АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-3403/2017
01 августа 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена июля 2017 года .
Полный текст решения изготовлен августа 2017 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Гарбуз М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (ИНН 2543030428, ОГРН 1132543014284)
к администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955); Управлению муниципальной собственности города Владивостока
третье лицо: Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей»
о признании недвижимого имущества бесхозяйным, обязании совершить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества
при участии в заседании:
от истца – ФИО1, паспорт, доверенность от 28.12.2015; ФИО2 паспорт, доверенность от 23.03.2017; ФИО3, паспорт, доверенность от 23.03.2017;
от ответчика – администрация города Владивостока – ФИО4, удостоверение, доверенность от 20.12.2016;
от ответчика - Управление муниципальной собственности города Владивостока - ФИО4, удостоверение, доверенность от 30.12.2016;
от третьего лица – Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей» - ФИО5, паспорт, доверенность от 05.07.2016;
от третьего лица - администрация Приморского края – ФИО6, удостоверение, доверенность от 20.04.2017;
от третьего лица - Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края – ФИО6, удостоверение, доверенность от 28.03.2017;
установил: краевое государственное автономное учреждение социального обслуживания «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» обратился с уточенными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) исковыми требованиями к администрации города Владивостока, Управлению муниципальной собственности города Владивостока о признании бесхозяйным следующего имущества - участки теплотрассы от тепловой камеры УТ-3, расположенной на территории Владивостокского городского округа по адресу <...>, до внешней части фундамента объектов недвижимости: свинарник (лит.Л), столярный цех (лит.З), теплица с пристройкой (лит.И, И1 -пристройка), корпус дома для ветеранов с пристройкой (лит.М. Ml- пристройка), дом-интернат ветеранов (лит.А,А1,А2), общежитий (лит.Б, лит.К), расположенных по адресу: <...> включая тепловые камеры УТ-4, УТ-5 (далее спорное имущество); об обязании Управление муниципальной собственности города Владивостока в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение кадастровых работ, обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и получить кадастровый паспорт, направить в Управление Росреестра по Приморскому краю заявление о принятии на учет спорного имущества; об обязании администрацию города Владивостока в течение 30 дней после вступления решения в законную силу определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание спорного имущества.
В обоснование уточненных исковых требований истец указал на то, что участки теплотрассы от тепловой камеры УТ-3, расположенной на территории Владивостокского городского округа по адресу: <...>, до внешней части фундамента объектов недвижимости истца не числятся в реестрах собственности субъекта Российской Федерации - Приморского края, а также в реестре муниципальной собственности, в связи с этим спорное имущество является бесхозяйным, подлежит принятию на учет.
Ответчики – администрация г. Владивостока, Управление муниципальной собственности г. Владивостока иск оспорили по доводам отзывов, ссылаясь, в том числе, на то, что спорное имущество не относится к категории объектов инфраструктуры города, а входит в имущественный комплекс государственного учреждения, единственным потребителем тепловой энергии от спорного имущества является истец, отсутствие государственной регистрации права собственности на спорное имущество не может являться основанием для признания такого имущества бесхозяйным.
Арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей», администрацию Приморского края, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Третьи лица - Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, администрация Приморского края иск поддержали по доводам отзывов, полагают, что орган местного самоуправления обладает правомочиями по выявлению тепловых сетей.
Третье лицо - Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей» иск оспорило по доводам отзыва, ссылаясь, в том числе, на то, что спорное имущество было создано и использовалось с даты его введения в эксплуатацию для нужд истца, в связи с этим спорное имущество не является бесхозяйным.
Третьи лица – администрация Приморского края, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в судебное заседание 18.07.2017 не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом согласно статье 123 АПК РФ, в связи с чем судебное заседание было проведено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие указанных лиц.
Суд в порядке статьи 163 АПК РФ определил объявить в судебном заседании перерыв до 09 часов 45 минут 20.07.2017.
Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным Письмом Президиума ВАС РФ № 113 от 19.09.2006 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После окончания перерыва судебное разбирательство было продолжено согласно статье 156 АПК РФ с участием представителей лиц, участвующих в деле.
Суд в порядке статьи 163 АПК РФ определил объявить в судебном заседании перерыв до 15 часов 30 минут 25.07.2017.
Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным Письмом Президиума ВАС РФ № 113 от 19.09.2006 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После окончания перерыва судебное разбирательство было продолжено согласно статье 156 АПК РФ с участием представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела суд установил, что в обоснование исковых требований истец указал на следующее.
В Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности муниципального образования г. Владивосток, а также право хозяйственного ведения Муниципального унитарного предприятия города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей» на сооружение – тепловая сеть от котельной № 3, расположенное по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Маковского, 41, а также на сооружение – производственно-технологический комплекс котельный № 3.
В материалы дела представлена схема расположения теплотрассы, из которой следует, что от тепловой камеры УТ-3, расположенной на территории Владивостокского городского округа по адресу <...>, до внешней части фундамента объектов недвижимости: свинарник (лит.Л), столярный цех (лит.З), теплица с пристройкой (лит.И, И1 -пристройка), корпус дома для ветеранов с пристройкой (лит.М. Ml- пристройка), дом-интернат ветеранов (лит.А,А1,А2), общежитий (лит.Б, лит.К), расположенных по адресу: <...> включая тепловые камеры УТ-4, УТ-5 расположены участки теплотрассы (спорное имущество).
МУП г.Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей» и истцом был заключен договор № 3802 от 26.12.2016 теплоснабжения в горячей воде и паре, в соответствии с которым теплоснабжающая организация обязуется поставить потребителю через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию, а потребитель обязуется принять и оплатить тепловую энергию.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон на балансе и в эксплуатации потребителя находятся: узлы учета тепловой энергии корпусов КГАУСО «СДИПИ» с оборудованием, системы отопления и горячего водоснабжения корпусов, паротрасса от фундамента котельной до прачечной. В эксплуатации теплоснабжающей организации находятся: котельная № 3 (ул. Маковского, 41), теплотрасса от котельной № 3 до тепловой камеры УТ-3.
В письме Управления муниципальной собственности г.Владивостока от 26.07.2012 № 523сп указано, что спорное имущество не находится в муниципальной собственности и не передано в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей».
В материалы дела представлено уведомление Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края об отсутствии объектов недвижимого имущества в Реестре собственности Приморского края от 21.07.2017 № 20/08/02-03/30073, из которого следует, что участки теплотрассы (спорное имущество) в реестре собственности Приморского края не значатся.
Согласно письму Управления муниципальной собственности г. Владивостока от 25.07.2017 № 28/10-4170 участки теплотрассы - спорное имущество в реестре муниципального имущества не значатся.
В соответствии со справками истца от 24.07.2017 №№ 356 – 361 участки теплотрассы - спорное имущество на балансе истца не числятся.
Истец обращался в администрацию г. Владивостока с требованием о принятии мер по оформлению в муниципальную собственность участка теплотрассы.
Поскольку администрация г. Владивостока спорное имущество не оформила, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В силу пункта 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно схеме расположения теплотрассы, имеющейся в материалах дела, от тепловой камеры УТ-3, расположенной на территории Владивостокского городского округа по адресу <...>, до внешней части фундамента объектов недвижимости: свинарник (лит.Л), столярный цех (лит.З), теплица с пристройкой (лит.И, И1 -пристройка), корпус дома для ветеранов с пристройкой (лит.М. Ml- пристройка), дом-интернат ветеранов (лит.А,А1,А2), общежитий (лит.Б, лит.К), расположенных по адресу: <...>, включая тепловые камеры УТ-4, УТ-5 расположены участки теплотрассы (спорное имущество).
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в том числе письма Управления муниципальной собственности г.Владивостока от 26.07.2012 № 523сп, уведомления Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края об отсутствии объектов недвижимого имущества в Реестре собственности Приморского края от 21.07.2017 № 20/08/02-03/30073, Управления муниципальной собственности г. Владивостока от 25.07.2017 № 28/10-4170 спорное имущество не значится в реестре муниципального имущества, реестре собственности Приморского края, не передано в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей».
На балансе истца спорное имущество также не числится.
Также суду не представлены доказательства того, что в отношении спорного имущества имеются какие-либо правопритязания.
Таким образом, поскольку принадлежность спорного имущества не известна, суд приходит к выводу о том, что спорное имущество является бесхозяйным в смысле статьи 225 ГК РФ.
Согласно подпункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом о теплоснабжении.
В статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» указано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В приложении 3 к объектам, относящимся к муниципальной собственности, отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Как разъяснено в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий», объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Минэкономразвития России издан приказ от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Согласно пункту 3 вышеуказанного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
В пункте 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Поскольку спорное имущество, признанное судом бесхозяйным, расположено на территории Владивостокского городского округа, предназначено для организации теплоснабжения, указанное имущество в соответствии с вышеприведенными положениями Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 подлежит принятию на учет на основании заявления органа местного самоуправления.
Постановлением администрации г. Владивостока от 04.08.2000 № 1439 (в редакции от 03.11.2015) утверждено Положение об Управлении муниципальной собственности г. Владивостока.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения Управление муниципальной собственности г. Владивостока является отраслевым (функциональным) органом администрации города Владивостока, осуществляющим права собственника в отношении муниципального имущества Владивостокского городского округа, и подчиняется главе города Владивостока, первому заместителю, курирующему направления деятельности Управления.
В силу пункта 3.1.51 Положения для достижения указанных в разделе 2 данного Положения целей и задач Управление осуществляет функции по проведению учета и принятию в муниципальную собственность Владивостокского городского округа бесхозяйного имущества, обращению с заявлениями о постановке на учет бесхозяйного имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению предоставления в правовое управление администрации города Владивостока документов, необходимых для подачи заявлений в суд в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке, с требованием о признании права собственности Владивостокского городского округа на данное имущество.
На основании изложенного, с учетом предоставленных органу местного самоуправления в лице Управления муниципальной собственности г. Владивостока полномочий в отношении бесхозяйных недвижимых вещей, суд считает исковые требования об обязании Управление муниципальной собственности города Владивостока в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить действия по постановке на учет спорного имущества подлежащими удовлетворению.
При этом суд считает необходимым в резолютивной части решения указать на обязанность Управления муниципальной собственности г. Владивостока осуществить действия по постановке спорного бесхозяйного имущества на учет в порядке, предусмотренном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет безхозяйных недвижимых вещей», поскольку названный приказ регулирует порядок, сроки, процедуру постановки бесхозяйного имущества на учет.
Также подлежат удовлетворению требования истца об обязании администрации города Владивостока определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйного имущества, в силу следующего.
Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В связи с этим, в силу прямого указания закона, орган местного самоуправления обязан осуществить названные действия по определению организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание спорного бесхозяйного имущества.
Доводы ответчиком судом отклоняются как не обоснованные и не основанные на нормах вышеуказанных норм права.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на ответчиков пропорционально удовлетворенным требованиям.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Признать бесхозяйным имущество - участки теплотрассы от тепловой камеры УТ-3, расположенной на территории Владивостокского городского округа по адресу <...>, до внешней части фундамента объектов недвижимости: свинарник (лит.Л), столярный цех (лит.З), теплица с пристройкой (лит.И, И1 -пристройка), корпус дома для ветеранов с пристройкой (лит.М. Ml- пристройка), дом-интернат ветеранов (лит.А,А1,А2), общежитий (лит.Б, лит.К), расположенных по адресу: <...> включая тепловые камеры УТ-4, УТ-5.
Обязать Управление муниципальной собственности города Владивостока в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить действия по постановке на учет имущества - участков теплотрассы от тепловой камеры УТ-3, расположенной на территории Владивостокского городского округа по адресу <...>, до внешней части фундамента объектов недвижимости: свинарник (лит.Л), столярный цех (лит.З), теплица с пристройкой (лит.И, И1 -пристройка), корпус дома для ветеранов с пристройкой (лит.М. Ml- пристройка), дом-интернат ветеранов (лит.А,А1,А2), общежитий (лит.Б, лит.К), расположенных по адресу <...>, включая тепловые камеры УТ-4, УТ-5, согласно порядку, установленному Приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 №931 «Об установлении Порядка принятия на учет безхозяйных недвижимых вещей».
Обязать администрацию города Владивостока в течение 30 дней после вступления решения в законную силу определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйного имущества - участков теплотрассы от тепловой камеры УТ-3, расположенной на территории Владивостокского городского округа по адресу <...>, до внешней части фундамента объектов недвижимости: свинарник (лит.Л), столярный цех (лит.З), теплица с пристройкой (лит.И, И1 -пристройка), корпус дома для ветеранов с пристройкой (лит.М. Ml- пристройка), дом-интернат ветеранов (лит.А,А1,А2), общежитий (лит.Б, лит.К), расположенных по адресу <...>, включая тепловые камеры УТ-4, УТ-5.
Взыскать с администрации города Владивостока в пользу краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» 9 000 (девять тысяч) рублей 00 копеек судебных расходов по оплате госпошлины.
Взыскать с Управления муниципальной собственности города Владивостока в пользу краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» 9 000 (девять тысяч) рублей 00 копеек судебных расходов по оплате госпошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Гарбуз