АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-7375/2022
28 июля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена июля 2022 года .
Полный текст решения изготовлен июля 2022 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Беспаловой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Намзырай С.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Находкинской таможни (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 10.12.2002)
к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 03.08.2009)
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решений о приеме имущества, сведения о котором направлены уведомлением от 16.02.2022 № 4 (исх. 17.02.2022 № 26-16/01719); об обязании принять товары, указанные в уведомлении от 16.02.2022 № 4 для их дальнейшего распоряжения
при участии в судебном заседании: от сторон – представители не явились, надлежаще извещены,
установил:
Находкинская таможня (далее – заявитель, таможня) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее – ответчик, Росимущество) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решений о приеме имущества, сведения о котором направлены уведомлением от 16.02.2022 № 4 (исх. 17.02.2022 № 26-16/01719) и об обязании принять товары, указанные в уведомлении от 16.02.2022 № 4, для их дальнейшего распоряжения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда своих представителей не направили.
Заявитель направил суду письменное ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть настоящий спор в отсутствие не явившихся представителей участников процесса по имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование своих требований, таможня в заявлении указала, что бездействие ответчика, как уполномоченного органа по непринятию от Находкинской таможни и не вывозу задержанного товара для дальнейшего распоряжения после получения уведомления об истечении срока хранения задержанных товаров от 16.02.2022 № 4нарушает права и интересы таможни, а также затрудняет осуществление функций и задач, возложенных на таможенные органы. Сославшись на положения статьи 317, 320 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», пункта 4 Положения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, просит обязать ответчикапринять товары, задержанные таможенным органом по протоколу задержания и указанные в уведомлении, полученном ответчиком 22.02.2022 и оставленном без рассмотрения.
Ответчик представил в материалы дела письменный отзыв, в котором не согласился с заявленными требованиями. Указал, что, несмотря на доводы заявителя, Росимущество в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и регламентами провело определенную работу по приему-передаче товаров, утративших статус находящихся под таможенным контролем в связи с их обращением в федеральную собственность путем заявления в установленном порядке таможенной процедуры отказа в пользу государства и полагает, что из материалов дела не следует, что Росимущество бездействовало, не принимало мер по рассмотрению уведомления заявителя, учитывая, чтосамо по себе несоблюдение срока рассмотрения уведомления не является достаточным основанием для признания бездействия административного органа незаконным. Считает, что каких-либо оснований для выводов о нарушении действиями (бездействием) Росимущества прав и законных интересов заявителя не имеется и просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Из материалов дела судом установлено следующее.
Таможенным постом Морской порт Находка 29.12.2021 при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля задержаны товары: регулятор расхода воды SHINISFR-400 - 1шт.
По факту задержания товаров составлен протокол задержания товаров и документов на них от 29.12.2021 МПН № 000076.
Срок хранения указанных товаров истек 27.01.2022.
Письмом от 17.02.2022 № 26-16/01719 Находкинская таможня направила в ТУ Росимущества в Приморском крае уведомление от 16.02.2022 № 4 об истечении срока хранения задержанных товаров на основании протокола задержания товаров и документов на них от 29.12.2021 МПН № 000076, которое согласнопочтового уведомления Почты России вручено адресату 22.02.2022.
Установив, что с даты получения ответчиком уведомления от 16.02.2022 № 4 прошло более 10 дней, предусмотренных пунктом 11 статьи 320 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в течение которых на уполномоченный орган (в данном случае Росимущество и его структурные подразделения) возложена обязанность по принятию от таможенного органа и вывозу задержанных товаров для их учета, оценки и распоряжения, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы заявителя и пояснения ответчика, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, в силу следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 379 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений либо которые являются такими предметами, но не изъяты либо не арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении задерживаются таможенными органами. Задержание товаров и документов на них оформляется путем составления протокола о задержании товаров и документов на них. Для хранения задержанные товары размещаются на складах временного хранения или в иных местах, которые определяются таможенным органом и оборудованы для хранения таких товаров.
На основании пунктов 2, 3 статьи 379 ТК ЕАЭС задержание товаров и документов на них оформляется путем составления протокола о задержании товаров и документов на них, форма которого определяется Комиссией. Задержанные товары и документы на них изымаются и хранятся таможенными органами в течение срока, установленного настоящим Кодексом.
Из положений пунктов 1, 3 статьи 380 ТК ЕАЭС следует, что задержанные товары и документы на них, за исключением товаров, указанных в пункте 2 статьи 380 ТК ЕАЭС, хранятся таможенными органами в течение 30 календарных дней, а товары, подвергающиеся быстрой порче, - в течение 24 часов; срок хранения задержанных товаров и документов на них исчисляется со дня их задержания.
Пункт 1 статьи 382 ТК ЕАЭС определяет, что товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 настоящего Кодекса, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 настоящего Кодекса, подлежат реализации, если иное не установлено настоящей статьей.
В порядке пункта 3 статьи 38 ТК ЕАЭС реализация, использование или уничтожение товаров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в том числе расчет расходов, связанных с перевозкой (транспортировкой), перегрузкой (погрузкой, выгрузкой), хранением, иных расходов, связанных с подготовкой к реализации, и реализацией или уничтожением таких товаров, осуществляются в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого задержаны товары, с учетом особенностей, определенных настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 317 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ) таможенные органы задерживают товары, не являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, и документы на эти товары либо товары, являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, но не изъятые либо не арестованные в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 379 ТК ЕАЭС.
Как указано в пункте 12 статьи 317 Закона № 289-ФЗ, по истечении сроков, предусмотренных частью 11 настоящей статьи, невостребованные задержанные товары, не являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, либо товары, являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, но не изъятые либо не арестованные в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении, подлежат реализации или уничтожению в соответствии со статьей 320 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 320 Закона № 289-ФЗ товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 Кодекса Союза, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 Кодекса Союза, подлежат реализации, если иное не установлено статьей 382 Кодекса Союза.
Из части 2 статьи 320 Закона № 289-ФЗ следует, что распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со статьей 317 настоящего Закона, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.
Порядок распоряжения задержанными товарами, осуществляемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (части 3 статьи 320 Закона № 289-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 320 Закона № 289-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1493 утверждены Правила распоряжения товарами, задержанными таможенными органами, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации.
Таможенный орган, осуществивший задержание товаров, не позднее трех рабочих дней со дня истечении срока хранения задержанных товаров уведомляет уполномоченный орган об истечении срока их хранения, о месте нахождения товаров, об их количестве и о других характеристиках, необходимых уполномоченному органу для организации принятия и вывоза товаров, с приложением копии протокола задержания, а также произведенного согласно части 8 настоящей статьи расчета (часть 9 статьи 320 Закона № 289-ФЗ).
Таможенный орган, осуществивший задержание товаров, передает такие товары по акту приема-передачи уполномоченному органу, который подписывается должностным лицом таможенного органа, осуществившего задержание товаров, уполномоченным лицом уполномоченного органа, а также лицом, осуществлявшим хранение задержанных товаров (часть 10 статьи 320 Закона № 289-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, в действующей редакции, органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию, уничтожения или переработки (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности (Росимущество).
В соответствии с пунктом 4 данного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В Приморском крае таким территориальным органом является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае.
На основании пункта 5.5 (2) указанного Положения Росимущество в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле осуществляет:
- учет переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;
- организацию проведения оценки переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;
- организацию реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;
- уничтожение либо переработку (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, в том числе организацию уничтожения либо переработки (утилизации) таких товаров.
Порядок приема-передачи задержанных товаров от таможенного органа уполномоченному органу, сроки хранения которых истекли, установлен частями 9-11 статьи 320 Закона № 289-ФЗ.
В силу части 11 статьи 320 Закона № 289-ФЗ уполномоченный орган либо его представитель принимает от таможенного органа и вывозит задержанные товары для учета, оценки и распоряжения не позднее десяти рабочих дней после дня получения уведомления таможенного органа, предусмотренного частью 9 настоящей статьи.
Таможенный орган, задержавший товары, вправе продлить срок принятия и вывоза товаров по мотивированному обращению уполномоченного органа, но не более чем на один месяц.
Таким образом, Законом № 289-ФЗ установлены конкретные сроки исполнения государственными органами своих обязанностей.
После уведомления со стороны таможенного органа подразделения Росимущества о факте задержания товаров, месте их нахождения, Российская Федерация в лице Росимущества и его структурных подразделений является лицом, в интересах которого осуществляется хранение в силу закона.
С момента фактического приема по акту приема-передачи задержанных товаров до момента их реализации, уничтожения либо переработки уполномоченный орган обеспечивает их сохранность (часть 16 статьи 320 Закона № 289-ФЗ).
Вышеприведенные положения законодательства в их системной взаимосвязи приводят к выводу о том, что прием уполномоченным органом задержанных товаров и их вывоз, их учет, оценка и распоряжение ими (реализация, переработка либо уничтожение) являются различными действиями уполномоченного органа.
В связи с чем, доводы ответчика в письменном отзыве, что им предпринимались меры по проведению определенной работы с целью принятия спорного имущества путем заключения 20.04.2021 с ООО «Алтайский центр правовой помощи «Фемида» государственного контракта ГК05-2021/10 на выполнение работ по уничтожению имущества, обращенного в собственность государства, судом не принимаются, поскольку противоречат нормам статей 380 - 382 ТК ЕАЭС, 320 Закона № 289-ФЗ, императивно устанавливающим, что задержанные товары по истечении срока хранения передаются таможней по акту приема-передачи уполномоченному органу.
При этом действующее законодательство не предусматривает возможности отказа уполномоченным органом от принятия таких товаров, а лишь предоставляет возможность по мотивированному обращению уполномоченного органа продлить срок принятия и вывоза товаров, но не более чем на один месяц.
Доказательства направления ответчиком названного обращения материалы дела не содержат.
Между тем, как усматривается из материалов дела, после истечения срока хранения задержанных таможней по протоколу от 29.12.2021 МПН № 000076 товаров, уполномоченный орган в ответ на уведомление об истечении срока хранения задержанных товаров от 16.02.2022 № 4 не информировал таможенный орган об уполномоченном лице, кому предоставлено право принимать имущество, указанное в полученном 22.02.2022 уведомлении от 16.02.2022 № 4, у таможенного органа, в том числе не приняв, и не осуществив вывоз спорных товаров, находящихся в камере хранения Находкинской таможни для дальнейшего учета, оценки и распоряжения, в сроки, установленные частью 11 статьи 320 Закона № 289-ФЗ после получения уведомления.
Указанное бездействие ответчика, противоречащее требованиям вышеназванных правовых норм, нарушает права и законные интересы таможни, препятствует своевременному поступлению в бюджет денежных средств от реализации товаров, вынуждает таможенный орган обеспечивать хранение товаров в течение продолжительного периода времени.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, установление судом несоответствие оспариваемого бездействия упомянутым нормам законодательства, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленного требования.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующих статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Таким образом, возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
При выборе способа восстановления нарушенного права арбитражный суд самостоятельно определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
При этом суд должен учитывать, что избранный способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
При изложенных обстоятельствах, суд удовлетворяет требования заявителя в части способа восстановления нарушенного права, и на основании подпункта 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ возлагает обязанность на ответчика по принятию товаров, указанных в уведомлении от 16.02.2022 № 4 (исх. от 17.02.2022 № 26-16/01719), для их дальнейшего распоряжения.
Поскольку и заявитель, и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины на основании статей 333.38 НК РФ, 105 АПК РФ, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, выразившееся в непринятии решений о приеме имущества, сведения о котором направлены уведомлением от 16.02.2022 № 4 (исх от 17.02.2022 № 26-16/01719).
Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае принять товары, указанные в уведомлении от 16.02.2022 № 4 для их дальнейшего распоряжения, в порядке и сроки, предусмотренные Правилами распоряжения товарами, задержанными таможенными органами, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1493.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Беспалова Н.А.