АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
в порядке ст.229 АПК РФ
г. Владивосток Дело № А51-4098/2020
22 мая 2020 года
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Хижинского А.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 10 715 рублей 15 копеек,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 10 главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю о взыскании 10 715 рублей 15 копеек пени за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту № 203 от 04.05.2018, начисленной за период с 17.05.2018 по 04.12.2018.
Определением от 16.03.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В соответствии со статьей 123 АПК РФ стороны надлежащим образом извещены о принятии искового заявления к производству и о возбуждении производства по делу в порядке упрощенного производства.
15.04.2020 года в материалы дела от ответчика поступил письменный отзыв, согласно которому ответчик возражал против удовлетворения требований, в случае удовлетворения требований, просил снизить сумму заявленной к взысканию неустойки.
Решением, принятым в порядке пункта 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в виде резолютивной части от 06.05.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме; с Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю в пользу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 10 главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" взыскано 10 715 (десять тысяч семьсот пятнадцать) рублей 15 копеек неустойки по государственному контракту № 203 от 04.05.2018, начисленной за период с 17.05.2018 по 04.12.2018..
Из материалов дела судом установлено следующее.
04.05.2018 года между федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю (далее-ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Приморскому краю, истец) и Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» (далее по тексту ГУФСИН России по Приморскому краю, ответчик), по п. 11 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был заключен Государственный контракт № 203 на поставку вещевого имущества для осужденных: 1.Куртка на подкладке женская; 2.Полупальто утепленное женское; 3.Куртка на подкладке для воспитанников ВК; 4.Брюки женские;
5.Платье-халат тип А; 6.Костюм мужской; 7.Костюм для воспитанников ВК повседневный; 8.Костюм для воспитанников ВК рабочий на общую сумму 4 822 711,92 рублей.
Согласно п. 1.1. контракта Поставщик обязуется поставить в адрес грузополучателя, указанного в отгрузочной разнарядке (Приложение №2) вещевое имущество для осужденных (далее - товар), в количестве, по цене и в сроки, предусмотренные ведомостью поставки (приложение № 1), а Государственный заказчик обязуется обеспечить приемку товара и оплатить поставленный товар согласно условиям Контракта.
В соответствии с п.2.1.3. государственный заказчик обязуется обеспечить оплату товара в соответствии с условиями контракта.
Согласно отгрузочной разнарядке срок поставки товара: Куртка на подкладке женская 29 единиц до 30.08.2018; Полупальто утепленное женское 542 единицы до 01.11.2018; Куртка на подкладке для воспитанников ВК 10 единиц до 30.08.2018; Брюки женские 365 единиц до 30.07.2018; Платье-халат тип А 683 единицы до 01.10.2018; Костюм мужской 500 единиц до 30.07.2018; 500 единиц до 15.08.2018; 500 единиц до 30.08.2018; 500 единиц до 15.09.2018; 1500 единиц до 30.10.2018; 1500 единиц до 30.11.2018; костюм для воспитанников ВК повседневный 33 единицы до 31.08.2018; костюм для воспитанников ВК рабочий 79 единиц до 31.08.2019.
В разделе 3 государственного контракта стороны согласовали цену контракта, порядок и срок расчетов.
Так, в соответствии с п. 3.1. контракта цена Контракта составляет 4 822 711 рублей 92 копейки, НДС не предусмотрен, и включает в себя стоимость товара, стоимость тары и упаковки, транспортные расходы, расходы на страхование, уплату таможенных пошлин, налогов,
сборов и другие обязательные платежи, взимаемые с Поставщика в связи с исполнением обязательств по Контракту. Цена единицы товара указана в ведомости поставки Приложение № 1).
Цена Контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения Контракта и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим контрактом и законодательством РФ (пункт 3.2. контракта).
Согласно п. 3.3. контракта оплата по Контракту осуществляется в рублях Российской Федерации в безналичном порядке в форме платежных поручений путем перечисления Государственным заказчиком выделенных из федерального бюджета денежных средств на расчетный счет Поставщика, в следующем порядке:
- Государственный заказчик осуществляет авансовый платеж в размере 30 %, что составляет 1 446 813 рублей 58 копеек в течение 7 банковских дней с момента заключения Контракта, на основании счета,
вставленного Поставщиком Государственному заказчику (п. 3.3.1.)
Оставшаяся сумма в размере 70 % от цены Контракта, указанной в пункте 3.1. Контракта, оплачивается Поставщику в следующем порядке:
после превышения стоимости поставленного товара над размером авансового платежа, указанного пункте 3.3.1 контракта, товар оплачивается по факту его приемки Грузополучателем течение 7 календарных дней с момента предоставления Поставщиком Государственному заказчику документов, указанных в пункте 6.3 контракта, при отсутствии замечаний по количеству и качеству товара (п. 3.3.2.).
В соответствии с п. 3.3.3 контракта обязательства по оплате поставленного товара считаются выполненными в день списания
денежных средств со счетов Государственного заказчика.
Согласно п. 9.4. контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения сторонами обязательств, предусмотренных Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных сторонами.
Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение ГосударственнымЗаказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта (п. 9.5.).
31.05.2018 г. согласно платежному поручению № 480348 Государственным заказчиком была произведена оплата авансового платежа в сумме 1 446 813,58 рублей. Просрочка оплаты составила 15 дней (с 17.05.2018 по 31.05.2018).
20.06.2018 Поставщиком было поставлено 80 единиц платьев-халатов тип А на сумму 37523,20 рублей, согласно счет- фактуре № 00000199 от 20. 06.2018.
18.07.2018 Поставщиком было поставлено 240 комплектов костюмов мужских на сумму 176467,20 рублей, согласно счет- фактуре , товарной накладной № 00000208 от 18.07.2018.
30.07.2018 Поставщиком было поставлено 210 комплектов костюмов мужских на сумму 154408,80 рублей, согласно счет- фактуре № 00000257 от 30.07.2018, товарной накладной № 00000215 от 30.07.2018.
30.07.2018 Поставщиком было поставлено 365 шт. брюк женских на сумму 94520,4 рублейсогласно счет- фактуре № 00000258 от 30.07.2018, товарной накладной № 00000216 от 30.07.2018.
29.08.2018 Поставщиком было поставлено 1040 комплектов костюмов мужских на сумму 764691,20 рублей, 23 комплекта костюмов для воспитанников ВК повседневных на сумму 17437,68 рублей, 1 куртка на подкладке ВК на сумму 637,52 рублей, 9 курток на подкладке для воспитанников ВК на сумму 5737,68 рублей.
Всего поставлено товара на общую сумму 788504,08 рублей согласно счет - фактуре № 00000303 от 29.08.2018, товарной накладной № 00000252 от 29.08.2018.
11.09.2018 поставщиком было поставлено 10 костюмов для воспитанников ВК повседневных на сумму 7581,60 рублей, 79 для воспитанников ВК рабочих на сумму 59894,64 рублей, 305 костюмов мужских на сумму 224260,40 рублей.
Всего поставлено товара на общую сумму 291736,64 рублей согласно счет - фактуре, товарной накладной № 00000277 от 11.09.2018г.
11.09.2018 после превышения стоимости поставленного товара над размером авансового платежа, сумма неоплаченного товара составила 96346,74 рублей.
Согласно платежному поручению № 615842 на общую сумму 600 013,54 рублей, указанная сумма была оплачена Государственным заказчиком 19.10.2018.
Просрочка оплаты составила 31 день (с 19.09.2018 по 19.10.2018).
20.09.2018 было поставлено 380 единиц костюмов мужских на сумму 279406,40 рублейсогласно счет- фактуре, товарной накладной № 00000292 от 20.09.2018.
Согласно платежному поручению № 615842 на общую сумму 600013,54 рублей, указанная сумма (279406,40 рублей) была оплачена Государственным заказчиком 19.10.2018 Просрочка оплаты составила 21 день (с 28.09.2018 по 19.10.2018).
25.09.2018 было поставлено 305 единиц костюмов мужских на сумму 224260,40 рублейсогласно счет- фактуре № 00000361 от 25.09.2018, товарной накладной № 00000302 от 25.09.2018, всего поставлено на общую сумму 503666,88 рублей.
Согласно платежному поручению № 615842 на общую сумму 600013,54 рублей, указанная сумма (224260,40 рублей) была оплачена Государственным заказчиком 19.10.2018. Просрочка оплаты составила 17 дней (с 03.10.2018 по 19.10.2018).
09.10.2018 было поставлено 600 единиц костюмов мужских на сумму 441 168 рублей согласно счет- фактуре № 00000376, товарной накладной № 00000314 от 09.10.2018.
Согласно платежному поручению № 615842 на общую сумму 600013,54 указанная сумма (441 168 рублей) была оплачена Государственным заказчиком 19.10.2018 г. Просрочка оплаты составила 3 дня (с 17.10.2018 по 19.10.2018).
09.10.2018 было поставлено 29 единиц курток на подкладке на сумму 17281,68 рублей согласно счет- фактуре, товарной накладной № 00000316 от 09.10.2018.
Согласно платежному поручению № 862959, указанная сумма (17281,68.) была оплачена Государственным заказчиком 08.11.2018. Просрочка оплаты составила 23 дня (с 17.10.2018 по 08.11.2018).
18.10.2018 было поставлено 810 единиц костюмов мужских на сумму 595576,80 рублей согласно счет- фактуре, товарной накладной № 00000320 от 18.10.2018.
Согласно платежному поручению № 759278, указанная сумма (595576,80 рублей) была оплачена Государственным заказчиком 31.10.2018 Просрочка оплаты составила 6 дней (с 26.10.2018 по 31.10.2018).
25.10.2018 было поставлено 420 единиц костюмов мужских на сумму 308817,60 рублей согласно счет- фактуре, товарной накладной № 00000331 от 25.10.2018.
Согласно платежному поручению № 759246, указанная сумма (308817,60 рублей) была оплачена Государственным заказчиком 31.10.2018. Просрочки оплаты не было допущено.
08.11.2018 было поставлено 960 единиц костюмов мужских на сумму 507343,20 рублей согласно счет- фактуре, товарной накладной № 00000364 от 08.11.2018.
Согласно платежному поручению № 149187, указанная сумма (507343,20рублей) была оплачена Государственным заказчиком 21.11.2018. Просрочка оплаты составила 6 дней (с 16.11.2018 по 21.11.2018).
15.11.2018 было поставлено 603 единицы платье- халатов на сумму 282 831,12 рублей 542 единицы полупальто утепленное женское на сумму 622866,40 рублей согласно счет- фактуре, товарной накладной № 00000373 от 15.11.2018. Всего поставлено на общую сумму 905697,52 рублей.
Согласно платежному поручению № 319373, указанная сумма (905697,52 рублей) была оплачена Государственным заказчиком 04.12.2018. Просрочка оплаты составила 12 дней (с 23.11.2018 по 04.12.2018).
В связи с допущенной государственным заказчиком просрочкой по оплате поставленного товара, истец обратился к ответчику с претензией от 26.09.2019 № 25/104/4-6363 о взыскании неустойки по Государственному контракту № 203 от 04.05.2018.
Оставление ответчиком претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Рассмотрев материалы дела, суд считает исковое требование подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Общее понятие об обязательстве и основания его возникновения изложены в статье 307 ГК РФ, согласно которой в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в установленный срок, односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.
Одним из способов обеспечения обязательств согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) является неустойка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Условие о неустойке согласовано сторонами в п. 9.4 государственного контракта, согласно которому Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения сторонами обязательств, предусмотренных Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных сторонами.
Факт поставки товара, его стоимость, а также несвоевременная оплата товара со стороны заказчика подтверждены счетами-фактурами, товарными накладными, актами о приемке по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей, а также платежными поручениями.
Соответственно, поскольку ответчик не представил доказательств своевременного выполнения обязательств, что исключало бы возможность взыскания пени, а также доказательств того, что он должен быть освобожден от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, у истца возникло право начисления неустойки, оговоренной сторонами в пункте 9.4 государственного контракта.
Из материалов дела усматривается, что оплата аванса произведена ответчиком 31.05.2018 г. согласно платежному поручению № 480348, оплата оставшейся суммы контракта производилась ответчиком 19.10.2018, 08.11.2018, 31.10.2018, 21.11.2018, 04.12.2018, что не соответствует условиям контракта по срокам оплаты поставленного товара.
В связи с этим, требование истца о взыскании с ответчика неустойки по п. 9.4. государственного контракта заявлено правомерно.
Согласно расчету истца сумма неустойки в спорные периоды, начисленной на сумму основного долга, составила 10 715 рублей 15 копеек.
Судом проверен представленный в материалы дела истцом расчет неустойки, признан обоснованным.
Ответчиком в отзыве на исковое заявление заявлено ходатайство о снижении размера неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В пунктах 69, 71, 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 24.03.2016 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», разъяснено, что подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Решение вопроса о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства производится на основании имеющихся в деле материалов и конкретных обстоятельств дела.
Снижение размера неустойки в каждом конкретном случае является одним из предусмотренных законом правовых способов, которыми законодатель наделил суд в целях недопущения явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства. В этом смысле у суда возникает обязанность установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Неустойка в силу статьи 333 ГК РФ по своей правовой природе носит компенсационный характер и не может являться средством извлечения прибыли и обогащения со стороны кредитора.
Принимая во внимание компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Однако при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В этой связи, задача суда состоит в устранении явной несоразмерности штрафных санкций, следовательно, суд может лишь уменьшить размер неустойки до пределов, при которых она перестает быть явно несоразмерной, причем указанные пределы суд определяет в силу обстоятельств конкретного дела и по своему внутреннему убеждению.
С учетом пунктов 73, 77 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 24.03.2016 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.
Однако доказательств несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств, ответчиком не представлено.
Кроме того, с учетом общего размера задолженности, периода просрочки, размера неустойки, суд считает, что начисленная истцом неустойка является соразмерной последствиям нарушения обязательства.
При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании с ответчика неустойки, подлежит удовлетворению в заявленном размере – 10 715 (десять тысяч семьсот пятнадцать) рублей 15 копеек.
В связи с освобождением истца и ответчика от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина распределению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 229 АПК РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
Взыскать с Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю в пользу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» 10 715 (десять тысяч семьсот пятнадцать) рублей 15 копеек неустойки по государственному контракту № 203 от 04.05.2018, начисленной за период с 17.05.2018 по 04.12.2018.
Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение 15 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Хижинский А.А.