Арбитражный суд Псковской области
ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000
http://pskov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Псков | Дело № А52-6373/2021 |
04 марта 2022 года |
Резолютивная часть решения оглашена февраля 2022 года
Полный текст решения изготовлен 04 марта 2022 года
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Буяновой Л.П., рассмотрев в судебном заседании, при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Тумановой К.А. (до перерыва), ФИО1 (после перерыва), дело по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области (адрес: 180007, <...>; ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Федеральному казенному учреждению «Войсковая часть 64044» (адрес: 180004, г.Псков, улица В/Ч, 64044, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании суммы штрафов в размере 32 000 руб.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности;
от ответчика: не явился, извещен.
установил:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области (далее - заявитель, Пенсионный фонд РФ) обратилось в суд с заявлением к Федеральному казенному учреждению «Войсковая часть 64044» (далее - ответчик, учреждение) о взыскании суммы штрафов в размере 32 000 руб. за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов по форме СЗВ-ТД.
Определением арбитражного суда 23.12.2021 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 227, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в срок не позднее 24.02.2022. Определением от 21.01.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам судопроизводства по делам, вытекающим из административных правоотношений.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте, времени и дате рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление, согласно которому возражал против удовлетворения требований о взыскании штрафов в сумме 32000 руб. Полагал, что отсутствует вина должностных лиц учреждения в нарушении порядка направления сведений в Пенсионный фонд РФ, представление отчетности по форме СЗВ-ТД в форме электронных документов являлось невозможным в виду отсутствия программного обеспечения. С июня 2021 года обязанность по обеспечению возможности учреждений, подведомственных Минобороны РФ, передавать сведения в Пенсионный фонд в электронном виде возложена на ФКУ «Управление Финансового обеспечения МО РФ по Псковской и Новгородской областям», само программное обеспечение должно осуществляться посредством заключения государственного контракта, до настоящего времени возможности передачи документов в электронной форме учреждение не имеет.
Руководствуясь статьей 123, частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что ответчиком за январь 2021 предоставлены сведения по формам СЗВ-ТД на 30 зарегистрированных лиц 15.01.2021 на бумажном носителе, за февраль 2021 года ответчиком предоставлены сведения формы СЗВ-ТД на 2 зарегистрированных лиц 15.02.2021 на бумажном носителе, чем нарушен порядок предоставления сведений в форме электронного документа.
Изучив имеющиеся в деле документы, ознакомившись с позицией представителя истца, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Федеральное казенное учреждение «Войсковая часть 64044» (ОГРН <***>, ИНН <***>) зарегистрировано в качестве страхователя в Пенсионном фонде, регистрационный № ПФР - 070-025-014782.
В ходе проверки своевременности, полноты и (или) достоверности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования Пенсионным фондом установлен факт нарушения страхователем (заявителем) порядка представления сведений о трудовой деятельности на персонал войсковой части в форме электронных документов за январь, февраль 2021 года.
Учреждением 15.01.2021 в Пенсионный фонд РФ были представлены сведения за январь 2021 года в отношении 29 лиц на каждого по форме СЗВ-ТД (том 1 л.д. 10-31, 33,34, 36, 38, 40,42, 44).
Учреждением 26.01.2021 в Пенсионный фонд РФ были представлены сведения за январь 2021 года в отношении 1 лица по форме СЗВ-ТД (том 1 л.д. 46) .
Учреждением 15.02.2021 в Пенсионный фонд РФ были представлены сведения за февраль 2021 года в отношении 2 лиц на каждого по форме СЗВ-ТД (том 1 л.д. 48, 50).
По результатам проверки сведений за январь 2021 года по форме СЗВ-ТД, поданных учреждением в отношении каждого из 30 лиц, заявителем 23.03.2021 составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: №070S18210000500, №070S18210000515, №070S18210000516, №070S18210000517, №070S18210000518, №070S18210000519, №070S18210000520, №070S18210000521, №070S18210000522, №070S18210000523, №070S18210000524, №070S18210000525, №070S18210000526, №070S18210000527, №070S18210000528, №070S18210000529, №070S18210000530, №070S18210000531, №070S18210000532, №070S18210000533, №070S18210000534, №070S18210000535, №070S18210000536, №070S18210000540, №070S18210000544, №070S18210000545, №070S18210000546, №070S18210000547, №070S18210000548, №070S18210000549. По результатам проверки сведений за февраль 2021 года по форме СЗВ-ТД, поданных учреждением в отношении каждого из 2 лиц, заявителем 28.04.2021 составлены акты №070S18210001065 и №070S18210001067. Актами зафиксированы нарушения требований пункта 2.6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Закон №27-ФЗ).
Акты были направлены страхователю с уведомлением о вызове страхователя для рассмотрения актов с учетом представленных страхователем документов. Рассмотрение актов и других материалов проверки проводилось в отсутствие страхователя, письменные возражения от страхователя не поступали.
В соответствии со статьей 17 Закона №27-ФЗ 17.05.2021 были вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №070S19210000804 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000803 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000802 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000801 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000800 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000799 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000798 в виде штрафа в размере 1000 руб.. №070S19210000797 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000796 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000795 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000794 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000793 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000792 в виде штрафа в размере 1000 руб., № 070S19210000791 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000790 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000789 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000788 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000787 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000786 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000785 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000784 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000783 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000782 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000781 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000780 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000779 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000778 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000777 в виде штрафа в размере 1000 руб., № 070S19210000776 в виде штрафа в размере 1000 руб., №070S19210000775 в виде штрафа в размере 1000 руб.; а также 16.06.2021 - решения №070S19210001224 в виде штрафа в размере 1000 руб. и №070S 19210001223 в виде штрафа в размере 1000 руб. за нарушение порядка предоставления сведений в электронном виде. Всего финансовых санкций применено в общей сумме 32 000 руб.
В соответствии с абзацем 19 статьи 17 Закона №27-ФЗ выставлены требования 09.06.2021 №070S01210000744, №070S01210000743, №070S01210000742, №070S01210000741, №070S01210000740, №070S01210000736, №070S01210000732, №070S01210000728, №070S01210000724, №070S01210000720, №070S01210000739, №070S01210000735, №070S01210000731, №070S01210000727, №070S01210000723, №070S01210000719, №070S01210000738, №070S01210000734, №070S01210000730, №070S01210000726, №070S01210000722, №070S01210000718, №070S01210000737, №070S01210000733, №070S01210000729, №070S01210000725, №070S01210000721, №070S01210000717,№070S01210000716, №070S01210000715, 14.07.2021 - требования №070S01210001127 и №070S01210001126, всего на сумму штрафов 32000 руб.. Данные требования должником добровольно в срок исполнены не были.
01.10.2021 Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) было реорганизовано в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области.
11.11.2021 заявитель обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о выдаче судебного приказа.
19.11.2021 Арбитражным судом Псковской области вынесен судебный приказ о взыскании с учреждения в доход Пенсионного фонда РФ штрафов в сумме 32 000 руб.
25.11.2021 Арбитражным судом Псковской области вынесено определение по делу №А52-5619/2021 об отмене судебного приказа от 19.11.2021 по делу № А52-5619/2021, на основании соответствующего заявления учреждения.
16.12.2021 Отделение обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о взыскании суммы штрафа в размере 32 000 руб.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд приходит к следующему.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон №27-ФЗ и Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ).
Пунктами 2.4 и 2.5 статьи 11 Закона №27-ФЗ предусмотрено представление страхователями сведений о трудовой деятельности, указанных в пункте 2.1 статьи 6 Закона « 27-ФЗ о работающих у них застрахованных лицах (прием на работу, перевод на другую постоянную работу и увольнении, подача заявления о продолжении ведения страховых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2.6 статьи 11 Закона №27-ФЗ установлено, что страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 данной статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи». В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого за предшествующий отчетный период - месяц составляет менее 25 лиц.
Согласно абзацу 4 статьи 17 Закона №27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных данным Законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
В связи с этим, в отношении страхователей, представивших сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД на бумажном носителе, у которых численность работающих зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, должны быть применены финансовые санкции за несоблюдение порядка предоставления сведений в форме электронных документов. При этом, численность работающих зарегистрированных лиц по страхователю определяется по любым имеющимся (на дату представления сведений о трудовой деятельности СЗВ-ТД) в распоряжении органов Пенсионного фонда Российской Федерации последним отчетным данным (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, расчеты ФНС).
Материалами дела подтверждается, ответчиком не оспаривается, что численность работающих в войсковой части лиц за предшествующий отчетный период составляет более 25 зарегистрированных лиц. Следовательно, страхователь - учреждение обязано было предоставить сведения по форме СЗВ-ТД за январь и за февраль 2021 года в форме электронного документа.
Порядок электронного документооборота между страхователями и пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета утвержден постановлением Правительства РФ от 11.03.2020 №178п (далее - Порядок №178п).
Пунктом 3 Порядка №178п предусмотрено, что индивидуальные сведения могут быть представлены страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с использованием Личного кабинета страхователя на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации, обеспечивающих возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Порядок №178п предусматривает два альтернативных варианта представления сведений в электронной форме, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в органы Пенсионного фонда Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования:
- через оператора электронного документооборота,
- через «личный кабинет» сайта Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в установленный срок учреждением были представлены сведения по форме СЗВ-ТД в отношении каждого из 30 лиц за январь 2021 года, в отношении каждого из 2 лиц за февраль 2021 года только на бумажном носителе.
Таким образом, учреждением нарушен порядок представления сведений, предусмотренный пунктом 2.6 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ, Порядком №178п, Порядком представления информации плательщикам страховых взносов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержденный Распоряжением Правления ПФ РФ от 10.03.2011 №85р.
Учреждение в своих возражениях ссылается на приказ Министра обороны Российской Федерации от 2.03.2020 №116дсп «О программных средствах, допускаемых к установке на автоматизированных рабочих местах должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден перечень программных средств, допускаемых к установке в войсковой части. Указывает, что данный акт не позволяет использовать программные средства и электронные носители сторонних организаций, в том числе любых других операторов для предоставления сведений, предусмотренных Законом №27-ФЗ в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны от 04.04.2017 №170, а именно пунктом 237 раздела 9 предусмотрено, что «...операции с программными средствами системы электронного документооборота Министерства обороны осуществляются в соответствии с актуальной версией Руководства оператора системы электронного документооборота Министерства обороны. Обмен электронными документами с государственными органами и организациями осуществляется по системе межведомственного электронного документооборота участников информационного взаимодействия в соответствии с требованиями законодательства к такому обмену. При отсутствии информационного взаимодействия между участниками обмен документами осуществляется на бумажном носителе».
Вместе с тем доводы заявителя на указанные акты, на отсутствие у учреждения канала электронной связи с Пенсионным фондов РФ признаются судом несостоятельными.
Пункт 2.6 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ содержит императивную норму о предоставлении страхователем в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, сведений исключительно в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Такая обязанность, установленная федеральным законом, не может быть изменена либо отменена нижестоящими правовыми актами (приказами, инструкциями и т.д.), в связи с этим учреждение должно было обеспечить возможность подачи соответствующих сведений в форме электронного документа.
При этом суд учитывает, что, как указано ответчиком, с июня 2021 года вопросы формирования, регистрации и направления необходимых сведений в электронном виде через установленные каналы прорабатываются ФКУ «УФО МО РФ по Псковской и Новгородской областям».
Форма СЗВ-ТД является документом персонифицированного учета, которая предоставляется страхователем с 1 января 2020 года и утверждена Постановлением Правления пенсионного фонда Российской Федерации от 25.12.2019 №730п.
Обстоятельств, объективно препятствовавших страхователю обеспечить с 2020 года представление сведений в Пенсионный фонд РФ о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявителем в материалы дела не представлено.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе по вопросу снижения финансовых санкций, в установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок ответчик не воспользовался.
При таких обстоятельствах решения Пенсионного фонда о привлечении страхователя к ответственности в соответствии со статьей 17 Закона №27-ФЗ являются законными, размер финансовых санкций пенсионным фондом определен в соответствии с законом, с учетом количества поданных сведений по форме СЗВ-ТД.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи, не усматривает объективных оснований для отказа в удовлетворении требований Пенсионного фонда о взыскании с учреждения назначенной в установленном порядке суммы штрафа.
При таких обстоятельствах требование заявителя подлежит удовлетворению в полном объеме.
При вынесении решения суд в силу статьи 110 АПК РФ обязан разрешить вопрос о распределении судебных расходов, включая государственную пошлину.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ и разъяснениям, изложенным в пункте 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», Пенсионный фонд Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В систему федеральных органов исполнительной власти согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 09.03.2004 №314 входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Казенные учреждения в структуру органов власти не включены.
Вместе с тем, конкретный порядок осуществления федеральными органами исполнительной власти своих полномочий и функций устанавливается в положениях об указанных органах (пункт 6 Указа №314).
Так, согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1082, в структуру Минобороны России входят центральные органы военного управления и иные подразделения (пункт 3). Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (пункт 5).
При этом следует отметить, что для исполнения государственных (муниципальных) функций публично-правовым образованием может создаваться только казенное учреждение. Такой вывод следует из системного толкования положений абзаца 39 статьи 6, статьи 161 БК РФ, пункта 6 Методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 №1505-р.
Если стороной (истцом, ответчиком) в суде выступают казенные учреждения, которые входят в структуру органов государственной власти и выполняют государственные функции, то они подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины наравне с государственными органами, то есть на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
Таким образом, учреждение, как и заявитель, освобождено от уплаты государственной пошлины.
Вместе с тем, при изготовлении резолютивной части решения от 28.02.2022 допущена техническая ошибка - указано о взыскании с учреждения суммы государственной пошлины. Данная ошибка не затрагивает существа спора, не изменяет содержание решения и подлежит исправлению в соответствии со статьей 179 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 64044» в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации штрафы в общей сумме 32000 руб.
На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Судья Л.П. Буянова