АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-7374/2022
21 июля 2022 года
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Фокиной А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузнецовым С.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Находкинской таможни (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 26.05.1951, дата присвоения ОГРН 10.12.2002)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 03.08.2009)
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии товаров по протоколу задержания товаров и документов на них от 23.11.2021 МПН №000049 для дальнейшего распоряжения ими,
при участии в заседании: стороны не явились, извещены,
установил:
Находкинская таможня (далее – заявитель, таможня, таможенный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее – Теруправление, ТУ ФАУГИ) и просит суд признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии товаров по протоколу задержания товаров и документов на них от 23.11.2021 МПН №000049 для дальнейшего распоряжения ими.
Таможня, Теруправление, извещённые надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, что не препятствует суду в порядке части 3 статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотреть дело в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.
Таможенный орган в обоснование заявленных требований указал, что по истечении срока, установленного частью 9 статьи 320 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Теруправлением не исполнена обязанность по принятию от таможенного органа и вывозу задержанного товара для учета, оценки и распоряжения; в то же время бездействие Теруправления затрудняет осуществление функций и задач, возложенных на таможенные органы, в том числе, препятствует размещению иных задержанных товаров.
Теруправление по заявленным требованиям возразило в письменном отзыве, полагая, что само по себе несоблюдение срока рассмотрения уведомления таможни об истечении срока хранения задержанных товаров не является достаточным основанием для признания бездействия ТУ ФАУГИ незаконным. Теруправление указало, что осуществляет необходимые мероприятия для выполнения возложенных на него обязанностей: так, 20.04.2021 между ним и ООО «Алтайский центр правовой помощи «Фемида» заключен государственный контракт от 20.04.2021 № ГК05-2021/10 на выполнение работ по уничтожению имущества, обращенного в собственность государства, который исполняется сторонами, при этом продолжается совместная с Находкинской таможней работа по приемке имущества, обращенного в федеральную собственность.
Из материалов дела и пояснений сторон судом установлено, что 23.11.2021 на основании пункта 4 статьи 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) Находкинским таможенным постом Морской порт Находка при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля задержаны товары: мешки бумажные 3-х слойные, коричневого цвета, размером 49,5х90,5х9 см, с открытой горловиной, с ламинированным полиэтиленом внутренним (непосредственно контактирующим с продуктом) слоем и прошитым дном, в количестве 35 штук; самоклеящиеся бумажные этикетки формата А4, на бумажной подложке, с глянцевой поверхностью и многоцветной печатью, в количестве 35 штук, о чем составлен протокол задержания товаров и документов на них от 23.11.2021 МПН № 000049.
На основании акта приема-передачи имущества на ответственное хранение от 23.11.2021 задержанные товары помещены в камеру хранения вещественных доказательств Находкинской таможни.
Срок хранения задержанных товаров истек 22.12.2021 (30 календарных дней со дня задержания).
27.12.2021 таможня направила в адрес ТУ ФАУГИ уведомление от 24.12.2021 №41 (исх. №27-14/15292) об истечении срока хранения задержанных товаров; уведомление получено Теруправлением 30.12.2021.
Поскольку в 10-дневный срок со дня получения уведомления от 24.12.2021 №41 Теруправление не проинформировало таможню об уполномоченном лице, которому предоставлено право принять у таможенного органа указанное в уведомлении имущество, не приняло и не вывезло данное имущество для дальнейшего распоряжения, Находкинская таможня обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о признании незаконным бездействия в данной части.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с частями 11, 12 статьи 317 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №289-ФЗ) таможенные органы осуществляют хранение задержанных товаров, не являющихся предметами административного правонарушения или преступления, либо товаров, являющихся предметами административного правонарушения или преступления, но не изъятых либо не арестованных в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении, в течение тридцати календарных дней со дня их задержания, за исключением товаров, которые подвергаются быстрой порче и срок хранения которых не может превышать двадцать четыре часа с момента задержания.
По истечении указанных сроков невостребованные задержанные товары, не являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, либо товары, являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, но не изъятые либо не арестованные в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении, подлежат реализации или уничтожению в соответствии со статьей 320 данного закона.
В силу положений статьи 320 названного закона товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 ТК ЕАЭС, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 Кодекса Союза, подлежат реализации, если иное не установлено статьей 382 Кодекса Союза.
Распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со статьей 317 Закона № 289-ФЗ, осуществляется путем их реализации, переработки (утилизации) или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на учет, организацию проведения оценки, реализации, переработки (утилизации), уничтожения задержанных товаров, за исключением случаев, если полномочия по распоряжению указанными товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) указами Президента Российской Федерации либо актами Правительства Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти в отношении отдельных категорий товаров, для которых введены ограничения оборотоспособности или к обороту которых законодательством Российской Федерации предусмотрены специальные требования.
Таможенный орган, осуществивший задержание товаров, не позднее дня, следующего за днем истечения срока хранения задержанных товаров, предусмотренного частью 11 статьи 317 указанного закона, составляет акт об истечении срока хранения таких товаров в двух экземплярах.
Данный акт является основанием для распоряжения задержанными товарами в соответствии с настоящей статьей.
Таможенный орган, осуществивший задержание товаров, определяет размер таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении задержанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на день их задержания.
Таможенный орган, осуществивший задержание товаров, не позднее трех рабочих дней со дня истечении срока хранения задержанных товаров уведомляет уполномоченный орган об истечении срока их хранения, о месте нахождения товаров, об их количестве и о других характеристиках, необходимых уполномоченному органу для организации принятия и вывоза товаров, с приложением копии протокола задержания, а также произведенного согласно части 8 настоящей статьи расчета. В случае, если задержанные товары являются скоропортящимися, уведомление направляется в день задержания товаров, в том числе возможными средствами оперативной связи, включая передачу информации в электронном виде, с указанием, что эти товары являются скоропортящимися. Об истечении срока хранения задержанных товаров таможенный орган также уведомляет соответственно декларанта товаров, их собственника либо иного законного владельца, если эти лица установлены.
Таможенный орган, осуществивший задержание товаров, передает такие товары по акту приема-передачи уполномоченному органу, который подписывается должностным лицом таможенного органа, осуществившего задержание товаров, уполномоченным лицом уполномоченного органа, а также лицом, осуществлявшим хранение задержанных товаров.
Уполномоченный орган либо его представитель принимает от таможенного органа и вывозит задержанные товары для учета, оценки и распоряжения не позднее десяти рабочих дней после дня получения уведомления таможенного органа. Таможенный орган, задержавший товары, вправе продлить срок принятия и вывоза товаров по мотивированному обращению уполномоченного органа, но не более чем на один месяц.
В целях обеспечения своевременности и полноты перечисления в федеральный бюджет причитающихся денежных средств реализация задержанных товаров осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в возможно короткий срок, но не позднее трех месяцев со дня подписания акта приема-передачи.
В соответствии с Положением о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее – Положение), в действующей редакции, органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию, уничтожения или переработки (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности (Росимущество).
Согласно пункту 5.35 Положения к полномочиям Росимущества в установленной сфере деятельности относится прием в установленном порядке имущества, обращенного в собственность Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.5 (2) указанного Положения Росимущество в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле осуществляет:
-учет переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;
-организацию проведения оценки переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;
-организацию реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;
-уничтожение либо переработку (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, в том числе организацию уничтожения либо переработки (утилизации) таких товаров.
Таким образом, приведенные нормативные правовые акты регламентируют согласованные действия таможенного органа и Росимущества по приему-передаче задержанных и невостребованных товаров, срок задержания которых истек.
Материалами дела подтверждается факт направления Находкинской таможней в адрес Теруправления уведомления от 24.12.2021 №41 об истечении срока хранения задержанных товаров, а также получения этого уведомления ответчиком 30.12.2021.
Между тем, к моменту обращения таможни в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением срок принятия имущества по данному уведомлению истек, вместе с тем доказательства принятия Теруправлением каких-либо действий по принятию и вывозу спорного товара или продлению соответствующего срока в дело не представлены.
Доводы ТУ ФАУГИ о заключении 20.04.2021 государственного контракта №ГК05-2021/10 на выполнение работ по уничтожению имущества, обращенного в собственность государства, продолжение совместной с Находкинской таможней работы по приемке имущества, обращенного в федеральную собственность, свидетельствуют о принятии Теруправлением мер к организации процесса принятия и вывоза товаров в целом, однако не подтверждают совершение им действий по рассмотрению конкретного уведомления таможни от 24.12.2021 №41. Несмотря на предложение суда, акты приема-передачи спорного имущества ТУ ФАУГИ не представлены.
Кроме того, согласно части 12 статьи 320 Закона № 289-ФЗ в целях обеспечения своевременности и полноты перечисления в федеральный бюджет причитающихся денежных средств реализация задержанных товаров осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в возможно короткий срок, но не позднее трех месяцев со дня подписания акта приема-передачи.
Таким образом, надлежащее исполнение Теруправлением соответствующих обязанностей заключается не только в заключении государственного контракта, но и в осуществлении надлежащего контроля за его исполнением. Публично-правовая обязанность, возложенная на уполномоченный орган, будет считаться выполненной после фактического достижения требуемого правового результата - принятия имущества уполномоченным органом от таможни и его реализации.
Учитывая изложенное, суд поддерживает обоснованный вывод таможни о том, что в рассматриваемом случае имело место незаконное бездействие Теруправления, нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, в связи с чем заявленные требования удовлетворяет.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Соответственно, в случае признания судом ненормативного правового акта или решения недействительным, а действий (бездействия) незаконными судом в соответствии с вышеприведенными законоположениями в резолютивной части решения в обязательном порядке должно быть указано на применение восстановительной меры.
Суд считает, что применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора устранение нарушения прав и законных интересов возможно только в результате фактического принятия Теруправлением товаров, задержанных по протоколу задержания товаров и документов на них от 23.11.2021 МПН №000049, для дальнейшего распоряжения в порядке и сроки, предусмотренные статьей 320 Закона №289-ФЗ.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации участники процесса освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, выраженное в непринятии товаров, задержанных по протоколу задержания товаров и документов на них от 23.11.2021 МПН №000049.
Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае принять товары, задержанные по протоколу задержания товаров и документов на них от 23.11.2021 МПН №000049, для их дальнейшего распоряжения в порядке и сроки, предусмотренные статьей 320 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Фокина А.А.