АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-4191/2022
22 августа 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2022 года .
Полный текст решения изготовлен 22 августа 2022 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Тихомировой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тищенко Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «СОЮЗ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.02.1999)
к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 01.01.2020)
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: ФИО1, удостоверение адвоката № 2679, доверенность от 28.02.2022 на 3 года;
от Министерства: не явились, извещены;
установил: общество с ограниченной ответственностью «СОЮЗ» (далее – заявитель, общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Приморского края к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее – ответчик, министерство) о признании незаконным решения от 24.02.2022 об отказе принятия лесной декларации от 17.02.2022 № 1.
В обоснование заявленных требований представитель общества по тексту заявления, а также в судебном заседании указал, что установленные 22.02.2022 ответчиком при визуальной проверке замечания к лесной декларации не соответствуют таксационному описанию арендованного обществом лесного участка, и как следствие данным государственного лесного реестра. Представитель общества указал, что сведения, касающиеся заявленного к заготовке объема древесины, и отраженные в лесной декларации от 17.02.2022 №1, полностью соответствуют как таксационному описанию арендованного обществом лесного участка и проекту освоения лесов, так и материалами отвода лесосек в выделе 37 квартала 276 Восточного участкового лесничества Рощинского лесничества.
Представитель министерства по тексту письменного отзыва, представленного в материалы дела по заявленным требованиям возразил, указал, что фактическим основанием для отказа в приеме спорной декларации явилось несоответствие сведений, содержащихся в спорной декларации, реальному наличию пород древесины на лесосеке.
Из материалов дела судом установлено что, 16.12.2008 между Управлением лесным хозяйством Приморского края и Обществом с ограниченной ответственностью «СОЮЗ» заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины №236/29.
12.05.2017 между департаментом лесного хозяйства Приморского края и ООО «СОЮЗ» заключено дополнительное соглашение к договору от 16.12.2008 №236/29, согласно которого предметом договора является лесной участок площадью 4503 га; местоположение: Приморский край, Красноармейский район, Рощинское лесничество, Восточное участковое лесничество, кварталы №№ 273, 275, 276, 277, 281; номер учетной записи в государственном лесном реестре 27/1105021-2008-11.
В 2018 году по инициативе ООО «СОЮЗ» ООО «Прим Проект» разработан проект освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, представленном в аренду ООО «СОЮЗ» по договору аренды от 16.12.2008 №236/29.
17.02.2022 в соответствии с проектом освоения лесов ООО «СОЮЗ» подана лесная декларация №1, согласно которой заявлено об использовании лесов в период с 28.02.2022 по 27.02.2023.
24.02.2022 министерством отказано в приеме лесной декларации на основании заключения Рощинского филиала КГКУ «Примлес» от 24.02.2022 №81.
Не согласившись с отказом министерства, посчитав его незаконным и нарушающим права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения органа государственной власти незаконным необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного решения закону или иному нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
В силу частей 1, 9, 11 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом ее из леса, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом, правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 1, 2 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов; ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Приказом Минприроды России от 30.07.2020 №539 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 6 Порядка лесная декларация и приложения к ней подлежат регистрации в день поступления в уполномоченный орган. Уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверности указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в уполномоченном органе и не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение о приеме лесной декларации или извещение об отказе в приеме лесной декларации.
Как указано в пунктах 2, 3 Порядка, лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа. Лесная декларация подается в одном экземпляре не менее чем за 5 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов и может быть продлен в случаях, установленных правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, установленными в соответствии с частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации. В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период. При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.
Основанием для отказа в приеме лесной декларации является выявление несоответствия лесной декларации форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа. (пункт 6.1. Порядка).
Приказом Минприроды России от 08.12.2016 №641 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее – Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.11.1 основанием для отказа в предоставлении государственной услуги в части приема лесных деклараций является:
1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте;
2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.02.2022 в соответствии с проектом освоения лесов ООО «СОЮЗ» подана лесная декларация №1, согласно которой заявлено об использовании лесов в период с 28.02.2022 по 27.02.2023.
24.02.2022 министерством отказано в приеме лесной декларации. Основанием для отказа послужило заключение Рощинского филиала КГКУ «Примлес» от 24.02.2022 №81.
Согласно заключению Рощинского филиала КГКУ «Примлес» от 24.02.2022 №81, оформленного письмом от 24.02.2022 №81, в результате натурной проверки, оформленной актом, подписанным 22.02.2022, проведенной в кв. 276 в. 37 Восточного уч. лесничества выявлено:
- отсутствует назначение деревьев в рубку (клеймение);
- фактические параметры насаждения в кв. 276 в. 37 Восточного уч. лесничества не соответствуют указанным в таксационном описании;
- заявленный объем древесины в рубку по породам не соответствует реальному наличию пород древесины на лесосеках;
- древесина породы Дуб отсутствует в насаждении;
- древесина породы Ильм представлена единичными деревьями;
- фактическая полнота насаждения 0,4 - 0,5.
Вместе с тем, суд критически относится к представленному акту, послужившему основанием для составления соответствующего заключения, поскольку указный акт не содержит идентификационного номера, даты проведения проверки, информацию о том, на основании какого документа проведена проверка, места проведения проверки.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 договора аренда лесного участка от 16.12.2008 №236/29 в редакции дополнительного соглашения от 12.05.2017, арендодатель имеет право осуществлять осмотр арендованного лесного участка для оценки соблюдения арендатором выполнения условий настоящего договора в части использования лесного участка по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом «г» пункта 10 договора аренда лесного участка от 16.12.2008 №236/29 в редакции дополнительного соглашения от 12.05.2017, арендодатель обязан уведомить арендатора о времени и месте проведения проверки соблюдения арендатором условий настоящего договора и проекта освоения лесов за 3 дня до проведения проверки.
Вместе с тем, в материалы настоящего дела государственным органом не представлены доказательства уведомления ООО «СОЮЗ» о проведении проверки.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком не доказано несоответствие лесной декларации от 17.02.2022 №1 положениям лесного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание, что оспариваемый отказ Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, требования общества о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 24.02.2022 об отказе принятия лесной декларации от 17.02.2022 № 1, подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
При выборе способа восстановления нарушенного права арбитражный суд самостоятельно определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
При этом суд должен учитывать, что избранный способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края повторно рассмотреть вопрос о принятии лесной декларации ООО «Союз» от 17.02.2022 №1.
Понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей в соответствии со статьей 110 АПК РФ взыскиваются в его пользу с ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 24.02.2022 об отказе принятия лесной декларации от 17.02.2022 № 1.
Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.
Обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края повторно рассмотреть вопрос о принятии лесной декларации ООО «Союз» от 17.02.2022 №1.
Взыскать с Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Союз» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Тихомирова Н.А.