ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-4979/09 от 09.11.2009 АС Псковской области



Арбитражный суд Псковской области,

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Псков

Дело № А52-4979/2009

  13 ноября 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2009 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Яковлева А.Э.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Здановской А.С.,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Главного государственного управления сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области

к Федеральному государственному унитарному предприятию учхоз «Удрайское»

о взыскании 591700 руб. 00 коп.

при участии в заседании:

от ответчика: Лымарев В.Д.- представитель, предъявлен паспорт, доверенность от 29.10.2007г.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

установил:

Главное государственное управление сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области (далее управление сельского хозяйства) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию учхоз «Удрайское» (далее ФГУП учхоз «Удрайское») о взыскании 591700 руб. 00 коп. необоснованно выплаченных субсидий.

Ответчик возражают против удовлетворения требований.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Управлением сельского хозяйства осуществляется государственная поддержка сельскохозяйствен­ных товаропроизводителей области путем предоставления субсидий из областного бюджета Псковской области.

Выплата субсидий на животноводческую продукцию в 2007-2008 году осуществ­лялась в соответствии с Законом Псковской области от 01.04.2002 № 188-03 «О мерах государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Псковской области» (в ред. Законов области от 03.04.2008 N 751-оз, от 10.03.2009 N 839-оз) и постанов­лением Администрации области от 18.04.2002г. №132 «Об утверждении порядка предос­тавления субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельскохо­зяйственного производства». Вышеуказанными нормативно-правовыми документами предусматривалось, что субсидии предоставляются на продукцию животноводства, со­ответствующую требованиям государственных стандартов, реализованную по договорам поставок для учреждений социальной сферы, финансируемых из средств областного или местных бюджетов, а также по договорам контрактации на территории Псковской об­ласти и других субъектов Российской Федерации.

Управление сельского хозяйства управление полагает, что ФГУП учхозом «Удрайское» незаконно получена субсидия в 2007-2008 годах на сумму 591700 руб. Основанием такого предположения является то, что ФГУП Учхозом «Удрайское» для получения субсидий были представлены на­кладные на поставку молока и молокопродуктов, в которых отсутствуют печать, расшифровка подписи, должность получателя. Также в нарушение п.2 статьи 3 Закона № 188-03 за 9 месяцев 2008 года по­лучена субсидия в размере 103500 руб. за реализованное сырое молоко, тогда как законодательством предусмотрено выплаты субсидий за переработан­ное и реализованное молоко высшего, первого и второго сорта и молокопродукты (в пе­ресчете на молоко базисной жирности). По мнению истца в договорах поставки в нарушение статьи 465 ГК РФ отсутст­вует информация о количестве товара, подлежащего передаче покупателю и это не позволяет определить количест­во подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным.

В апреле 2009г. в адрес руководителя ФГУП учхоза «Удрайское» было направле­но письмо с просьбой перечислить незаконно полученные субсидии в адрес областного бюджета, но никаких мер со стороны ответчи­ка не последовало.

Суд не находит оснований для удовлетворения иска, исходя из следующего.

ФГУП учхоза «Удрайское» является сельхозпроизводителем молока, что подтверждается представленными документами и не оспаривается сторонами.

Доводы управления сельского хозяйства основываются на Акте счётной палаты Псковской области от 24.01.2009, где имеется ссылка на декларации о соответствии (per. № РОСС Яи.АЮ95.Д01454 от 19.03.2007 и per. № РОСС Ки.АЮ95.Д01749 от 10.04.2008), согласно которым ответчик реализует «Молоко коровье натуральное сырое». На основании этого сделан вывод о том, что сырое молоко, реализуемое ФГУП учхоза «Удрайское», переработанной продукцией не является.

Между тем, ФГУП учхоза «Удрайское» поставляет молоко потребителям согласно Технических условия на молоко натуральное коровье сырое (ТУ 9811-001-00483398-2004 от 15.03.2004), согласно которым под молоком натуральным коровьим сырым понимается молоко без извлечений и добавок молочных и немолочных компонентов, подвергнутое первичной обработке (очистке от механических примесей) и охлаждённое до температуры (4+2) градуса С. В маркировке продукции и в качестве удостоверения обязательна запись-предупреждение: Перед употреблением кипятить.

  Статья 78 БК РФ условием предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации определяет наличие закона субъекта Российской Федерации и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны содержать: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Субсидии за реализованное молоко предоставляются предприятиям, согласно ст.ст. 2 -4 Закона Псковской области от 01.04.2002г. №188-03 «О мерах государственной поддержки сельскохозяйственного произ­водства в Псковской области». В Псковской области имеется целевая программа «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2008-2012 года». Постановлением Администрации Псковской области №132 (ред. 22.06.2007) от 18 апре­ля 2002 года утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на государ­ственную поддержку сельскохозяйственного производства (далее Порядок).

Таким образом, получателем субсидий может быть любое юридическое лицо соблюдающие указанные выше положения.

Пунктом 3.1.1. вышеуказанного Порядка определено, что субсидии предоставляются на продукцию животноводства, соответствующую требованиям государственных стандартов, реа­лизованную по договорам поставок для учреждений социальной сферы, финансируемых из средств областного и местных бюджетов, а также по договорам контрактации на территории Псковской области и других субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на го­сударственную поддержку сельхозпроизводства.

ФГУП учхоза «Удрайское» осуществляло в 2007-2008 годах поставку молока третьим лицам, что подтверждается соответствующими документами

Сам факт поставки молока третьим лицам управлением сельского хозяйства не опровергнут.

При таких обстоятельствах ФГУП учхоза «Удрайское», как товаропроизводитель, зарегистрированный и занимающийся сельскохозяйственным производством на территории Псковской области, имеет право на получение субсидий на производство сельскохозяйственной продукции, а в частности молока.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания обстоятельств в обоснование своих требований и возражений лежит на той стороне, которая на эти обстоятельства ссылается. В соответствии со статьями 9, 41 названного Кодекса риск наступления негативных последствий совершения или несовершения лицом, участвующим в деле, процессуальных действий и неисполнения процессуальных обязанностей несет это лицо. Управление сельского хозяйства не доказало обстоятельства, связанные с необоснованным получением субсидий.

Ссылка управления сельского хозяйства на несоблюдение формы документов необоснованна. При заключении договоров купли-продажи молока сторонами соблюдена простая письменная форма сделки. Отсутствие печатей или расшифровки подписи на спорных документах не влечет их недействительности, исходя из положений статей 160, 162 ГК РФ, поскольку условия договора купли-продажи не предусматривают таких последствий и не содержат дополнительных требований к форме сделки.

В исковых требованиях Главному государственному управлению сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области следует отказать.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлине относятся на управление сельского хозяйства, вместе с тем истец освобожден от её уплаты.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

На решение в течение одного месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья А.Э.Яковлев