АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-8749/2022
21 октября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена октября 2022 года .
Полный текст решения изготовлен октября 2022 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Беспаловой Н.А. Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Н.Э.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 01.01.2020)
к Департаменту лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 07.03.2007)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя - Департамент государственной гражданской службы и кадров Приморского края (Адрес: 690110, <...>)
о признании незаконным представления от 15.03.2022 № 1/2022 о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий РФ в области лесных отношений, исх. 02-12/998 от 21.03.2022,
при участии в заседании: о
т заявителя – представитель ФИО1 (доверенность от 02.08.2022 № 98),
от ответчика – представители не явились, надлежаще извещены,
от третьего лица – представитель ФИО2 (доверенность от 17.10.2022),
установил:
Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее – заявитель, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу (далее – ответчик, Департамент) о признании незаконным представления от 15.03.2022 № 1/2022 «О привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» исх. 02-12/998 от 21.03.2022.
Определением от 10.08.2022 судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент государственной гражданской службы и кадров Приморского края (далее – третье лицо).
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда своих представителей не направило. В соответствии с частью 5 статьи 156, статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть настоящий спор в отсутствие не явившихся представителей ответчика, по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении и письменных возражениях на отзыв ответчика. Не оспаривая полномочия ответчика, предусмотренные подпунктом 2 пункта 7 Положения о Департаменте лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, утвержденного Приказом Рослесхоза от 19.06.2015 № 202, по контролю за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, к дисциплинарной ответственности, в том числе к освобождению от занимаемой должности, полагает, что оспариваемое представление является неисполнимым, поскольку направлено в адрес должностного лица, полномочия которого исключают возможность его исполнения и привлечения к ответственности государственных гражданских служащих Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края к дисциплинарной ответственности. Просит удовлетворить заявленные требования.
Ответчик предоставил в материалы дела письменный отзыв на заявление, в котором не согласился с требованиями заявителя. Полагает, что оспариваемое представление вынесено в рамках предоставленных Департаменту полномочий, по результатам проведенной проверки, в ходе которой установлено не выполнение требований пунктов 2,3 ранее выданного предписания Рослесхоза от 31.12.2020 № 10/2020, которое не было оспорено заявителем в установленном законом порядке и установленные сроки. Указал, чтозаявитель является органом государственной власти Приморского края и, в свою очередь, представителем нанимателя согласно абзацу 2 статьи 1 Закона Приморского края от 07.06.2012 № 51 -КЗ «О государственной службе Приморского края», в связи с чем, оспариваемое представление выдано уполномоченному лицу, для его исполнения и доказательств нарушений прав и законных интересов, необоснованного возложения на заявителя обязанности совершить действия, суду не представлены.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал требования заявителя по доводам, изложенным в письменном отзыве, поскольку оспариваемое представление от 15.03.2022 № 1/2022 внесено лицу, не уполномоченному на принятие решений о привлечении должностных лиц Министерства к дисциплинарной ответственности.
Из материалов дела судом установлено, что на основании приказа от 11.01.2021 № 325-п в период с 23.12.2021 по 28.12.2021 должностным лицом Департамента проведена внеплановая документарная проверки исполнения Министерством пунктов 2, 3 предписания от 31.12.2020 № 10/20 «Об исполнении выявленных нарушений при исполнении переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, выданного Федеральным агентством лесного хозяйства.
По результатам проверки оформлен акт проверки от 28.12.2021 № 86.
Установив в ходе проверкинеисполнение пунктов 2,3 предписания от 31.12.2020 № 10/20, поскольку в нарушение требований пункта 26 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации и приказа Рослесхоза от 13.11.2018 № 937 «О выделении особо защитных участков лесов «медоносные участки лесов» на территории Приморского края и установлении их границ»не устранены нарушения, в части введения в действие материалов таксации лесов по Верхне-Перевалъненскому, Владивостокскому, Далънеречнескому, Кавалеровскому, Сергеевскому, Спасскому, Уссурийскому лесничествам, которыми спроектированы изменения видов и площади особо защитных участков лесов (далее - ОЗУ), установленных приказом Рослесхоза, и утверждения актов о внесении указанных материалов в государственный лесной реестр, а также не приняты необходимые обеспечительные меры, в том числе предусматривающие возложение ответственности за соблюдение режимов ОЗУ конкретными должностными лицами Министерства (при невозможности принятия действенных мер, исключающих риски совершения нарушений, отменить введенные в действие материалы таксации) в целях соблюдения на период устранения нарушений режима ОЗУ, установленного приказом Рослесхоза, Министерству выдано представление от 15.03.2022 № 1/2022 «О привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений».
Посчитав, что представление от 15.03.2022 № 1/2022 является незаконным, в связи с отсутствием у Министерства полномочий на его исполнение, последний оспорил его в арбитражном суде.
Изучив материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения требований заявителя, в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений.
Ответственным за организацию и осуществление контроля, мониторинга эффективности и качества осуществления переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ полномочий, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (часть 7 статьи 83 ЛК РФ).
Таким органом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 является Федеральное агентство лесного хозяйства.
В свою очередь, Департамент лесного хозяйства по ДФО является его территориальным органом, действующим на основании положений Приказа Рослесхоза от 19.06.2015 № 202 «Об утверждении Положения о Департаменте лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу».
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет контроль исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений (пункт 4 части 9 статьи 83 ЛК РФ).
Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства (Рослесхозе), утвержденному постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736 Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Рослесхоз осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федераций в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также представлений об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемой должности, должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий Непосредственно, через свои территориальные органы (пункты 4, 5.4.31 Положения).
При реализации указанных полномочий Рослесхоз и его территориальные органы руководствуются, в том числе требованиями Приказа Минприроды России от 03.07.2019 № 434 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» (далее – Порядок № 434).
Порядком № 434 определены сроки и последовательность действий Рослесхоза и его территориальных органов при осуществлении мероприятий по контролю за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ (пункт 1).
Согласно пункту 3 Порядка № 434 предметом осуществления контроля за переданными полномочиями является соблюдение органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - подконтрольные органы) и их подведомственными организациями законодательства Российской Федерации в области лесных отношений при осуществлении ими переданных полномочий.
Должностные лица Рослесхоза и его территориальных органов при осуществлении контроля за переданными полномочиями имеют право проводить проверки деятельности подконтрольных органов (подпункт 1 пункт 8 Порядка № 434).
В порядке пункта 7 Порядка № 434 при осуществлении контроля за переданными полномочиями применяются следующие формы проверок:
- документарные проверки проводятся в целях изучения отчетности об осуществлении переданных полномочий и иных документов, представляемых подконтрольными органами, а также иной официальной информации, в том числе содержащейся в государственных информационных системах, без посещения подконтрольных органов.
- выездные проверки проводятся в случаях, если по результатам документарной проверки невозможно удостовериться в полноте и достоверности полученных в рамках документарной проверки выводов либо мероприятия по контролю за переданными полномочиями требуется проводить по месту нахождения подконтрольных органов.
Согласно пункту 27 Порядка № 434 внеплановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок.
Предметом внеплановой документарной проверки являются сведения, содержащиеся в актах, издаваемых подконтрольными органами при осуществлении ими переданных полномочий, исполнении ранее выданных предписаний и представлений Рослесхоза и его территориальных органов (пункт 28 Порядка № 434).
По результатам проверки составляется акт проверки (пункт 35 Порядка № 434) и при выявлении нарушений обязательных требований в ходе проверок, проведенных Рослесхозом, и зафиксированных в актах проверок, руководитель Рослесхоза (уполномоченное лицо) направляет подконтрольным органам обязательные для исполнения предписания, представления (пункт 44 Порядка № 434).
Должностные лица Рослесхоза и его территориальных органов при осуществлении контроля за переданными полномочиями, в том числе обязаны направлять обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений (далее - предписание), а также представления об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемой должности, должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий (далее - представление), с указанием сроков их исполнения (подпункт 13 пункта 10 Полрядка № 434).
Таким образом, Порядок № 434 регулирует отношения между контролирующим органом (Рослесхоз, его территориальные органы) и подконтрольным субъектом (органы государственной власти субъекта Российской Федерации), возникающие при организации и проведении проверок в рамках контроля за переданными полномочиями, и не распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с подпунктом 5.4.31 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 № 736, пунктом 47 Порядка № 434, утвержден приказом Рослесхоза от 09.07.2021 № 569 Порядок действий должностных лиц Рослесхоза, осуществляющих контроль за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в проверках по контролю за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее – Порядок № 569).
Настоящий Порядок регулирует вопросы, связанные с действиями должностных лиц Рослесхоза при контроле за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в проверках по контролю за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - предписания, проверки, орган государственной власти субъекта) (пункт 1). Контроль за исполнением предписаний осуществляется территориальным органом Рослесхоза (далее - территориальный орган) (пункт 2).
Согласно пункта 12 Порядка № 569 на основании акта проверки и анализа материалов, документов и сведений об исполнении предписания (пунктов предписания) принимается решение: об исполнении предписания (пунктов предписания) (подпункт 12.1); о снятии с контроля предписания (пунктов предписания) (подпункт 12.2); о неисполнении предписания (пунктов предписания) (подпункт 12.3).
В случае принятия решения, указанного в подпункте 12.3 настоящего Порядка, территориальным органом принимаются незамедлительные меры по привлечению лиц к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением сроков, установленных КоАП РФ. Кроме того, территориальным органом выдается новое предписание для исполнения требований предписания (пункта предписания), по которому принято решение о его неисполнении.
Как установлено судом, приказом Рослесхоза от 19.06.2015 № 202 утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, пунктами 2, 6 которого предусмотрено, что Департамент является территориальным органом Рослесхоза, действующим на территории Дальневосточного федерального округа, находится в подчинений Рослесхоза.
К числу полномочий Департамента, в том числе, относится контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, что согласуется с полномочиями, определенными пунктами 2, 3 части 9 статьи 83 ЛК РФ.
Из материалов дела следует, что в 2020 году в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка исполнения переданных полномочий Российской Федераций в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий, о чем был составлен акт проверки от 07.08.2020 № 9/2020.
В ходе проверки было установлено, что Министерством допущены нарушения, в связи с чем, Федеральным агентством лесного хозяйства выдано предписание от 31.12.2020 №10/2020.
Департаментом в соответствии с частью 9 статьи 83 ЛК РФ и на основании приказа от 11.11.2021 № 325-п в период с 23 по 28 декабря 2021 года проведена внеплановая документарная проверка исполнения Министерством переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений по вопросу исполнения пунктов 2,3 предписания от 31.12.2020 № 10/2020.
В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации, которые отражены в акте проверки от 28.12.2021 № 86.
Руководствуясь пунктом 3 части 9 статьи 83 ЛК РФ, пунктом 2 раздела II Положения о Департаменте лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19.06.2015 № 202, ввиду ненадлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудниками Министерства, ответственных за принятие мер по устранению нарушений, выявленных при проведении проверки, Департаментом направлено Министру лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края представление от 15.03.2022 № 1/2022 «О привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений».
Основанием для выдачи представления явилось неисполнение требований пунктов 2,3 предписания от 31.12.2020 № 10/20.
В представлении органу государственной власти Приморского края, исполняющему полномочия в области лесных отношений, указывалось на необходимость принятия надлежащих и своевременных мер по исполнению настоящего представления, а также направить информацию и копии соответствующих материалов (документов) о его выполнении в Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу не позднее 60 календарных дней с даты получения представления.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Оценив оспариваемое представление, направленное Министру лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края для исполнения, суд приходит к следующим выводам.
Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 09.07.2013 № 2423/13 по делу № А53-19629/2012 отметил, что исполнимость предписания наряду с его законностью является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Учитывая данную позицию, судом отмечается, что предписание, как и представление должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю.
Частью 3 статьи 8 Устава Приморского края, утвержденного Законом Приморского края 06.10.1995 № (далее - Устав Приморского края) установлено, что систему органов государственной власти Приморского края составляют:
1) Законодательное Собрание Приморского края - постоянно действующий представительный и единственный законодательный орган государственной власти Приморского края;
2) Губернатор Приморского края - высшее должностное лицо Приморского края;
3) правительство Приморского края - постоянно действующий высший исполнительный орган Приморского края;
4) иные исполнительные органы Приморского края.
На основании Устава Приморского края, постановления Губернатора Приморского края от 06.08.2019 № 52-пг «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края», постановления Администрация Приморского края от 20.08.2019 № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края» Администрацией Приморского края Постановлением от 01.11.2019 № 713-па утверждено Положение о министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края.
Министерство является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области лесных отношений на территории Приморского края, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий - государственных природных заказников краевого значения и природных парков краевого значения, и специально уполномоченным государственным органом по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в Приморском крае (пункт 1.1 Положения № 713-па).
Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края, исполняющим за счет субвенций из федерального бюджета переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений, охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов и формируется Правительством Приморского края, возглавляющим органы исполнительной власти Приморского края (пункты 1.2, 1.3 Положения № 713-па)
В соответствии с пунктом 3.1 Положения № 713-па Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность Губернатором Приморского края по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, и освобождаемый от должности Губернатором Приморского края.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих полномочий и функций.
Министр непосредственно подчиняется Первому вице-губернатору Приморского края - Председателю Правительства Приморского края.
В порядке пункта 3.2 Положения № 713-па структура, штатная численность и Положение о министерстве утверждаются Правительством Приморского края по представлению министра.
Полномочия Министра определены в пункте 3.3 Положения № 713-па. Согласно пункту 3.6 Положения № 713-па права и обязанности сотрудников Министерства определяются законодательством Российской Федерации и Приморского края и должностными регламентами.
Должность министра лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 13.06.2007 № 87-КЗ «О государственных должностях Приморского края» является государственной должностью Приморского края и в силу пункта 3.1 Положения № 713-па, работодателем в отношении Министра является Губернатор Приморского края.
Пунктом 2.5 распоряжения Губернатора Приморского края от 31.05.2022 № 168-рг «О возложении полномочий» (до 01.06.2022 — пунктом 2.5 распоряжения Губернатора Приморского края от 17.03.2020 № 101-рг «О возложении полномочий»), в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Приморского края от 07.06.2012 № 51-КЗ «О государственной гражданской службе Приморского края» (далее - Закон от 07.06.2012 № 51-КЗ), полномочия представителя нанимателя по подписанию в отношении гражданских служащих Министерства приказов о проведении служебных проверок и применении дисциплинарных взысканий возложены на Первого вице-губернатора Приморского края — Председателя Правительства Приморского края.
Органом государственной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере организации государственной гражданской службы в органах исполнительной власти Приморского края, аппарате Губернатора Приморского края и Правительства Приморского края (далее - гражданская служба), является департамент государственной гражданской службы и кадров Приморского края.
В соответствии с Положением о департаменте государственной гражданской службы и кадров Приморского края, утвержденным Постановлением Администрации Приморского края от 07.10.2019 № 647-па, Департамент осуществляет следующие полномочия в аппарате Губернатора Приморского края и Правительства Приморского края, органах исполнительной власти Приморского края, в которых представителем нанимателя является Губернатор Приморского края либо уполномоченное им должностное лицо (далее - государственные органы), в том числе: организует в соответствии с действующим законодательством формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы; подготовку проектов актов представителя нанимателя, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, освобождением от замещаемой должности гражданской службы, увольнением гражданского служащего с гражданской службы и выходом его на пенсию за выслугу лет, и оформление соответствующих решений; формирование и ведение реестра государственных гражданских служащих государственных органов; ведение личных дел, трудовых книжек гражданских служащих, формирование в электронном виде основной информации об их трудовой деятельности и трудовом стаже в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, оформление и выдачу им служебных удостоверений (пункты 2.1.3.1.; 2.1.3.2.;2.1.3.3; 2.1.3.4 Положения).
На основании статьи 28 Закона Приморского края от 07.06.2012 № 51-КЗ «О государственной службе Приморского края» применить дисциплинарные взыскания за совершение дисциплинарного проступка в отношении гражданского служащего имеет право представитель нанимателя.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона от 07.06.2012 № 51-КЗ под представителем нанимателя в указанном законе понимается - Губернатор Приморского края, руководитель государственного органа Приморского края, лицо, замещающее государственную должность, либо представители Губернатора Приморского края, указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Приморского края.
В силу части 1 статьи 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащимпо его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание.
В соответствии с частью 2 статьи 58 указанного Закона № 79-ФЗ перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
Пунктом 2.5 распоряжения Губернатора Приморского края от 31.05.2022 № 168-рг «О возложении полномочий» (до 01.06.2022 - пунктом 2.5 распоряжения Губернатора Приморского края от 17.03.2020 № 101-рг «О возложении полномочий»), в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона от 07.06.2012 № 51-КЗ, полномочия представителя нанимателя по подписанию в отношении гражданских служащих Министерства приказов о проведении служебных проверок и применении дисциплинарных взысканий возложены на Первого вице-губернатора Приморского края — Председателя Правительства Приморского края.
Организацию проведения служебных проверок, в соответствии с пунктом 2.1.4.4 Положения о Департаменте государственной гражданской службы и кадров Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 07.10.2019 № 647-па, осуществляет департамент государственной гражданской службы и кадров Приморского края.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 распределения обязанностей между должностными лицами Правительства Приморского края, утвержденного распоряжением Губернатора Приморского края от 31.05.2022 № 169-рг (до 01.06.2022 - распоряжением Губернатора Приморского края от 24.12.2019 № 359-рг) деятельность департамента государственной гражданской службы и кадров Приморского края непосредственно координирует и контролирует Первый вице-губернатор Приморского края — Председатель Правительства Приморского края.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что в соответствии с полномочиями Министра лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, установленными Положением Положения № 713-па, Министр не является представителем нанимателя в отношении гражданских служащих Министерства и не уполномочен принимать решения о привлечении их к дисциплинарной ответственности.
При этом лица, замещающие государственные должности, несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, в силу статьи 192 которого решение о применении дисциплинарного взыскания к Министру может быть принято Губернатором Приморского края.
Как следует из пояснений третьего лица в адрес Департамента государственной гражданской службы и кадров Приморского края оспариваемое представление от 15.03.2022 № 1/2022 не поступало.
Таким образом, представление от 15.03.2022 № 1/2022 внесено лицу, не уполномоченному на принятие решений о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в связи с чем, является незаконным, поскольку возлагает на заявителя обязанности, не предусмотренные законодательством РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ и принимая во внимание, что представление от 15.03.2022 № 1/2022 «О привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» исх. 02-12/998 от 21.03.2022, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, суд признает его подлежащим отмене, что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленного требования.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным представление Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу от 15.03.2022 № 1/2022 о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий РФ в области лесных отношений, исх. № 02-12/998 от 21.03.2022.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции через Арбитражный суд Приморского края.
Судья Беспалова Н.А.