ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-9555/2023 от 07.08.2023 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-9555/2023

07 августа 2023 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дутовой Н.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Владивостокской таможни (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата регистрации 15.04.2005)

к Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424, дата регистрации 03.08.2009)

о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Приморском крае, выразившегося в непринятии имущества, сведения о котором указаны в уведомлениях от 28.03.2023 №№ 19, 20, 21, 22, 24, 28; обязании ответчика осуществить прием и вывоз задержанных товаров

при участии: стороны не явились, извещены,

установил: Владивостокская таможня обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, выразившегося в непринятии имущества, о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Приморском крае, выразившегося в непринятии имущества, сведения о котором указаны в уведомлениях от 28.03.2023 №№ 19, 20, 21, 22, 24, 28, и об обязании ответчика осуществить прием и вывоз задержанных товаров.

Стороны в судебное заседание не явились, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о месте и времени судебного разбирательства, от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие сторон по имеющимся доказательствам.

Таможенный орган в заявлении указал, что оспариваемое бездействие нарушает требования статьи 323 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регламентирующей согласованные действия таможенного органа и Росимущества по приему-передаче товаров, обращенных в федеральную собственность.

Ответчик в письменном отзыве требования заявителя оспорил, указав, что в настоящее время налажено информационное взаимодействие с таможенными органами по приему-передаче товаров, утративших статус находящихся под таможенным контролем, в федеральную собственность, Теруправление ведет работу по приему товаров в федеральную собственность, в том числе по спорным уведомлениям, ввиду чего бездействие отсутствует.

При рассмотрении дела суд установил, что в рамках Соглашения от 22.11.2019 № 01-69/0024/01-12/98 о порядке и условиях взаимодействия ФТС России и ФАУГИ при передаче имущества, обращенного в собственность государства, а также вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, заключенного ФТС России и ФАУГИ, и Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 № 1238 «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства», Владивостокской таможней в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае были направлены уведомления о готовности к передаче имущества, обращенного в федеральную собственность (с приложением надлежащего комплекта документов).

Так, 01.02.2023 на основании пункта 1 статьи 379 ТК ЕАЭС таможенным постом Морской порт Владивосток Владивостокской таможни у ООО «ВМТ» задержаны товары, о чем составлен протокол задержания товаров и документов 10702030 № 000015.

28.03.2023 Владивостокской таможней было направлено уведомление № 19 (письмо от 28.03.2023 № 35-14/11829) о предстоящей передаче задержанных товаров организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации. Срок хранения указанных в уведомлении товаров истек 03.03.2023.

01.02.2023 на основании пункта 1 статьи 379 ТК ЕАЭС таможенным постом
Морской порт Владивосток Владивостокской таможней у ООО «ВМТ» задержаны
товары, о чем составлен протокол задержания товаров и документов № 10702030 №
000014.

28.03.2023 Владивостокской таможней было направлено уведомление № 20 (письмо от 28.03.2023 № 35-14/11830) о предстоящей передаче задержанных товаров организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации. Срок хранения указанных в уведомлении товаров истек 03.03.2023.

01.02.2023 на основании пункта 1 статьи 379 ТК ЕАЭС таможенным постом
Морской порт Владивосток Владивостокской таможней у ООО «ВМТ» задержаны
товары, о чем составлен протокол задержания товаров и документов № 10702030 №
000013.

28.03.2023 Владивостокской таможней было направлено уведомление № 21 (письмо от 28.03.2023 № 35-14/11831) о предстоящей передаче задержанных товаров организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации. Срок хранения указанных в уведомлении товаров истек 03.03.2023.

01.02.2023 на основании пункта 1 статьи 379 ТК ЕАЭС таможенным постом
Морской порт Владивосток Владивостокской таможней у ООО «ВМТ» задержаны
товары, о чем составлен протокол задержания товаров и документов № 10702030 №
000016.

28.03.2023 Владивостокской таможней было направлено уведомление № 22 (письмо от 28.03.2023 № 35-14/11832) о предстоящей передаче задержанных товаров организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации. Срок хранения указанных в уведомлении товаров истек 02.02.2023.

01.02.2023 на основании пункта 1 статьи 379 ТК ЕАЭС таможенным постом
Морской порт Владивосток Владивостокской таможней у ООО «ВМТ» задержаны
товары, о чем составлен протокол задержания товаров и документов № 10702030 №
000018.

28.03.2023 Владивостокской таможней было направлено уведомление № 24 (письмо от 28.03.2023 № 35-14/1 1833) о предстоящей передаче задержанных товаров организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации. Срок хранения указанных в уведомлении товаров истек 03.03.2023.

02.02.2023 на основании пункта 1 статьи 379 ТК ЕАЭС таможенным постом
Морской порт Владивосток Владивостокской таможней у ООО «ВМТ» задержаны
товары, о чем составлен протокол задержания товаров и документов № 10702030 №
000019.

28.03.2023 Владивостокской таможней было направлено уведомление № 28 (письмо от 28.03.2023 № 35-14/11838) о предстоящей передаче задержанных товаров организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации. Срок хранения указанных в уведомлении товаров истек 04.02.2023.

Полагая, что поскольку в соответствии с пунктом 2.4. названного Соглашения срок принятия имущества уполномоченным лицом Росимущества (его территориального органа) исчисляется с даты получения Росимуществом (его территориальным органом) от таможенного органа оригинала уведомления и не может превышать 30 рабочих дней, а ответчиком не осуществлены действия по принятию имущества, обращенного в федеральную собственность, Владивостокская таможня оспорила бездействие Теруправления ФАУГИ по Приморскому краю в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы заявителя, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

Так, по смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 323 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 289-ФЗ) товары обращаются в федеральную собственность:

1) на основании решения суда по уголовному делу или делу об административном правонарушении при применении конфискации товаров, изъятых или арестованных в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении, со дня вступления в силу указанного судебного решения;

2) на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, со дня вступления в силу судебного акта;

3)на основании помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства со дня передачи таможенным органам товаров.

Согласно части 2 статьи 324 Федерального закона № 289-ФЗ товары, обращенные в федеральную собственность на основании помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, подлежат передаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства, за исключением товаров, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен особый порядок распоряжения.

В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с Положением о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, в действующей редакции, органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию, уничтожения или переработки (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности (Росимущество).

Согласно пункту 5.35 Положения к полномочиям Росимущества в установленной сфере деятельности относится прием в установленном порядке имущества, обращенного в собственность Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.5 (2) указанного Положения Росимущество в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле осуществляет:

-учет переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;

-организацию проведения оценки переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;

-организацию реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;

-уничтожение либо переработку (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, в том числе организацию уничтожения либо переработки (утилизации) таких товаров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 № 1238 утверждено Положение о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства.

Пунктом 3 указанного Положения определено, что имущество, обращенное в собственность государства, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам, которые осуществляют его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами, предусмотренными пунктом 11 Положения.

Согласно пункту 8 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет прием имущества, обращенного в собственность государства, в срок не более 30 рабочих дней со дня поступления уведомления.

В настоящее время в целях организации своевременной передачи обращенных в федеральную собственность товаров для дальнейшего распоряжения ими Росимущество и таможенные органы руководствуются Соглашением от 22.11.2019 № 01-69/0024/01-12/98 «О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при организации приема-передачи отдельных категорий имущества», подписанным руководителем ФТС России и руководителем Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Пунктом 2.4 данного Соглашения определено, что срок принятия имущества уполномоченным лицом Росимущества (его территориального органа) исчисляется с даты получения Росимуществом (его территориальным органом) от таможенного органа уведомления и не может превышать 30 (тридцати) рабочих дней. В пределах указанного срока Росимущество (его территориальный орган) письменно, а также по электронным каналам связи (факсимильная связь, электронная почта, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, при их наличии, информирует таможенный орган об уполномоченном лице Росимущества (его территориального органа), которому предоставлено право принимать имущество у таможенного органа и подписывать документы по его принятию. Уполномоченные лица Росимущества (его территориального органа) и таможенного органа не позднее 5 (пяти) рабочих дней до предполагаемой даты принятия имущества согласовывают в рабочем порядке дату принятия имущества.

Подписанный акт приема-передачи является основанием для снятия имущества с учета таможенного органа и принятия его к учету Росимуществом (его территориальным органом) (пункт 2.7. Соглашения).

При этом в соответствии с разделом VI Соглашения Росимущество:

1) организует и контролирует выполнение условий данного Соглашения территориальными органами Росимущества;

2) организует и обеспечивает своевременный прием, транспортировку, учет и обеспечение сохранности передаваемого имущества.

Таким образом, нормативные правовые акты регламентирует согласованные действия таможенного органа и Росимущества по приему-передаче товаров, утративших статус находящихся под таможенным контролем в связи с их обращением в федеральную собственность по предусмотренным законом основаниям.

Учитывая даты получения ответчиком спорных уведомлений таможенного органа, срок принятия товаров истек.

Как утверждает заявитель, какой-либо ответ на данные уведомления получен не был, действия по принятию имущества, обращенного в федеральную собственность, Теруправлением не совершены. Данное обстоятельство ответчиком не опровергнуто, доказательств, свидетельствующих о совершении каких-либо действий в связи с получением указанных уведомлений, ответчик не представил.

Наличие законных оснований для непринятия имущества, обращенного в федеральную собственность, Теруправлением не доказано.

Ответчик, заявляя о том, что он не уклонялся от принятия имущества, обращенного в федеральную собственность, не допустил незаконного бездействия и принимал к меры к рассмотрению спорных уведомлений, не представил каких-либо доказательств совершения конкретных действий, направленных на выполнение своей публично-правовой обязанности

Более того, по смыслу пункта 6 Положения № 1238 в 30-дневный срок со дня поступления уведомления уполномоченный орган должен совершить все действия, необходимые для приема имущества, обращенного в собственность государства, как то: рассмотреть уведомление, организовать соответствующий документооборот, обеспечить фактическую приемку передаваемого имущества, оформить совместно с передающей организацией акт приема-передачи.

В этой связи рассмотрение уведомлений само по себе не является достаточным для выполнения Теруправлением обязанности по принятию имущества, которая будет считаться исполненной только после фактического достижения требуемого правового результата: принятия имущества от уполномоченного органа для целей совершения дальнейших действий согласно правовому режиму этого имущества (уничтожение, реализация и т.п.).

Длительным бездействием Теруправления нарушаются права и законные интересы Владивостокской таможни, действующей в интересах бюджета, в целях обеспечения своевременности и полноты перечисления в федеральный бюджет денежных средств, полученных от реализации товаров, обращённых в федеральную собственность (пункт 3 статьи 324 ТК ЕАЭС), а также для исключения необоснованного расходования средств федерального бюджета, связанного с хранением товаров, обращённых в федеральную собственность.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При изложенных обстоятельствах суд удовлетворяет требования заявителя и на основании подпункта 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ указывает на обязанность ответчика принять спорное имущество, обращенное в федеральную собственность, в порядке и сроки, предусмотренные Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 № 1238.

Поскольку и заявитель, и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины на основании статей 333.38 НК РФ, 105 АПК РФ, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, выразившееся в непринятии имущества, обращенного в федеральную собственность постановлениями (решениями) судебных органов, приложенными к уведомлениям от от 28.03.2023 №№ 19, 20, 21, 22, 24, 28 о готовности к передаче имущества, обращенного в федеральную собственность.

Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае принять имущество, указанное в уведомлениях от 28.03.2023 №№ 19, 20, 21, 22, 24, 28 о готовности к передаче имущества, обращенного в федеральную собственность, в порядке и сроки, предусмотренные Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 № 1238.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья Нестеренко Л.П.