ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-5968/08 от 05.12.2008 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ 

  г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело № А51–5968/2008 7-136

«12» декабря 2008 г.

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 05.12.2008.

Решение в полном объеме в соответствии со ст. 176 АПК РФ изготовлено 12.12.2008.

Арбитражный суд Приморского края в составе

Председательствующего судьи Л.Н. Зиньковой,

судей Н.В. Колтуновой, О.В. Васенко

при ведении протокола   секретарем судебного заседания И.В. Пузановой

рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению   индивидуального предпринимателя ФИО1

к   Администрации Арсеньевского городского округа, Думе Арсеньевского городского округа

о   признании недействующим нормативного правового акта

при участии в заседании:

от заявителя   – не явились, извещены

от ответчиков   – не явились, извещены

установил:   Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта Арсеньевского городского округа № 200-МПА от 17.10.2007 «Положение о создании условий для предоставления транспортных услуг жителям Арсеньевского городского округа и организации транспортного обслуживания населения в границах Арсеньевского городского округа».

Предприниматель в судебное заседание не явился, через канцелярию суда заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители Администрации Арсеньевского городского округа, Думы Арсеньевского городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом заказным письмом с уведомлением. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в их отсутствие.

В обоснование заявленных требований предприниматель указал, что требования оспариваемого Положения нарушают требования Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, поскольку Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов.

Требование Положения о согласовании и подписании дополнительно каких-либо документов считает незаконным и ограничивающим его права, поскольку ФЗ «О безопасности дорожного движения» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» такие условия не предусматривают.

Кроме того, считает, что требования Положения Конституции РФ, а именно: право на свободу экономической деятельности, на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, на недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию. В целом нарушается пункт 3 статьи 55 Конституции РФ, определяющей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом, а никак ни актом местного самоуправления.

Представитель Администрации Арсеньевского городского округа в письменном отзыве, представленном в материалы дела требования заявителя оспорил. В обоснование возражений пояснил, что оспариваемый муниципальный правовой акт принят Думой Арсеньевского городского округа в пределах компетенции, не противоречит действующему законодательству, регулирует транспортное обслуживание населения города в целях обеспечения функционирования услуг транспорта, защиты интересов граждан, а также безопасности дорожного движения.

Представитель Думы Арсеньевского городского округа в письменном отзыве, представленном в материалы дела требования заявителя оспорил. В обоснование возражений пояснил, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по регулированию деятельности транспортных предприятий на территории муниципальных образований и организации транспортного обслуживания населения. При этом, поскольку законодательство РФ о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своими актами.

Считает, что оспариваемый муниципальный правовой акт принят в пределах компетенции Думы Арсеньевского городского округа и является способом регулирования транспортного обслуживания населения города в целях обеспечения нормального функционирования рынка транспортных услуг, защиты интересов потребителей этих услуг, безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления в целях обеспечения транспортного обслуживания населения, а также соблюдения прав населения на жизнь и здоровье, на свободу передвижения, в частности, путем использования личного автомобильного транспорта вправе, исходя из данных об интенсивности дорожного движения и пропускной способности автомобильных дорог, проводить конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по автобусному маршруту, проходящему в пределах данного муниципального образования и не отнесенному к муниципальному заказу.

При рассмотрении дела суд установил, что ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 31.03.1998 г. Администрацией муниципального образования город Арсеньев, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным номером 304250127500086.

17.10.2007 Думой Арсеньевского городского округа Приморского края принято решение №200-МПА, в соответствии с которым принят муниципальный правовой акт «Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг жителям Арсеньевского городского округа и организации транспортного обслуживания населения в границах Арсеньевского городского округа» (далее – Положение).

Полагая, что решение №200-МПА от 17.10.2007 не соответствует действующему законодательству и ограничивает права предпринимателя на осуществление им предпринимательской деятельности, Рак В.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав законность принятого решения, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Статьей 14 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлено, что организация транспортного обслуживания населения относится к компетенции органов местного самоуправления.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 7 ст. 13 Устава Арсеньевского городского округа вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относятся к предмету ведения органов местного самоуправления.

Обязанности городской администрации в области транспорта определены и действующей в настоящее время статьей 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном управлении в Российской Федерации". В частности, городская администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, контролирует работу иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города.

Понятие "городской пассажирский транспорт" не означает принадлежность автотранспорта муниципальным предприятиям, а характеризует автобусные пассажирские перевозки по территориальному признаку. Это подтверждается приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 (в редакции приказа Минтранса РФ от 18.07.2000 N 75) «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами».

Таким образом, органы местного самоуправления наделены полномочиями по регулированию деятельности транспортных предприятий на территории муниципальных образований и организации транспортного обслуживания населения. При этом, поскольку законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своими актами. Следовательно, оспариваемое решение принято в пределах компетенции органа местного самоуправления и является способом регулирования транспортного обслуживания населения города в целях обеспечения нормального функционирования рынка транспортных услуг, защиты интересов потребителей этих услуг, безопасности дорожного движения.

По общему правилу, установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности противоречит пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.

Однако доступ на данный товарный рынок может быть ограничен вследствие ограниченности пользования государственными дорожными ресурсами, связанными с обеспечением безопасности дорожного движения. Необходимость распределения городских маршрутов движения автотранспортных средств для осуществления пассажирских перевозок обусловлена требованиями федерального законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Ограничение прав пользования дорожными фондами, осуществляемого в целях безопасности движения является проявлением регулирования транспортных отношений органами местного самоуправления и не противоречит части 2 статьи 74 Конституции Российской Федерации.

Пунктом 1.1 Положения, утвержденного оспариваемым решением, установлено, что целями настоящего Положения являются:

- создание условий для удовлетворения потребности населения городского округа в транспортном обслуживании;

- обеспечение безопасности дорожного движения в Арсеньевском городском округе;

- установление организационно-правовых основ деятельности пассажирского транспорта на территории Арсеньевского городского округа;

- установление нормативных требований, предъявляемых к юридическим и физическим лицам, а также к индивидуальным предпринимателям, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров на территории Арсеньевского городского округа;

- стимулирование развития добросовестной конкуренции на рынке транспортных услуг в Арсеньевском городском округе.

Частью 3.2 Положения предусмотрено, что организация маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории городского округа осуществляется администрацией городского округа на основании муниципальных заказов на перевозку пассажиров.

Частью 3.3 Положения установлено, что договор с предприятиями пассажирского транспорта и индивидуальными предпринимателями на выполнение муниципального заказа заключается заказчиком по итогам проведения открытого конкурса на выполнение пассажирских перевозок. Проведение конкурса осуществляется в соответствии с Конкурсной документацией по выбору организации, оказывающей услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на пригородных и городских маршрутах Арсеньевского городского округа утвержденной главой Арсеньевского городского округа.

При этом конкурс – это состязание кандидатов, претендентов для выявления лучших на право организации и (или) осуществления деятельности, направленной на достижение каких-либо социально-полезных целей.

В оспариваемом муниципальном правовом акте в обязательном порядке устанавливается конкурс владельцев автотранспорта на право осуществления пассажирских перевозок на территории Арсеньевского городского округа. Данный конкурс проводится с целью отбора перевозчиков, способных обеспечить наиболее достойные, комфортные и безопасные условия перевозок, а также в целях удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, обеспечения безопасности оказания услуг по перевозке пассажиров, а также в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа. Конкурс проводится на равных условиях для всех перевозчиков, имеющих лицензию на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, так как он является открытым, в нем принимают участие все желающие и информация о нем объявляется в средствах массовой информации.

Как следует из материалов дела, извещение о проведении открытого конкурса на заключение муниципального контракта на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршруту №1 Арсеньевского городского округа с 01 октября 2007 по 31 декабря 2007 опубликовано в Арсеньевской городской общественно-политической газете «Восход» от 16.08.2007 №107.

Однако заявитель участия в конкурсе не принимал, результаты конкурса в установленном законодательством порядке не оспорил, а значит, не пожелал воспользоваться своим правом, установленным оспариваемым Положением, предусматривающим включение перевозчиков для работы на конкретном пассажирском маршруте на конкурсной основе.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы предпринимателя Рак В.В. в сфере осуществления им предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 195 АПК РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с чем, требования предпринимателя о признании недействующим решения Думы Арсеньевского городского округа №200-МПА от 17.10.2007 не обоснованы и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействующим решения Думы Арсеньевского городского округа №200-МПА от 17.10.2007 отказать в связи с его соответствием Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Решение вступает в законную силу немедленно.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Председательствующий судья Л.Н. Зинькова

Судьи Н.В. Колтунова

О.В. Васенко