ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-2418/2021 от 30.06.2021 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000

http://pskov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков

Дело № А52-2418/2021

30 июня 2021 года

Полный текст решения изготовлен 30 июня 2021 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Буяновой Л.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Керн О.Р., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (адрес: 143407, <...>; ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (адрес: 182296, Псковская область, Себежский район, РП Идрица; ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

об аннулировании разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен,

установил:

Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее – заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель) об аннулировании разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте, времени и дате рассмотрения дела, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, каких-либо заявлений, возражений, ходатайств не представили, в этой связи руководствуясь статьей 123, частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся сторон.

Министерством в рамках своих полномочий индивидуальному предпринимателю ФИО1 12.12.2019 выдано разрешение №297558 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области, марка машины SkodaRapid, государственный регистрационный знак <***>.

16.04.2021 в 17 час. 25 мин. инспектором Московской административной дорожной инспекции ФИО2 осуществлен плановый рейдовый осмотр, обследование легкового такси, в ходе которого выявлено совершение ИП ФИО1 нарушения, выразившегося в допуске к управлению легкового такси водителя ФИО3, имеющего водительское удостоверение Российской Федерации 99 17 716578, выданное 18.08.2020, без наличия у него необходимого общего водительского стажа не менее трех лет.

Результаты планового (рейдового) осмотра отражены в акте №3939 от 16.04.2021 планового (рейдового) осмотра, обследования легкового такси.

Выявление в действиях предпринимателя нарушения пункта 2 части 16 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» явилось основанием для обращения министерства с заявлением об аннулировании разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в суд.

Исследовав представленные сторонами доказательства, проанализировав имеющиеся документы, суд, установив обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу,  приходит к следующим выводам.

Спорные правоотношения регулируются положениями статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Закон №69-ФЗ) и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 69-ФЗ, 3аконом Московской области № 268/2005-03 «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, которое выдается уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 121 пункта 14 Положения о Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 21.02.2017 № 115/7 (далее - Положение о Министерстве), пунктом 2 Порядка подачи заявления, выдачи и переоформления разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 15.07.2011 № 711/26 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области» министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области выдает разрешения, переоформляет разрешения, выдает дубликаты разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области.

Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона № 69-ФЗ разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.

В соответствии пунктом 2 части 16 статьи 9 Закона № 69-ФЗ в целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ, Закон о безопасности дорожного движения) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами в соответствии с пунктом 13 статьи 25 указанного закона.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.09.2015 № 287 утверждены Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, согласно которым, водитель легкового такси должен иметь российское национальное водительское удостоверение и общей водительский стаж не менее 3 лет (пункты 4.3 и 4.4).

В материалы дела министерством представлен акт результатов №3939 от 16.04.2021 с фиксацией в нем Ф.И.О. водителя, водительского удостоверения, адреса регистрации водителя, наименования перевозчика и иных необходимых для идентификации реквизитов. Установлено, что легковым такси марки SkodaRapid, государственный регистрационный знак <***>, управлял ФИО3, имеющий водительское удостоверение 99 17 716578, выданное 18.08.2020, в столбцах 10 и 11 оборотной стороны удостоверения проставлено 18.08.2020 и 18.08.2030 соответственно.

МВД России 13.05.2009 издан приказ №365 «О введении в действие водительского удостоверения», которым утверждены, в том числе, описание образцов водительского удостоверения (Приложение №1) и правила оформления водительского удостоверения (Приложение №3).

Согласно Приложению №1 к указанному выше приказу в столбце раздела 10 оборотной стороны водительского удостоверения указывается дата получения права на управление транспортными средствами соответствующей категории, подкатегории. Согласно Приложению №3 к приказу дата получения права на управление транспортными средствами соответствующей категории проставляется на основании сведений автоматизированной базы данных выданных водительских удостоверений или реестра выдачи водительских удостоверений, а при отсутствии таких сведений - на основании подтверждающих документов (ранее выданного водительского удостоверения, водительской карточки или свидетельства о прохождении подготовки при наличии в них сведений о выданном водительском удостоверении данной категории, подкатегории, заверенных печатью Госавтоинспекции, временного разрешения на право управления транспортным средством, в котором указаны серия и номер водительского удостоверения, подтверждения о выдаче водительского удостоверения).

Таким образом, материалами дела подтверждено, что к управлению транспортным средством марки SkodaRapid, с государственным регистрационным знаком <***> был допущен водитель, имевший стаж вождения с 18.08.2020, то есть без наличия обязательного трехлетнего водительского стажа.

Таким образом, предпринимателем допущено нарушение требований пункта 2 части 16 статьи 9 Закона №69-ФЗ.

Согласно пункту 3 части 14 статьи 9 Закона №69-ФЗ в случае выявления нарушения требований, предусмотренных пунктом 2 части 16 статьи 9 указанного закона, разрешение подлежит отзыву (аннулированию) на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа.

Аннулирование лицензии является мерой воздействия на лицензиатов в целях удержания их от продолжения совершения грубых нарушений лицензионных требований, соблюдения положений действующего законодательства Российской Федерации.

Основанием для аннулирования разрешения является несоблюдение обязательных требований к лицам, допущенным к управлению легковым такси.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации аннулирование лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как лишает его возможности заниматься определенным видом деятельности, и такая мера должна носить исключительный характер, отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, соразмерной допущенным нарушениям, следовательно, является крайней мерой ответственности.

В настоящем случае, индивидуальный предприниматель при оказании таких специализированных услуг, как перевозка пассажиров и багажа легковым такси, допустил к управлению транспортным средством водителя, не имеющего необходимого трехлетнего стажа управления транспортным средством, чем нарушил обязательное требование закона, направленное на обеспечение и повышение мер безопасности жизни и здоровья граждан, продемонстрировав пренебрежительное отношение к положениям законодательства.

В силу приведенных норм, с учетом установленных по делу обстоятельств, арбитражный суд приходит к выводу, что требование министерства подлежит удовлетворению, соответствующее разрешение, выданное предпринимателю ФИО1, – аннулированию.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на сторону, не в пользу которой принят судебный акт.

Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 АПК РФ).

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты госпошлины.

Принимая во внимание, что заявленные требования носят неимущественный характер и удовлетворены судом, в силу части 3 статьи 110 АПК РФ и подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ государственная пошлина в сумме 6 000 руб. 00 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

аннулировать разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области от 12.12.2019 №297558, выданное индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>).

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 руб. 00 коп.

На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья                                                                          Л.П. Буянова