АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-5495/2021
27 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2021 года .
Полный текст решения изготовлен апреля 2021 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Беспаловой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трояк Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению отдела Министерства промышленности и торговли Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 01.01.2020)
к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата государственной регистрации 18.07.2014)
о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ по протоколу № 93 от 26.03.2021,
при участии в судебном заседании: от заявителя – представитель ФИО2 (доверенность от 19.06.2020 № 30-01-34/11),
от ответчика – представители не явились, надлежаще извещены,
установил:
Министерство промышленности и торговли Приморского края (далее – заявитель, Министерство, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ по протоколу об административном правонарушении от 26.03.2021 № 93.
Ответчик в предварительное судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направил, возражений относительно перехода к судебному разбирательству не представил. В связи с чем, предварительное судебное заседание проведено в порядке части 1 статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в отсутствие не явившихся представителей ответчика, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
При отсутствии возражений сторон, в порядке части 4 статьи 137, части 3 статьи 156, 205 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции в отсутствии не явившихся представителей ответчика.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении. Пояснил, что в ходе проверочных мероприятий в магазине по месту осуществлении предпринимательской деятельности ответчиком, был установлен факт реализации алкогольной продукции и хранения в помещении склада магазина алкогольной продукции, подготовленной к продаже, без сопроводительных документов и лицензии на данный вид деятельности, в связи с чем, просит привлечь ответчика к административной ответственности, поскольку данные действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Ответчик письменный отзыв в материалы дела не представил, требования заявителя не оспорил, своей правовой позиции по заявленным требованиям не выразил.
Из материалов дела суд установил следующее.
На основании обращения гражданина от 19.03.2021 № 13, поступившего на телефон «горячей линии» Министерства и во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 10.11.2011 № ПР-3379 по вопросам соблюдения Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»,Министерством в ходе проведенных контрольных мероприятий 23.03.2021 в 12 час. 05 мин. по месту осуществления деятельности ИП ФИО1в помещении продовольственного магазина по адресу: г. Владивосток, у. Русская, д.53 Аустановлен факт реализации физическому лицу алкогольной продукции на основе этилового спирта, а именно: водка «Беленькая» классика, 0,5 л., 40,0 %, дата розлива 16.02.2021, федеральная специальная марка № 410 43240282 по цене 360 руб. за бутылку, а также в ходе осмотра магазина в помещении склада на стеллажах находилась алкогольная продукция, подготовленная к реализации с ценниками всего 20 наименований, в количестве 382 бутылок, всего объемом 93,55 литра и на сумму 47 702 руб.
Данные обстоятельства зафиксированы протоколом осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов юридического лица или индивидуального предпринимателя от 23.05.2021 № 93, к которому приложены фотоматериалы.
Алкогольная продукция изъята из оборота в присутствии предпринимателя протоколом изъятия (этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция), явившихся предметом административного правонарушения от 23.03.2021 № 93 и помещена на ответственном хранении в ОСП-Владивосток АО «Ростспиртпром» по адресу: <...>, а именно:
№ п/п | Наименование | Емкость, л | Содержание спирта, % | Дата розлива | Количество, шт. | Цена/сумма |
1 | Водка «Беленькая» | 0,25 | 40,0 | 14.12.2020 | 32 | 180/5760 |
2 | Водка «Медвежий угол» | 0,25 | 40,0 | 14.1.2020 | 11 | 180/1980 |
3 | Водка «Архангельская северная выдержка» | 0,25 | 40,0 | 18.11.2021 | 13 | 220/2860 |
4 | Спирт этиловый «Этанол» | 0,1 | 95 | Не установл. | 248 | 50/12400 |
5 | Водка «Беленькая» классика | 0,5 | 40 | 16.02.2021 | 7 | 360/2520 |
6 | Водка «Архангельская северная выдержка» | 0,5 | 40 | 31.01.2021 | 2 | 400/800 |
7 | Водка «Русский лед» | 0,5 | 40 | 20.12.2020 | 9 | 410/3690 |
8 | Водка «Силы природы» | 0,5 | 40 | 29.01.2021 | 13 | 320/4160 |
9 | Настойка горькая со вкусом рома «Капитанский ром» | 0,5 | 48 | 05.08.2020 | 9 | 300/2700 |
10 | Настойка сладка «Доктор Август» Черемуха на коньяке | 0,5 | 24 | 02.10.2020 | 4 | 280/920 |
11 | Вино мускат Ривьера п/сл розовое | 0,75 | 12 | 20.08.2020 | 2 | 340/680 |
12 | Шампанское «Санто Стефано» Римские каникулы | 0,75 | 8 | 28.09.2020 | 6 | 270/1620 |
13 | Шампанское белое брют «Наследие мастера» | 0,75 | 10 | 29.10.2019 | 1 | 477 |
14 | Вино «Кокоро» совиньен кабарне красное | 0,75 | 12,5 | 06.09.2019 | 1 | 400 |
15 | Вино сухое белое «Крымская трапеза» | 0,75 | 10 | 17.09.2018 | 2 | 325/650 |
16 | Вино «Исторический Крым» | 0,75 | 10 | 17.10.2020 | 7 | 245/1715 |
17 | Российское шампанское брют белое | 0,75 | 10 | 21.02.2020 | 6 | 280/1680 |
18 | Вино Мерло Крым сухое красное | 0,75 | 13,5 | 18.09.2020 | 2 | 340/680 |
19 | Российское шампанское брют белое | 0,75 | 13 | 21.01.2020 | 3 | 270/810 |
20 | Вино «Кокоро» совиньен блан белое | 0,75 | 12 | 30.10.2019 | 3 | 400/1200 |
Установив по результатам проверки, факт реализации предпринимателем по месту осуществления предпринимательской деятельности в магазине алкогольной продукции на основе этилового спирта в количестве 1 бут., а также хранение с целью реализации алкогольной продукции в ассортименте, всего в количестве 382 бут., и усмотрев в его действиях признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом административного органа 23.03.2021 составлен протокол об административном правонарушении № 93.
В порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и другие материалы административного дела были направлены в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию.
В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» разъяснено, что в силу положений Закона, в том числе пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.
В том случае, если индивидуальный предприниматель в нарушение указанных норм осуществляет какой-либо иной вид деятельности из числа, перечисленных в пункте 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ, он может быть привлечен к административной ответственности.
Таким образом, действующим правовым регулированием запрещена розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом административного правонарушения является установленный порядок розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, является незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
К субъектам административного правонарушения, квалифицируемого по данной норме права, относится лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель).
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения. Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
На основании части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2. КоАП РФ).
Согласно материалам дела факт незаконной реализации алкогольной продукции в магазине по месту осуществления ИП ФИО3 предпринимательской деятельности, а также нахождение в помещении склада магазина на стеллажах алкогольной продукции, подготовленной к реализации с ценниками, подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств и не опровергнуты ответчиком.
Таким образом, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что они являются достаточными для квалификации противоправных действий предпринимателя по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По смыслу пункта 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации под реализацией (продажей) товаров по договору розничной купли-продажи понимается непосредственная передача товара.
Судом отмечается, что ответственность за соблюдение законодательства, в том числе при розничной продаже алкогольной продукции в помещении магазина, по месту осуществления предпринимательской деятельности, несет непосредственно ИП ФИО3, как лицо, осуществляющее организацию торговой деятельности.
Доказательств, свидетельствующих о том, что предприниматель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, материалы дел не содержат.
Осуществляя торговую деятельность, предприниматель, действующий на свой риск, обязан знать о порядке реализации товаров и соответствующем запрете на розничную продажу алкогольной продукции в отсутствие лицензии, а также соблюдать установленный законодательством запрет.
Проанализировав материалы дела в совокупности с исследованными доказательствами, суд приходит к выводу, что чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, исключающие возможность соблюдения действующих нормативных требований к обороту алкогольной продукции, нарушение которых послужило основанием для привлечения ответчика к административной ответственности, отсутствуют.
Таким образом, суд пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Производство по делу об административном правонарушении осуществлено административным органом в соответствии с процессуальными требованиями и с соблюдением прав предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ, в том числе, при составлении протокола об административном правонарушении.
Ответчику была предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Проверив соблюдение Министерством требований процессуального законодательства в ходе производства по делу об административном правонарушении, суд не установил каких-либо грубых, неустранимых нарушений, которые могли бы повлечь отказ в привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
Защита установленного порядка осуществления видов деятельности, в отношении которых законодательством предусмотрено лицензирование, учитывая специфику регулирования оборота именно алкогольной продукции и возникающую в связи с этим общественную опасность при нелегальном обороте такой продукции, является приоритетной целью действия содержащихся в КоАП РФ охранительных норм, в том числе части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, а ее санкция содержит превентивные меры, направленные на побуждение нарушителя привести свою деятельность в соответствие с действующим законом и не допускать в будущем нарушение закона.
При этом обеспечение соблюдения правил оборота алкогольной продукции служит основой, в том числе для реализации эффективного использования функций контроля в сфере регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, что является инструментом реализации государственной политики обеспечения сохранения жизни и здоровья людей, стимулирования развития национальной экономики, а также способствует реализации других задач экономической политики Российской Федерации.
С учетом существа правонарушения, характера охранительных правоотношений, возникших в результате нарушения предпринимателем требований к обороту алкогольной продукции, суд приходит к выводу о том, что совершенное ответчиком деяние не может быть квалифицировано как малозначительное (статья 2.9 КоАП РФ, пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
При изложенных обстоятельствах заявленное требование о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, подлежит удовлетворению.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно частям 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
Совершение деяния, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (статьи 4.2, 4.3 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Доказательства, подтверждающие обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность, в материалах дела отсутствуют, об их наличии не заявлено и судом указанные обстоятельства не установлены.
Суд также учитывает, что административное наказание должно отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.
Применение положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, в данном случае является нецелесообразным и не соответствующим требованиям части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, поскольку совершенное предпринимателем правонарушение посягает на безопасность жизни, здоровья граждан, грубо нарушает установленный государством порядок, запрещающий предпринимателям розничную продажу алкогольной продукции, а так же розничную продажу спирта этилового, данное административное правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и создает существенную угрозу жизни и здоровья граждан.
Законом № 171-ФЗ предусмотрена юридическая презумпция, в соответствии с которой алкогольная продукция, реализуемая без соответствующей лицензии и сопроводительных документов, в силу одного лишь этого обстоятельства является находящейся в незаконном обороте.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые: не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации. Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации.
Алкогольная продукция в отсутствие соответствующей лицензии и документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, признается фальсифицированной.
Согласно части 2.2. статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.09.2015 № 1828-О указано, что поскольку административное наказание является средством государственного реагирования на совершенное административное правонарушение и как таковое применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, установленные данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для обеспечения соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административного наказания не будет отвечать предназначению государственного принуждения в правовом государстве, которое должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств (санкций) для защиты прав и свобод человека и гражданина, а также иных конституционно признанных ценностей.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 1 Закона № 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 09.04.2001 № 74-О, от 24.04.2002 № 99-О, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью. Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции, лицензирование как способ государственного регулирования этой деятельности имеют своей целью защиту здоровья и жизни населения и обеспечение права потребителей на качественную продукцию.
Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности ответственности, соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, а именно, привлечение ответчика к ответственности впервые, суд полагает возможным применить к предпринимателю административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 100 000 руб., предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
При этом суд исходит из того, что наказание в виде штрафа в указанном размере, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, сможет обеспечить достижение цели административного наказания и принимая во внимание, что предприниматель не представил суду документов, подтверждающих тяжелое финансовое положение в данном случае, суд не усматривает исключительных обстоятельств, влекущих необходимость уменьшения размера штрафа, поскольку выявленное правонарушение явилось следствием действий предпринимателя по нарушению обязательных для применения и исполнения требований Закона № 171-ФЗ, принятых в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности алкогольной и спиртосодержащей продукции, нужд потребителей в ней.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией размерах, не отвечает целям административной ответственности и влечет необоснованное ограничение прав предпринимателя, судом не установлено.
В качестве дополнительной санкции части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ об административных правонарушениях предусмотрена конфискация алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
Если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Закона № 171-ФЗ, контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Законом № 171-ФЗ). Этот вывод нашел отражение в пункте 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» обязанность по конфискации и изъятию алкогольной продукции на основании решений суда возложена на Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
Разрешая вопрос об изъятой 23.03.2021 должностным лицом Министерства алкогольной продукции, явившейся предметом административного правонарушения по рассматриваемым обстоятельствам по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией.
Из положений пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ следует, что названные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция признаются находящимися в незаконном обороте.
Верховный Суд Российской Федерации в «Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018, разъяснил, что арбитражный суд, определяя дальнейшие действия с находящейся на основании абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ в незаконном обороте алкогольной продукцией и учитывая также положения пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ и абзаца второго пункта 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ, в резолютивной части судебного акта должен был указать на то, что такая алкогольная продукция подлежит уничтожению.
Исходя из вышеизложенного и установленных обстоятельств по делу, являющаяся предметом административного правонарушения алкогольная продукция, выявленная Министерством в ходе осмотра торговых помещений предпринимателя и изъятая согласно протокола изъятия (этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция), явившихся предметом административного правонарушения от 23.03.2021 № 93 на основании абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ находится в незаконном обороте и в силу указанной нормы, а также части 3 статьи 3.7 КоАП РФ подлежит изъятию из незаконного оборота и направлению на уничтожение в установленном Законом № 171-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» порядке.
Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.
Руководствуясь 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Привлечь индивидуального предпринимателяФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата государственной регистрации 18.07.2014, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца Азербайджанской ССР, с. Дюз-Кырыклы, Таузского района, зарегистрированного по адресу: <...>)к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию на следующие реквизиты: получатель УФК по Хабаровскому краю (Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ДВФО), ИНН <***>, КПП 272101001, № счета 03100643000000012200, УФК по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 010813050, ОКТМО 08701000, КБК 16011601331010000140, назначение платежа - штраф по делу № А51-5495/2021.
Платежный документ об уплате штрафа в десятидневный срок представить Арбитражному суду Приморского края.
В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок и непредставления суду доказательств уплаты направить решение на принудительное исполнение.
Изъятая алкогольная продукция, указанная в протоколе изъятия вещей и документов от 23.03.2021 № 93 и находящаяся на ответственном хранении в АО «Росспиртпром» (<...>, ОСП-Владивосток) а именно:
№ п/п | Наименование | Емкость, л | Содержание спирта, % | Дата розлива | Количество, шт. | Цена/сумма |
1 | Водка «Беленькая» | 0,25 | 40,0 | 14.12.2020 | 32 | 180/5760 |
2 | Водка «Медвежий угол» | 0,25 | 40,0 | 14.1.2020 | 11 | 180/1980 |
3 | Водка «Архангельская северная выдержка» | 0,25 | 40,0 | 18.11.2021 | 13 | 220/2860 |
4 | Спирт этиловый «Этанол» | 0,1 | 95 | Не установл. | 248 | 50/12400 |
5 | Водка «Беленькая» классика | 0,5 | 40 | 16.02.2021 | 7 | 360/2520 |
6 | Водка «Архангельская северная выдержка» | 0,5 | 40 | 31.01.2021 | 2 | 400/800 |
7 | Водка «Русский лед» | 0,5 | 40 | 20.12.2020 | 9 | 410/3690 |
8 | Водка «Силы природы» | 0,5 | 40 | 29.01.2021 | 13 | 320/4160 |
9 | Настойка горькая со вкусом рома «Капитанский ром» | 0,5 | 48 | 05.08.2020 | 9 | 300/2700 |
10 | Настойка сладка «Доктор Август» Черемуха на коньяке | 0,5 | 24 | 02.10.2020 | 4 | 280/920 |
11 | Вино мускат Ривьера п/сл розовое | 0,75 | 12 | 20.08.2020 | 2 | 340/680 |
12 | Шампанское «Санто Стефано» Римские каникулы | 0,75 | 8 | 28.09.2020 | 6 | 270/1620 |
13 | Шампанское белое брют «Наследие мастера» | 0,75 | 10 | 29.10.2019 | 1 | 477 |
14 | Вино «Кокоро» совиньен кабарне красное | 0,75 | 12,5 | 06.09.2019 | 1 | 400 |
15 | Вино сухое белое «Крымская трапеза» | 0,75 | 10 | 17.09.2018 | 2 | 325/650 |
16 | Вино «Исторический Крым» | 0,75 | 10 | 17.10.2020 | 7 | 245/1715 |
17 | Российское шампанское брют белое | 0,75 | 10 | 21.02.2020 | 6 | 280/1680 |
18 | Вино Мерло Крым сухое красное | 0,75 | 13,5 | 18.09.2020 | 2 | 340/680 |
19 | Российское шампанское брют белое | 0,75 | 13 | 21.01.2020 | 3 | 270/810 |
20 | Вино «Кокоро» совиньен блан белое | 0,75 | 12 | 30.10.2019 | 3 | 400/1200 |
подлежит направлению на переработку или уничтожение в порядке, определённом Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограниченном потреблении (распитии) алкогольной продукции», постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Приморского края в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Беспалова Н.А.