АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-36783/2013
03 апреля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2014 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Калягина А.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шестаковой Е.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», при участии в деле в качестве заинтересованного лица Администрации города Владивостока,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: - представитель ФИО1 – доверенность от 11.09.2013, служебное удостоверение;
от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»: - ;
от заинтересованного лица: - ;
установил: Заявитель – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратился с требованиями о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее Учреждение) от 27.09.2013 № Ф01/13-67545 о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее спорное решение); а также об обязании Учреждения в лице Филиала по Приморскому краю осуществить кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 25:28:060135:9 (далее Земельный участок) в связи с изменением сведений о разрешенном использовании данного земельного участка, изменив вид разрешенного использования Земельного участка с «для дальнейшей эксплуатации жилого дома» на «кемпинги».
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то обстоятельство, что Учреждение в нарушение п. 4 ст. 21 Федерального Закона Российской Федерации «О государственном кадастре недвижимости» (далее ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») мотивировало спорное решение отсутствием среди документов, представленных заявителем для осуществления вышеуказанного кадастрового учета Земельного участка, документа, подтверждающего в соответствии со ст. 7 главы 2 части 1 решения Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» (далее Правила) принятие органом государственной власти решения об изменении вида разрешенного использования Земельного участка.
Арбитражный суд, руководствуясь ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрацию города Владивостока.
Учреждение требования заявителя не оспорило.
Заинтересованное лицо требования заявителя оспорило, ссылаясь на то, что заявитель в нарушение п. 5 ст. 7 Правил не обращался в орган Администрации города Владивостока, уполномоченный на осуществление управления в области градостроительства и архитектуры, за согласованием в отношении выбранного нового вида разрешенного использования Земельного участка.
Учреждение, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ, в связи с чем настоящее дело было рассмотрено арбитражным судом согласно ст.ст. 156, 200 АПК РФ в отсутствие Учреждения, заинтересованного лица.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, материалов дела следует, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 25:28:060135:9 (далее Земельный участок), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации жилого дома, общая площадью 1 661 кв.м., адрес (местонахождение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 8 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, ул. Аэродромная, дом 3. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.03.2014 серии 25-АВ № 207127.
30.08.2013 заявитель обратился в Учреждение с заявлением № 08-10443 от 29.08.2013 об изменении вида разрешенного использования Земельного участка с «для дальнейшей эксплуатации жилого дома» на «кемпинги» согласно сведениям ИСОГД от 11.07.2013 № 4874.
Решением Учреждения от 27.09.2013 № Ф01/13-67545 о приостановлении осуществления кадастрового учета (спорное решение) осуществление кадастрового учета Земельного участка в связи с указанным изменением сведений о разрешенном использовании данного земельного участка было приостановлено в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» по основанию отсутствия документа, подтверждающего в соответствии со ст. 7 главы 2 части 1 Правил принятие органом государственной власти решения об изменении вида разрешенного использования Земельного участка.
В силу п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки (ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ)).
В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Как следует из п. 4 ст. 5 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» порядке документов, если иное не установлено ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведений об объекте недвижимости.
В государственный кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимости, как разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок. (п. 14 ч. 2 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе, в случаях принятия ими решений об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В силу подп. 9 п. 1 ст. 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», если иное не следует из данного Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами является копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в п. 14 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном ч. 8 ст. 15 данного Федерального закона.
Таким образом, из приведенных норм закона следует, что, обращаясь в Учреждением с заявлением № 08-10443 от 29.08.2013 об изменении вида разрешенного использования Земельного участка с «для дальнейшей эксплуатации жилого дома» на «кемпинги» заявитель не был обязан представлять Учреждению документ, подтверждающий принятие органом государственной власти, местного самоуправления решения об изменении разрешенного вида использования Земельного участка.
Основания приостановления осуществления кадастрового учета изложены в ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», основания отказа в осуществлении кадастрового учета приведены в ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В подп. 4 п. 2 ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с этим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Орган кадастрового учета, многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные названным Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со ст. 22 этого Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (п. 4 ст. 21 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Следовательно, поскольку в соответствии с приведенными нормами ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» заявитель при обращении в Учреждение с заявлением № 08-10443 от 29.08.2013 об изменении вида разрешенного использования Земельного участка не был обязан представлять Учреждению документ, подтверждающий принятие органом государственной власти, местного самоуправления решения об изменении разрешенного вида использования Земельного участка, тогда как такой документ либо сведения об отсутствии соответствующего решения могли быть запрошены Учреждением в порядке межведомственного информационного взаимодействия, арбитражный суд приходит к выводу о том, что спорное решение было принято фактически в связи с предъявлением Учреждением требования о предоставлении заявителем документа, не установленного названным Федеральным законом.
При этом арбитражный суд учитывает то обстоятельство, что из материалов дела не следует вывод о том, что спорное решение было основано на запрашивавшихся, полученных Учреждением в порядке информационного взаимодействия и проанализированных документах о принятии (либо об отсутствии) решения органа государственной власти, местного самоуправления об изменении разрешенного вида использования Земельного участка. Сведения о запросе, получении, анализе Учреждением таких документов, информации не содержатся, в том числе, в спорном решении, которое согласно его содержанию было принято на основании рассмотрения заявления № 08-10443 от 29.08.2013, указанного также с входящим номером Учреждения, доверенности, сведений ИСОГД от 11.07.2013 № 4874, тогда как Учреждение при рассмотрении настоящего дела не было лишено права и реальной возможности представить соответствующие доказательства наличия дополнительных, законных оснований принятия спорного решения.
Не может свидетельствовать о законности спорного решения положения п. 5 ст. 7 Правил, в силу которого правообладатели земельных участков - органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия при осуществлении выбора новых основных или вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства должны получить согласование органа администрации города Владивостока, уполномоченного на осуществление управления в области градостроительства и архитектуры, в отношении выбранного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства. При получении согласования правообладатели, указанные в настоящем пункте, обращаются в орган государственной власти либо орган администрации города Владивостока, в полномочия которого входит распоряжение земельными участками, в отношении которых осуществлен выбор новых видов разрешенного использования, за принятием решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Указанные положения Правил не предоставляют Учреждению дополнительные, помимо предусмотренных ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», основания требовать от заявителей предоставления дополнительных документов для осуществления кадастрового учета, приостанавливать осуществление кадастрового учета.
Следовательно, спорное решение не соответствует ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и нарушает права и законные интересы заявителя, представляющего в спорных отношениях Российскую Федерацию, как собственника Земельного участка, заинтересованного в изменении вида разрешенного использования Земельного участка для его эксплуатации.
Согласно п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что предъявленные по настоящему делу требования о признании спорного решения незаконным являются правомерными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Однако, арбитражный суд не считает возможным на основании подп. 3 п. 5 ст. 201 АПК РФ в порядке указания на обязанность совершения действий, принятия решений, направленных на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, обязать по настоящему делу Учреждение в лице Филиала по Приморскому краю осуществить кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 25:28:060135:9 (далее Земельный участок) в связи с изменением сведений о разрешенном использовании данного земельного участка, изменив вид разрешенного использования земельного участка с «для дальнейшей эксплуатации жилого дома» на «кемпинги», в удовлетворении данных требований заявителя необходимо отказать по следующим основаниям.
В соответствии со сведениями ИСОГД от 11.07.2013 № 4874, содержание которых подтверждает и не оспаривает заявитель, на территории Земельного участка расположены территориальные зоны Р-2 «Зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений», Т-3 «Зона объектов автомобильного транспорта».
В соответствии со ст. 42 Правил ни к основным, ни к условно разрешенным, ни к вспомогательным видам использования земельных участков, размещенных в территориальной зоне Т-3 «Зона объектов автомобильного транспорта», не отнесен вид использования «кемпинги». При этом у арбитражного суда отсутствуют достаточные основания для идентификации такого вида использования со следующими перечисленными в ст. 42 Правил видами использования: объекты коммерческого назначения по обслуживанию автомобилей и пассажиров при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения; скверы, бульвары, набережные и другие территории общего пользования, используемые в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения; сооружения, необходимые для эксплуатации объектов недвижимости основных видов разрешенного использования.
Кроме того, ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» содержит перечень оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета. Так, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» основанием для отказа является то обстоятельство, что объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными Федеральным законом требованиями.
В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Как предусмотрено в ст. 30 ГрК РФ, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Из содержания названной нормы закона следует, что формирование земельного участка возможно только в одной территориальной зоне. Такой принцип формирования земельных участков соответствует п. 6 ст. 30 ГрК РФ, поскольку в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с приведенными обстоятельствами арбитражный суд полагает, что требование об обязании Учреждения в лице Филиала по Приморскому краю осуществить кадастровый учет Земельного участка в связи с изменением сведений о разрешенном использовании данного земельного участка, изменив вид разрешенного использования земельного участка с «для дальнейшей эксплуатации жилого дома» на «кемпинги», неправомерно, как не соответствующее положениям ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Правил, ГрК РФ, в связи с чем данное требование не подлежит удовлетворению.
Заявитель и Учреждение в соответствии со ст. 105 АПК РФ, ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты госпошлины по настоящему делу, с учетом того обстоятельства, что в спорных отношениях Учреждение фактически осуществляло функции органа государственной власти.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 167 – 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 27.09.2013 № Ф01/13-67545 о приостановлении осуществления кадастрового учета, как не соответствующее Федеральному Закону Российской Федерации «О Государственном кадастре недвижимости».
В удовлетворении предъявленных требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано через арбитражный суд Приморского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, в Пятый арбитражный апелляционный суд и в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья Калягин А.К.