*!9I8E9F-abaaah!
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-5812/2011
23 мая 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2011 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе: судьи Л.А. Куделинской,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Е.В.Дьяченко,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Администрации Зеркальненского сельского поселения Кавалеровского муниципального района
к отделу надзорной деятельности Кавалеровского муниципального района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Приморскому краю
о признании незаконным и отмене постановления от 04.04.2011 № 84
при участии в заседании: представителя заявителя – главы Зеркальненского сельского поселения Т.Н. Дремель на основании распоряжения от 26.10.2010 № 32,
установил: Администрация Зеркальненского сельского поселения Кавалеровского муниципального района (далее «заявитель», «администрация») обратилась в арбитражный суд к отделу надзорной деятельности Кавалеровского муниципального района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Приморскому краю (далее «административный орган») с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 04.04.2011 № 84 «о назначении административного наказания» и предписания от 29.03.2011 № 84/1/74 «по устранению нарушений требований пожарной безопасности».
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация уточнила заявленные требования и просила признать незаконным и отменить постановление административного органа от 04.04.2011 № 84 «о назначении административного наказания».
Административный орган, надлежащим образом уведомленный о времени и месте проведения судебного разбирательства в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в суд своего представителя не направил.
В соответствии с требованиями части3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие административного органа по имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель считает, что оспариваемое постановление подлежит отмене, поскольку умысла на совершение административного правонарушения у администрации не имелось, а также указывает на нарушение административным органом процедуры привлечения его к административной ответственности.
Административный орган представил отзыв на заявление, из которого следует, что с заявленными требованиями он не согласен, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным.
Заслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела, суд
у с т а н о в и л:
29.03.2011 административным органом на основании распоряжения от 14.03.2011 № 84 проведена внеплановая выездная проверка администрации, в ходе которой выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждённых приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее «ППБ 01-03»), а именно:
в населенном пункте с. Богополь
- отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (пункт 114 ППБ 01-03);
- отсутствует переносная пожарная мотопомпа (пункт 31 ППБ 01-03);
- на территории населенного пункта по ул. Бр. Швед устроена свалка горючих отходов (пункт 32 ППБ 01-03);
- противопожарные расстояния от границ застройки до лесных массивов по ул. Бр. Швед менее 15 метров; (пункт 3 ППБ 01-03);
- отсутствует защитная противопожарная полоса по периметру населенного пункта, исключающая возможность переброса огня при лесных пожарах (пункт 112 ППБ 01-03);
в населенном пункте с. Зеркальное
- отсутствует защитная противопожарная полоса по периметру населенного пункта, исключающая возможность переброса огня при лесных пожарах (пункт 112 ППБ 01-03);
- отсутствует переносная пожарная мотопомпа (пункт 31 ППБ 01-03);
- отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (пункт 114 ППБ 01-03);
- у естественных водоисточников не оборудованы площадки с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (пункт 94 ППБ 01-03);
- у водоема, а также по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские со светоотражающими покрытиями (пункт 90 ППБ 01-03);
- территория населенного пункта в темное время суток не имеет наружного освещения подъездов к пирсам пожарного водоема (пункт 27 ППБ 01-03);
- на территории населенного пункта в районе ул. Таежной устроена свалка горючих отходов (пункт 32 ППБ 01-03);
- противопожарные расстояния от границ застройки до лесных массивов по ул. Таежная менее 15 метров (пункт 3 ППБ 01-03).
По факту выявленных нарушений составлен акт проверки от 29.03.2011 № 84, протокол от 29.03.2011 № 84 «об административном правонарушении юридическим лицом», вынесено предписание от 29.03.2011 № 84/1/74 «по устранению нарушений требований пожарной безопасности».
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом принято постановление от 04.04.2011 № 84 о назначении заявителю административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее «КоАП РФ»), в виде штрафа в сумме 10000 рублей.
Заявитель не согласился с постановлением административного органа от 04.04.2011 № 84 и обратился в суд с требованием и признании его незаконным и отмене.
Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Конкретные требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены ППБ 01-03.
В соответствии с пунктом 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с частью 15 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технологический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.
Правилами пожарной безопасности 01-03 также предусмотрено, что:
территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения (пункт 27);
сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп (пункт 31);
на территориях населенных пунктов и организаций не разрешается устраивать свалки горючих отходов (пункт 32);
у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (пункт 90);
при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления) (пункт 94);
для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие) (пункт 112);
на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны (пункт 114).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нарушение требований пожарной безопасности квалифицируется как невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как свидетельствуют материалы дела, факт нарушения заявителем требований пожарной безопасности подтвержден имеющимися доказательствами, поэтому суд приходит к выводу о том, что основания привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, у административного органа имелись.
Вместе с тем, статьей 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Кроме того, согласно положениям статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются, в том числе, дата и место его составления, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено административное дело.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Таким образом, протокол об административном правонарушении признается надлежащим процессуальным документом только в том случае, если он составлен с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в том числе при условии надлежащего уведомления лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола.
При исследовании материалов административного дела суд установил, что согласно уведомлению от 15.03.2011 № 280-3-6-6 административный орган известил заявителя о проведении в отношении него внеплановой проверки 28.03.2011 в 11-30 часов по адресу: <...>.
Между тем, акт проверки и протокол об административном правонарушении составлены в с. Зеркальное 29.03.2011 в 10-35 часов и в 11-00 часов соответственно, что свидетельствует о том, что фактически проверка состоялась не в то время и не в том месте, о которых был уведомлен заявитель.
Таким образом, суд не может признать данное уведомление надлежащим извещением лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
С учётом изложенного, суд считает, что в отношении заявителя не была соблюдена процедура привлечения его к административной ответственности. Указанное нарушение является существенным и служит основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, независимо от того, совершено ли заявителем административное правонарушение.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление от 04.04.2011 № 84, вынесенное с нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 04.04.2011 № 84, принятое отделом надзорной деятельности Кавалеровского муниципального района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Приморскому краю в отношении администрации Зеркальненского сельского поселения Кавалеровского муниципального района, расположенной по адресу: 692428 Приморский край, Кавалеровский район, с. Зеркальное, ул. Мира 1.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья Куделинская Л.А.