ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-25/2024 от 13.02.2024 АС Псковской области

2.31/2024-8280(2)



Арбитражный суд Псковской области
ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000
http://pskov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

город Псков Дело № А52-25/2024  16 февраля 2024 года 

Резолютивная часть решения оглашена 13 февраля 2024 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Семеновой Ю.В., при  ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания  Кучеровой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению  открытого акционерного общества ИНСТИТУТ «ПСКОВГРАЖДАНПРОЕКТ»  (адрес: 180000, Псковская обл., г.Псков, набережная реки Великой, д.6, ОГРН:  <***>, ИНН: <***>) 

к судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения  судебных приставов по Псковской области Главного Межрегионального  Управления Федеральной службы судебных приставов ФИО1 (адрес: 180017, <...>) 

к Специализированному отделению судебных приставов по Псковской  области Главного Межрегионального Управления Федеральной службы судебных  приставов (юридический адрес: 125009, г.Москва, вн.тер.г. муниципальный округ  Пресненский, Газетный пер., д. 7, стр. 1, ОГРН: <***>, ИНН: <***>;  почтовый адрес отдела: 180017, <...>) 

к Главному межрегиональному (специализированному) управлению  Федеральной службы судебных приставов (адрес: 125009, г.Москва, вн.тер.г.  муниципальный округ Пресненский, Газетный пер., д. 7, стр. 1, ОГРН:  <***>, ИНН: <***>) 

заинтересованное лицо: Управление Федеральной налоговой службы по  Псковской области (адрес: 180017, <...>,  ОГРН: <***>, ИНН: <***>) 

о признании незаконным и отмене постановления от 29.12.2023 о  возбуждении исполнительного производства по взысканию исполнительского  сбора в размере 58 094,34 руб., 

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 - представитель по доверенности;  от заинтересованного лица: ФИО3 - представитель по доверенности, 

иные лица, участвующие в деле: не явились, извещены надлежащим образом;

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество институт «Псковгражданпроект» (далее –  заявитель, общество, институт) обратилось в суд к ведущему судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения судебных приставов по Псковской  области Главного Межрегионального Управления Федеральной службы судебных  приставов ФИО1 (далее – судебный пристав), к  Специализированному отделению судебных приставов по Псковской области  Главного Межрегионального Управления Федеральной службы судебных 


приставов (далее – СОСП по Псковской области), к Главному межрегиональному  (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов  (далее – ГМУ ФССП России) с требованиями, с учетом уточнений, изложенных в  дополнении к заявлению от 30.01.2024, принятых судом в соответствии со статьей  49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК  РФ): о признании незаконным и отмене постановления от 29.12.2023 о  возбуждении исполнительного производства по взысканию исполнительского  сбора в размере 58 094 руб. 34 коп; об освобождении общества от уплаты  исполнительского сбора в сумме 58 094 руб. 34 коп. 

В качестве заинтересованного лица привлечен взыскатель по  исполнительному производству Управление Федеральной налоговой службы по  Псковской области (далее – УФНС, налоговый орган). 

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования  поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных позициях.  Пояснил, что в связи с заключением между заявителем и налоговым органом  мирового соглашения, согласно которому должник задолженность признал,  фактически мировым соглашением установлены новые сроки для погашения  задолженности, оно не может быть признано недобросовестным, вины в неуплате  задолженности не имеется, следовательно, на основании судебного акта заявитель  может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора. 

Представитель налогового органа в судебном заседании дал пояснения,  полагал, что постановление судебного пристава-исполнителя является законным. 

Иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о дате, месте и  времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От судебного  пристава-исполнителя СОСП по Псковской области ФИО1 поступило  ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. 

На основании статей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено судом при  имеющейся явке. 

Проанализировав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства,  имеющие значение для рассмотрения дела по существу. 


Не согласившись с постановлением о возбуждении исполнительного  производства от 29.12.2023 № 66208/23/98060-ИП по взысканию исполнительского  сбора в размере 58 094 руб. 34 коп., общество обратилось в суд с настоящим  заявлением. 

Исследовав все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и  взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании  затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и  действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом  отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее -  органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе  судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по  общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом,  с особенностями, установленными в настоящей главе. 

В соответствии с частью 1 статьи 121 Закона № 229-ФЗ постановления  судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных  приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа  могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами,  чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке  подчиненности и оспорены в суде. 

В силу части 1 статьи 329 АПК РФ постановления главного судебного  пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного  судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного  пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия  (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях,  предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по  правилам, установленным главой 24 АПК РФ

Пунктом 1 части 2 статьи 128 Закона № 229-ФЗ предусмотрено, что  заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных  приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случае  исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом. 

В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в  арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации  стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не  установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок  подачи заявления может быть восстановлен судом. 

В соответствии с частями 1, 8 статьи 30 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании  исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено  настоящим Федеральным законом и выносит постановление о возбуждении  исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного  производства в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного  документа. 

В силу части 12 статьи 30 Закона № 229-ФЗ срок для добровольного  исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о  возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о 


размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке  данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по  сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления  о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного  документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на  Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью  2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено  настоящим Федеральным законом. 

Частью 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ установлено, что исполнительский  сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае  неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для  добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае  неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному  исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного  пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.  Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. 

Согласно части 2 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор  устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока,  указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному  приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным  вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при  данных условиях обстоятельств. 

В соответствии с частью 3 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский  сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы  или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с  должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и  десяти тысяч рублей с должника - организации. 

Исходя из смысла части 2 статьи 112 Закона № 229-ФЗ и пункта 2  резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской  Федерации от 30.07.2001 № 13-П, основанием для взыскания исполнительского  сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником  требований исполнительного документа в срок, установленный судебным  приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у  должника уважительных причин для такого неисполнения. 

Оспаривая постановление о возбуждении исполнительного производства по  взысканию исполнительского сбора, заявитель, фактически, не согласен с  наложением исполнительского сбора, поскольку между сторонами  исполнительного производства было заключено мировое соглашение. 

Как установлено судом, на основании акта УФНС России по Псковской  области от 21.10.2023 № 462 судебным приставом-исполнителем 25.10.2023  вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства   № 34556/23/98060-ИП о взыскании задолженности по налогам (сборам) в размере  829 919 руб. 15 коп. 

Данное постановление 25.10.2023 направлено должнику посредством  размещения в личном кабинете на Едином портале государственных и  муниципальных услуг России (далее - ЕПГУ) на официальном сайте  www.gosuslugi.ru. и 26.10.2023 прочитано должником. 


С учетом правил, установленных в части 2 статьи 15 Закона № 229-ФЗ, срок  для добровольного исполнения требования, установленного постановлением о  возбуждении исполнительного производства, истёк 31.10.2023. 

Материалами дела подтверждается, что заявителем не произведена оплата  суммы задолженности в течение установленного срока для добровольного  исполнения требований исполнительного документа, в связи с чем 03.11.2023  судебным приставом-исполнителем СОСП по Псковской области ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по  исполнительному производству имущественного характера, установлен размер  исполнительского сбора в размере 58094 руб. 34 коп. (данное постановление  заявителем не оспаривается, поскольку пропущен срок обращения в суд (пояснения  представителя заявителя в судебном заседании 13.02.2024), а 29.12.2023 вынесено  постановление о возбуждении исполнительного производства по взысканию  исполнительского сбора № 98060/23/118413. 

Таким образом, суд приходит к выводу, что вынесенное 29.12.2023 о  возбуждении исполнительного производства по взысканию исполнительского  сбора соответствует положениям части 2 статьи 112 Закона № 229-ФЗ, сумма сбора  установлена по правилам части 3 названной статьи. 

Частью 1 статьи 38 Закона об исполнительном производстве предусмотрено,  что судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и  применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по  собственной инициативе на срок не более десяти дней. 

Об отложении или отказе в отложении исполнительных действий или  применения мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель  выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или  его заместителем и копия которого не позднее дня, следующего за днем его  вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или  должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В постановлении об  отложении исполнительных действий или применения мер принудительного  исполнения указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия  или применение мер принудительного исполнения (часть 4 статьи 38 Закона   № 229-Ф3). 

Из системного толкования указанных правовых норм следует, что  законодателем не определен перечень оснований, при наличии которых судебный  пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия, поэтому данный  вопрос решается судебным приставом-исполнителем самостоятельно  применительно к конкретным обстоятельствам исполнительного производства. 

Отложение исполнительных действий является правом, а не обязанностью  судебного пристава-исполнителя, а положения статьи 40 Закона об  исполнительном производстве не предусматривают такого основания для  приостановления исполнительного производства как намерение заключить  мировое соглашение. 

При этом суд учитывает, что в письменных пояснений общества от  12.10.2023, указано о намерении заявителя заключить мировое соглашение с  налоговым органом. 

В последующем ни одного сведения о ходе работы между должником и  взыскателем по заключению мирового соглашения в исполнительное производство  не поступало. 


Мировое соглашение между обществом и налоговым органом утверждено  определением Арбитражного суда Псковской области 25.12.2023, куда также  вошла задолженность по постановлению налогового органа от 21.10.2023 № 462. 

Фактически ответчику о заключении мирового соглашения стало известно  только после поступления в суд заявления общества, то есть после 09.01.2024. 

Таким образом, при установлении неисполнения в добровольном порядке  исполнительного документа, в отсутствие какой-либо информации от должника и  взыскателя о ведении работы по заключению соглашения, судебный пристав-исполнитель обоснованно вынес 29.12.2023 постановление о взыскании  исполнительского сбора. 

Поскольку на дату окончания исполнительного производства приставу также  не были известны обстоятельства урегулирования спора мировым соглашением, то  возбуждение 29.12.2023 исполнительного производства о взыскании  непосредственно исполнительского сбора является законным, основанным на  требованиях частей 15 и 16 статьи 30 Закона № 229-ФЗ. 

Общество заявило ходатайство об освобождении от взыскания  исполнительского сбора. 

Согласно части 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени  вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа,  имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств  отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить  его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в  соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных  Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за  нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания  исполнительского сбора. 

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об  оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе  установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить  размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на  основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны  на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона № 229-ФЗ,  часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). 

Исполнительский сбор, установленный статьей 112 Закона № 229-ФЗ, не  является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых  действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе  исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки  административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное  законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется  постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае  совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого  находятся в государственной собственности. 

Взимание исполнительского сбора преследует публично-значимую цель  повышения эффективности исполнительного производства, предполагая, что  неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных  уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты  конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом. 


Вместе с тем, поскольку штрафное взыскание связано с ограничением  конституционного права собственности, толкование и применение положений  законодательства об исполнительном производстве, регулирующих взимание  исполнительского сбора, должно осуществляться судами с учетом критерия  соразмерности (пропорциональности), вытекающего из части 3 статьи 55  Конституции Российской Федерации, и не должно приводить к подавлению  экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению  свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть  1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо. 

Это означает, что взимание исполнительского сбора, как специальной меры  публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об  исполнительном производстве, должно производиться с соблюдением вытекающих  из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его  индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность  уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его  взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера  причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного  положения и иных существенных обстоятельств. 

Изложенное соответствует правовой позиции Конституционного Суда  Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 30.07.2001 № 13-П, от  17.01.2013 № 1-П, от 25.02.2014 № 4-П и от 19.01.2017 № 1-П, определении от  02.04.2015 № 654-О. 

В соответствии с частью 1 статьи 139 АПК РФ, частью 1 статьи 50 Закона   № 229-ФЗ за сторонами исполнительного производства признается право  урегулировать спор посредством заключения мирового соглашения на стадии  исполнения судебного акта. Таким образом, суд считает, что обстоятельства,  связанные с заключением мирового соглашения, имеют значение при оценке  правомерности поведения, а также виновности должника, не исполнившего в  установленный срок требование исполнительного документа. 

Реализация права на мирное урегулирование спора в течение пятидневного  срока добровольного исполнения требований исполнительного документа является  объективно невозможной, поскольку часть 4 статьи 141 АПК РФ допускает  рассмотрение судом вопроса об утверждении мирового соглашения, заключаемого  в процессе исполнения судебного акта, в срок, не превышающий месяца со дня  поступления в суд заявления о его утверждении. 

Как установлено судом, 16.10.2023 Общество обратилось в налоговый орган  с ходатайством о заключении мирового соглашения (вх № 71857 от 16.10.2023). 

Как пояснил представитель налогового органа в судебном заседании,  процедура утверждения мирового соглашения достаточно длительная, поскольку  требует согласования с Федеральной налоговой службой (г. Москва). 

Требование о необходимости направления проекта мирового соглашения в  Правовое управление ФНС России изложено в письме ФНС России от 02.10.2013   № СА-4-7/17648 «О практике заключения мировых соглашений налоговыми  органами с налогоплательщиками в судах». 

Принятые обществом меры по урегулированию спора мирным путем  привели к положительному результату – 14.12.2023 мировое соглашение  подписано (заключено) сторонами, его утверждение в судебном порядке  состоялось 25.12.2023. 


В силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве при  отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации  оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить  должника от взыскания исполнительского сбора. 

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской  Федерации лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и  осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и  условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения  обязательства. 

Таким образом, суд вправе удовлетворить требование должника об  освобождении от взыскания исполнительского сбора, если установит отсутствие  вины должника в неисполнении требований исполнительного документа, то есть  когда должник предпринял все возможные меры для надлежащего исполнения,  однако, исполнительный документ не был исполнен в установленный срок по не  зависящим от него причинам. 

Совершение должником в течение срока, установленного для добровольного  исполнения исполнительного документа, конкретных действий, подтверждающих  намерение исполнить исполнительный документ, также может служить  основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора. 

 В рассматриваемом случае стороны реализовали свое право на заключение  мирового соглашения. Данный факт подтверждается представленными в  материалы дела документами. 

Таким образом, суд полагает, что в этой ситуации применение к должнику  меры ответственности в виде взыскания исполнительского сбора, размер которого  является существенным, приводит к возложению денежного взыскания на  добросовестного участника гражданского оборота, тем более, что сторонами был  установлен новый порядок (по графику) и новые сроки уплаты недоимки, первая  дата оплаты определена до 25.01.2024. 

С учетом изложенного суд считает возможным освободить общество от  взыскания исполнительского сбора по постановлению от 29.12.2023   № 98060/23/118413. 

Выводы суда согласуются с позициями, изложенными в пункте 47 Обзора  судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018),  утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018,  и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2018   № 305-КГ17-23457. 

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 324 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

р е ш и л:

отказать в удовлетворении требований открытого акционерного общества  институт «Псковгражданпроект» о признании незаконными постановлений  ведущего судебного пристава-исполнителя Специализированного ОСП по  Псковской области ГМУ ФССП России ФИО1 от  29.12.2023 № 98060/23/118413 о возбуждении исполнительного производства. 

Освободить открытое акционерное общество институт  «Псковгражданпроект» от уплаты исполнительского сбора в сумме 58094 рублей  34 копеек. 


На решение в течение месяца после его принятия может быть подана  апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через  Арбитражный суд Псковской области. 

Судья Ю.В.Семенова