ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-6246/10 от 25.11.2010 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-6246/2010

25 ноября 2010 года

Судья Арбитражного суда Приморского края А.А.Фокина,

рассмотрев в судебном заседании 12-18.11.2010 дело по заявлению Товарищества собственников жилья «Воскресенское»,

к Администрации города Владивостока и МАУ «РКЦ ЖКХ Владивостока»

о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении запрошенной письмом от 12.02.2010 технической документации на жилой многоквартирный дом № 10 по ул. Карла Либнехта в г. Владивостоке, и об обязании предоставить, а в случае отсутствия – восстановить за свой счёт и передать заявителю техническую документацию на жилой многоквартирный дом № 10 по ул. Карла Либнехта в г. Владивостоке и документы регистрационного учёта,

при участии в заседании:

от заявителя – адвоката Елсуковой Г.И. (по доверенности от 11.05.2010), от Администрации – представителя ФИО1 (по доверенности № 1-3/5898 от 23.12.2009), от РКЦ ЖКХ – представителя ФИО2 (по доверенности от 07.04.2009, нотариальной, рег. №2218),

протокол судебного заседания вёл секретарь судебного заседания С.В.Кочетова,

установил:

Резолютивная часть решения была объявлена судом в судебном заседании 18.11.2010, изготовление полного текста мотивированного решения откладывалось судом на основании части 2 статьи 176 АПК РФ. Полный текст решения изготовлен судом 25.11.2010.

Товарищество собственников жилья «Воскресенское» (далее по тексту - «заявитель», «ТСЖ «Воскресенское», «Товарищество») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 АПК РФ, а также с учётом замены судом ненадлежащих ответчиков, к Администрации города Владивосток и Муниципальному автономному учреждению «Расчётно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства Владивостока» (далее по тексту – «ответчики», «Администрация», «МАУ «РКЦ ЖКХ Владивостока» («Учреждение»)):

- о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непредставлении запрошенной письмом от 12.02.2010 технической документации на жилой многоквартирный дом № 10 по ул. Карла Либнехта в г. Владивостоке;

- об обязании Администрацию в 60-дневный срок предоставить, а в случае отсутствия – восстановить за свой счёт и передать Товариществу техническую документацию на жилой многоквартирный дом № 10 по ул. Карла Либнехта в г. Владивостоке, а именно:

1) документацию по электроснабжению многоквартирного дома: технические условия на подключение дома, утверждённый и согласованный проект подключения дома к электроснабжению, утверждённый и согласованный проект внутренней электрической разводки дома, акт границ балансовой принадлежности сетей электроснабжения на дом, акт приёмки электрических сетей и установок дома в эксплуатацию, акты проверок состояния приборов учёта электрической энергии за период с 08.09.2006 по настоящее время (в случае фактического проведения таких проверок),

2) документацию по водоснабжению и водоотведению в доме: технические условия на подключение дома, утверждённый и согласованный проект подключения дома к водоснабжению и водоотведению, утверждённый и согласованный проект внутренней разводки водоснабжения и водоотведения, согласование и копию договора на выделение лимитов водопотребления и водоотведения с КГУП «Примводоканал», акт приёмки сетей водоснабжения и водоотведения в эксплуатацию, акт разграничения балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения,

3) акты осмотра вентиляционных каналов и шахт, систем канализации, холодного и горячего водоснабжения, поливочных наружных устройств (кранов, разводок), системы внутреннего водоотвода с крыши многоквартирного дома, общедомовых электрических сетей и этажных щитков, электрической сети в подвалах, подпольях и на чердаке, в том числе распаянных и протяжных коробок и ящиков, системы дымоудаления за период с 03.11.2003 по настоящее время, а в случае отсутствия таких актов провести осмотры жилого дома в целом, названных конструкций и инженерного оборудования и составить соответствующие акты осмотра;

- об обязании МАУ «РКЦ ЖКХ Владивостока» в 10-дневный срок предоставить Товариществу карточки регистрации по форме 9 и поквартирные карточки по форме 10, оформленные при регистрации граждан в жилых помещениях многоквартирного дома № 10 по ул. Карла Либнехта в г. Владивостоке.

В обоснование требований к Администрации заявитель, сославшись на статьи 135, 162 Жилищного кодекса РФ, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 № 17074/09,Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, и ряд других нормативных актов указал, что собственниками квартир спорного многоквартирного жилого дома принято решение о выборе способа управления в указанном доме, а поскольку до принятия такого решения о способе управления многоквартирным жилым домом и до приватизации квартир в спорном жилом доме собственником квартир и балансодержателем указанного дома являлось муниципальное образование город Владивосток, то именно на Администрацию возложена обязанность передать Товариществу техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы.

В части требований ко второму ответчику Товарищество указало, что согласно его Уставу целью деятельности Учреждения является выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления Владивостокского городского округа, связанных с организацией содержания муниципального жилищного фонда, использованием, обеспечением сохранности и учетом муниципального жилищного фонда, однако, в спорном доме муниципальных квартир нет, соответственно, осуществление Учреждением приема и оформления документов для регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства граждан - собственников помещений в спорном многоквартирном доме, выдача им выписок из поквартирных карточек и иных справок по вопросам, касающимся их регистрации по месту пребывания и по месту жительства, не соответствует цели деятельности Учреждения. При этом, по мнению заявителя, и должностные лица Учреждения, уполномоченного органом местного самоуправления, и должностные лица Товарищества являются лицами, ответственными за регистрацию и первичный приём граждан, на равных основаниях.

Администрация против требований возражала, сославшись на то, что какая-либо техническая документация на спорный жилой дом отсутствует, в связи с чем обязанность её передать Товариществу возникнуть не может. Кроме того, представитель Администрации считает, что заявителем выбран неправильный способ защиты нарушенного права, поскольку в каких-либо публичных правоотношениях Администрация с Товариществом не состоит.

Представитель МАУ РКЦ ЖКХ против требований также возражал, указав, что обязанность передать Товариществу при его создании карточки регистрации по форме 9 и поквартирные карточки по форме 10 по спорному жилому дому законодательством не предусмотрена, поскольку документы регистрационного учёта не могут быть отнесены к технической документации, которую передают эксплуатирующие организации; более того, распространение оператором персональных данных в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» может быть произведено только с письменного согласия субъекта таких персональных данных, однако такое согласие граждан отсутствует.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд установил следующее.

Собственниками квартир многоквартирного жилого дома № 10 по ул. Карла Либкнехта в г. Владивостоке (по тексту – «спорный жилой дом») 17.05.2009 принято решение о выборе способа управления в указанном доме в соответствии со статьями 44, 136 Жилищного кодекса РФ в форме товарищества собственников жилья (протокол № 1 внеочередного общего собрания собственников квартир жилого дома от 17.05.2009). В результате принятого решения 25.05.2009 создано ТСЖ «Воскресенское», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 25.05.2009 серии 25 № 003287942.

Поскольку до принятия указанного выше решения о способе управления спорным жилым домом и до приватизации квартир в нём собственником квартир и балансодержателем указанного дома являлось муниципальное образование город Владивосток, то ТСЖ «Воскресенское» 26.02.2010 обратилось в Администрацию с заявлением от 12.02.2010 о выдаче технической документации на дом, в том числе технического паспорта, документации по электроснабжению, по водоснабжению и водоотведению, актов осмотра и проверки состояния инженерных коммуникаций и приборов учёта, а также документов регистрационного учёта – домовую книгу и карточки учёта зарегистрированных (выбывших) в доме граждан.

Письмом от 22.03.2010 № 2031Д Администрация сообщила только о возможности получения Товариществом технического паспорта на спорный жилой дом, а также для целей мониторинга выбора способа управления в многоквартирных домах г. Владивостока предложила Товариществу представить ряд документов: протокол общего собрания, Устав, коды статистики, выписку из ЕГРЮЛ за последние 6 месяцев, а также сообщить дату перехода дома в управление ТСЖ.

В части предоставления иной технической документации (документации по электроснабжению, по водоснабжению и водоотведению, актов осмотра и проверки состояния инженерных коммуникаций и приборов учёта) и документов регистрационного учёта ответ в адрес Товарищества направлен Администрацией не был.

Помимо этого, с учётом сведений, полученных от Отдела УФМС России по Приморскому краю в Ленинском районе г. Владивостока, 23.06.2010 Товарищество обратилось в МАУ РКЦ ЖКХ с заявлением о передаче ему документов регистрационного учёта (поквартирных карточек и карточек регистрации), однако получило отказ (письмо № 1066 от 29.06.2010) и разъяснение о том, что ТСЖ вправе организовать собственный учёт граждан.

Считая бездействие Администрации, выразившееся в непредставлении запрошенной технической документации на спорный жилой дом, незаконным, а также считая необходимым получить от Администрации и Учреждения техническую документацию на спорный жилой дом и документы регистрационного учёта граждан, в нём проживающих, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим причинам.

Статья 161 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (пункт 1).

Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией; решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (пункты 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (пункт 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).

Согласно пункту 9 статьи 162 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса.

В частности, статья 135 раздела VI Кодекса определяет, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 1).

В силу пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, в частности, вновь созданному товариществу собственников жилья.

Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491). Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности; в этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ.

Из подпункта 8 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ и пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ следует, что обязанность по передаче документации возникает, в частности, при наличии такого юридического факта, как создание товарищества собственников жилья.

Жилищное законодательство и нормативные акты, регулирующие техническую эксплуатацию жилого фонда, не устанавливают последствий неисполнения обязанности по передаче технической документации, поэтому в данном случае подлежат применению общие правила ответственности за нарушение обязательств (глава 25 Гражданского кодекса РФ).

Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. В соответствии со статьей 397 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения должником обязательства передать вещь кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков.

Статьей 398 Гражданского кодекса РФ определено, что в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь кредитору последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору; вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков.

Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и не следует из существа обязательства, выбор способа защиты нарушенного права осуществляется кредитором своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ).

Следовательно, в случае предъявления товариществом собственников жилья требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору (товариществу), а при ее отсутствии восстановить за свой счет и передать кредитору (товариществу).

Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 № 17074/09. При этом содержащееся в названном постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению судами при рассмотрении аналогичных дел.

Поскольку до 17.05.2009, то есть до принятия решения о способе управления спорным жилым домом в форме товарищества собственников жилья, собственником квартир и балансодержателем указанного дома являлось муниципальное образование город Владивосток, следовательно, Администрация в силу положений пунктов 3, 4, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпунктов 1, 9 пункта 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ и статьи 210 Гражданского кодекса РФ в этот период несла бремя содержания принадлежащего ему муниципального имущества, в том числе по составлению, хранению и передаче технической документации, однако не исполнила надлежащим образом возложенные на неё обязательства.

При таких обстоятельствах оснований для отказа в передаче технической документации у Администрации не имелось.

Статьями 9, 10 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. При этом государственный орган, орган местного самоуправления должен обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, запросить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления, дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомить о направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (пункт 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Таким образом, обязанность органа местного самоуправления рассмотреть обращение в полном объёме и в установленный срок является публично-правовой обязанностью, закреплённой законом.

На основании изложенных норм права и применительно к обстоятельствам настоящего дела суд приходит к выводу, что Товарищество, обратившись 26.02.2010 в Администрацию как в уполномоченный орган с заявлением от 12.02.2010, вправе было рассчитывать на своевременное, полное и объективное рассмотрение своего обращения, а уполномоченный орган местного самоуправления обязан был рассмотреть заявление в установленные законом порядке и сроки, чего сделано не было.

Таким образом, заявив требование о признании бездействия Администрации незаконным, заявитель избрал надлежащий способ защиты своего нарушенного права. При этом судом установлено и указано выше, что Администрация является именно тем лицом, которое обязано было передать Товариществу техническую документацию на спорный дом.

Учитывая вышеизложенное, требования заявителя к Администрации о признании незаконным бездействия и об обязании передать техническую документацию суд считает подлежащими удовлетворению.

В части состава технической документации, подлежащей передаче, судом установлено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ целью создания ТСЖ является совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в пунктах 2, 5, 6, 7 перечисляют, что именно относится к общему имуществу жилого дома.

При этом согласно пунктам 24, 26 Правил сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, которая включает в себя:

1) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;

2) документы (акты) о приемке результатов работ;

3) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;

4) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;

5) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;

6) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);

7) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);

8) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);

9) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.

Учитывая изложенное, а также требования пунктов 1.5.1, 2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003, и Приложения № 1 к ним, пункта 3.5 «б» СНиП 03.01.2004-87 «Приёмка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», утв. Постановлением Госстроя СССР № 84 от 21.04.1987, пункта 158 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период формирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006, суд считает обоснованными требования Товарищества к Администрации в части передачи следующей технической документации:

- документации по электроснабжению многоквартирного дома (технических условий на подключение дома, утверждённого и согласованного проекта подключения дома к электроснабжению, утверждённого и согласованного проекта внутренней электрической разводки дома, акта границ балансовой принадлежности сетей электроснабжения на дом, акта приёмки электрических сетей и установок дома в эксплуатацию, актов проверок состояния приборов учёта электрической энергии за период с 2006 года по настоящее время (в случае фактического проведения таких проверок));

- документации по водоснабжению и водоотведению в доме (технических условий на подключение дома, утверждённого и согласованного проекта подключения дома к водоснабжению и водоотведению, утверждённого и согласованного проекта внутренней разводки водоснабжения и водоотведения, согласования и копии договора на выделение лимитов водопотребления и водоотведения с КГУП «Примводоканал», акта приёмки сетей водоснабжения и водоотведения в эксплуатацию, акта разграничения балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения);

- актов осмотра вентиляционных каналов и шахт, систем канализации, холодного и горячего водоснабжения, поливочных наружных устройств (кранов, разводок), системы внутреннего водоотвода с крыши многоквартирного дома, общедомовых электрических сетей и этажных щитков, электрической сети в подвалах, подпольях и на чердаке, в том числе распаянных и протяжных коробок и ящиков, системы дымоудаления за период с 2003 года по настоящее время, а в случае отсутствия таких актов – проведения осмотров жилого дома в целом, названных конструкций и инженерного оборудования и составления соответствующих актов осмотра).

В части требований ко второму ответчику – МАУ РКЦ ЖКХ – судом также не установлено оснований для отказа в их удовлетворении в силу следующего.

Статья 209 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу пунктов 1, 9, 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация содержания муниципального жилищного фонда (пункт 6 части 1).

В силу частей 1, 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ собственниками помещений в многоквартирном доме могут являться граждане и юридические лица (частный жилищный фонд), Российская Федерация либо ее субъект (государственный жилищный фонд), муниципальные образования (муниципальный жилищный фонд).

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям, и именно учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

В рамках осуществления контроля над муниципальной собственностью и управления такой собственностью Администрацией г. В Владивостока было учреждено МАУ РКЦ ЖКХ г. Владивостока, пунктом 2.1 Устава которого целью его деятельности определены выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления полномочий органа местного самоуправления Владивостокского городского округа, связанных с организацией содержания муниципального жилищного фонда, его использованием, обеспечением сохранности и учётом.

Пунктами 2.3.15, 2.3.16 Устава Учреждения установлено, что для достижения целей своей деятельности Учреждение в числе видов деятельности осуществляет приём и оформление документов для регистрации и снятия с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства граждан; выдачу гражданам выписок из домовой книги, копий поквартирных карточек и иных справок по вопросам, касающимся их регистрации по месту пребывания и по месту жительства.

Согласно пункту 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также жилищным, гражданским и другим законодательством РФ.

Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения (пункт 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713).

Согласно Перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, такими лицами признаются как должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда (пункт 1), так и собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда (пункт 2).

Пунктом 58 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 № 208, предусмотрено, что карточки регистрации по форме № 9 (постоянного срока хранения) и поквартирные карточки по форме № 10 (сроком хранения до снятия с регистрационного учёта всех внесённых лиц) оформляются при регистрации граждан в жилые помещения как муниципального, так и частного жилищного фонда, и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Суд считает, что учётно-регистрационная документация на граждан, проживающих в многоквартирных домах, относится к иным документам, связанным с управлением многоквартирным домом.

Отдел УФМС России по Приморскому краю в Ленинском районе г. Владивостока письмом от 17.08.2010 № МС20/2490 сообщил, что карточки регистрации по форме № 9 и поквартирные карточки по форме № 10 оформляются и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию, в частности, по спорному жилому дому – в МАУ «РКЦ».

Поскольку после приватизации всех квартир в спорном доме и создания собственниками жилых помещений спорного дома ТСЖ муниципального жилья в доме нет, довод Учреждения о том, что спорный жилой дом относится к муниципальному жилому фонду судом отклоняется как не соответствующий фактическим обстоятельствам.

Учитывая, что в обязанности Учреждения согласно его Уставу входит приём и оформление документов для регистрации и снятия с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства граждан только в муниципальном жилом фонде, суд приходит к выводу о том, что у МАУ РКЦ ЖКХ отсутствуют основания для удержания истребуемой документации, в связи с чем требования Товарищества удовлетворяет.

Доводы ответчика, изложенные в отзыве, о том, что требование Товарищества противоречит Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и нарушает права и законные интересы граждан на защиту своих прав, и о том, что ответчику необходимо вести учет, хранение и регистрацию документации на жилые помещения, в том числе жилые помещения муниципального жилищного фонда, отклоняются, поскольку статьей 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» органы местного самоуправления включены в перечень субъектов правоотношений, связанных с обработкой персональных данных, и Товарищество ответственно за регистрацию в жилых помещениях только частного (а именно – спорного жилого дома), а не муниципального жилищного фонда.

При этом, как Учреждение, так и Товарищество в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» являются операторами обработки персональных данных, следовательно, обладают одинаковым статусом, правами и обязанностями, в том числе и в области защиты персональных данных.

Кроме того, в силу подпунктов 1, 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» согласия субъекта персональных данных, предусмотренного частью 1 данной статьи, не требуется в случае, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора, а также в случае, если обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных.

Исходя из вышеприведённых положений Жилищного кодекса РФ, в силу которых в спорном жилом доме избрана только одна форма управления домом – товарищество собственников жилья, объединившее собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в доме, а в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод регистрация граждан в спорном доме может быть осуществлена только уполномоченными лицами товарищества собственников жилья, ответственными за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда, суд приходит к выводу о наличии норм федерального законодательства, согласно которым на ТСЖ возлагается обязанность обработки персональных данных, субъектами которых являются граждане - собственники жилых помещений в доме.

Кроме того, из протокола № 1 внеочередного общего собрания собственников квартир жилого дома от 17.05.2009 прямо следует, что собственники жилых помещений в доме самостоятельно, собственной волей и в собственном интересе, выбрали именно такую форму управления домом (ТСЖ) и определили цели деятельности Товарищества. Такое соглашение собственников, создавших Товарищество, признаётся судом договором в смысле подпункта 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Согласно пункту 2 статьи 314 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.

Однако, ответчики свои обязательства не исполнили. Учитывая изложенное и в соответствии с частью 1 статьи 174 АПК РФ суд считает необходимым установить срок для исполнения ответчиками вышеуказанных обязанностей: в течение трёх месяцев с момента вступления решения в законную силу – для Администрации, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу – для Учреждения.

По правилам частей 1, 3 статьи 110 АПК РФ, пп. 3, пп. 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ расходы по уплате госпошлины, понесённые заявителем при обращении в суд в сумме 2000 руб. по нематериальному требованию об оспаривании бездействия органа местного самоуправления относятся судом на Администрацию, а кроме того, на Администрацию и Учреждение суд относит судебные расходы по уплате госпошлины в бюджет по заявлению о присуждении к исполнению обязанности в натуре в размере 4000 руб.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 167-170 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Администрации города Владивостока, выразившееся в непредставлении запрошенной письмом от 12.02.2010 технической документации на жилой многоквартирный дом № 10 по ул. Карла Либнехта в г. Владивостоке.

Обязать Администрацию города Владивостока в трёхмесячный срок с момента вступления решения в законную силу предоставить, а в случае отсутствия – восстановить за свой счёт и передать Товариществу собственников жилья «Воскресенское» техническую документацию на жилой многоквартирный дом № 10 по ул. Карла Либнехта в г. Владивостоке, а именно: документацию по электроснабжению многоквартирного дома, в том числе технические условия на подключение дома, утверждённый и согласованный проект подключения дома к электроснабжению, утверждённый и согласованный проект внутренней электрической разводки дома, акт границ балансовой принадлежности сетей электроснабжения на дом, акт приёмки электрических сетей и установок дома в эксплуатацию, акты проверок состояния приборов учёта электрической энергии за период с 2006 года по настоящее время (в случае фактического проведения таких проверок); документацию по водоснабжению и водоотведению в доме, в том числе технические условия на подключение дома, утверждённый и согласованный проект подключения дома к водоснабжению и водоотведению, утверждённый и согласованный проект внутренней разводки водоснабжения и водоотведения, согласование и копию договора на выделение лимитов водопотребления и водоотведения с КГУП «Примводоканал», акт приёмки сетей водоснабжения и водоотведения в эксплуатацию, акт разграничения балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения; акты осмотра вентиляционных каналов и шахт, систем канализации, холодного и горячего водоснабжения, поливочных наружных устройств (кранов, разводок), системы внутреннего водоотвода с крыши многоквартирного дома, общедомовых электрических сетей и этажных щитков, электрической сети в подвалах, подпольях и на чердаке, в том числе распаянных и протяжных коробок и ящиков, системы дымоудаления за период с 2003 года по настоящее время, а в случае отсутствия таких актов – провести осмотры жилого дома в целом, названных конструкций и инженерного оборудования и составить соответствующие акты осмотра.

Обязать Муниципальное автономное учреждение «Расчётно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства Владивостока» в месячный срок с момента вступления решения в законную силу предоставить Товариществу собственников жилья «Воскресенское» карточки регистрации по форме 9 и поквартирные карточки по форме 10, оформленные при регистрации граждан в жилых помещениях многоквартирного дома № 10 по ул. Карла Либнехта в г. Владивостоке.

Взыскать с Администрации города Владивостока, расположенной по адресу: <...>, в пользу Товарищества собственников жилья «Воскресенское» судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Взыскать с Администрации города Владивостока, расположенной по адресу: <...>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.

Взыскать с Муниципального автономного учреждения «Расчётно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства Владивостока» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья А.А.Фокина