ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-30812/2017 от 03.04.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-30812/2017

10 апреля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2018 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Баланец А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ДВ Логистик» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 08.10.2014)

к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 21.06.2007)

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Администрация Октябрьского муниципального района Приморского края; Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по охране объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий»; Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края; Департамент градостроительства Приморского края; Департамент по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (Дальнедра)

об оспаривании отказа,

при участии в судебном заседании: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 11.10.2017); от ответчика – главный консультант отдела правового обеспечения имущественных и земельных отношений правового департамента Администрации Приморского края ФИО2 (доверенность от 13.12.2017 № 20/46596); от Департамента по охране животного мира - ФИО3 (доверенность от 02.08.2017 № 53); от КГБУ «Дирекция по охране объектов животного мира и ООПТ»– юрисконсульт ФИО4 (доверенность от 18.12.2017 № 12),

установил: Общество с ограниченной ответственностью «ДВ Логистик» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 25:11:000000:2467, 25:11:000000:2468, 25:11:030201:271 из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель промышленности и иного специального назначения, оформленный письмом от 27.11.2017 № 20/44634, и об обязании ответчика принять акт о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 25:11:000000:2467, 25:11:000000:2468, 25:11:030201:271 из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Администрация Октябрьского муниципального района Приморского края, Департамент градостроительства Приморского края, Департамент по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (Дальнедра), извещенные надлежащим образом о месте и времени проведения судебного разбирательства, для участия в нем явку своих представителей не обеспечили.

Департамент градостроительства Приморского края подал через канцелярию суда 20.03.2018 ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие названных лиц.

Заявитель поддержал свои требования в полном объеме. Полагает, что оспариваемый отказ Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – Департамент) не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО «ДВ Логистик» (далее – общество) в сфере осуществляемой им деятельности. Указал, что отказ в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 25:11:000000:2467, 25:11:000000:2468, 25:11:030201:271 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения препятствует осуществлению обществом основного вида его деятельности - добыче угля на основании выданной ему лицензии. Считает, что для отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований. По мнению общества, наличие особого мнения одного из экспертов в положительном экспертном заключении государственной экологической экспертизы от 21.07.2017 № 184 по проектной документации общества «Проект опытно-эксплуатационного участка «Западный фланг» Ильичевского каменноугольного месторождения», не может являться основанием для признания отрицательного результата данной экспертизы в целом для оценки наличия возможности использования спорных земельных участков для испрашиваемой заявителем цели.

Также заявитель полагает, что условия осуществления им лицензируемой деятельности по недропользованию не предусматривают необходимость согласования проекта рекультивации земель в отделе по Приморскому краю департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу Федерального агентства по недропользованию (далее – отдел лицензирования Примнедра). Считает несостоятельной ссылку ответчика на положения пункта 4 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), полагая, что в рассматриваемой ситуации оценке подлежит вопрос не об использовании обществом спорных земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения по иному назначению, а об их переводе другую категорию земель.

Ответчик по заявленному обществом требованию возразил, придерживаясь изложенной в письменном отзыве позиции. Полагает, что для оспариваемого отказа правовые основания у Департамента имелись. Указал, что заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации, приложенное к поданному в Департамент ходатайству общества о переводе земельных участков из одной категории в другую, содержит особое мнение одного из экспертов, согласно которому реализация проекта невозможна. В этой связи считает, что поскольку фактически проект общества по рекультивации земель фактически не согласован уполномоченным органом - отделе геологии и лицензирования Примнедра и данный проект не получил положительную экспертную оценку, то правовые основания для перевода спорных земельных участков в рассматриваемом случае из одной категории земель в другую у ответчика отсутствовали.

Также Департамент пояснил, что в соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) спорные земельные участки находятся в границах тридцатикилометровой зоны от границы сельского населенного пункта, что, по мнению ответчика, относит их к землям, подлежащим использованию исключительно в сельскохозяйственных целях, и исключает добычу в их границах полезных ископаемых.

Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края (далее - Департамент по охране животного мира) в ходе рассмотрения спора, придерживаясь изложенной в письменном отзыве позиции, указал, что участие в правоотношениях по переводу земельных участков из одной категории в другую не включено законом в его полномочия. Считает, что разработка угольного месторождения в пределах территории природного заказника противоречит цели его создания. В то же время полагает, что перевод спорных участков в испрашиваемую заявителем категорию земель не противоречит требованиям пункта 4.2 Положения о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике регионального значения «Полтавский», утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 13.10.2008 № 252-па «Об утверждении положений о государственных природных заказниках краевого значения» в силу содержащихся в разделе 4.4 «Почвенный покров» проекта рекультивации земель сведений об объеме работ по восстановлению среды обитания методом рекультивации земель и посевом многолетних трав, рекомендованными Приморской сельскохозяйственной станцией и Приморским филиалом института «Дальгипрозем».

КГБУ «Дирекция по охране объектов животного мира и ООПТ» в судебном заседании по существу поддержало позицию Департамента по охране животного мира.

Департамент градостроительства Приморского края в письменных пояснениях указал, что спорные земельные участки расположены в границах «площади залегания угля» на территории государственного природного биологического (зоологического) заказника краевого значения «Полтавский». Также указал, что согласно фрагменту «Карты функциональных зон в границах Покровского сельского поселения Октябрьского района Приморского края территория, на которой расположены рассматриваемые земельные участки, функционально отнесена к производственной зоне. Кроме того, сослался в своих пояснениях на необходимость соблюдения при проведении геологоразведочных работ и разработки месторождений полезных ископаемых на территории условия о восстановлении среды обитания диких животных.

Отдел лицензирования Примнедра согласно представленному в материалы дела письменному отзыву считает оспариваемый отказ Департамента неправомерным. Пояснил в отзыве, что расположенный на территории государственного природного биологического (зоологического) заказника краевого значения «Полтавский» участок Западный фланг Ильичевского каменноугольного месторождения включен в перечень объектов лицензирования в сфере пользования недрами. Полагает, что предоставление ООО «ДВ Логистик» права на пользования недрами пользование недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в пределах данного участка предоставлено в соответствии с законом на основании выданной в установленном порядке лицензии. Также указал, что проведение геологоразведочных работ и разработка месторождений полезных ископаемых на территории заказника допускается при условии восстановления среды обитания диких животных. Сослался на согласование Территориальной комиссией по разработке месторождений полезных ископаемых Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (далее – ТКР по Приморскому краю) подготовленного обществом Проекта опытно-эксплуатационного участка «Западный фланг» Ильичевского каменноугольного месторождения» и наличие в нем соответствующего раздела по рекультивации земель.

Администрация Октябрьского муниципального района Приморского края отзыв в материалы дела не представила.

Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «ДВ Логистик» является резидентом свободного порта Владивосток (свидетельство № 25000000079), и его основным видом деятельности является добыча угля.

В соответствии с условиями заключенного ООО «ДВ Логист» с АО «Корпорация развития Дальнего Востока» соглашения об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток от 01.09.2016 № СПВ-79/16 (далее – соглашение № СПВ-52/16), резидент свободного порта Владивосток (далее – резидент СПВ) в период с 2016 года по 2017 год реализует инвестиционный проект «Организация компании, занимающейся добычей угля открытым способом на участке Западный фланг Ильичевского каменноугольного месторождения в Приморском крае».

Согласно выписке из ЕГРН от 17.01.2018 № 25/000/003/2018-2158 земельный участок с кадастровым номером 25:11:000000:2468, площадью 54500 кв.м, образован из земель сельскохозяйственного назначения. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 7600 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <...>. Поставлен на кадастровый учет 19.02.2016. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «временный». Дата истечения срока действия временного характера 20.02.2021.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от 17.01.2018 № 25/000/003/2018-2172 земельный участок с кадастровым номером 25:11:000000:2467, площадью 1404388 кв.м, образован из земель сельскохозяйственного назначения. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 7600 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <...>. Поставлен на кадастровый учет 19.02.2016. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «временный». Дата истечения срока действия временного характера 20.02.2021.

Согласно выписке из ЕГРН от 17.01.2018 № 25/000/003/2018-2158 земельный участок с кадастровым номером 25:11:030201:271, площадью 483515 кв.м, образован из земель сельскохозяйственного назначения. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 15354 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, Октябрьский район, с Синельниково-2, ул. Черемуховая, д. 14. Поставлен на кадастровый учет 04.10.2016. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».

Все перечисленные земельные участки имеют вид разрешенного использования: для добычи и разработки полезных ископаемых и согласно представленным в материалы дела Генеральному плану Покровского сельского поселения Октябрьского района Приморского края, утвержденному решением Думы Октябрьского муниципального района от 23 января 2013 года № 160-НПА, и Схеме территориального планирования Приморского края, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 30 ноября 2009 года № 323-па, полностью расположены в производственной зоне в границах заказника «Полтавский» в пределах границ месторождения каменного угля.

ООО «ДВ Логистик» выдана Департаментом по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу (далее – Дальнедра) 10.08.2015 лицензия серии ВЛВ № 02493 видом TP на пользование недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств на расположенном в Октябрьском муниципальном районе Приморского края участке Западный фланг Ильичевского каменноугольного месторождения, расположенном в бассейне среднего течения р. Синеловка, в 6-7 км к юго-западу от с. Поречье.

Лицензия выдана на основании приказа Дальнедра от 15.07.2015 № 608 по итогам аукциона на право пользования недрами участка Западный фланг Ильичевского каменноугольного месторождения в Приморском крае на срок до 31.12.2035. Площадь предоставленного в пользование участка составляет 5,81 км? горного отвода и находится в границах государственного заказника «Полтавский».

ООО «ДВ Логистик» разработало проектную документацию «Проект опытно-эксплуатационного участка «Западный фланг» Ильичевского каменноугольного месторождения» и согласовало ее в Территориальной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (протокол от 20.12.2016 № 16/16-стп).

В соответствии с проектной документацией земельный участок с кадастровым номером 25:11000000:2537 планируется использовать для размещения подъездной дороги к опытно-промышленному участку «Западный фланг» Под размещение промышленной площадки и отвал вскрышных пород используется земельный участок согласно договора аренды земельного участка с кадастровым номером: 25:11:000000:2468, площадью 54500 кв.м. Под развитие горных работ планируется использовать земельные участки, с кадастровыми номерами 25:11:000000:2467 площадью 140га, 25:11:030101:13 площадью 188,5 га. Под горные работы планируется задействовать 16,55 га от общей площади земельных участков.

Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 21.07.2017 № 184 утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Проект опытно-эксплуатационного участка «Западный фланг» Ильичевского каменноугольного месторождения».

22.11.2017 ООО «ДВ Логистик» обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с ходатайствами о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 25:11:000000:2467, 25:11:000000:2468, 25:11:030201:271 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектовдля обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности.

Письмом от 27.11.2017 № 20/44634 Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края проинформировал ООО «ДВ Логистик» об отказе в переводе спорных земельных участков в категорию земель промышленности и иного специального назначения по причине наличия особого мнения одного из членов экспертной комиссии государственной экологической экспертизы об отсутствии возможности реализации намеченного проекта.

ООО «ДВ Логистик», не согласившись с изложенным в письме Департамента от 27.11.2017 № 20/44634 отказом, посчитав, что таковой не соответствуют закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществляемой им экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав по правилам главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Категории земель в зависимости от их целевого назначения определены в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ) определено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, которые могут быть обжалованы в суд (части 4, 8 статьи 3 Закона № 172-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении, земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Законом Приморского края от 18 ноября 2014 года № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» внесены в Закон Приморского края от 29 декабря 2003 года № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», в том числе в части перераспределения полномочий органов местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Приморского края по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Приморского края о переводе также земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности.

В соответствии с законом Приморского края от 29 декабря 2003 года № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», в редакции, действующей в период спорных правоотношений, перевод из одной категории в другую земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, находящихся в частной собственности, находится в компетенции органов исполнительной власти Приморского края (подпункт б) пункта 11 статьи 8 Закона).

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 Постановления Администрации Приморского края от 10.06.2013 № 226-па «О переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую на территории Приморского края» (далее - Постановление № 226-па) в редакции Постановления Администрации Приморского края от 02.07.2015 № 214-па, в силу которого департамент определен органом, уполномоченным на рассмотрение ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую и принятие решений о переводе либо отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, в отношении, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд.

Указанные полномочия предоставлены департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края также утвержденным Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 № 374-па Положением о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Положение о департаменте № 374-па (пункт 2.1.1.21).

Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулированы Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ), которым в качестве одного из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения определено сохранение целевого использования земельных участков.

В пункте 1 статьи 77 ЗК РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

В соответствии со статьей 4 Закона № 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Приказом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края №9 от 15.01.2014 утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую», регулирующий порядок и стандарт предоставления названной государственной услуги.

Пунктом 11 названного Регламента установлен аналогичный, приведенному в статье 4 Закона № 172-ФЗ, перечень оснований для отказа в предоставлении указанной государственной услуги.

Оспариваемый отказ Департамента мотивирован именно наличием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации «Проект опытно-эксплуатационного участка «Западный фланг» Ильичевского каменноугольного месторождения».

Свой вывод ответчик обосновал наличием в составе заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Проект опытно-эксплуатационного участка «Западный фланг» Ильичевского каменноугольного месторождения» особого мнения одного из членов экспертной комиссии по разработке каменного угля на особо охраняемой природной территории – государственный природный заказник «Полтавский».

Оценивая обстоятельства рассматриваемого спора, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 25.1 Закона Российской Федерации Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» земельные участки необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом «О недрах». Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11 Закона «О недрах»).

Права и обязанности пользователей недр возникают с даты государственной регистрации лицензий на право пользования недрами (часть 7 статьи 9 Закона «О недрах»).

В силу части 2 статьи 22 Закона «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр, а также выполнение условий, установленных лицензией.

Таким образом, пользователь недр при наличии лицензии на право добычи полезных ископаемых приобретает право пользования земельным участком при условии соблюдения установленных соответствующими законами процедур.

Как следует из представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «ДВ Логистик» является добыча угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, открытым способом.

Обстоятельства спора основаны на реализации общества права на пользование расположенными в пределах Западного фланга Ильичевского каменноугольного месторождения земельными участками с кадастровыми номерами 25:11:000000:2467, 25:11:000000:2468, 25:11:030201:271 для целей геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств на расположенном в Октябрьском муниципальном районе Приморского края участке на основании выданной ему лицензии № 02493 по итогам аукциона на право пользования недрами участка указанного месторождения.

Оценивая доводы лиц, участвующих в деле, суд исходит из того, что предусмотренный статьей 4 Закона № 172-ФЗ перечень оснований для отказа в переводе земель из одной категории в другую является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 2.1.5 Положения о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды приморского края (утверждено постановлением Администрации Приморского края от 29.11.2012 № 368-па) согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, входит в состав полномочий департамента природных ресурсов.

Как следует из материалов дела, государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проектной документации Проект опытно-эксплуатационного участка «Западный фланг» Ильичевского каменноугольного месторождения» организована и проведена Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», в рамках полномочий, предусмотренных Положением о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 29.11.2012 № 368-па, на основании приказа данного департамента от 24.05.2017 № 121 (далее - Приказ № 121).

Приказом № 121 утвержден состав экспертной комиссии, в которую вошли председатель комиссии, секретари и 8 членов комиссии.

В силу подпункта 4 пункта 4 статьи 2 Закона № 172-ФЗ заключение государственной экологической экспертизы необходимо для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую необходимо, в случае если ее проведение предусмотрено федеральными законами.

На основании статьи 15 Закона «О недрах» задачей государственной системы лицензирования является обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан России.

Статьей 29 Закона РФ «О недрах» предусмотрена государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, которая может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

К спорным правоотношениям также подлежат применению Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв, утвержденных совместным Приказом Минприроды РФ № 525 и Комитета РФ по земельным ресурсам № 67 от 22.12.1995, в соответствии с пунктом 6, подпунктом «в» пункта 17 которых предусмотрена необходимость проведения государственной экологической экспертизы в отношении проекта рекультивации, независимо от предусматриваемого таким проектом способа ее осуществления.

Согласно статье 18 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон № 174-ФЗ) заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 указанной статьи Закона к заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

Пунктом 19 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698 (далее – Положение № 698), предусмотрено, что при одобрении проекта сводного заключения экспертной комиссии, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе, после чего оно является заключением, подготовленным экспертной комиссией.

При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой «особое мнение». Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.

Как указано в пункте 20 Положения № 698, положительное заключение должно содержать выводы: о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды; о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду; о возможности реализации объекта экспертизы.

Пункт 22 Положения № 698 также содержит условие, согласно которому при несогласии более одной трети списочного состава экспертной комиссии с выводами проекта сводного заключения, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, экспертной комиссией готовятся предложения о дальнейшем проведении государственной экологической экспертизы, в том числе о продлении срока ее проведения и о включении в состав экспертной комиссии дополнительных экспертов.

Согласно абзацу 4 пункта 5 статьи 18 Закон № 174-ФЗ правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Как следует из представленного в материалы дела заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Проект опытно-эксплуатационного участка «Западный фланг» Ильичевского каменноугольного месторождения», оно содержит выводы о соответствии данной проектной документации экологическим требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды. Также комиссия сочла возможной реализацию объекта экспертизы.

Особое мнение одного из членов ТКР по Приморскому краю основано на его выводах об отсутствии в проектной документации общества ряда документов и сведений, необходимых, по его утверждению, для оценки воздействия на окружающую среду особо охраняемой природной территории - заказник «Полтавский».

В то же время, указанное экспертное заключение подписано всеми членами экспертной комиссии и утверждено Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 21.07.2017 № 184, соответственно в силу пункта 4 статьи 18 Закона № 174-ФЗ данное заключение приобрело статус заключения государственной экологической экспертизы. Также из указанного заключения не следует условие, предусмотренное пунктом 22 Положения № 698, что исключает сомнения в его юридической силе.

Суд следует тому обстоятельству, что в состав указанной проектной документации «Проект опытно-эксплуатационного участка «Западный фланг» Ильичевского каменноугольного месторождения» включен проект рекультивации нарушенных земель - раздел 8, подраздел 2 (шифр ДВЛ.01.01-ООС 2).

Согласно поданным 22.11.2017 в Департамент ходатайствам общества о переводе спорных земельных участков в иную категорию земель и представленному в материалы дела сопроводительному письму общества от 08.11.2017 № 49 проект рекультивации земель, заключение государственной экологической экспертизы, схемы расположения спорных земельных участков, согласие администрации Октябрьского района Приморского края, копия лицензии были направлен ответчику.

В соответствии с экспертным заключением проект рекультивации земель также был предметом оценки государственной экологической экспертизы в числе всех представленных на экспертизу проектных материалов. Экспертная комиссия пришла к выводу о том, что проектной документацией предусмотрены мероприятия, как по воздействию на земельные ресурсы, так и предотвращению негативных последствий этого воздействия. При этом комиссия сочла допустимым уровень воздействия на земельные ресурсы и почвенный покров при проведении разработанных природоохранных мероприятий.

При этом ходатайства общества содержали всю необходимую информацию, предусмотренную пунктом 2 статьи 2 Закона № 172-ФЗ.

Кроме того, согласно требованиям пункта 4.2 Положения о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике регионального значения «Полтавский», утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 13.10.2008 № 252-па «Об утверждении положений о государственных природных заказниках краевого значения» на территории данного заказника проведение геологоразведочных работ и разработка месторождений полезных ископаемых на территории заказника допускается при условии восстановления среды обитания диких животных.

Таким образом, Положение о заказнике «Полтавский» не содержит прямого запрета на осуществление на территории заказника заявленного обществом вида деятельности в силу выданной ему в установленном порядке лицензии.

На необходимость соблюдения указанного в Положении о заказнике «Полтавский» условия в ходе рассмотрения спора сослались Департамент по охране животного мира и КГБУ «Дирекция по охране объектов животного мира и ООПТ», что соответствует общей позиции изложенной в письме Департамента по охране животного мира от 17.03.2017 № 41-01-01/551, в котором данный орган констатировал содержание в разделе 4.4 «Почвенный покров» проекта общества о рекультивации земель сведений об объеме работ по восстановлению среды обитания методом рекультивации земель и посевом многолетних трав, рекомендованными Приморской сельскохозяйственной станцией и Приморским филиалом института «Дальгипрозем». Также данный департамент счел возможным реализацию проекта на территории заказника при условии полного выполнения заявителем проектных решений.

Доводы департамента земельных и имущественных отношений по Приморскому краю со ссылкой на положения пункта 4 статьи 78 ЗК РФ о несоответствии испрашиваемой заявителем цели использования спорных земельных участков целям использования земель сельскохозяйственного назначения, суд отклоняет, поскольку вопрос об использовании спорных земельных участков в соответствии с заявленной обществом целью может быть поставлен после перевода данных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения, что в данном случае осуществлено не было.

Кроме того, видом разрешенного использования спорных земельных участков является добыча и разработка полезных ископаемых, что соответствует испрашиваемой заявителем цели планируемого использования земельных участков.

В соответствии с пунктом 1.6 Положения о заказнике «Полтавский» заказник находится в ведении органа исполнительной власти Приморского края, осуществляющего в пределах своих полномочий государственное управление в области создания, функционирования, развития и охраны особо охраняемых природных территорий.

Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края, в ведении которого находятся заказники, письмом от 24.10.2013 № 41-1272 согласовал включение участка Западный фланг Ильичевского каменноугольного месторождения в Перечень объектов лицензирования.

Приказом Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу от 25.04.2014 № 84 утверждено Положение об отделе геологии и лицензирования департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Приморскому краю. Главой II названного положения определен перечень полномочий отдела геологии и лицензирования, в который согласование проекта рекультивации земель не включено.

Следовательно, в отсутствие у отдела геологии и лицензирования Примнедра соответствующих полномочий, согласование проекта рекультивации данным органом исполнительной власти не могло быть произведено.

Суд не установил из представленных в материалы дела доказательств наличие иных обстоятельств, объективно препятствующих осуществлению процедуры предусмотренной Законом № 172-ФЗ Административным регламентом по предоставлению государственной услуги «Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую».

Установленные судом в ходе рассмотрения дела обстоятельства в своей совокупности указывают на соблюдение заявителем как требований статьи 2 Закона № 172-ФЗ, так и условий, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ, частью 2 статьи 22 и статьи 29 Закона «О недрах».

Право на пользование недрами спорных земельных участков приобретено обществом по основаниям, предусмотренным законом, в соответствии с выданной ему лицензией. В этой связи, суд находит обоснованным довод заявителя о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым отказом Департамента.

Следовательно, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ Департамента не соответствует статье 4 Закона № 172-ФЗ.

Судом установлено, что фактически поданные ООО «ДВ Логист» в Департамент ходатайства о переводе спорных земельных участков в иную категорию земель и представленные пакеты документов фактически рассмотрены ответчиком.

Соответственно, коль скоро оснований для отказа заявителю в переводе спорных земельных участков в испрашиваемую им категорию у ответчика не имелось, и по правилам пункта 4 статьи 3 Закона № 172-ФЗ исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации надлежит принять акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства, суд обязывает Департамент принять такой акт о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 25:11:000000:2467, 25:11:000000:2468, 25:11:030201:271 из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в указанный срок.

На основании изложенного в силу части 2 статьи 201 АПК РФ суд удовлетворяет требования заявителя и согласно статье 110 АПК РФ взыскивает судебные расходы на оплату государственной пошлины с ответчика, а излишне уплаченную заявителем госпошлину возвращает из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Признать незаконным отказ Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 25:11:000000:2467, 25:11:000000:2468, 25:11:030201:271 из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель промышленности и иного специального назначения, оформленный письмом от 27.11.2017 № 20/44634, как не соответствующий Федеральному закону «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края принять акт о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 25:11:000000:2467, 25:11:000000:2468, 25:11:030201:271 из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в течение двух месяцев.

Взыскать с Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ДВ ЛОГИСТИК» 3000 руб. (Три тысячи рублей) расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «ДВ ЛОГИСТИК» из федерального бюджета 3000 руб. (Три тысячи рублей) государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 25.12.2017 № 27 на общую сумму 6000 руб., находящемуся в материалах дела.

Исполнительные листы и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья Нестеренко Л.П.