ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-955/17 от 27.03.2017 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-955/2017

03 апреля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2017 года 27 марта 2017.

Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2017 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем О.В. Елизовой

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (ИНН 7701537808, ОГРН 1047796344111, дата регистрации 13.05.2004)

к Автономной некоммерческой организации высшего образования "Институт технологии и бизнеса" (ИНН 2508993810, ОГРН 1142500000720, дата регистрации 24.03.2014)

об аннулировании лицензии

при участии: стороны не явились

установил: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки обратилась в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии, выданной Автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт технологии и бизнеса» (далее Институт, АНО ВО «ИТиБ») на осуществление образовательной деятельности от 07.05.2014, регистрационный номер № 0995, серия 0001062, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

От заявителя в материалы дела поступил ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствие.

Ответчик не воспользовался предоставленными ему АПК РФ процессуальными правами, отзыв или иную письменную позицию по делу не представил, требования заявителя не оспорил, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем спор рассмотрен в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие ответчика.

Заявление службы об аннулировании лицензии мотивировано тем, что лицензиат в установленный срок не исполнил повторно выданное предписание об устранении нарушений лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.

Исследовав материалы дела, оценив все имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления об аннулировании лицензии на основании следующего.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №594, Рособрнадзор является федеральным органом государственной власти и осуществляет полномочия по федеральному государственному надзору в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также принятию мер по устранению последствий нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений образовательным организациям и контроль за исполнением таких предписаний в установленном 2 законодательством порядке; контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности

Как видно из материалов дела, Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт технологии и бизнеса» зарегистрировано в качестве юридического лица с 24.03.2014 за ОГРН 1142500000720.

Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт технологии и бизнеса» выдана бессрочная лицензия серии 90Л01 № 0001062 от 07.05.2014, регистрационный № 0995, на право осуществления образовательной деятельности. В соответствии с данной лицензией и приложениями к ней Институт реализовывает образовательную деятельность.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, пунктом 5 части 10 статьи 19 Федерального закона №99-ФЗ и на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования от 27.03.2015 № 380 «О проведении внеплановой выездной проверки» в период с 31 марта по 09 апреля 2015 года в отношении Автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт технологии и бизнеса» проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности. В результате проверки образовательной деятельности лицензиата выявлены нарушения лицензионных требований и условий, а также нарушения содержания и качества подготовки обучающихся по имеющимся государственную аккредитацию образовательным программам, которые отражены в акте проверки от 09.04.2015 № 114/ВП/Л/З/К.

В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями постановлением мирового судьи судебного участка № 50 г. Находка Приморского края от 08.05.2015 по делу об административных правонарушениях № 5-347/2015 № 5-348/2015 ректор Института признан виновным в совершении административном правонарушения, предусмотренного частями 1, 5 статьи 19.30 КоАП РФ, а постановлением мирового судьи судебного участка № 50 г. Находка Приморского края от 15.05.2015 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 93 Закона об образовании, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ ректору Института вручено предписание от 24.04.2015 № 03-55-61/18-Л/З об устранении в срок до 10.06.2015 выявленных нарушений лицензионных требований.

Письмом от 15.05.2015 № 124 в Рособрнадзор от имени ректора Е.В. Фадеева поступили материалы об устранении нарушения, указанных в предписании в части лицензионных требований и законодательства Российской Федерации в сфере образования ,вместе с тем представленные документы и материалы не позволили сделать вывод об исполнении предписания в полном объеме.

На основании приказа Рособрнадзора от 17.12.2015 № 2342 в период с 11 января по 05 февраля 2016 проведена внеплановая документарная проверка в отношении Института с целью исполнения ранее выданного предписания. Результаты проверки отражены в акте проверки от 05.02.2016 № 01/ВП/КП/Л/З, из которого следует, что нарушения, указанные в предписании от 24.04.2015 № 03-55-61/18-Л/З, не устранены.

Лицензирующим органом образовательному учреждению выдано повторное предписание от 05.02.2016 № 03-55-376/23-Л/З/ПП об устранении в полном объеме 4 нарушений, указанных в предписании от 13.05.2014 № 07-55-17/28-Л/З/ПП. Учреждению предписано в срок до 25.03.2016 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования.

Рособрнадзором издано распоряжение от 18.02.2016 № 341-07 «О запрете приема в «Автономную некоммерческую организацию высшего образования «Институт технологии и бизнеса». В связи с выдачей повторного предписания от 05.02.2016 распоряжением от 29.09.2016 № 2576-07 действие выданной учреждению лицензии на осуществление образовательной деятельности от 07.05.2014, регистрационный № 0995, серия 90Л01 № 0001062, приостановлено до дня вступления решения суда в законную силу.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 50 г. Находка Приморского края от 01.04.2016 по делу об административном правонарушении № 5-247/2016 ректор Института признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.

Согласно акту проверки от 05.02.2016 № 01/ВП/КП/Л/З Рособрнадзором проведена документарная проверка исполнения предписания от 24.04.2015 № 03-55-61/18-Л/З. В результате проверки установлено, что указанные в повторном предписании нарушения лицензиатом не устранены в полном объеме, а именно:

подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее - Положение о лицензировании), - у лицензиата отсутствует следующее обязательное материально-техническое обеспечение:

- открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий, стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы, что не соответствует требованиям пунктов 7.18 федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 832, ФГОС СПО по специальности 38,02.07 Банковское дело, утвержденного приказом Минобрнауки России от № 837, ФГОС СПО по специальности 42.02.01. Реклама, утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 № 510, ФГОС СПО по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 804;

- кабинеты - статистики, анализа финансово-хозяйственной деятельности, правового обеспечения профессиональной деятельности; лаборатория - учебная бухгалтерия, что не соответствует требованиям пункта 7.18 ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 832;

- кабинеты - статистики, правового обеспечения профессиональной деятельности, денежной и банковской статистики, структуры и функций Центрального банки Российской Федерации; лаборатории - лингафонная, учебный банк, что не соответствует требованиям пункта 7.18 ФГОС СПО по специальности 38.02.07 Банковское дело, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 837;

- кабинеты - истории изобразительных искусств, шрифтовой и художественной графики, цветоведения, проектирование рекламного продукта; лаборатории - фотолаборатория; мастерские - багетная; студии - видеостудия, что не соответствует требованиям пункта 7.18 ФГОС СПО по специальности 42.02.01 Реклама, утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 № 510;

- кабинет - стандартизации и сертификации: лаборатория - технологии разработки баз данных системного и прикладного программирования, что не соответствует требованиям пункта 7.18 ФГОС СПО по специальности Программирование в компьютерных системах, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 804;

- кабинеты - товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, лингафонный, что не соответствует требованиям пункта 7.19 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) по направлению подготовки 036401 Таможенное дело (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 08.12.2010 № 1117;

- специально оборудованные кабинеты и аудитории по дисциплинам менеджмента и маркетинга в сервисе, диагностические стенды по дисциплинам (модулям, курсам) в области метрологии, стандартизации и сертификации, что не соответствует требованиям пункта 7.19 ФГОС ВПО по направлению подготовки 100100 Сервис (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 31.05.2011 № 1975;

подпункта «в» пункта 6 Положения о лицензировании - лицензиатом не предоставлено безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности, что не соответствует требованиям части 3 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании:

- все рабочие программы дисциплин по направлениям подготовки 080100 Экономика, 080200 Менеджмент, 080700 Бизнес-информатика, 260100 Технология продуктов питания, 080111 Таможенное дело не содержат перечень учебно-методического обеспечения для обучающихся по освоению дисциплины; перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, что не соответствует требованиям пункта 18 Порядка организации осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (далее - Порядок организации);

- рабочие программы учебной практики по направлениям подготовки 080100 Экономика, 080200 Менеджмент, 080700 Бизнес-информатика, 260100 Технология продуктов питания, 080111 Таможенное дело не содержат фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике, перечень ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики, перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, описание материально- технической базы, необходимой для проведения практики, что не соответствует требованиям пункта 19 Порядка организации;

подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании:

- на должности заведующих кафедрами приняты М.В. Мищенко и СВ. Тихонова, не имеющие ученого звания, а также И.Л. Криворученко, не имеющая ни учёной степени, ни учёного звания; на должность доцента кафедры приняты И.П. Кривец, Г.И. Огнева, Г.Н. Ракова, Е.В. Федоренко, не имеющие ни учёной степени кандидата наук, ни учёного звания доцента; на должность старшего преподавателя принята Е.Г. Коваленко, не имеющая трёхлетнего стажа научно-педагогической деятельности, что не соответствует требованиям части 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», пункт 3 Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 №678);

- при заключении дополнительного соглашения к трудовому договору от 08.09.2009 № 16 с Г.Т. Ли на должность профессора кафедры технологии продуктов питания после истечения срока трудового договора от 26.06.2009 № 23 без проведения процедуры конкурсного отбора, срок окончания работы был продлён дополнительно на 14 месяцев (с 25.06.2014 по 31.08.2015); при заключении трудового договора от 09.10.2013 №14 с В.Н. Сергиенко на должность старшего преподавателя кафедры физического воспитания на период с октября 2013 года по июнь 2017 года, также не была проведена процедура конкурсного отбора, что не соответствует требованиям пункта 2 и пункта 3 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 26.11.2002 № 4114, действовавшем на период заключения трудового договора, а также пункта 3 Положения о порядке замещения должностей научнопедагогических работников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 04.12.2014 № 1536, действующее в настоящее время;

подпункта «е» пункта 6 Положения о лицензировании, части 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

-по направлению подготовки 080100 Экономика в фондах библиотеки лицензиата отсутствует основная учебная литература, предусмотренная рабочими программами «Корпоративные финансы», «Статистика», «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Эконометрика», «Менеджмент», что не соответствует требованиям пункта 7.17 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 № 747,

- по направлению подготовки 080200 Менеджмент в фондах библиотеки лицензиата отсутствует основная учебная литература, предусмотренная рабочими программами «Философия», «Информационные технологии в менеджменте», «Экология», «Информатика», «Концепции современного естествознания», «Маркетинг», «Стратегический менеджмент», что не соответствует требованиям пункта 7.17 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.05.2010 № 544;

- по специальности 036401 Таможенное дело в фондах библиотеки лицензиата отсутствует основная учебная литература, предусмотренная рабочими программами «Таможенный менеджмент», «Таможенные платежи», «Управление персоналом», «Экономика таможенного дела», «Прокурорский надзор», что не соответствует требованиям пункта 7.18 ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 036401 Таможенное дело, утвержденного приказом Минобрнауки России от 08.11.2010 № 1117;

в нарушение подпункта «и» пункта 6 Положения о лицензировании - у лицензиата не созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (отсутствуют пандусы, поручни), что не соответствует требованиям пункта 93 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 839 (далее - Порядок приема);

пункта 18 Порядка приема - лицензиатом в Правилах приема в Институт технологии и бизнеса на 2015-2016 год не установлен срок завершения приема документов при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по заочной форме обучения;

пункта 19 Порядка приема - лицензиатом не установлен перечень вступительных испытаний (при прохождении вступительных испытаний абитуриенты самостоятельно выбирают общеобразовательные предметы, по которым проводятся испытания);

подпункта «б» пункта 49 Порядка приема - на официальном сайте лицензиата (www.itib.ru) отсутствует указание условий поступления, указанных в подпунктах 1 -4 пункта 11 Порядка приема, а именно прием на обучение на базе профессионального образования;

подпункта «ф» пункта 49 Порядка приема - на официальном сайте лицензиата (www.itib.ru) отсутствует информация о сроках проведения приема для каждой совокупности условий поступления, указанных в подпунктах 1-4 пункта 11 Порядка приема, в том числе о сроках проведения вступительных испытаний для поступающих на заочную форму обучения;

пункта 65 Порядка приема - в заявлениях о приеме на обучение (абитуриенты: К.А. Бежецких, Д.К. Голиков, О.А. Коломанова, А.С. Куйдин, Е.Ю. Муляева, М.Х. Муцаева, Д.В. Саргсян, В.В. Сенько, И.А. Ульянов, И.В. Ширеева) не указывается следующая информация:

- сведения об образовании и документе установленного образца, отвечающем требованиям, указанным в пункте 6 Порядка приема,

- условия поступления на обучение с указанием приоритетности поступления на обучение по различным условиям поступления,

- сведения о наличии или отсутствии у поступающего особых прав (при наличии особых прав - с указанием сведений о документах, подтверждающих наличие таких прав),

- при поступлении на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета - сведения о сдаче ЕГЭ и его результатах или месте сдачи ЕГЭ в дополнительные сроки (при наличии нескольких результатов ЕГЭ, срок действия которых не истек, указывается, какие результаты ЕГЭ и по каким общеобразовательным предметам должны быть использованы),

- при поступлении на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета - сведения о намерении участвовать в конкурсе по результатам общеобразовательных вступительных испытаний длят отдельных категорий поступающих (с указанием оснований для участия в конкурсе по результатам таких вступительных испытаний и перечня вступительных испытаний),

- сведения о необходимости создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью (с указанием перечня вступительных испытаний и специальных условий),

- сведения о наличии или отсутствии у поступающего индивидуальных достижений (при наличии - с указанием сведений о них),

- способ возврата поданных документов в случае не поступления на обучение (в случае представления оригиналов документов);

пункта 68 Порядка приема - при поступлении лицензиат требует от абитуриентов медицинскую справку формы 086-У;

пункта 6 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от

15.08.2013№ 706 (далее - Правила оказания платных образовательных услуг), -лицензиат не выполняет обязанность по обеспечению заказчику платных образовательных услуг в полном объеме, так как пунктами 2.2.4, 3.1.3 договоров об оказании платных образовательных услуг (от 30.07.2014 № 141-БИ-021, от 30.07.2014 №141 -ТД-014, от 22.07.2014 № 141-ТПр-099, от 07.07.2014 № 141 -ТД-073, от 14.07.2014 № 141-ТПр-085, от 07.07.2014 № 141-ТПр-061, от 29.08.2014 № 141-МН-125, от 04.07.2014 № 141-ПК-048, от 08.07.2014 № 141-ЭБУ-066, от 04.07.2014 № 141-ИН-050) предусмотрена дополнительная оплата обучающимися за прохождение промежуточной аттестации по дисциплинам учебного плана, что не соответствует требованиям части 7 статьи 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не допускающей взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации;

части 3 статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подпункта «з» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг - в договорах об оказании платных образовательных услуг лицензиата (от 30.07.2014 № 141-БИ-021, от 30.07.2014 № 141-ТД-014, от 22.07.2014 № 141-ТПр-099, от 10.07.2014 .№ 14МД-073, от 14.07.2014 № 141-ТПр-085, от 07.07.2014 № 141-ТПр-061, от 29.08.2014 № 141-МН-125, от 04.07.2014 № 141-ПК-048, от 08.07.2014 № 141- ЭБУ-066, от 04.07.2014 № 141-ИН-050) не установлена полная стоимость платных образовательных услуг;

части 2 статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 10, подпункта «к» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг - в договорах об оказании платных образовательных услуг (от 30.07.2014 № 141-БИ-021, от 30.07.2014 № 141-ТД-014, от 22.07.2014 № 141-ТПр-099, от 10.07.2014 № 141-ТД-073, от 14.07.2014 № 141 -ТПр-085, от 07.07.2014 № 141-ТПр-061, от 29.08.2014 № 141-МН-125, от 04.07.2014 № 141-ПК-048, от 08.07.2014 № 141-ЭБУ-066, от 04.07.2014 № 141-ИН-050) отсутствует информация об оказываемых образовательных услугах, в части уровня образовательной программы;

части 2 статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 10, подпункта «м» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг - в договорах об оказании платных образовательных услуг (от 30.07.2014 № 141-БИ-021, от 30.07.2014 № 141-ТД-014, от 22,07.2014 № 141-ТПр-099, от 10.07.2014 № 141-ТД-073, от № 141-ТПр-085, от 07.07.2014 № 141 -ТПр-061, от 29.08.2014 № 141-МН-125, от 04.07.2014 № 141-ПК-048, от 08.07.2014 № 141-ЭБУ-066, от 04.07.2014 № 141-ИН-050) отсутствует информация об оказываемых образовательных услугах, в части сроков освоения образовательной программы;

частей 3, 4, 12 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подпункта «н» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг - в пункте 2.1.5 договоров об оказании платных образовательных услуг (от 30.07.2014 № 141-БИ-021, от № 30.07.2014 № 141-ТД-014, от 22.07.2014 № 141-ТПр-099, от 10.07.2014 № 141-ТД-073, от 14.07.2014 № 141-ТПр-085, от 07.07.2014 № 141-ТПр-061, от 29.08.2014 № 141-МН-125, от 04.07.2014 № 141-ПК-048, от 08.07.2014 № 141-ЭБУ-066, от 04.07.2014 № 141-ИН-050) потребителю образовательных услуг предоставлена недостоверная информация о виде документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы, либо части образовательной программы (требование пункта 3 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность; требование пункта 4 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; требование пункта 12 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения, по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность);

пункта 10 Правил оказания платных образовательных услуг -лицензиатом предоставлена потребителю образовательных услуг недостоверная информация - в пунктах 1.2, 2.1.2 договоров об оказании платных образовательных услуг (от 30.07.2014 № 141-БИ-021, от 30.07.2014 № 141-ТД-014, от 22.07.2014 № 141-ТПр-099, от 10.07.2014 № 141-ТД-073, от 14.07.2014 № 141 -ТПр-085, от 07.07.2014 № 141 -ТПр-061, от 29.08.2014 № 141-МН-125, от 04.07.2014 № 141-ПК-048, от 08.07.2014 № 141-ЭБУ-066, от 04.07.2014 № 141-ИН-050) лицензиат обязуется оказывать образовательные услуги в соответствии с государственными образовательными стандартами (в соответствии с требованиями подпункта 2.3 статьи 4 Федерального закона от 24.10.2007 №232-Ф3 «С внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» прием в образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам бакалавриата и программам подготовки специалиста в соответствии с утвержденными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования прекращается 30.12.2010);

пункта 11 Правил оказания платных образовательных услуг -лицензиатом в месте фактического осуществления образовательной деятельности не предоставляется информация, предусмотренная пунктами 9 и 10 Правил оказания платных образовательных услуг;

подпункта «в», подпункта «е» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг - в договорах об оказании платных образовательных услуг (от 30.07.2014 № 141-БИ-021, от 30.07.2014 № 141-ТД-014, от № 141-ТПр-099, от 10.07.2014 № 141-ТД-073, от 14.07.2014 № 141-ТПр-085, от 07.07.2014 № 141-ТПр-061, от 29.08.2014 № 141-МН-125, от 04.07.2014 № 141-ПК-048, от 08.07.2014 № 141-ЭБУ-066, от 04.07.2014 № 141-ИН-050) отсутствует телефон Заказчика/Обучающегося;

подпункта «д» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг - в договорах об оказании платных образовательных услуг (от 30.07.2014 № 141-БИ-021, от 30.07.2014 № 141-ТД-014, от 22.07.2014 № 1 4 1 -ТПр-099, от 10.07.2014 № 141-ТД-073, от 14.07.2014 № 141-ТПр-085, от № 141-ТПр-061, от 29.08.2014 № 141-МН-125, от 04.07.2014 № 141-ПК-048, от 08.07.2014 № 141-ЭБУ-066, от 04.07.2014 № 141-ИН-050) не содержатся сведения о реквизитах документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя;

подпункта «и» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг - в договорах об оказании платных образовательных услуг (от 30.07.2014 № 141-БИ-021, от 30.07.2014 № 141-ТД-014, от 22.07.2014 № 141-ТПр-099, от 10.07.2014 № 141-ТД-073, от 14.07.2014 № 141-ТПр-085, от 07.07.2014 № 141 -ТПр-061, от 29.08.2014 № 141-МН-125, от 04.07.2014 № 141-ПК-048, от 08.07.2014 № 141-ЭБУ-066, от 04.07.2014 № 141-ИН-050) не содержатся сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

подпункта «ж» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг - в договорах об оказании платных образовательных услуг (от 30.07.2014 № 141-БИ-021, от 30.07.2014 № 141-ТД-014, от 22.07.2014 № 141- ТПр-099, от 10.07.2014 № 141-ТД-073, от 14.07.2014 № 141-ТПр-085, от 07.07.2014 № 141-ТПр-061, от 29.08.2014 № 141-МН-125, от 04.07.2014 № 141-ПК-048, от 08.07.2014 № 141-ЭБУ-066, от 04.07.2014 № 141-ИН-050), не установлена ответственность Исполнителя и Заказчика;

подпункта «о» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг - в договорах об оказании платных образовательных услуг (от 30.07.2014 Л2 141 -БИ-021, от 30.07.2014 № 141-Т Д-014, от 22.07.2014 № 141-ТПр-099, от 10.07.2014 № 141-ТД-073, от 14.07.2014 № 141-ТПр-085, от 07.07.2014 № 141-ТПр-061, от 29.08.2014 № 141-МН-125, от 04.07.2014 № 141-ПК-048, от 08.07.2014 № 141-ЭБУ-066, от 04.07.2014 № 141-ИН-050) не установлен порядок изменение и расторжения договора;

пункта 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582, -на официальном сайте лицензиата (www.itib.ru) отсутствует следующая обязательная информация:

- о плане финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утверждённой в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- о коллективном договоре;

- отчёт о результатах самообследования;

- документ о порядке оказания платных образовательных услуг;

- образец договора об оказании платных образовательных услуг;

- об описании образовательной программы с приложением её копии;

- о календарном учебном графике с приложением его копии;

- о результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для её осуществления;

- о контактных телефонах и адресах электронной почты руководителя образовательной организации и его заместителей;

- о персональном составе педагогических работников с указанием преподаваемых дисциплин, наименовании направления подготовки и (или) специальности, данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке, стаже работы по специальности;

- о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения о наличии средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся;

- о языках, на которых осуществляется образование (обучение);

- о количестве жилых помещений в общежитии для иногородних обучающихся;

- о формировании платы за проживание в общежитии и иных видов материальной поддержки обучающихся, о трудоустройстве выпускников;

Пунктов 2, 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации. Утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 №785 – на официальном сайте лицензиата (www.itib.ru) не все названия подразделов приведены в соответствие с установленным требованиям, а также отсутствует раздел «Образовательные стандарты» и подразделы: «Основные сведения», «Образование», «Образовательные стандарты», «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса», «Стипендии и иные виды материально поддержки», «Платные образовательные услуги». «Финансово-хозяйственная деятельность», «Вакантные места для приема (перевода)».

Учитывая изложенное, Рособрнадзор пришел к выводу о том, что нарушения, указанные в повторном предписании от 05.02.2016 № 07-55-17/28-Л/З/ПП, не устранены в полном объеме, и обратился в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии.

В соответствии с частью 4 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о лицензировании, лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Так, отчетные документы Институтом в Рособрнадзор не представлялись, что в свою очередь не подтвердило устранение Институтом нарушений законодательства об образовании, в том числе грубых нарушений лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966.

Согласно части 8 статьи 93 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" до истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного предписания и в случае не устранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения иного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается со дня вступления в законную силу решения суда.

Из материалов дела следует, что повторно выданное Рособрнадзором предписание ответчиком не исполнено, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Действие лицензии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Лицензия аннулируется решением суда на основании заявления лицензирующего органа.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.2009 N 15211/08, пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ не устанавливает безусловной обязанности суда при наличии приведенных в нем оснований принять решение об аннулировании лицензии.

Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности.

В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.

Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц; наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия.

Имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании (часть1 статьи 71 АПК РФ).

На лицензирующий орган возложена обязанность по проведению контроля за соблюдением условий действия лицензий на образовательную деятельность, а также ежегодные обследования организации на соответствие условиям, необходимым для осуществления лицензируемых видов деятельности.

Данной обязанности лицензирующего органа корреспондирует обязанность лицензиата по безусловному исполнению требований по соблюдению законодательства об образовательной деятельности.

Оценив обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что ответчик не исполнил вышеуказанные предписания об устранении нарушений лицензионной деятельности.

Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие оснований для аннулирования лицензии, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.

Исходя из позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, аннулирование лицензии, не являясь административным наказанием, представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Судом принимается во внимание специфика образовательной деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц, учитывая выявленные грубые нарушения лицензионных требований.

Доказательств принятия ответчиком предусмотренных законом мер, направленных на соблюдение требований законодательства, а равно отсутствие у лицензиата возможности для их соблюдения, заинтересованным лицом ни в материалы дела, ни на обозрение суда не представлено.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с учетом того, что аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности является необходимой мерой для защиты прав и законных интересов потребителей этих услуг, суд пришел к выводу о наличии достаточных оснований к аннулированию лицензии Автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт технологии и бизнеса», выданной Рособрнадзором.

Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ и подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Аннулировать лицензию на осуществление образовательной деятельности от 07.05.2014, рег. № 0995, серия 90Л01 № 0001062, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт технологии и бизнеса».

Взыскать с Автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт технологии и бизнеса» в доход федерального бюджета 3000 руб. (Три тысячи рублей) государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья Нестеренко Л.П.