АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-7065/2010
17 августа 2010 года
Резолютивная часть решения оглашена 10.08.2010
В полном объеме решение изготовлено 17.08.2010
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.А. Тимофеевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Хвалько,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Михайловскому району Приморского края
к КГУ 17 отряд противопожарной службы Приморского края по охране Михайловского района
о взыскании 66 406 рублей 94 копеек
при участии:
от истца – ФИО1 по доверенности от 11.02.2010 №01/27 со специальными ограниченными полномочиями сроком на 1 год; ФИО2 по доверенности от 24.02.2010 №01/Д-2/2010 со специальными полномочиями сроком на 1 год;
от ответчика – ФИО3 на основании распоряжения администрации Приморского края от 22.12.2008 №689-ра, паспорт;
установил:
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Михайловскому району Приморского края (далее – истец, орган ПФ РФ ) обратилось в суд с исковым заявлением к краевому государственному учреждению «17 отряд противопожарной службы Приморского края по охране Михайловского муниципального района» (далее - КГУ 17-отряд ПС, учреждение) о взыскании 66 406 рублей 94 копейки убытков.
Истец на требованиях настаивает, считает, что в результате предоставления истцом недостоверных сведений работнику ответчика ФИО4 безосновательно была назначена льготная пенсия, поскольку после реорганизации ответчика из «17 отряда государственной противопожарной службы по охране Михайловского района Приморского края» МЧС России в краевое государственное учреждение «17 отряд противопожарной службы Приморского края по охране Михайловского муниципального района» выявлено, что льгота указанному работнику назначена при отсутствии необходимого стажа для ее назначения, в то время как ответчик данный льготный стаж подтвердил представленными справкой от 23.01.2009 т индивидуальными сведениями о страховом стаже от 18.03.2009. Необоснованная выплата пенсии ФИО4 составила 66.406 руб. 94 коп., чем нанесен ущерб бюджету Пенсионного фонда РФ, в связи с чем и на основании ст. 15, 1064 ГК РФ просит взыскать данную сумму с ответчика.
Ответчик исковые требования не признал, считает, что работники ответчика и после реорганизации имеют право на льготную пенсию в соответствии с п.п.18 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.01 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», п. «о» ч.1 ст. 12 закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», в связи с чем отраженные им сведения об учете стажа работника в качестве льготного правомерно. Кроме этого, ответчик пояснил, что сведения о проведенной реорганизации в Пенсионный фонд по Михайловскому району не подавал, так же как и не отразил эти данные в справке работника от 23.01.2009, поскольку к этому моменту еще не были изготовлены и заменены на новые штампы и печати учреждения.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 18.03.2009 в орган ПФ РФ обратился ФИО4 за назначением досрочной трудовой пенсии на основании п.п.8 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.01 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ( далее по тексту – Закон №173-ФЗ), в соответствии с которым досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В составе документов работником представлена выданная работодателем справка от 23.01.2009 №4 с подтверждением занятости работника с указанием мест работы, периодов и занимаемых должностей, согласно которой ФИО4 принят на работу 15.03.1984г. водителем на все виды пожарных машин, последним наименованием места работы значится Управление государственной противопожарной службы по охране Михайловского муниципального района Приморского края, работа в котором дает право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п.9 п.1 ст. 28 Закона №173-ФЗ.
18.03.2009 ответчиком представлены в орган ПФ РФ индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица на ФИО4, в котором отражено, что в период работы последнего с 01.01.09 по 18.03.09 имеют место особые условия труда ( код 28-ПЖ), дающие право на назначение льготной пенсии.
В результате рассмотрения представленных документов, для назначения досрочной трудовой пенсии 27.03.2009 органом ПФ РФ была назначена пенсия на основании п.п.18 п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ в сумме 5402,28 руб. с 18.03.2009 по 31.03.2009 и в сумме 6006,43 руб. с 01.04.2009 пожизненно.
02.02.2010 в пенсионный фонд по Михайловскому району Приморского края было представлено распоряжение из которого следует, что с 01.01.2009 Управление государственной противопожарной службы «17 – отряд государственной противопожарной службы по охране Михайловского района Приморского края» распоряжением Администрации Приморского края от 12.12.2008 №680-ра принято в государственную собственность Приморского края и переименовано в Краевое государственное учреждение «17 отряд противопожарной службы Приморского края по охране Михайловского района» и не является подведомственным Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
10.02.2010 органом ПФ РФ принято решение №283 об отказе ФИО4 в досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании п.п.18. п.1 ст. 27 Закона РФ №173-ФЗ в связи с тем, что в специальный стаж не подлежит включению период работы с 01.01.2009 по 18.03.2009 (2 мес. 18 дней) водителем пожарных машин в КГУ «17 отряд противопожарной службы Приморского края по охране Михайловского муниципального района», так как с 01.01.2009г. Управление государственной противопожарной службы по охране Михайловского муниципального района Приморского края распоряжением Администрации приморского края от 12.08.08 №680-ра приняо в государственную собственность Приморского края и переименовано в КГУ «17 отряд противопожарной службы Приморского края по охране Михайловского района» и не является подведомственным Министерству Рф по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий.
Поскольку в специальный стаж подлежат периоды работы с 15.03.1984 по 31.12.2008 (что составляет 24 года 09 месяцев 16дней) водителем пожарных машин в управлении ГПС МЧС России по Приморскому краю, что недостаточно для назначения льготной пенсии, соответственно за период с 18.03.09 по 31.01.2010 ФИО4 произведена излишняя оплата пенсии в сумме 66.406 руб. 94 коп.
Письмом от 30.03.2010 истец предложил ответчику оплатить излишне выплаченные суммы пенсии ввиду предоставления ответчиком недостоверных сведений.
Поскольку ответчиком в добровольном порядке требование о возмещении указанной переплаты не исполнено, орган ПФ обратился в суд.
В соответствии с пп. 18 п. 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Список должностей работников Государственной противопожарной службы, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 (далее - постановление N 437).
Пунктом 2 названного постановления N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных списком, утвержденным настоящим постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В названный список включена такая должность как водитель.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).
Федеральная противопожарная служба входит в структуру Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС РФ), тогда как противопожарные службы субъектов Российской Федерации не входят в структуру МЧС РФ.
Управление государственной противопожарной службы «17-отряд государственной противопожарной службы по охране Михайловского района Приморского края» распоряжением Администрации Приморского края от 12.12.2008 №680-ра принято в государственную собственность Приморского края, переименовано в Краевое государственное учреждение «17 отряд противопожарной службы Приморского края по охране Михайловского муниципального района» и не является подведомственным Министерству Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Таким образом, «17 отряд ПС» вошел именно в структуру Государственной противопожарной службы субъекта Российской Федерации, работа в которой в соответствии с Законом N 173-ФЗ не дает права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Данный вывод согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.02.2009 N 552-О-О, где указывается, что предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о необоснованном назначении сотруднику Учреждения ФИО4 досрочной трудовой пенсии по старости.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 25 Закона N 173-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 названной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Сведения, необходимые для назначения и выплаты физическому лицу пенсии, предоставляются работодателем.
Ответственность за ущерб, причиненный Пенсионному фонду, возникает при предоставлении работодателями недостоверных сведений, если эти сведения повлекли за собой выплату излишних сумм трудовой пенсии и есть вина в действиях (бездействии) лиц, представивших соответствующие сведения.
Под недостоверными сведениями понимается несоответствие информации, содержащейся в документах (справках, выписках, приказах и пр.), фактическим данным и обстоятельствам.
Так, в предоставленной справке от 23.01.2009 №4 ФИО4 ответчик не указывает, что на момент выдачи справки учреждение реорганизовано и не является УГПС МЧС. В указанной справке ответчик указывает, что стаж ФИО4, включая работу на период выдачи справки, дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Также в индивидуальных сведениях о страховом стаже, представленных 118.03.2009, в графе особые условия труда проставлен код 28-ПЖ, что означает льготный стаж.
Довод ответчика о том, что на момент выдачи справки от 23.01.2009 новые печати и штампы учреждения не были готовы и в связи с этим проставлялись старые оттиски судом не принимается в силу того, что отсутствие новых печатей не дает основания ответчику указывать в справках недостоверные сведения о наименовании места работы претендующего на досрочную пенсию лица и подтверждении льготного стажа работы. Даже при отсутствии соответствующих штампов и печатей истец мог и должен был отразить информацию о реорганизации учреждения и его действительное наименование.
Таким образом, судом установлено, что ответчик представил Пенсионному фонду недостоверные сведения об указанном работнике, что явилось основанием для неправомерного назначения и выплаты льготной пенсии за период с 18.03.2009 по 31.01.2010.
Поскольку излишне и незаконно полученные ФИО4 суммы пенсии являются неосновательным обогащением, то в силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Исключения составляют случаи, предусмотренные статьей 1109 ГК РФ.
В соответствии с названной статьей не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В материалах дела, не представлены доказательства, указывающие на наличие в действиях ФИО4 признаков недобросовестности. Стороны об этом также не заявляют.
Суду также не представлено доказательств признаков совместного (ответчиком и Учреждением) причинения вреда Пенсионному фонду, поскольку ущерб причинен предоставлением недостоверных сведений работодателем, а не пенсионером, в связи с чем ответственность должен нести работодатель.
С учетом таких обстоятельств, установленных по имеющимся в материалах дела доказательствам, суд приходит к выводу о том, что именно КГУ 17-отряд ПС несет перед УПФ РФ ответственность за недостоверность предоставленных им сведений.
Согласно положениям статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В связи с тем, что в соответствии с п.1 ст.333.37 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины и в соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины по иску относятся на ответчика и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд
р е ш и л:
Взыскать с краевого государственного учреждения «17 отряд противопожарной службы Приморского края по охране Михайловского муниципального района» в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в лице государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Михайловскому району 66406 (шестьдесят шесть тысяч четыреста шесть) рублей 94 копейки убытков.
Взыскать с краевого государственного учреждения «17 отряд противопожарной службы Приморского края по охране Михайловского муниципального района» в доход федерального бюджета 2656 (две тысячи шестьсот пятьдесят шесть) рублей 27 копеек государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.
Судья Ю.А. Тимофеева