ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-3576/07 от 26.06.2007 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, 54

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело №   А51-3576/2007 32-130

«28» июня 2007 г.

Резолютивная часть объявлена в судебном заседании 26.06.2007

Решение в полном объеме изготовлено 28.06.2007

Арбитражный суд Приморского края

в составе судьи    В. В. Овчинникова,

при ведении протокола судебного заседания   судьей В.В.Овчинниковым

рассмотрев в судебном заседаниидело по иску  Администрации Уссурийского городского округа

к Казне Приморского края в лице Департамента финансов Администрации Приморского края

о взыскании   125 259 рублей 61 копейки

при участии в заседании:

от истца   – представитель ФИО1, доверенность от 23.05.07 № 1176 общая постоянная;

от Департамента финансов АПК   – не явились;

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2007 года, решение суда в полном объеме изготовлено 28 июня 2007 года.

установил:

Администрация Уссурийского городского округа обратилась в арбитражный суд с иском к Департаменту финансов администрации Приморского края о взыскании 125 259 рублей 61 копейки расходов, возникших в результате реализации Закона Приморского края «О социальном статусе учителя».

Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания представителя в суд не направил, заявлений ходатайств не представил. Поскольку суд не видит препятствий для рассмотрения спора по существу, судебное разбирательство на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проводится без его участия по имеющимся материалам дела.

Истец исковые требования поддержал в полном объеме. ВВ обоснование представитель сослался на обязанность ответчика возместить расходы муниципального образования, связанные с предоставлением льгот, предусмотренных краевым законом. В части взыскания государственной пошлины пояснил, что данные расходы связаны с недостаточным финансированием муниципального бюджета, в связи с чем сумма была взыскана мировым судьей в доход федерального бюджета.

В отзыве, представленном в предварительном судебном заседании, ответчик исковые требования оспорил в полном объеме, указав, что Закон Приморского края «О социальном статусе учителя» противоречит ФЗ «Об образовании», статье 134 Бюджетного кодекса РФ, ФЗ РФ «О некоммерческих организациях». Кроме того, по мнению ответчика, расходы на реализацию указанного Закона Приморского края должны обеспечиваться финансовыми ресурсами муниципального образования.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению в связи со следующим.

Как следует из материалов дела статьей 4 Закона Приморского края «О социальном статусе учителя» № 30-КЗ от 14.02.1996 (действовавшего в период 1996-2000) были установлены дополнительные надбавки к заработной плате учителей.

Решением мирового судьи судебного участка № 64 г. Уссурийска Приморского края 25 сентября 2006 года по делу № 2-61/2006 на основании статьи 4 Закона ПК «О социальном статусе учителя», пункта 1 статьи 41 ФЗ РФ «Об образовании» с Администрации Уссурийского городского округа взыскано в счет выплат надбавок за квалификационную категорию и материальную помощь к отпуску в пользу учителей: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 сумму в размере 122 435 рублей 26 копеек.

В соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 41 Федерального закона РФ «Об образовании» (в редакции, действовавшей в спорный период) деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. Заработная плата, в том числе и различного рода доплаты к ней относятся к обязательным выплатам, обязанность финансирования которых возлагается на учредителя образовательного учреждения.

При этом как в федеральном бюджете, так и в бюджетах субъектов Российской Федерации предусматриваются расходы на нужды образования, в том числе и для финансирования муниципальных образовательных учреждений.

Согласно пункту 3 статьи 3, пункту 14 статьи 29 ФЗ РФ «Об
 образовании» к компетенции субъекта Российской Федерации в области
 образования относится установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам
 образовательных учреждений, а также видов и норм материального
 обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических
 работников.

Статьей 4 Закона Приморского края «О социальном статусе учителя» от 14.02.1996 №30-КЗ, действовавшего в спорный период, установлены дополнительные льготы, гарантии и доплаты учителям, осуществляющим деятельность на территории субъекта, финансирование которых производится согласно пункту 2 статьи 5 указанного Закона за счет средств краевого бюджета.

Законами Приморского края о краевом бюджете на 1996, 1997, 1999, 2000 на реализацию Закона Приморского края «О социальном статусе учителя» было предусмотрено выделение денежных средств в размерах 40 000 млн.руб., 73 775 млн.руб., 40 000 млн.руб., 44 553 млн. руб. соответственно. В бюджете 1998 года отдельной строкой финансирование на реализацию Закона № 30-К предусмотрено не было.

Действие пунктов 2,3 статьи 4, статьи 5 Закона «О социальном статусе учителя» было приостановлено на 2001-2003 годы на основании приложения №10 к Закону Приморского края от 20.04.2001 № 135-КЗ, № 9 к Закону Приморского края от 26.11.2001 № 174-КЗ, № 6 к Закону Приморского края от 21.01.2003 № 31-КЗ о краевом бюджете.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации, статьи 9 федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации» от 24.06.1999 № 119-ФЗ разделение полномочий Российской федерации и ее субъектов в области социальной защиты производится по уровню государственной власти, принявшей соответствующее решение. Обязательства по социальной защите населения, установленные законами субъектов являются реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из бюджета субъекта путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

Законом Приморского края «О социальном статусе учителя» прямо предусмотрено, что реализация пунктов 2,3 статьи 4 Закона для государственных и муниципальных образований производится за счет средств краевого бюджета.

Пункт 2 статьи 38 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает, что увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшее в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, компенсируется органами, принявшими решение. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Документов подтверждающих исполнение бюджета за 1997-2000 годы в части реализации Закона ПК «О социальном статусе учителя», доказательств фактического выделения истцу в спорный период достаточных денежных средств, необходимых на его реализацию, из краевого бюджета ответчиком не представлено.

Так как необходимые денежные средства на предоставление льгот согласно Закону ПК «О социальном статусе учителя» в установленном порядке не были выделены из краевого бюджета, истец в период с 1997 по 2000 не осуществлял соответствующие выплаты учителям. Решение мирового судьи о взыскании с истца как учредителя денежных средств в пользу работников муниципального учреждения образования состоялось в 2006 году, в связи с чем у истца возникли дополнительные расходы (убытки), подлежащие компенсации, за счет средств краевого бюджета.

В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные в результате действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией или соответствующим субъектом РФ. Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации

вред, причиненный в результате действий (бездействия) государственных органов возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, или казны субъекта РФ.

На основании Постановления Администрации Приморского края № 333 от 04.11.2003 Департаменту финансов переданы функции по формированию и исполнению бюджета Приморского края, проведению единой инвестиционной, финансовой, бюджетной, налоговой политики в Приморском крае, осуществлению общим руководством организации финансов в Приморском крае. Согласно пункту 2 «Положения о Департаменте финансов администрации Приморского края», утвержденного Постановлением губернатора Приморского края № 728 от 25.09.2001 (с последующими изменениями) Департамент выступает от имени казны Приморского края. Следовательно, Департамент финансов является главным распорядителем бюджетных средств Приморского края и отвечает по долгам казны.

Так как органы государственной власти субъекта РФ - Приморского края, не обеспечили финансовыми средствами муниципальное образование Уссурийского городского округа для реализации в полном объеме Закона ПК «О социальном статусе учителя», а последний в связи с этим не смог надлежащим образом профинансировать муниципальное образовательное учреждение, то в соответствии с частью 3 статьи 125, статьей 1069 ГК РФ исковые требования в сумме 122 435 рублей 26 копеек подлежат удовлетворению за счет казны субъекта РФ - Приморского края в лице ее финансового органа.

В остальной части (убытки связанные с уплатой государственной пошлины) требования удовлетворению не подлежат в силу следующего.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. Таким образом, платежи, связанные с оплатой государственной пошлины при рассмотрении спора в суде, относятся к судебным расходам, в связи с чем не являются убытками и нормы статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае неприменимы.

Так как расходы по оплате государственной пошлины не являются убытками, то исковые требования в части взыскания 2824 рублей 35 копеек не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Департамента финансов Администрации Приморского края за счет казны субъекта федерации Приморский край в пользу Администрации Уссурийского городского округа 122 435 (сто двадцать две тысячи четыреста тридцать пять) рублей 26 копеек убытков.

В остальной части иска отказать.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.


На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения.

Судья В. В.Овчинников