АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-30573/2014
06 февраля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 06 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Карандашовой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощник судьи Черногоровой О.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску администрации города Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата гос. рег. 12.12.2002)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата гос. рег. 29.12.2002)
о взыскании 2 663 949 руб. 60 коп.,
при участии:
от истца: ФИО1, доверенность от № 1-3/4344 от 22.12.2014 с орг.полн., пост.,
от ответчика: ФИО2, доверенность № 20-17-30/34 от 13.03.2014 на предст.интересов, пост.,
установил: Администрация города Владивостока обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю о взыскании убытков в размере 2 663 949 руб. 60 коп.
Министерство финансов РФ в отзыве исковые требования оспорило, ссылаясь на то, что ФИО3 жилое помещение было предоставлено не в связи с прохождением военной службы, недоказанность истцом факта неисполнения Минфином РФ своих обязанностей по компенсации затрат, связанных с выплатой денежных средств для приобретения жилья военнослужащему, уволенному в запас.
Как следует из материалов дела, на основании вступившего в законную силу решения Первореченского районного суда г.Владивостока от 10.04.2013 по делу № 183/13 за ФИО3 признано право пользования квартирой по адресу: <...>. Суд обязал администрацию г.Владивостока заключить с ФИО3 договор социального найма квартиры по адресу <...>.
Как следует из представленных в дело: договора социального найма помещения № 1349 от 17.07.2013, выписки из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации города Владивостока от 18.06.2013 № 22, решение Первореченского районного суда г.Владивостока от 10.04.2013 по делу № 183/13 администрацией города Владивостока было исполнено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, в силу пункта 14 статьи 15 названного Закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан (и членов их семей), имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Согласно пункту 6 статьи 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда РФ от 08.07.2004 N 303-О, от 15.02.2005 N 58-О, компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Исходя из указанных правовых норм, суд считает, что расходы Администрации г.Владивостока по исполнению обязанностей государства, возникших в результате принятия ФЗ "О статусе военнослужащих", в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.
В соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ, в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу указанных правовых норм, при рассмотрении судом соответствующих исковых требований, доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между действиями (бездействием) государственного органа и причиненным вредом.
Суд считает, что факт предоставления спорной жилой площади Кулакову в качестве служебного помещения в период прохождения им военной службы подтвержден материалами дела, в частности военным билетом ГД № 1749919, решением Первореченского районного суда г.Владивостока от 10.04.2013 по делу № 183/13.
В соответствии с пунктом 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении.
Из представленных суду документов следует, что ФИО3 проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, уволен с военной службы в запас, остался проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеет общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении.
Ответчиком в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств предоставления ФИО4 жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" не представлено.
При исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ, судом установлен факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Минфина РФ обязанностей по финансированию жилищной программы военнослужащих, а также размер понесенных администрацией расходов и причинную связь между этими обстоятельствами; обязанность несения указанных расходов администрацией МО за счет средств местного бюджета (путем выделения либо приобретения жилого помещения) ФЗ "О статусе военнослужащих" не предусмотрена, в связи с чем суд считает требования органа местного самоуправления о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 2 663 949 руб. 60 коп. правомерными.
Суд, руководствуясь ст.ст.102, 105, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу администрации города Владивостока убытки в размере 2 663 949 (два миллиона шестьсот шестьдесят три тысячи девятьсот сорок девять) рублей 60 копеек.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Карандашова Е.В.