ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-1940/10 от 06.07.2010 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области
 180001 г. Псков, ул. Некрасова ,23

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Псков

Дело № А52-1940/2010

08 июля 2010

Резолютивная часть оглашена 06.07.2010

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Ледневой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бельской Ж.Г.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Псковской области

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области

о признании недействительным предписания от 23.04.2010 №57-07-01-13/1137

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, начальник юридического отдела, по доверенности от 15.06.2010 №12/2, ФИО2, главный специалист-эксперт отдела казначейства, по доверенности от 06.07.2010 №12/3;

от ответчика: ФИО3, главный специалист-эксперт отдела внутреннего контроля, организационно-аналитической и правовой работы, по доверенности от 15.03.2010 №10, ФИО4, начальник отдела финансового контроля и надзора, по доверенности от 16.06.2010 №12.

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Псковской области (далее – Отделение) обратилось с заявлением о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области (далее - Управление) от 23.04.2010 №57-07-01-13/1137 по устранению выявленных нарушений.

Ответчик требование не признал, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного предписания.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд

установил:

16.04.2010 специалистами Управления проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Отделения, по результатам которой составлен акт №06-07/22.

В ходе проверки выявлено и отражено в акте, что в нарушение пункта 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 №922, при определении среднего заработка для расчета отпускных сотрудникам регионального Отделения квартальные премии, фактически начисленные в расчетном периоде, учитывались в полном объеме, а не в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода, если продолжительность периода, за который они начислены превышала расчетный период. Ответчик полагает, что условие о включение в расчет среднего заработка месячной части квартальной премии применяется в случае, если расчетный период и период начисления премии не совпадают в календарном исчислении. В частности, в акте проверки указано, что при расчете отпускных сотрудникам Отделения (расчетный период – 12 месяцев с июня 2008 по июнь 2009), премия по итогам работы за 2 квартал 2008, начисленная в июле 2008, учитывалась в полном объеме, а не в размере 1/3, приходящейся на июнь 2008 (апрель и май 2008 не входили в расчетный период). Общая сумма переплаты по начисленным отпускным за 2009 составила 30 403, 53 руб. (приложение №1 к акту).

23.04.2010 Отделению выдано предписание № 57-07-01-13/1137 по устранению выявленных нарушений  с предложением привести в соответствие с действующим законодательством порядок исчисления средней заработной платы и рассмотреть вопрос о возмещении излишне начисленных и выплаченных сумм согласно статье 137 Трудового кодекса Российской Федерации.

С данным предписанием заявитель не согласен, мотивируя тем, что применяемая им методика исчисления среднего заработка полностью соответствует вышеуказанному Положению, поскольку период, за который начислены квартальные премии, составляющий 12 месяцев (3 месяца х 4 премии) не превышает расчетный период, также составляющий 12 месяцев. Заявитель ссылается на то, что в случае применения при расчете среднего заработка методики, предложенной Управлением, у сотрудников Отделения в зависимости от времени ухода в отпуск будет учитываться различный период начисления премии (12 – 9 месяцев). Различие в расчете средней заработной платы в зависимости от данного обстоятельства, по мнению заявителя, является нарушением положений статьи 37 Конституции Российской Федерации, статей 3 и 132 Трудового кодекса Российской Федерации, выражающемся в предоставлении преимуществ одним работникам и ущемлении прав других. Кроме того, заявитель ссылается на позицию Министерства здравоохранения и социального развития Российской, изложенную в письме от 24.12.2007 №922, и мнение по данному вопросу Уполномоченного по правам человека в Псковской области (письмо от 24.02.2010 №УПЧ-8), а также указывает на то, что расчет среднего заработка производится в автоматизированном режиме в программе «1С: Предприятие-Зарплата и кадры», полученной в централизованном порядке из Пенсионного Фонда Российской Федерации.

Суд находит доводы заявителя обоснованными, а его требование - подлежащим удовлетворению.

В силу положений статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок учета премий и вознаграждений при исчислении среднего заработка определен пунктом 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 №922. В соответствии с данной нормой при определении среднего заработка, в частности, учитываются премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - фактически начисленные в расчетном периоде за каждый показатель, если продолжительность периода, за который они начислены, не превышает продолжительности расчетного периода, и в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода, если продолжительность периода, за который они начислены, превышает продолжительность расчетного периода.

В случае если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, за исключением премий, начисленных за фактически отработанное время в расчетном периоде (ежемесячные, ежеквартальные и др.).

Из содержания приведенных норм следует, что при расчете отпускных можно учесть только те квартальные премии, которые начислены в пределах расчетного периода. Поскольку его продолжительность равна 12 месяцам, при исчислении отпускных максимально в расчет можно включить четыре квартальные премии (3 месяца х 4 премии), начисленные в расчетном периоде. В этом случае период начисления в количественном выражении равный двенадцати месяцам не превысит расчетный, также составляющий 12 месяцев, и, следовательно, указанные премии можно включить в расчет отпускных в полном объеме вне зависимости от того, за какой именно квартал они начислены, в том числе квартальную премию, начисленную в расчетном периоде за квартал, который не входит или не полностью входит в расчетный период.

Из буквального толкования пункта 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 №922, следует, что порядок учета последней премии зависит не от того, за какой календарный период она начислена, а от того, отработан расчетный период полностью или нет. Как было указано выше, в случае если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, указанная премия учитывается при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде (сумма премии делится на количество рабочих дней по графику и умножается на количество фактически отработанных дней).

Необходимость определения месячной части премии возникает в случае, если продолжительность периода, за который премия начислена, превышает продолжительность расчетного периода - 12 месяцев, и составляет, например, два года, т.е. 24 месяца. При этих обстоятельствах следует сначала определить месячную часть премии путем деления суммы премии на 24 и учесть ее, как это сказано в рассматриваемом пункте Положения, за каждый месяц расчетного периода, т.е. умножив на 12.

Методика, предложенная ответчиком, из буквального толкования пункта 15 Положения не усматривается, поскольку в данном пункте не указано в качестве условия для учета квартальной премии в полном объеме совпадение календарного периода ее начисления с расчетным, и не сделано исключение в случае не совпадения календарных периодов.

Суд находит обоснованным довод заявителя о том, что в результате применения пункта 15 Положения с учетом календарного совпадения периода начисления и расчетного периода у сотрудников Отделения в зависимости от времени ухода в отпуск при расчете среднего заработка будет учитываться различный период, за который начислены премии, от 12 до 9 месяцев, и, следовательно, работник, получивший премию за квартал, который не входит в расчетный период, лишается части среднего заработка, его средний заработок будет ниже при прочих равных с другими сотрудниками Отделения условиях. Заявитель правомерно указывает на то, что различие в расчете средней заработной платы в зависимости от данного обстоятельства свидетельствует о необоснованном предоставлении преимуществ одним работникам и ущемлении прав других.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.07.2008 №418-О-О статья 139 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающая порядок исчисления средней заработной платы (среднего заработка), направлена на установление разумных и одинаковых для всех работников правил подсчета заработной платы.

Суд учитывает также позицию по данному вопросу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которому пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 №922 предоставлено право давать разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения, утвержденного настоящим постановлением. В ответ на обращение Отделения в письме от 24.12.2007 №922 (л.д.25) Департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России сообщил, что в расчет средней заработной платы включаются в полном объеме все премии, предусмотренные системой оплаты труда, начисленные в расчетном периоде, если они начислены за период, в общей сложности не превышающий расчетный. В расчет следует включать не более четырех квартальных премий, при этом не имеет значения, за какие кварталы они начислены.

Ссылку ответчика на письмо Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 04.03.2010 №43-02-02-06/45 суд не принимает, поскольку данному ведомству соответствующие полномочия не предоставлены.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Признать недействительным предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области от 23.04.2010 №57-07-01-13/1137, вынесенное в отношении Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Псковской области с нарушением пункта 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 №922.

На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья: О.А.Леднева