ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-6357/08 от 02.07.2008 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г.Владивосток, ул.Светланская, 54.

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 02 июля 2008 года

«08» июля 2008 года Дело № А51-6357/2008 37-142

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Л.А.Куделинской

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.В.Назарчук

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа п.Зарубино Хасанского муниципального района Приморского края

к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю

о признании незаконным и отмене постановления от 22.05.2008 № 180

при участии в заседании: представителя административного органа – начальника отдела ГПН ФИО1 по доверенности от 19.06.2008 № 4652-12, удостоверение ГПН № 24450

установил:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Зарубино Хасанского муниципального района Приморского края ( далее по тексту «заявитель» или «учреждение») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела государственного пожарного надзора Хасанского муниципального района Приморского края (далее по тексту «административный орган») от 22.05.2008 № 180 по делу об административном правонарушении.

Заявитель полагает вынесенное постановление необоснованным, поскольку причинами нарушения правил противопожарной безопасности явилось недостаточное финансирование учреждения на указанные цели.

Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте проведения судебного разбирательства в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту «АПК РФ»), своего представителя в суд не направил, письмом от 26.06.2008 № 0285 ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с требованиями частей 1,3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя по имеющимся в деле доказательствам.

Административный орган с заявленными требования не согласился, представил отзыв на заявление, считает, что материалами административного дела доказан как факт совершения административного правонарушения, так и вина заявителя, в связи с чем оспариваемое постановление является законным и обоснованным.

Из представленного в дело Положения об отделе государственного пожарного надзора Хасанского района управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Приморскому краю (далее по тексту – «ОГПН Хасанского района ГУ МЧС России по Приморскому краю»), утвержденного приказом ГУ МЧС России по Приморскому краю от 03.03.2008 № 133, следует, что ОГПН Хасанского района ГУ МЧС России по Приморскому краю является структурным подразделением Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Приморскому краю, созданным для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территории Хасанского района.

Пунктами 1,7,9 Положения предусмотрено, что ОГПН Хасанского района ГУ МЧС России по Приморскому краю вправе осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления, организациями, составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания за нарушения требований пожарной безопасности.

Согласно Типовому положению о Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (далее по тексту «ГУ МЧС России по Приморскому краю), утв. Приказом Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.08.04г. № 372, ГУ МЧС России по Приморскому краю является юридическим лицом, разрабатывает и утверждает положения о структурных подразделениях, осуществляет надзор за выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, обеспечению пожарной безопасности.

С учетом изложенного суд уточняет правильное наименование административного органа - ГУ МЧС России по Приморскому краю.

Заслушав пояснения представителя административного органа, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

19.05.2008 года государственным инспектором Хасанского района по пожарному надзору на основании распоряжения № 138 от 16.05.2008 года проведены мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности в помещении Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа <...>, в ходе которых установлено, что в нарушение пунктов 53,89,91,102 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 (далее по тексту - Правила ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 года в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - ФЗ «О пожарной безопасности»), п.10.1 «Строительных норм и правил (СНиП) 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 10.1 МДС 21-1-98, 4.4 Нормы пожарной безопасности 110-03 «Перечень зданий и сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации, п. 1.10 СНиП 11-35-76 «Котельные установки» помещения заявителя эксплуатируются без установки автоматической пожарной сигнализации, не произведена пропитка деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом, отсутствует система оповещения людей в случае возникновения пожара, пути эвакуации выполнены из горючего материала (коридор первого этажа), внутреннее противопожарное водоснабжение находится в нерабочем состоянии, пожарные краны не укомплектованы рукавами и стволами, допускается эксплуатация помещения котельной, не соответствующей нормам СНиП.

По факту выявленного нарушения административный орган составил протокол об административном правонарушении от 19.05.2008 года № 180.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении на основании части 1 стати 23.34, статьи 29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – «КоАП РФ», «Кодекс») административным органом принято постановление от 22.05.2008 года № 180 о назначении учреждению административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.

Учреждение не согласилось с постановлением административного органа и обратилось в суд с требованием признать незаконным и отменить постановление от 22.05.2008 года № 180.

Суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров.

Конкретные требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены в Правилах ППБ 01-03, Нормах пожарной безопасности НПБ 110-03, Строительных нормах и правилах «Пожарная безопасность зданий, сооружений» (СНиП 21-01-97), утвержденных постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7, Строительных нормах и правилах «Котельные установки» (СНиП II-35-76), утвержденных постановлением Государственного комитета Совета министров по делам строительства от 31.12.1976 № 229 и т.д.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.94г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нарушение требований пожарной безопасности квалифицируется как невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
  Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом установлено, что 17.01.2008 года между администрацией Хасанского муниципального района (далее «администрация») и учреждением заключен договор № 7, по условиям которого администрация закрепила за учреждением на праве оперативного управления здание, расположенное по адресу <...>, а учреждение обязуется обеспечить сохранность переданного имущества, использование его в соответствии с целевым назначением, осуществлять капитальный и полный текущий ремонт.

Таким образом, обязанность по выполнению требований пожарной безопасности возложена на учреждение.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд считает доказанным факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
  Допущенные нарушения требований пожарной безопасности заявитель не отрицает, о наличии установленных проверкой нарушений спора между сторонами нет, факт нарушения учреждением требований пожарной безопасности подтвержден имеющимися доказательствами, поэтому суд приходит к выводу о том, что основания для составления протокола, а также привлечения Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа п.Зарубино Хасанского муниципального района Приморского края к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, у административного органа имелись.

Исследовав протокол об административном правонарушении от 19.05.2008 года N 178, суд установил, что протокол составлялся в присутствии законного представителя учреждения – директора ФИО2, о чём свидетельствуют отметки об ознакомлении законного представителя с протоколом и получении им копии протокола, а также отметки о разъяснении указанному лицу прав и обязанностей, предусмотренных статьями 25.2, 25.4 КоАП РФ. Отметки оформлены в виде подписи, а также ее расшифровки.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В протоколе имеется роспись законного представителя, которая подтверждает, что законный представитель о времени и месте рассмотрения дела предупреждён, однако принимать участие в рассмотрении дела об административном правонарушении не пожелал, вследствие чего, оспариваемое постановление от 22.05.2008 года № 180 правомерно вынесено в его отсутствие.

Таким образом, суд проверил соблюдение административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности, нарушений прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, не установил.

Доводы учреждения о том, что при назначении административного наказания не было учтено, что учредителем не выделялось финансирование на противопожарные мероприятия, суд во внимание не принимает, поскольку статьей 37 ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий (часть 1 статьи 38 вышеназванного Федерального закона).

В силу пункта 10 Правил ППБ 01-03, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно уставу учреждения, имущество находится у последнего на праве оперативного управления, учреждение владеет, пользуется и распоряжается полученным во владение имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными целями и законодательством РФ, на учреждении лежит обязанность осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, в связи с чем, на учреждении лежит обязанность соблюдать правила пожарной безопасности на принадлежащих ему (находящихся в его ведении) объектах.

Суд отклоняет ссылку заявителя на недостаточное финансирование учредителем противопожарных мероприятий, поскольку доказательств подачи сведений для формирования сметы доходов и расходов с учетом стоимости пожарной охраны, включение данных сумм в смету и недополучение средств на указанные цели, заявитель не представил.

Представленная учреждением заявка от 06.12.2007 года № 627, а также письма управления народного образования Председателю Законодательного собрания Приморского края, в департамент образования и науки Администрации Приморского края, Думу Хасанского района доказательством того, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по соблюдению правил пожарной безопасности, не являются.

Ссылку учреждения на заявку № 0208 в адрес Управления народного образования администрации Хасанского муниципального района о рассмотрении вопроса дополнительного финансирования для выполнения требований пожарной безопасности суд в качестве доказательства отсутствия вины заявителя не признает, поскольку данное письмо датировано 28.05.2008, то есть после проведения проверки и вынесения постановления.

Приобщенные к материалам дела акты сверок и сведения о кредиторской задолженности не подтверждают факт обращения заявителя в установленном порядке с требованием о финансировании противопожарных мероприятий с обоснованием их размера.

Суд отклоняет как несостоятельную ссылку заявителя на постановление о назначении административного наказания от 03.06.08 года, вынесенное мировым судьей судебного участка № 91 Хасанского района Приморского края, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя прекращено за отсутствием в действиях (бездействии) юридического лица состава административного проступка.

Указанное постановление суд влияющим на правовую оценку оспариваемого постановления в настоящем деле не признает, поскольку предметом рассмотрения мировым судьей явились иные материалы по делу об административном правонарушении – протокол № 179 от 19.05.2008 года о невыполнении заявителем в установленный срок предписания от 02.12.2007 года № 471 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Таким образом, принимая во внимание факт нарушения учреждением требований пожарной безопасности, который подтвержден имеющимися в деле доказательствами, суд приходит к выводу о том, что административным органом постановление от 22 мая 2008 № 180 принято с соблюдением требований, предусмотренных административным законодательством, следовательно, основания для признания данного постановления незаконным отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа п.Зарубино Хасанского муниципального района Приморского края в удовлетворении требований о признании незаконным постановления от 22 мая 2008 года N 180 о назначении административного наказания, принятого отделом государственного пожарного надзора Хасанского муниципального района Главного управления МЧС России по Приморскому краю.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд в срок, не превышающий 10 дней со дня его принятия.

Судья Л. А. Куделинская.