АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-31058/2013
28 мая 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 28 мая 2014 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Калягина А.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шестаковой Е.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о признании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю незаконным, обязании зарегистрировать право собственности, при участии в деле в качестве заинтересованного лица Государственного научного учреждения Приморский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель ФИО1 - доверенность от 18.02.2014, служебное удостоверение: - ;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: представитель ФИО2 - доверенность от 30.12.2013, служебное удостоверение: - ;
от заинтересованного лица: - ;
установил: Заявитель - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратился с требованиями о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 25:18:015602:1, общей площадью 5382762 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое здание. Участок находится примерно в 3250 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, (далее спорный земельный участок), изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 11.07.2013 № 12/037/2013-56, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю зарегистрировать право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Арбитражный суд, руководствуясь ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Государственное научное учреждение Приморский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что спорный земельный участок предоставлен заинтересованному лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования в составе земельного участка с кадастровым номером 25:18:015603:13 на основании государственного акта № ПК-18-000073 от 21.10.1993, в связи с чем в силу ст. 3.1 Федерального Закона Российской Федерации от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее ФЗ «О введении в действие ЗК РФ») является собственностью Российской Федерации, однако, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю было незаконно отказано в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю требования заявителя оспорило, ссылаясь на то, что на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не был представлен документ, подтверждающий наличие прав у заинтересованного лица на спорный земельный участок и являющийся основанием для проведения государственной регистрации. При проведении правовой экспертизы у государственного регистратора отсутствовали достаточные основания для идентификации спорного земельного участка, как земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 25:18:015603:13 на основании государственного акта № ПК-18-000073 от 21.10.1993.
Заинтересованное лицо требования заявителя поддержало, в судебное заседание не явилось, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещено надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ, в связи с чем настоящее дело согласно ст. 156 АПК РФ было рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, материалов дела следует, что согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № ПК-18-000073 от 21.10.1993 Опытно-производственному хозяйству «Центральное», правопреемником которого является заинтересованное лицо, на праве бессрочного (постоянного) пользования был предоставлен земельный участок площадью 704 га.
В связи с этим в соответствии с выданным 03.09.2003 Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края серии 25-АА № 328432 на основании государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования № ПК-18-000073 от 21.10.1993 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Государственного научного учреждения Приморский научно-исследовательский институт сельского хозяйства на земельный участок площадью 704 га для развития и укрепления экспериментально-опытной базы, расположенный по адресу: Приморский край, Уссурийский район, в центральной части Уссурийского района на расстоянии 5 км от г. Уссурийска.
Как следует из сведений справки из ЕГРЮЛ в отношении заинтересованного лица, учредителем заинтересованного лица является Российская академия сельскохозяйственных наук.
Согласно выданному 11.04.2013 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю свидетельству о государственной регистрации права серии 25-АВ № 003534 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 25:18:015603:13, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для развития и укрепления экспериментально-опытной базы, общая площадь 631 263 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое здание. Участок находится примерно в 2000 м от ориентира по направлению на юго-восток: Приморский край, г. Уссурийск, <...>.
В материалы настоящего дела представлены кадастровые выписки о земельном участке № 18/08-0260 от 31.03.2008, № 18/10-0780 от 04.03.2010 в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:18:015602:1 площадью 5 400 000 кв.м., местоположение: участок находится примерно в 3,25 км по направлению на запад от ориентира нежилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, <...>. В качестве особых отметок в названных кадастровых выписках указано на вышеприведенное свидетельство о государственной регистрации права от 03.09.2003 № 328432, а также на то, что правообладателем указанного земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования является ГНУ Приморский НИИСХ Россельхозакадемии, датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости является 04.11.2004, что позволяет достоверно идентифицировать указанный земельный участок, спорный по настоящему делу, с учетом уточнения его площади и границ, как предоставленный заинтересованному лицу по государственному акту № ПК-18-000073 от 21.10.1993.
02.02.2012 был осуществлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 25:18:015602:1 в связи с уточнением границ и площади земельного участка, в связи с чем выдан кадастровый паспорт земельного участка № 25/00-12-10806 от 02.02.2012 в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:18:015602:1 площадью 5382762+/-20301 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое здание. Участок находится примерно в 3250 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, (спорный земельный участок).
В материалы настоящего дела представлено письмо филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю № 02-18-09/528/01-1-07, являющееся ответом на запрос Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, в котором указано на то, что в Государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельных участках с кадастровыми номерами, в том числе, 25:18:015602:1, который принадлежит на праве собственности ГНУ Приморский НИИСХ Россельхозакадемии на основании свидетельства о государственной регистрации права № 328432 от 03.09.2003, однако, земельный участок, в том числе, с кадастровым номером 25:18:015602:1, невозможно отнести к земельному участку, сведения о котором содержатся в государственном акте № ПК-18-000073 от 21.10.1993.
27.05.2013 заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
В качестве основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок заявителем были представлены, в том числе, государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования № ПК-18-000073 от 21.10.1993, кадастровый паспорт от 02.02.2012 № 25/00-12-10806, постановление главы муниципального образования город Уссурийск и Уссурийский район Приморского края от 12.11.2002 № 1559, письмо заявителя № 08-14389 от 08.11.2012.
11.07.2013 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю сообщением об отказе в государственной регистрации № 12/037/2013-56 на основании абз.абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального Закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») отказало заявителю в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, поскольку заявителем не представлен правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Заявитель полагает, что отказом в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, изложенным в сообщении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю № 12/037/2013-56 от 11.07.2013, заявителю незаконно отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, в связи с чем заявитель обратился с требованиями по настоящему делу в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с п. 1.2 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», п. 5 ст. 25.2, п. 2 ст. 25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе; в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в п. 1 ст. 19 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Из п. 5 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.
Согласно п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены в ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным Законом Российской Федерации от 17.04.2006 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В п.п. 2, 3 ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» в целях разграничения государственной собственности на землю также установлены критерии принадлежности земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, изложенные в п. 1 той же статьи.
Таким образом, ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности.
В ст. 30.1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определены положения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
В силу п. 1 постановления Правительства РФ от 30.06.2006 № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю» на государственную регистрацию предоставляется заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
Согласно п. 1 ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Из анализа приведенных норм права следует, что земельный участок, предоставленный заинтересованному лицу, как организации, созданной Российской академией сельскохозяйственных наук, на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании государственного акта № ПК-18-000073 от 21.10.1993, в силу п. 1 ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» является собственностью Российской Федерации.
В результате совокупного анализа сведений представленных арбитражному суду доказательств, в том числе, государственного акта № ПК-18-000073 от 21.10.1993, свидетельства о государственной регистрации права серии 25-АА № 328432, кадастровых выписок о земельном участке № 18/08-0260 от 31.03.2008, № 18/10-0780 от 04.03.2010, содержащих указания на свидетельство о государственной регистрации права от 03.09.2003 № 328432, указания на то, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 25:18:015602:1 на праве постоянного бессрочного пользования является ГНУ Приморский НИИСХ Россельхозакадемии, датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости является 04.11.2004, кадастрового паспорта земельного участка № 25/00-12-10806 от 02.02.2012, материалов кадастрового дела спорного земельного участка, содержащего сведения межевого дела, следует, что кадастровый учет спорного земельного участка был осуществлен на основании государственного акта № ПК-18-000073 от 21.10.1993, доказательствами, подтверждающими кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 25:18:015603:13, 25:18:015602:1, являются, в том числе, особые отметки в кадастровых паспортах, сведения о правообладателе.
При таких условиях арбитражный суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 25:18:015602:1 является преобразованным, уточненным в своих границах земельным участком, входящим в границы земельного участка, принадлежащего заинтересованному лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании государственного акта № ПК-18-000073 от 21.10.1993, свидетельства о государственной регистрации права серии 25-АА № 328432, который, как следствие, в силу п. 1 ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Указание в кадастровых паспортах на правообладателя, вид права, а также на документ, на основании которого зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования заинтересованного лица на спорный земельный участок, соответствует форме кадастрового паспорта, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 № 831 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории», в соответствии с которым в сведениях о правах в кадастровых паспортах указываются имеющиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о правах на земельный участок (вид права, правообладатель, доля в праве), для земельных участков, права на которые возникли до вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не были зарегистрированы в порядке, установленном указанным Федеральным Законом, дополнительно указываются реквизиты документов, на основании которых в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения.
Как предусмотрено в п. 2 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Из п. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В связи с этим арбитражный суд приходит к выводу о том, что, поскольку представленными заявителем для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, иными имевшимися в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю документами, а также представленными ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» материалами кадастрового дела, которые могли быть запрошены Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, в порядке межведомственного информационного взаимодействия из ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», достаточно и достоверно подтверждается обстоятельство возникновения согласно п. 1 ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» по правовым основаниям, а именно, на основании государственного акта № ПК-18-000073 от 21.10.1993, права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, то отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не соответствует перечисленным положениям ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Арбитражный суд считает, что, поскольку при рассмотрении настоящего дела арбитражный суд, исследовав представленные ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» материалы, пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 25:18:015602:1 является преобразованным, уточненным в своих границах земельным участком, входящим в границы земельного участка с кадастровым номером 25:18:015603:13, принадлежащего заинтересованному лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании государственного акта № ПК-18-000073 от 21.10.1993, то государственный регистратор также был вправе, обязан и имел реальную возможность при проведении правовой экспертизы запросить из ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» материалы кадастрового дела спорного земельного участка, и в результате исследования данных материалов должен был прийти к законному выводу о возникновении права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, однако, государственный регистратор не запросил и не получил названные документы в полном объеме, что привело к принятию незаконного решения об отказе в государственной регистрации права собственности.
При этом арбитражный суд полагает, что непредставление ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» сведений, материалов, в том числе, кадастрового дела в отношении спорного земельного участка, на запрос Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в порядке межведомственного информационного взаимодействия, не осуществление государственным регистратором всех необходимых, разумных действий по получению материалов кадастрового дела спорного земельного участка не может указывать на то, что негативные последствия такого бездействия должен нести заявитель.
Спорный отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю нарушает право Российской Федерации на государственную регистрацию его права собственности на спорный земельный участок.
В материалы настоящего дела не представлены доказательства, достаточно и достоверно подтверждающие обстоятельство нарушения прав иных лиц государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Согласно п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из материалов дела, с учетом установленного арбитражным судом обстоятельства несоответствия спорного отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю нормам ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», арбитражный суд не усматривает наличие предусмотренных в ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» оснований, в том числе, не перечисленных в сообщении об отказе в государственной регистрации № 12/037/2013-56 от 11.07.2013, для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
В силу подп. 3 п. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В связи с этим арбитражный суд считает, что предъявленные по настоящему делу требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, как в части требований о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, так и, как следствие, в части требований об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю зарегистрировать право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Согласно ст. 105 АПК РФ, ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) заявитель, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю освобождены от уплаты госпошлины по настоящему делу.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 105, 110, 167 – 170, 201 АПК РФ, ст. 333.37 НК РФ, арбитражный суд
решил:
Признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 25:18:015602:1, общей площадью 5382762 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое здание. Участок находится примерно в 3250 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 11.07.2013 № 12/037/2013-56, незаконным, как не соответствующий Федеральному Закону Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральному Закону Российской Федерации «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 25:18:015602:1, общей площадью 5382762 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое здание. Участок находится примерно в 3250 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: <...>.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через арбитражный суд Приморского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, в Пятый арбитражный апелляционный суд и в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья Калягин А.К.