует из заявления, предприниматель обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – Департамент) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью 2 200 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе пр-та 100-летия Владивостоку, 155, для целей строительства объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Департаментом было принято решение о направлении документов заявителя в Администрацию г. Владивостока для обеспечения выбора земельного участка. Письмом от 16.07.2014 № 13705/20у Управление сообщило об отказе в обеспечении выбора земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, указав, что в представленном пакете отсутствуют документы, необходимые для работы с обращением. Также в заявлении не должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размере земельного участка. Кроме того, в обоснование своего отказа Управление указало на то, что большая часть испрашиваемого участка расположена в границах 100-метровой зоны от автомобильных дорог гостевого маршрута, установленной постановлением главы администрации города Владивостока от 09.07.2009 № 777 «О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Управление ссылается на нахождение на участке объектов с литером «МН», «М», подходов и подъездов к существующим объектам

Заявитель полагает, что у Управления отсутствовали основания для отказа в обеспечении выбора земельного участка, поскольку, что указанные Управлением обстоятельства не является основаниями для отказа в силу п. 2.8 Административного регламента предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги «Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 № 1608 (далее – Регламент № 1608). Полагает, что наличие на испрашиваемом участке объектов, обозначенных «МН» и «М» не порождает ограничений использования испрашиваемого участка иными лицами, поскольку данные не относятся к объектам недвижимого имущества.

Управление возражает против заявленного требования, поддержало доводы, изложенные в оспариваемом решении. Также пояснило, что в границах испрашиваемого участка имеются объекты электросетевого хозяйства – воздушная линия электропередач 0,4 кВ, кабельная линия электропередач 6 кВ, опора освещения с воздушной линией электропередач 0,4 кВ, сети канализации, телефонная канализация, ливневая канализация.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

20.06.2014 индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением, в котором просила предоставить в аренду сроком на 5 лет земельный участок ориентировочной площадью 2 200 кв.м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе пр-та 100-летия Владивостоку, д. 155, с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, указав предполагаемые размеры объекта 1 500 кв.м, этажность – 3, площадь парковки и благоустройства 700 кв.м., номер кадастрового квартала 25:28:050039, приложив к заявлению обзорную схему участка, копию паспорта, выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 11.06.2014, копию свидетельства о постановке на налоговый учет, копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, копию устава.

Письмом от 24.06.2014 № 20/03/02-12/20148 Департамент направил в адрес администрации г. Владивостока заявление предпринимателя для обеспечения выбора земельного участка для строительства объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Письмом от 16.07.2014 № 13705/20у Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока сообщило об отказе в обеспечении выбора земельного участка, сообщив, что в предоставленном пакете документов отсутствуют документы, необходимые для работы с обращением

Управление указало, что к заявлению согласно Регламенту № 1608 должны быть приложены:

- кадастровый план территории (выписка из государственного кадастра недвижимости), выполненный на картографической основе (при наличии);

- топографическая съемка в М 1:500, выполненная лицензированной организацией, имеющая срок изготовления не более одного года, с нанесенными уполномоченным органом градостроительными ограничениями (оригинал) либо сведения из ИСОГД;

- схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, изготовленная лицом, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера в количестве не менее 4-х идентичных экземпляров, форма схемы утверждена распоряжением главы администрации города Владивостока от 24.06.2009 №633-р «Об утверждением формы схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» (бумажный носитель);

- схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории на электронном носителе (1 экз.) в формате mid/mif dwg/dxf, в местной системе координат, содержащего контуры и сведения об ограничениях.

Также управление указало, что в заявлении отсутствует обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка, в заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения.

Управление сослалось на то обстоятельство, что большая часть участка расположена в границах 100-метровой зоны от автомобильных дорог гостевого маршрута, установленной постановлением глав администрации г. Владивостока от 09.07.2009 № 777 «О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», тогда как минимальный размер участков, формируемых в границах гостевого маршрута, устанавливается в размере не менее 2 000 кв.м.

Кроме того, согласно оспариваемого отказу, в границы формируемого земельного участка включены объекты с литером «МН», «М», подходы и местные проезды к существующим объектам (территория общего пользования), в связи с чем при формировании земельного участка могут быть нарушены права третьих лиц

Не согласившись с решением Управления об отказе в обеспечении выбора земельного участка, индивидуальный предприниматель ФИО1, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.

Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи.

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ).

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).

Порядок оказания администрацией города Владивостока муниципальной услуги муниципальной услуги «Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» определен Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 № 1608.

В силу п. 2.6 Регламента № 1608 документом для предоставления муниципальной услуги является заявление заявителя о предоставлении муниципальной услуги.

В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

К заявлению могут быть приложены следующие документы:

- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), (для физических лиц).

- копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей).

- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц).

- доверенность (оригинал), копия документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица (если обращение осуществляется через доверенное лицо).

- выписка из Единого государственного реестра о регистрации юридического лица.

- кадастровый план территории (выписка из государственного кадастра недвижимости), выполненный на картографической основе (при наличии).

- обзорная схема земельного участка с указанием испрашиваемых границ.

- обоснование испрашиваемой площади (при наличии).

- топографическая съемка 1:500, выполненная лицензированной организацией, имеющая срок изготовления не более одного года, с нанесенными уполномоченным органом градостроительными ограничениями (оригинал) либо сведения из ИСОГД.

- схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выполненная в соответствии с распоряжением главы администрации города Владивостока от 24.06.2009 №633-р (бумажный носитель) в 4 экз.

- схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории на электронном носителе (1 экз.) в формате mid/mif dwg/dxf, в местной системе координат, содержащего контуры и сведения об ограничениях.

- параметры основных нагрузок, необходимых для обслуживания и функционирования объекта (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, а также категория надежности электроснабжения), для получения технических условий.

Согласно п. 2.8 Регламента № 1608 основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:

- заявление не соответствует требованиям действующего законодательства;

- заявителем подано обращение о прекращении рассмотрения его заявления либо заявление на отзыв доверенности на право представления его интересов доверенным лицом;

- наличие на испрашиваемом земельном участке следующих градостроительных ограничений - красных линий инженерных сетей и автодорог, размещение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования;

- нарушение Земельного, Градостроительного, Водного кодексов Российской Федерации и прочих нормативных правовых актов в указанной сфере при предоставлении муниципальной услуги;

- изъятия земельных участков из оборота;

- наличие установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

При этом, как следует из самого заявления и приложенных к нему документов, предпринимателем не представлено обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка с указанием описания планируемого объекта, его характеристики, параметры и технико-экономические показатели объекта, нормируемые элементы благоустройства, тогда как выбор земельного участка для строительства объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания без обоснования примерного размера земельного участка, конкретизации назначения и технических характеристик невозможен, поскольку параметры объекта строительства, расчеты площади земельного участка необходимы для его использования и, при необходимости, размер его санитарно-защитной зоны, а также потребность в инженерном снабжении существенно различаются в зависимости от конкретного назначения и площади объекта, который заявитель намерен построить на испрашиваемом земельном участке.

Непредставление обоснования примерного размера земельного участка является самостоятельным основанием для отказа в обеспечении выбора испрашиваемого земельного участка, что соответствует правовой позиции, выраженной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.12.2011 № ВАС-15956/11

Кроме того, испрашиваемый земельный участок частично налагается на 100-метровую зону от автомобильных дорог гостевого маршрута, что подтверждается обзорной схемой расположения зоны гостевого маршрута.

В силу статей 11, 72 ЗК РФ, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют муниципальный контроль за использованием земель поселения.

Согласно пункту 1 статьи 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Во исполнение предоставленных действующим законодательством полномочий главой г. Владивостока издано постановление от 09.07.2009 № 777 «О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», которым в целях туристического осмотра города Владивостока, приема делегаций, посещающих город Владивосток с официальными визитами, утверждены границы гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, проходящие по автомобильным дорогам вдоль определенных улиц, в том числе проспект 100-летия Владивостока.

Пунктом 2 данного постановления органам местного самоуправления г.Владивостока предписано обеспечить на протяжении всего гостевого маршрута на земельных участках, попадающих полностью либо частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, входящих в гостевой маршрут, отсутствие временных построек, киосков, навесов и других подобных построек в рамках действующего законодательства.

Кроме того, пунктом 3 постановления на Управление возложено обеспечение исполнения полномочий администрации в отношении земельных участков, попадающих полностью либо частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, входящих в гостевой маршрут (за исключением участков, которые предоставляются для размещения газетно-журнальных киосков, осуществляющих продажу периодических печатных изданий в порядке, установленном действующим законодательством), с учетом архитектурных решений существующей застройки и назначения гостевого маршрута.

По смыслу указанных норм правовой режим земельных участков, расположенных в границах гостевого маршрута и прилегающей к нему 100- метровой зоне, не предусматривает размещение на них каких-либо объектов, за исключением газетно-журнальных киосков и иных объектов, соответствующих назначению гостевого маршрута.

Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок расположен в районе проспекта 100-летия Владивостока, и находит непосредственной близости от проезжей части и попадает в границы указанной 100- метровой зоны гостевого маршрута.

Особый правовой режим гостевого маршрута предусматривает использование земельных участков в его границах исключительно в целях, связанных с формированием туристической привлекательности города. Строительство указанных заявителем объектов не соответствует указанным целям и будет противоречить требованиям реализации местных программ использования земель (статья 11 ЗК РФ).

Следовательно, доводы Управления о невозможности выбора и формирования земельного участка заявителю в связи с его нахождением в границах гостевого маршрута являются обоснованными.

Суд отклоняет доводы Управления о невозможности обеспечения выбора земельного участка, поскольку площадь испрашиваемого земельного участка составляет 220 кв.м.

Так, согласно статье 14.2 указанных Правил минимальная площадь земельного участка на территории города Владивостока при первичном его формировании для целей, связанных со строительством, попадающего полностью либо частично в границы гостевого маршрута, расположение которого установлено постановлением главы города Владивостока от 09.07.2009 № 777 «О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», устанавливается в размере не менее 2000 кв. м вне зависимости от территориальной зоны, в которой располагается формируемый земельный участок, за исключением случаев формирования дополнительных земельных участков с целью реконструкции объектов недвижимого имущества.

Однако, материалами дела подтверждается, что предпринимателем испрашивается земельный участок в размере 2200 кв.м., что соответствует требованиям вышеуказанной статьи.

Вместе  с тем, как следует из письма администрации г. Владивостока от 05.12.2014 № 27/2-6-5009 в границах земельного участка расположены инженерные сети - кабельная линия электропередач 6кВ, воздушная линия электропередач 0,4 кВ, опора освещения с воздушной линией электропередачи 0,4 кВ, сети канализации, телефонная канализация, ливневая канализация.

В силу ч. 1 ст. 89 ЗК РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору (ч. 2 ст. 89 ЗК РФ).

Согласно утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 в соответствии со ст. 89 ЗК РФ Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе (п. 8).

В силу пп. б п. 9 правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

Суд критически оценивает доводы Управления о наличии в границах испрашиваемого участка объектов с литерами «МН», «М», подходов и местных проездов к существующим объектам. Данный факт, по мнению Управления, свидетельствует о том, что при формировании земельного участка могут быть нарушены права третьих лиц. Однако, как следует из письма администрации г. Владивостока от 26.12.2014 № 27/1-5-5359, представленного в материалы дела Управлением, на испрашиваемом предпринимателем участке при осмотре не обнаружены какие-либо объекты, проезды.

Согласно пункту 3 стати 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Принимая во внимание изложенное, суд считает требование заявителя о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 16.07.2014 №13705/20у, об отказе в выдаче акта о выборе земельного участка для строительства с согласованием места размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания, ориентировочной площадью 2200 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе пр-кт 100-лет Владивостоку, 155, и обязании Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока провести процедуру выбора земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории, для строительства объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания ориентировочной площадью 2200 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе пр-кт 100-лет Владивостоку, 155, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

 Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в порядке части 1 статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Отказать в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 16.07.2014 №13705/20у, об отказе в выдаче акта о выборе земельного участка для строительства с согласованием места размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания, ориентировочной площадью 2200 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе пр-кт 100-лет Владивостоку, 155. Проверено на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья                                                                              Чугаева И.С.