ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-625/20 от 26.04.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                            Дело № А51-625/2020

11 мая 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2021 года .

Полный текст решения изготовлен мая 2021 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.В. Колтуновой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.В. Тищенко, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экологический внедренческий производственный ремонтно-строительный центр» (ИНН 2538044432, ОГРН 1022501901597, дата регистрации 12.04.2000, адрес: 690002, Приморский край, г. Владивосток, ул. Мельниковская, д. 119)

к отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов в отношении юридических лиц по Владивостокскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю; Управление Федеральной службы судебных приставов  по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 23.12.2004, адрес: 690091, <...>)

третье лицо: ООО «Дальстройзаказ» (адрес: 690074, <...>)

об оспаривании постановлений о обязании возвратить исполнительский сбор

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 12.11.2020 № 205 (срок действия до 31.12.2022), диплом, паспорт;

от ответчика – не явились, извещены,

установил: общество с ограниченной ответственностью «Экологический внедренческий производственный ремонтно-строительный центр» (далее – заявитель, общество, ООО «ЭВПРС-ЦЕНТР») обратилось в арбитражный суд с заявлением к отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов в отношении юридических лиц по Владивостокскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю (далее – ответчик); Управлению Федеральной службы судебных приставов  по Приморскому краю (далее – соответчик) о признании недействительными постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП по исполнению исполнительных документов в отношении юридических лиц по Владивостокскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 16.12.2019 №25043/19/272254, №25043/19/272253 и от 17.12.2019 № 25043/19/272777; признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по исполнению исполнительных документов в отношении юридических лиц по Владивостокскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера от 20.01.2020 № 25043/20/289279, и обязании вернуть ООО «Экологический внедренческий производственный ремонтно-строительный центр» сумму в размере 221 006,82 руб., взысканную на основании постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера от 20.01.2020 № 25043/20/289279 на банковские реквизиты общества  (в соответствии с принятыми уточнениями от 22.03.2021 в порядке статьи 49 АПК РФ).

Определением от 23.03.2021 суд произвел замену соответчика заместителя начальника отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов в отношении юридических лиц ФИО2 на Управление Федеральной службы судебных приставов  по Приморскому краю.

Заявитель также ходатайствует о восстановлении пропущенного срока на подачу в суд заявления ссылаясь на уважительность его пропуска.

В судебном заседании 26.04.2021 арбитражный суд в порядке статьи 163 АПК РФ определил объявить в судебном заседании перерыв в течение дня до 17 часов 30 минут. О дате и времени продолжения судебного заседания по настоящему делу арбитражным судом размещено объявление в сети Интернет на официальном сайте арбитражного суда Приморского края.

После перерыва стороны в судебное заседание 26.04.2021 не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства считается извещенным надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в связи с чем судебное заседание согласно статьям 156, 210 АПК РФ было проведено в их отсутствие.

В обоснование заявленного требования представитель общества по тексту заявления, а также в судебном заседании пояснил, что принятие в отношении общества мер принудительного исполнения в отсутствие сведений о заблаговременном получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства, что исключало истечение срока для добровольного удовлетворения требований исполнительного документа, противоречит положениям действующего законодательства об исполнительном производстве.

Настаивает, что неисполнение судебным приставом-исполнителем требований Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон №229-ФЗ) влечет нарушение прав должника на добровольное исполнение требований исполнительного документа и правовые последствия в виде применения мер принудительного исполнения.

Представитель службы судебных приставов-исполнителей по требованиям возразил, ссылаясь на то, что обращение взыскания на денежные средства является процессуальным действием, направленным на своевременное исполнение решения суда, произведено по истечении установленного законом срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в связи с чем не нарушило права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

ООО «Дальстройзаказ» письменный отзыв в материалы дела не представило, правовую позицию в отношении заявленных требований не выразило.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

13.12.2019 в Отдел судебных приставов по исполнению исполнительных документов в отношении юридических лиц Владивостокского городского округа УФССП России по Приморскому краю поступило заявление от ООО «Дальстройзаказ» о возбуждении исполнительного производства в отношении ООО «Экологический внедренческий производственный ремонтно-строительный центр» на основании исполнительного листа серии ФС №020279471 выданного по решению арбитражного суда от 05.03.2019 по делу №А51-7931/2018 о взыскании в пользу ООО «Дальстройзаказ» суммы долга в размере – 5 191 238,63 рублей, приложив к заявлению исполнительный документ.

16.12.2019 судебным приставом-исполнителем ФИО3, на основании исполнительного документа ФС № 020279471 от 25.10.2019, было возбуждено исполнительное производство № 70996/19/25043 в отношении должника - ООО «ЭВПРС-ЦЕНТР», на сумму задолженность - 5 191 238,63 рублей, в пользу взыскателя - ООО «Дальстройзаказ».

Указанным постановлением, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащийся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в адрес должника и согласно реестру отправки, организация постановление о возбуждении получила 09.01.2020.

16.12.2019 и 17.12.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по исполнению исполнительных документов в отношении юридических лиц по ВГО УФССП России по Приморскому краю вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации  на сумму 5191238,63руб., а именно на денежные средства, находящиеся на счетах в банках ПАО «Сбербанк», ПАО «Росбанк» и АО «Тинькофф банк».

Во исполнение данных постановлений произведено взыскание денежных средств на общую сумму 3 933 523,91 руб.: 17.12.2019 в размере 5 000 руб. и 23.01.2020 в размере 3 592 512 руб. со счета № 40702810050000013382 в ПАО «Сбербанк»; 18.12.2019 в размере 26 343,83 руб. и  26.12.2019 в размере 47 160 руб. со счета № 40702810145510000444 в ПАО «Росбанк»; 20.01.2020 в размере 92 508,08 руб. со счета № 40702810510000600459 и в размере 170 000 руб. со счета № 40702810610000602991 в АО «Тинькофф банк», что оформлено соответствующие платежными ордерами.

Со своей стороны должник, до возбуждения исполнительного производства № 70996/19/25043, произвел перечисление денежных средств в счет погашения имеющейся задолженности перед ООО «Дальстройзаказ» (взыскатель) в общем размере 1986564,08 руб., в том числе 645 937,28 руб. по платежному ордеру от 07.11.2019 № 261781; 189261,60 руб. по платежному ордеру от 14.11.2019 № 261781; 45000,00руб. по платежному ордеру от 14.11.2019 № 261781; 5 500,00 руб. по платежному ордеру от 19.11.2019 № 261781; 200 000,00 руб. по платежному ордеру от 19.11.2019 № 261781; 400 000.00 руб. по платежному ордеру от 25.1 1.2019 № 261781; 500 864,20 руб. по платежному ордеру от 03.12.2019 № 261781, в связи с чем, 20.01.2020 судебным приставом исполнителем вынесено постановление о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о возбуждении исполнительного производства от 16.12.2020.

20.01.2020 судебный пристав исполнитель, посчитав, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен, вынес постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера в сумме 221006,82руб. 

Одновременно судебным приставом-исполнителем были приняты постановления о распределении денежных средств, зачисленных на депозитный счет по соответствующим платежным поручениям.

На основании постановления от 24.01.2020 о распределении денежных средств судебным приставом-исполнителем произведено распределение денежных средств в сумме 3 592 512 руб., взысканных на основании постановления от 16.12.2019 об обращении взыскания на денежные средства в ПАО «Сбербанк» по исполнительному производству №70996/19/25043-ИП, и определено перечислить в доход федерального бюджета исполнительский сбор в сумме 221006,82руб.  и возвратить должнику излишне взысканные денежные средства в сумме 523933,03 руб.

Далее судебным приставом-исполнителем установлено, что требования исполнительного документа исполнены в полном объёме, в связи с чем, принято постановление от 28.01.2020 об окончании исполнительного производства №70996/19/25043-ИП.

В тоже время, не согласившись с действиями судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа в виде обращения взыскания на денежные средства общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением, указав, что меры принудительного исполнения приняты судебным приставом-исполнителем в отсутствие доказательств получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства и доказательств истечения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, что противоречит положениям Закона №229-ФЗ и нарушает права и законные интересы должника, который был лишен возможности исполнить указанные требования в пределах срока для добровольного исполнения и, тем самым, предотвратить наступление негативных последствий в виде взыскания с него исполнительского сбора.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд приходит к следующему.

По правилам части 1 статьи 128 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон №229-ФЗ) постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Согласно части 1 статьи 329 АПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.

Согласно части1 статьи 128 Закона об исполнительном производстве постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частями 1, 2 статьи 5 Закона №229-ФЗ установлено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В соответствии с частью 1 статьи 30 данного Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Частью 11 этой же статьи предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Закона.

В силу части 12 статьи 30 Закона №229-ФЗ срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Закона №229-ФЗ).

По правилам части 1 статьи 68 названного Закона мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока (часть 2 статьи 68 Закона №229-ФЗ).

На основании пункта 1 части 3 данной статьи к мерам принудительного исполнения относится обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.

Согласно части 2 статьи 70 Закона № 229-ФЗ перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.

В случае получения банком или иной кредитной организацией постановления судебного пристава-исполнителя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов (часть 7 статьи 70 Закона
№ 229-ФЗ).

По смыслу приведенных норм для принятия решения о применении мер принудительного исполнения, в том числе вынесения постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, судебный пристав-исполнитель должен установить факт получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения.

Из материалов дела усматривается, что предметом настоящего спора является законность и обоснованность постановлений судебного пристава-исполнителя от 16.12.2019 и от 17.12.2019 об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, а именно в ПАО «Сбербанк», ПАО «Росбанк», АО «Тинькофф банк».

Названные постановления были приняты одновременно с возбуждением исполнительного производства № 70996/19/25043-ИП от 16.12.2019.

Постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении ООО «ЭВПРС ЦЕНТР» направлено в адрес общества простой почтовой корреспонденцией, в соответствии с представленной в материалы дела копии сопроводительного письма от 27.12.2019 исх. № 25043/19/281678 и с отчетом об отслеживании отправления почтовым идентификатором 69005942151707 официального сайта АО «Почта России», 31.12.2019 почтовое отправление принято в отделении связи, 09.01.2020 вручено адресату почтальоном.

Доказательств, достоверно свидетельствующих о получении должником данного постановления до принятия мер принудительного исполнения в виде вынесения постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банках, в том числе иными возможными способами (повторное направление почтовой корреспонденцией, СМС-оповещение, автоматический обзвон, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки), материалы дела не содержат.

Таким образом, фактически постановление от 16.12.2019 о возбуждении исполнительного производства № 70996/19/25043-ИП было получено обществом 09.01.2020.

Между тем, как подтверждается материалами дела, постановления об обращении взыскания на денежные средства должника в банках были направлены судебным приставом-исполнителем 16.12.2019 в ПАО «Сбербанк» и ПАО «Росбанк», 17.12.2019 в АО «Тинькофф банк».

С учетом изложенного следует признать, что меры принудительного исполнения в рамках исполнительного производства
№ 70996/19/25043-ИП были совершены до истечения срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, что не соответствует Закону № 229-ФЗ.

Анализ имеющихся в материалах дела документов показывает, что оспариваемые обществом постановления были приняты в отношении денежных средств должника, находящихся в ПАО «Сбербанк», ПАО «Росбанк» и АО «Тинькофф банк».

В свою очередь принятие судебным приставом-исполнителем постановлений в отсутствие доказательств получения должником постановлений о возбуждении исполнительных производств и доказательств истечения срока для добровольного исполнения требований исполнительных документов до принятия мер принудительного исполнения противоречит положениям Закона №229-ФЗ и нарушает права и законные интересы должника, который был лишен возможности исполнить указанные требования в пределах срока для добровольного исполнения и, тем самым, предотвратить наступление негативных последствий.

Таким образом, нарушение прав должника в рассматриваемом случае заключается в неосуществлении судебным приставом-исполнителем исполнительных действий в строгом соответствии с требованиями Закона № 229-ФЗ на основе принципов законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные обществом требования являются обоснованными.

Доводы ответчика о том, что осуществление мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства
№ 70996/19/25043-ИП осуществлялось после истечения срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, суд находит ошибочным.

На основании части 1 статьи 24 данного Закона лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.

В соответствии со статьей 26 Закона №229-ФЗ если повестка, иное извещение доставляются по почте или лицом, которому судебный пристав-исполнитель поручил их доставить, то дата и время их доставления адресату фиксируются на документе, подлежащем возврату в подразделение судебных приставов. Если повестка, иное извещение доставляются иным видом связи, то дата и время их доставления адресату фиксируются установленным способом.

Согласно части 2 статьи 29 этого же Закона лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если: адресат отказался от получения повестки, иного извещения; несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу; повестка, иное извещение направлены по последнему известному месту жительства лица, участвующего в исполнительном производстве, или по адресу, сообщенному им в письменной форме судебному приставу-исполнителю для уведомления данного лица (в том числе по адресу электронной почты), или повестка, иное извещение направлены иным способом, указанным таким лицом, однако лицо направленную повестку, иное извещение не получило; извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В развитие указанных норм права Федеральной службой судебных приставов 07.06.2014 были утверждены Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора, в соответствии с пунктом 2.4.2 которых постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику заказным письмом с обратным почтовым уведомлением о вручении почтового отправления. На конверте и обратном почтовом уведомлении указывается информация о содержимом конверта: «постановление о возбуждении исполнительного производства N... от...». Кроме того, постановление о возбуждении исполнительного производства рекомендуется отправлять с описью вложения документов. Наличие в материалах исполнительного производства только почтового отправления является недостаточным доказательством надлежащего уведомления должника.

Как уже было отмечено выше, постановление о возбуждении исполнительных производств № 70996/19/25043-ИП было направлено в адрес общества простым почтовым отправлением без описи вложения 31.12.2019, что не позволяет признать данное отправление надлежащим, а общество в порядке части 2 статьи 29 Закона № 229-ФЗ извещенным о возбуждении исполнительного производства.

Таким образом, фактически постановление от 16.12.2019 о возбуждении исполнительного производства № 70996/19/25043-ИП было получено обществом 09.01.2020.

Между тем, как подтверждается материалами дела, постановления об обращении взыскания на денежные средства должника в банках были направлены судебным приставом-исполнителем 16.12.2019 в ПАО «Сбербанк» и ПАО «Росбанк», 17.12.2019 в АО «Тинькофф банк».

Таким образом, на момент получения обществом исполнительного документа, содержащего в себе срок для добровольного исполнения требований, все банковские счета заявителя были арестованы банками на основании постановлений от 16.12.2019 № 25043/19/272254 и № 25043/19/272253, от 17.12.2019 № 25043/19/272777.

С учетом изложенного следует признать, что меры принудительного исполнения в рамках исполнительного производства
№ 70996/19/25043-ИП были совершены до истечения срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, что не соответствует Закону № 229-ФЗ.

В результате действий ответчика с ООО «ЭВПРС ЦЕНТР» в принудительном порядке взыскан исполнительский сбор в размере 221 006,82 руб.

Как следует из статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007
№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве или Закон № 229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

Таким образом, поскольку ООО «ЭВПРС ЦЕНТР» не получило постановление от 16.12.2019 о возбуждении исполнительного производства № 70996/19/25043-ИП по не зависящим от него причинам, оно не может считаться надлежащим образом уведомленным о возбуждении исполнительного производства и нести соответствующие правовые последствия неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Как разъяснено в пункте 24 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов», исполнительский сбор не подлежит взысканию, если судебный пристав-исполнитель не уведомил должника в установленном законом порядке о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа в определенный срок.

На основании изложенного, суд подтверждает отсутствие бесспорных доказательств получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства до принятия судебным приставом-исполнителем оспариваемых постановлений до начала течения срока для добровольного исполнения требований исполнительных документов и нарушении прав и законных интересов должника, ввиду лишения его возможности исполнить указанные требования судебного пристава-исполнителя в пределах срока для добровольного исполнения и предотвратить наступление негативных последствий.

При таких обстоятельствах требования заявителя в части признания незаконными постановления о взыскании исполнительского сбора от 20.01.2020 № 25043/20/289279, вынесенного судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов в отношении юридических лиц по Владивостокскому городскому округу УФССП Росс по Приморскому краю в рамках исполнительного производства № 70996/19/25043-ИП судом удовлетворяются.

В качестве правовосстановительной меры, в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязывает Управление федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю возвратить ООО «Экологический внедренческий производственный ремонтно-строительный центр» незаконно списанные денежные средства в размере 221 006,82 руб., взысканные на основании постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3 статьи 112 Закона № 229-ФЗ).

В пункте 3 части 10 статьи 112 Закона №229-ФЗ установлено, что исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.

Частью 11 статьи 112 Закона № 229-ФЗ определено, что возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правила возврата должнику исполнительского сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 №550 (далее - Правила №550).

Согласно пункту 2 Правил №550 исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с пунктом 3 Правил №550 возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

Возврат исполнительского сбора, перечисленного должником на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, до момента перечисления его на счета, открытые органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор (пункт 4 Правил №550).

Возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, предусмотренные п. 4 указанных Правил, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства (п. 5 Правил).

Согласно пункту 6 Правил №550 возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов местного самоуправления должно содержаться указание на признание оспариваемого решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Суд считает десятидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу достаточным для возврата Управлением федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю ООО «Экологический внедренческий производственный ремонтно-строительный центр» исполнительского сбора в размере 221006,82 руб.

При рассмотрении требований об оспаривании действий (требований) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд также рассматривает вопрос о соблюдении заявителем срока на обжалование.

ООО «ЭВПРС-ЦЕНТР» заявлено ходатайство о восстановлении пропущенных процессуальных сроков на обжалование постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации: от 16.12.2019 № 25043/19/272254, от 16.12.2019 № 25043/19/272253, от 17.12.2019 № 25043/19/272777, постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера от 20.01.2020 № 25043/20/289279, вынесенных судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов в отношении юридических лиц по ВГО УФССП России по Приморскому краю.

Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении процессуального срока, суд считает, что оно подлежит удовлетворению.

Частью 4 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии со статьей 122 Закона об исполнительном производстве, жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Исходя из изложенного во взаимосвязи с нормой части 1 статьи 329 АПК РФ, включенной в раздел Кодекса, регулирующий вопросы, разрешаемые в рамках исполнительного производства, по данному спору применению подлежит специальная норма - статья 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве).

ООО «ЭВПРС-ЦЕНТР» указывает, что постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации: от 16.12.2019 № 25043/19/272254, от 16.12.2019 № 25043/19/272253, от 17.12.2019 № 25043/19/272777 в адрес заявителя не поступали. Настоящие постановления получены заявителем путем ознакомления с материалами дела № А51-625/2020 в ходе судебного заседания от 04.03.2021.

Принимая во внимание, что судебным приставом-исполнителем данные доводы заявителя не опровергнуты документально, суд считает, что срок на обжалование постановлений судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации: от 16.12.2019 № 25043/19/272254, от 16.12.2019 № 25043/19/272253, от 17.12.2019 № 25043/19/272777, заявителем не пропущен, заявление подано с соблюдением установленного Федеральным законом «Об исполнительном производстве» десятидневного срока.

Постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера от 20.01.2020 № 25043/20/289279 в адрес заявителя поступило 14.02.2021 (вх. № 31/20-Э) и ООО «ЭВПРС-ЦЕНТР» 14.02.2021 в Арбитражный суд Приморского края направлено заявление об уточнении заявленных требований, содержащее требование об обжаловании данного постановления.

Как следует из статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007
№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве или Закон № 229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

В соответствии со статьей 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. К мерам принудительного исполнения относится, в том числе, обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона об исполнительном производстве повестка, иное извещение, адресованные гражданину, вручаются ему лично под расписку на подлежащем возврату в подразделение судебных приставов уведомлении о вручении. Повестка, иное извещение, адресованные организации, вручаются работнику организации, который расписывается в получении повестки, иного извещения на уведомлении о вручении с указанием своих фамилии, инициалов и должности.

Согласно части 3 статьи 27 Закона об исполнительном производстве при отсутствии адресата лицо, доставляющее повестку, иное извещение, отмечает на уведомлении о вручении, куда выбыл адресат и когда ожидается его возвращение, или делает отметку об отсутствии таких сведений.

Учитывая изложенное, суд считает, что заявление подано с соблюдением установленного Федеральным законом «Об исполнительном производстве» десятидневного срока.

Согласно части 2 статьи 329 АПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов по настоящему делу не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

Удовлетворить ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Признать недействительными постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по исполнению исполнительных документов в отношении юридических лиц по Владивостокскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 16.12.2019 №25043/19/272254, №25043/19/272253 и от 17.12.2019 № 25043/19/272777.

Признать недействительным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по исполнению исполнительных документов в отношении юридических лиц по Владивостокскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера от 20.01.2020 № 25043/20/289279.

Обязать Управление федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу возвратить ООО «Экологический внедренческий производственный ремонтно-строительный центр» исполнительский сбор в размере 221006,82 руб.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Приморского края в Пятый арбитражный апелляционный суд.

          Судья                                                                            Н.В. Колтунова