ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-2592/2023 от 22.09.2023 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000

http://pskov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков

Дело № А52-2592/2023

29 сентября 2023 года

Резолютивная часть решения оглашена 22 сентября 2023 года

Полный текст решения изготовлен 29 сентября 2023 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Тарасовой А.Ю., при ведении протокола помощником судьи Степановой В.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества специализированный застройщик «Псковжилстрой» (адрес: 180000, Псковская область, город Псков, улица Карла Маркса, дом 42, ОГРН: 1146027000569, ИНН: 6027154129)

к Администрации Псковского района (адрес: 180550, Псковская область, Псковский район, деревня Торошино, улица Партизанская, дом 1, ОГРН: 1026002344719, ИНН: 6018005392)

третье лицо: Администрация сельского поселения "Завеличенская волость",

о признании решения незаконным, обязании издать распоряжение

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Зотова Е.В. - представитель по доверенности; Сычев А.Ю. - представитель по доверенности;

от ответчика: Голдобина А.Ю. - представитель по доверенности,

установил:

в Арбитражный суд Псковской области 05.05.2023 обратилось акционерное общество специализированный застройщик «Псковжилстрой» (далее- заявитель, АО СЗ «Псковжилстрой») с заявлением к Администрации Псковского района (далее- ответчик, Администрация) о признании незаконным решения Администрации Псковского района, выраженного в письме от 06.03.2023 № 848 об отклонении документации по планировке территории «Внесение изменений в проект планировки и проект межевания территории микрорайона «Борисовичи» в части квартала 4А, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, СП Завеличенская волость, д. Борисовичи» и направлении ее на доработку, обязании Администрации Псковского района в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда, издать распоряжение об утверждении документации по планировке территории «Внесение изменений в проект планировки и проект межевания территории микрорайона «Борисовичи» в части квартала 4А, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, СП Завеличенская волость, д. Борисовичи».

Определением суда от 16.05.2023 исковое заявление принято к рассмотрению, назначено предварительное судебное заседание.

Определением суда от 21.06.2023 предварительное судебное заседание завершено, дело назначено к судебному разбирательству на 07.08.2023, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация сельского поселения "Завеличенская волость".

Определением суда от 07.08.2023 судебное разбирательство отложено на 30.08.2023.

В судебном заседании представить заявителя поддержал требования в полном объеме.

Ответчик поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление, в удовлетворении заявленных требований просил отказать в полном объеме. В отзыве ответчик указал, что принимая решение, Администрация руководствовалась результатами публичных слушаний, интересами местного населения и жителей района.

Третье лицо явку представителя не обеспечило. От третьего лица в материалы дела представлен отзыв, согласно которому просил в заявлении отказать, полагало оспариваемое решение законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ), в судебном заседании были объявлены перерывы с 30.08.2023 по 06.09.2023 до 16 час. 00 мин., с 06.09.2023 до 13.09.2023 до 16 час. 30 мин., с 13.09.2023 до 20.09.2023 до 16 час. 00 мин., с 20.09.2023 до 22.09.2023 до 10 час. 00 мин., о чем были вынесены протокольные определения. Объявления о перерывах размещены в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 99 «О процессуальных сроках» в информационном сервере «Календарь судебных заседаний» на официальном сайте Арбитражного суда Псковской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании статьи 123, частей 3, 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося третьего лица.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя заявителя и представителя ответчика, суд установил следующее.

Решением Администрации Псковского района № 4-р от 18.01.2022 утверждены проект планировки и проект межевания территории квартала 4А жилой застройки, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, СП «Завеличенская волость», дер. Борисовичи.

11.01.2023 акционерное общество специализированный застройщик «Псковжилстрой» (далее- заявитель, АО СЗ «Псковжилстрой») в порядке, предусмотренном статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обратилось в Администрацию Псковского района (далее-ответчик, Администрация) с заявлением о предоставлении муниципальной услуги - утверждение документации по изменению проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона «Борисовичи» квартала номер 4А, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, СП «Завеличенская волость», дер. Борисовичи.

Заявление и прилагаемая документация приняты в Администрации района, зарегистрированы за № 5/43 от 11.01.2023.

Администрация Псковского района в соответствии с предусмотренным действующим порядком внесения изменений в проект планировки территории, провела публичные слушания, по итогам которых 01.02.2023 составлен протокол.

В рамках стадий рассмотрения документов и принятия решения Администрация подготовила решение об отклонении документации по планировке территории и возвращении ее на доработку за исх.№ 848 от 06.03.2023.

Полагая, что отказ в предоставлении муниципальной услуги является незаконным и необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя, АО СЗ «Псковжилстрой» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания незаконными решений и действий (бездействия) необходимо установить как несоответствие указанных решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, так и факт нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности и обоснованности принятия оспариваемого ненормативного акта возлагается на орган, принявший ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131 -ФЗ) установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно части 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в случае, если в соответствии с названным Кодексом заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах соответствующей территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.

Согласно пункту 34 статьи 1 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ комплексное развитие территорий представляет собой совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов.

Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).

В части 1 статьи 41 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Из части 4 статьи 41 ГрК РФ следует, что видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории.

В части 1 статьи 45 ГрК РФ определено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 данной статьи.

Частью 8 статьи 45 ГрК РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

Земельные участки, в отношении которых была разработана документация по планировке территории, являются собственностью АО СЗ «Псковжилстрой», что не оспаривается, и в соответствии с частью 8 статьи 45 ГрК РФ АО СЗ «Псковжилстрой» вправе самостоятельно осуществить подготовку данной документации.

Как предусмотрено положениями части 10 статьи 45 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, если иное не предусмотрено частью 10.2 данной статьи.

В силу части 10.2 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории в целях реализации решения о комплексном развитии территории осуществляется в соответствии с таким решением без учета ранее утвержденной в отношении этой территории документации по планировке территории. В случае, если для реализации решения о комплексном развитии территории требуется внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки, подготовка указанной документации по планировке территории осуществляется одновременно с подготовкой изменений в данные генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки. Утверждение указанной документации по планировке территории допускается до утверждения этих изменений в данные генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки.

В части 21 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.

В соответствии с частью 4 статьи 46 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 Кодекса.

Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (ч.5 ст.46 ГрК РФ).

В силу части 13.1 статьи 46 ГрК РФ основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается.

Постановлением Администрации Псковского района от 29.12.2022 №223 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Подготовка и утверждение документации по планировке территории" (далее- Регламент).

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления приведен в разделе 2.6 Регламента.

Согласно пункту 2.4.3 регламента в случае обращения с заявлением об утверждении документации по планировке территории принимается одно из следующих решений:

1) решение об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории/ проекта межевания территории) по форме, согласно приложению № 9 к настоящему Административному регламенту;

2) решение о внесении изменений в документацию по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории/ проекта межевания территории) по форме, согласно приложению № 10 к настоящему Административному регламенту;

4) решение об отказе в предоставлении услуги по форме, согласно приложению № 11 к настоящему Административному регламенту.

Согласно пункту 2.5.1 Администрация направляет заявителю способом указанном в заявлении один из результатов, указанных в п. 2.4. Административного регламента в следующие сроки:

1) 15 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги в Администрации, для принятия решения о подготовке документации по планировке территории;

2) 20 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги в Администрации, для принятия решения об утверждении документации по планировке территории;

3) 75 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги в Администрации, в случае проведения публичных слушаний до утверждения документации по планировке территории.

Согласно пункту 3.1.2 предоставление муниципальной услуги включает:

при рассмотрении заявления об утверждении документации по планировке территории или утверждения изменений в документацию по планировке территории:

1) проверка документов и регистрация заявления;

2) получение сведений посредством Федеральной государственной информационной системы «Единая система межведомственного электронного взаимодействия»;

3) рассмотрение документов и сведений;

4) организация и проведение публичных слушаний при рассмотрении заявления (в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации);

5) принятие решения о предоставлении услуги;

6) выдача (направление) заявителю результата муниципальной услуги.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела, в целях получения муниципальной услуги Общество представило в Администрацию все необходимые документы. Данные документы изучены, установлено, что сформирован полный комплект документов, оснований для отказа в их приеме не усмотрено.

18.01.2023 Администрацией Псковского района издано Распоряжение №8-р "О назначении публичных слушаний по вопросу утверждения документации "Внесение изменений в проект планировки и проект межевания территории микрорайона "Борисовичи" в части квартала 4А, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, СП "Завеличенская волость, д.Борисовичи" на 01.02.2023. Публикация сообщения о проведении публичных слушаний произведена на официальном сайте Администрации Псковского района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. По итогам публичных слушаний составлен протокол от 01.02.2023.

По результатам рассмотрения предоставленной для получения муниципальной услуги документации Администрацией Псковского района 06.03.2023 принято решение об отклонении изменений в проект планировки и проект межевания территории микрорайона «Борисовичи» в части квартала 4А, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, СП «Завеличенская волость», д. Борисовичи» и направлении ее на доработку (далее - отказ) исх. № 848 от 06.03.2023 по следующим основаниям.

Изменения в проект планировки и межевания, включают в себя исключение строительства двух образовательных учреждений (школы и детского сада) на участках с КН:60:18:0060201:5529 и КН:60:18:0060201:5512.

Расчет обеспеченности мест в школьном учреждении, представленный в Проекте осуществлялся с учетом количества жителей рассматриваемого квартала. Однако, жители других кварталов 1, 2, 3 и 4 микрорайона «Борисовичи», расположенных вблизи, не обеспечены школами. Существующая Псковская инженерно-лингвистическая гимназия, по адресу: ул. Балтайская, дом 5, корпус «Б», передана в муниципальное образование «Город Псков» и дети обучаются в ней с городской пропиской. В связи с чем в Администрацию Псковского района поступает большое количество жалоб от жителей всего микрорайона Борисовичи (кварталов 1,2,3,4), связанных с проблематикой обеспечения местами в школах. Улицы Никольская и Владимирская прикреплены к МБОУ «Родинская средняя общеобразовательная школа», которая находится в четырех километрах.

Согласно представленному отказу, Администрация сообщила, что у нее есть информация, что одна из двух школ, планируемых к строительству на рассматриваемом участке, будет являться специализированной (коррекционной).

Также изменения в проект планировки территории и межевания, включают в себя исключение из состава земельных участков КН:60:18:0060201:5234 и КН:60:18:0060201:5235, сформированных для многоквартирных жилых домов, вторых контуров (КН:60:18:0060201:5234/1 и КН:60:18:0060201:523511), предусматривающих размещение парковок, входящие состав общедомового имущества.

Таким образом, машино-места для временного хранения легкового автомобильного транспорта жителей многоквартирных домов, будут располагаться на земельном участке общего пользования, переданном в Администрацию сельского поселения «Завеличенская волость», и обязанность их содержать и обслуживать будет не у управляющей организации, а у Администрации волости, вместе с тем Администрация сельского поселения «Завеличенская волость» направила письменную позицию (письмо от 31.01.2023 № 75) о несогласии с внесением изменений.

Между тем, решение об отклонении документации по планировке территории и возвращении ее на доработку не указывает на наличие в документации нарушений приведенных выше требований части 10 статьи 45 ГрК РФ и в том числе региональных нормативов градостроительного проектирования Псковской области, утвержденных постановлением Администрации области от 22.01.2013.

Требование Администрации Псковского района о включении в расчет обеспеченности мест в школьном учреждении помимо жителей рассматриваемого квартала, жителей других кварталов 1,2,3 микрорайона «Борисовичи», противоречит действующему региональному нормативу градостроительного проектирования.

Разработанная документация предусматривает внесение изменений в ранее утвержденный Администрацией Псковского района проект планировки и проект межевания территории квартала 4А жилой застройки (№ 4-р от 18.01.2022 года).

Таким образом, разработанная документация рассматривает территорию только квартала 4А микрорайона «Борисовичи» и соответственно расчет обеспеченности мест в образовательных учреждениях ведется только в отношении данной территории.

Расчет мест ведется в соответствии с приложением № 8 к региональным нормативам градостроительного проектирования Псковской области от 22.01.2013 №18, утвержденным Постановлением Администрации Псковской области.

Согласно данному приложению, норма обеспеченности на 1000 жителей в общеобразовательных школах в городах и рабочих поселках составляет 77 мест.

В проектируемом квартале 4А микрорайона «Борисовичи» расчетная численность населения составляет 3510 человек (при жилищной обеспеченности 30 м2/чел.).

Таким образом, в рассматриваемой территории квартала 4А, в соответствии с нормативами, в общеобразовательных учреждениях необходимо предусмотреть не менее 271 места.

Разработанным проектом предусмотрено размещение на территории 2 общеобразовательных учреждений на 1000 мест каждое, что в 7 раз превышает нормативные показатели.

Согласно утвержденным проектам планировок территории кварталов 1, 2, 3, 4 микрорайона «Борисовичи» расчетная численность населения микрорайона составляет - 17 611 человек. Расчетное количество мест в общеобразовательных учреждениях, согласно нормативам, для всего микрорайона составляет - 1357 мест.

Существующая Псковская инженерно-лингвистическая гимназия, расположенная в квартале №1 микрорайона, рассчитана на 1350 мест.

Довод администрации о том, что одна из школ, планируемых к строительству в рассматриваемом квартале, будет являться специализированной, со ссылкой на выписку из ЕГРН от 31.08.2023., судом отклоняется как несостоятельный, поскольку предоставление земельного участка учреждению на каком-либо праве обстоятельства, на которые указывает администрация, не подтверждает.

Кроме того, балансовая принадлежность образовательных учреждений не может рассматриваться проектом планировки территории, поскольку проектом планировки территории учитывается только допустимое размещение объекта в границах проектирования.

Учитывая вышеизложенное, количество мест в существующих и планируемых общеобразовательных учреждениях превышают действующие нормативы в 2,5 раза для всей территории застройки микрорайона «Борисовичи» Псковского района Псковской области.

При этом, суд отмечает, что в первоначальном проекте планировки территории (далее- ППТ), утвержденном распоряжением Администрации Псковского района № 1548-р от 12.10.2012 г., предусмотрены школа на 450 мест и детский сад на 100 мест. На месте 2-х общеобразовательных учреждений на 1000 мест каждое, расположены парк и спортивно-развлекательный комплекс.

09.11.2020 распоряжением Администрации Псковского района за № 278-р внесены изменения в ППТ, в части квартала № 4А. Из представленных суду пояснений следует, что по инициативе АО СЗ «Псковжилстрой» в квартале № 4А увеличено количество общеобразовательных учреждений и дошкольных образовательных организаций, а именно 2 здания общеобразовательных организаций до 825 мест каждое и 2 детских сада на 270 мест каждый.

18.01.2022 распоряжением Администрации Псковского района за № 4-р внесены изменения в ППТ, в части квартала № 4А. Из представленных суду пояснений следует, что по инициативе АО СЗ «Псковжилстрой» в квартале № 4А повторно увеличено количество общеобразовательных учреждений и дошкольных образовательных организаций, а именно 2 школы по 1000 мест в каждой, 1 школа на 825 мест и 2 детских сада на 270 мест каждый.

Ответчик не оспаривает и тот факт, что с момента утверждения проекта планировки территории, от Администрации Псковского района в адрес АО СЗ «Псковжилстрой» не поступали предложения от органа исполнительной власти о передаче (изъятии) земельных участков для муниципальных нужд в целях строительства социальных объектов.

АО СЗ «Псковжилстрой», являясь собственником земельных участков, приняло решение об исключении из ППТ двух образовательных учреждений (школы и детского сада) на участках с КН:60:18:0060201:5529 и КН:60:18:0060201:5512, с учетом региональных нормативов градостроительного проектирования, а также в связи с отсутствием документально подтвержденных намерений Администрации Псковского района на возведение образовательных учреждений.

Довод ответчика о том, что расчетная численность населения, отраженная в ППТ, не соответствует результату, нормативно не обоснован и документально не подтвержден.

Довод Администрации Псковского района о том, после размещения машино-мест на прилегающих территориях общего пользования, обязанность по содержанию и обслуживанию парковочных мест общего пользования возникнет не у управляющей организации, у Администрации сельского поселения «Завеличенская волость», с чем Администрация волости не согласна, не имеет правого обоснования.

Согласно региональным нормативам градостроительного проектирования Псковской области, утвержденным Постановлением Администрации Псковской области от 22.01.2013 № 18, расчетные показатели обеспеченности машино-местами для хранения и паркования автомобилей при проектировании жилой застройки на свободных от застройки территориях следует принимать в соответствии с таблицей 17. А именно, для многоквартирного жилого дома уровня комфортности стандартное жилье (норма общей площади квартир в расчете на одного человека - 30 кв. м) минимальный уровень обеспеченности составляет 0,84 машино-места на 1 квартиру. При этом максимально допустимый уровень территориальный доступности размещения машино-мест допускает размещать не более 25% из них на прилегающих территориях общего пользования, в границах элемента планировочной структуры.

Проектом планировки территории предусмотрено размещение 23% предусмотренных парковочных мест на территории общего пользования, что не превышает допустимое региональными нормативами значение.

Довод Администрации Псковского района об обязательности решений, принятых на публичных слушаниях, для исполнительного органа, судом отклоняется ввиду следующего.

Исходя из части 13 статьи 46 ГрК РФ публичные слушания представляют собой один из этапов подготовки документации. Общественные обсуждения, по своей сути, представляют форму волеизъявления заинтересованных лиц в отношении выносимого на обсуждение проекта решения. При этом результаты общественных обсуждений носят рекомендательный характер, они учитываются при принятии соответствующего решения, но не являются обязательными. Решение об утверждении документации по проекту планировки и межевания территории или об ее отклонении относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, который не лишен права принять решение, отличное от результатов публичных слушаний (определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2019 N 75-АПА19-4 и от 27.11.2019 N 127-АПА19-24).

Более того, при проведении публичных слушаний приняли участие представитель застройщика, разработчик документации ППТ, представитель Администрации Псковского района и правообладатель смежного земельного участка. Иные лица в слушаниях участие не принимали.

В силу статей 65 (части 1) и 200 (части 5) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения государственными органами оспариваемых действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган. В этой связи именно Администрация должна была доказывать, что принятое решение соответствует требованиям законодательства о градостроительной деятельности, между тем Администрация этого не сделала. Доказательств обратного не представлено.

Оценив все представленные в дело документы, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу, что по заявлению Общества об утверждении документации по изменению проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона «Борисовичи» квартала номер 4А, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, СП «Завеличенская волость», дер. Борисовичи, уполномоченным органом проведена проверка представленных документов, однако вопрос о наличии факта их соответствия либо несоответствия установленным требованиям не рассмотрен.

Получив такое уведомление, заявитель был лишен возможности устранить возможные нарушения, чем нарушены его права.

Таким образом, имеет место ситуация, в которой суду фактически предлагается самостоятельно проанализировать документацию по изменению проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона на соответствие документам территориального планирования, правил землепользования и застройки, программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программам комплексного развития транспортной инфраструктуры, программам комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативам градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, определить нормативное регулирование, привести мотивы и оценить их, что в компетенцию суда не входит.

Согласно части 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Учитывая факт немотивированности отказа Администрации об отклонении документации по изменению проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона «Борисовичи» квартала номер 4А, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, СП «Завеличенская волость», дер. Борисовичи, суд, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, приходит к выводу о незаконности такого решения, как противоречащего положениям части 10 статьи 45 ГрК РФ, в результате чего нарушаются права заявителя.

Из анализа положений статьи 2 и пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ следует, что признавая оспариваемый акт недействительным или решение незаконным суд вправе обязать орган, принявший оспариваемый акт, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не ограничивая при этом прав и обязанностей компетентного органа.

При этом, избираемые судом меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права. Поэтому решение суда о принятии таких правовосстановительных мер должно соответствовать действующему законодательству, предусмотреть конкретный вариант поведения и предписать совершить определенные действия, которые должны быть исполнимыми на дату их совершения.

Заявитель в качестве способа восстановления нарушенного права просил суд обязать Администрацию Псковского района в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда издать распоряжение об утверждении документации по планировке территории «Внесение изменений в проект планировки и проект межевания территории микрорайона «Борисовичи» в части квартала 4А, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, СП Завеличенская волость, д. Борисовичи».

В то же время, в силу положений части 4 статьи 200, части 2 и пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, установленные обстоятельства в данном случае не содержат достаточных оснований для возложения на уполномоченный орган обязанности издать соответствующее распоряжение.

При этом суд не связан требованием заявителя о способе устранения его нарушенных прав и может самостоятельно определить способ восстановления права с учетом норм действующего законодательства и установленных фактических обстоятельств. Такой способ должен быть определен исходя из критериев необходимости, достаточности и соразмерности средств, направленных на устранение нарушений, допущенных принятием спорного решения.

С учетом установленных обстоятельств в данном случае, суд приходит к выводу, что в качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя следует обязать Администрацию Псковского района принять по заявлению акционерного общества специализированный застройщик «Псковжилстрой» мотивированное решение с учетом выводов, содержащихся в данном решении суда, определив, что указанное решение следует принять в срок 20 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ при вынесении решения суд обязан распределить судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле. Судебные расходы взыскиваются арбитражным судом со стороны, не в пользу которой принят судебный акт. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлине в размере 3000 руб. подлежат взысканию с Администрации в пользу заявителя, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявление акционерного общества специализированный застройщик «Псковжилстрой» удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации Псковского района, выраженное в письме от 06.03.2023 № 848, об отклонении документации по планировке территории «Внесение изменений в проект планировки и проект межевания территории микрорайона «Борисовичи» в части квартала 4А, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, СП Завеличенская волость, д. Борисовичи» и направлении ее на доработку.

Обязать Администрацию Псковского района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - принять решение по заявлению акционерного общества специализированный застройщик «Псковжилстрой» в срок 20 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Администрации Псковского района в пользу акционерного общества специализированный застройщик «Псковжилстрой» 3000 руб. 00 коп. судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Возвратить акционерному обществу специализированный застройщик «Псковжилстрой» из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению №625 от 03.05.2023 государственную пошлину в размере 3000 руб.

На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья А.Ю. Тарасова.