Арбитражный суд Псковской области
ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000
http://pskov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Псков
Дело № А52-6440/2021
03 февраля 2022 года
Резолютивная часть решения оглашена 27 января 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 03 февраля 2022 года
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Судаковой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Керн О.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (адрес: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.3, литер А, помещение 16Н; ОГРН <***>, ИНН <***>; Псковский филиал ПАО «Россети Северо-Запад»: адрес 180000, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (адрес: 180017, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконными постановления от 08.12.2021 №060/04/9.21-661/2021 и представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 08.12.2021 и их отмене,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 - представитель по доверенности;
от ответчика: ФИО2 - представитель по доверенности,
установил:
публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» (далее – заявитель, общество, ПАО «Россети Северо-Запад», сетевая организация) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – ответчик, управление, антимонопольный орган, УФАС по Псковской области) о признании незаконным постановления от 08.12.2021 №060/04/9.21-661/2021 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением штрафа в размере 600 000 руб. 00 коп., а также о признании незаконным представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 08.12.2021 и их отмене.
Представитель заявителя поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить по мотивам, изложенным в заявлении и дополнении к нему. Общество оспаривает законность привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ссылаясь на несоразмерность назначенного штрафа обстоятельствам совершенного деяния, непринятии во внимание затруднительного финансового положения общества, просило снизить штраф ниже низшего предела на основании статьи 4.1 КоАП РФ. Пояснила, что в настоящее время филиалом полностью завершен комплекс работ по исполнению пунктов Технических условий, относящихся к электроустановкам филиала.
В ходе рассмотрения дела заявлением от 25.01.2021 заявитель исключил требование о призвании незаконным представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 08.12.2021. В судебном заседание представитель общества пояснила, что отказывается от данного требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Суд принял отказ заявителя от требования о признании представления незаконным, о чем содержится указание в протоколе судебного заседания от 27.01.2022.
Представитель управления в судебном заседании требование заявителя не признала по основаниям, изложенным в отзыве, считает оспариваемые постановление законным и обоснованным, а назначенное административное наказание соответствующим обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, в том числе поступившие и в электронном виде, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
16.04.2021 в адрес сетевой организации от ФИО3 (далее - ФИО4) поступила заявка №СПБ80-06301/21 физического лица на технологическое присоединение энергопринимающих устройств для электроснабжения объекта (земельный участок), расположенного по адресу: Псковская область, Невельский район, Ивановская волость, д. Опухлики, с максимальной запрашиваемой мощностью 15 кВт на напряжении 0,4 кВ по третьей категории надежности электроснабжения.
По результатам рассмотрения заявки ФИО3 Псковским филиалом ПАО «Россети Северо-Запад» 09.04.2021 в личном кабинете заявителя на портале электросетевых услуг, были размещены типовые условия договора, технические условия для присоединения и счет на оплату услуг. Счет на оплату услуг оплачен заявителем 16.04.2021. Таким образом, договор об осуществлении ТП № СПБ80-06301/21 (далее - договор ТП) был заключен 16.04.2021. Для реализации данного договора ТП сетевой организации надлежало осуществитьстроительство 0,005 км ВЛ-10 кВ, установить трансформаторную подстанцию ТП-10/0,4 кВ (0,025 MB А), 0,05 км ВЛИ-0,4 кВ от проектируемой трансформаторной подстанции до границ участка заявителя и установить прибор учета электрической энергии.
Срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 13 договора ТП № СПБ80-06301/21 от 16.04.2021, пункту 16 Правил технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, составляет 6 месяцев, следовательно, истекал 16.10.2021.
15.10.2021 ФИО3 направил обращение в антимонопольный орган, в котором сообщил о невыполнении условий ТП, просил принять меры и оштрафовать филиал за абсолютное бездействие и не исполнение сроков по договору, обязав произвести работы по технологическому присоединению в двухнедельный срок.
27.02.2021 в адрес сетевой организации от ФИО5 (далее - ФИО5) поступила заявка №СПБ80-03667/21 физического лица на технологическое присоединение энергопринимающих устройств для электроснабжения объекта (малоэтажной жилой застройки (индивидуальный жилой дом/садовый/дачный дом), расположенного по адресу: 181600, Псковская область, Гдовский район, г. Гдов, с максимальной запрашиваемой мощностью 15 кВт на напряжении 0,4 кВ по третьей категории надежности электроснабжения.
По результатам рассмотрения заявки ФИО5 Псковским филиалом ПАО «Россети Северо-Запад» 03.03.2021 был направлен заявителю запрос о представлении недостающих документов, которые были представлены 02.04.2021. 07.04.2021 в личном кабинете заявителя на портале электросетевых услуг, были размещены типовые условия договора, технические условия для присоединения и счет на оплату услуг.
Счет на оплату услуг оплачен заявителем 12.04.2021. Таким образом, договор об осуществлении ТП №СПБ80-03667/21 (далее - договор ТП) был заключен 12.04.2021. Для реализации данного договора ТП сетевой организации надлежало осуществить строительство 0,12 км ВЛИ-0,4кВ от существующей ВЛ-0,4 кВ Л-3 КТП-315 л. 146-02 и установить прибор учета электрической энергии.
Срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 13 договора ТП №СПБ80-03667/21 от 12.04.2021, пункту 16 Правил технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, составляет 6 месяцев, следовательно, истекал 12.10.2021.
15.10.2021 ФИО5 направила обращение в антимонопольный орган, в котором просила предоставить информацию о сроках реализации договора ТП.
26.10.2021 обществом полностью завершен комплекс работ по исполнению пунктов ТУ, относящихся к электроустановкам филиала.
28.12.2020 в адрес сетевой организации от ФИО6 (далее - ФИО6) поступила заявка №СПБ80-19461/21 физического лица на технологическое присоединение энергопринимающих устройств для электроснабжения объекта (энергопринимающие устройства земельного участка со строением), расположенных по адресу: Псковская область, Гдовский район, н.п. д. Низовицы, с максимальной запрашиваемой мощностью 15 кВт на напряжении 0,4 кВ по третьей категории надежности электроснабжения.
По результатам рассмотрения заявки ФИО6 Псковским филиалом ПАО «Россети Северо-Запад» 30.12.2020 в личном кабинете заявителя на портале электросетевых услуг были размещены типовые условия договора, технические условия для присоединения и счет на оплату услуг. Счет на оплату услуг оплачен заявителем 04.01.2021. Таким образом, договор об осуществлении ТП №СПБ80-19461/21 (далее - договор ТП) был заключен 04.01.2021. Для реализации данного договора ТП сетевой организации надлежало установить прибор учета электрической энергии на опоре ВЛ-0,4 Кв Л-2 ТП-181 л.146-01.
Срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 12 договора ТП № СПБ80-19461/21 от 04.01.2021, пункту 16 Правил технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, составляет 6 месяцев, следовательно, истекал 04.07.2021.
18.10.2021 ФИО6 направлено обращение в антимонопольный орган, в котором просила разобраться в ситуации по несоблюдению сроков реализации договора ТП.
27.10.2021 обществом полностью завершен комплекс работ по исполнению пунктов ТУ, относящихся к электроустановкам филиала.
В связи с обнаружением данных, указывающих на наличие событий административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ управление определением от 15.11.2021 № 4210/ОВ в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» возбудило дело об административном правонарушении № 060/04/9.21-661/2021.
По результатам административного расследования антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении обществом пунктов 3, 6, 16, 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила №861).
30.11.2021 в отношении общества составлен протокол №060/04/9.21-661/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
08.12.2021 УФАС по Псковской области вынесло постановление №060/04/9.21-661/2021, которым привлекло ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 руб. 00 коп.
Антимонопольный орган также вынес представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а именно выполнить мероприятия, возложенные на сетевую организацию договором № СПБ80-06301/21 от 16.04.2021, заключенным с ФИО3
Не согласившись с принятым антимонопольным органом постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленного требования ПАО «Россети Северо-Запад» сообщило, что для реализации договора ТП с ФИО3 надлежало осуществить строительство 0,005 км ВЛ-10 кВ, установить трансформаторную подстанцию ТП-10/0,4 кВ (0,025 MB А), 0,05 км ВЛИ-0,4 кВ от проектируемой трансформаторной подстанции до границ участка заявителя и установить прибор учета электрической энергии; для реализации договора ТП с ФИО5 надлежало установить прибор учета электрической энергии на опоре ВЛ-0,4 Кв Л-2 ТП-181 л.146-01, а для реализации договора ТП с ФИО6 надлежало установить прибор учета электрической энергии на опоре ВЛ-0,4 Кв Л-2 ТП-181 л.146-01.
При этом, по ТУ с ФИО5 филиалом полностью завершен комплекс работ по исполнению пунктов ТУ 26.10.2021, а по ТУ с ФИО6 - 27.10.2021, в подтверждение чего представлены копии актов об осуществлении технологического присоединения.
Таким образом, на дату составления протокола об административном правонарушении два договора со стороны сетевой организации были исполнены. Дополнительно указало на несоразмерность суммы назначенного административного штрафа характеру правонарушения, просило снизить штраф применив предусмотренные положения части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также приняв во внимание затруднительное финансовое положение общества.
В отношении выполнения работ по ТУ с ФИО3 филиалом выполнены работы 13.01.2022, в подтверждение чего представлен акт о выполнении технических условий от 13.01.2022, акт об осуществлении технологического присоединения от 13.01.2022, в связи с чем обществом потерян интерес в обжаловании части заявленных требований.
Указанные обстоятельства стали основанием для обращения заявителя в ходе рассмотрения дела с заявлением об отказе от требования в части признания незаконным представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 08.12.2021 и их отмене, что принято судом протокольным определением от 27.01.2022.
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ при принятии судом отказа истца от требования производство по делу подлежит прекращению.
Отказ общества от заявленного требования не противоречит закону, не нарушает права других лиц и заявлен в соответствии со статьей 49 АПК РФ. Полномочия лица, подписавшего заявление об отказе от требования, надлежаще подтверждены. Дело в данной части подлежит прекращению.
В остальной части требования заявителем поддержаны.
Исследовав все имеющиеся в деле доказательства, в том числе представленные в электронном виде, в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, то есть повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Повторным совершением административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 и статьи 4.6 КоАП РФ считается совершение административного правонарушения до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления, предшествующего постановлению, которым вновь назначается административное наказание.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов повторно.
В соответствии с Федеральный закон от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
На основании пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) стороной договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства выступают сетевые организации.
Под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (пункт 2 Правил №861).
Из материалов дела следует, что общество является сетевой организацией, предоставляющей услуги по передаче электрической энергии и услуги по технологическому присоединению.
Согласно части 1 статьи 26 Закона №35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям установлены Правилами №861.
Пунктом 3 Правил №861 установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом (пункт 6 Правил №861).
Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию (абзац 16 пункта 15 Правил №861).
В соответствии с пунктом 16 Правил №861 договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям должен содержать в том числе следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению; срок осуществления мероприятий по технологическому; размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Согласно подпункту «б» пункт 16 Правил №861 срок осуществления мероприятий по технологическому не может превышать 30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий: технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже; если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров; если отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя; если от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 16(3) Правил №861 в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, стороны выполняют мероприятия по технологическому присоединению до точки присоединения энергопринимающих устройств.
Приложениями №9-11 к Правилам технологического присоединения утверждены типовые договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Согласно пункту 14 указанных приложений договор может быть изменен по письменному соглашению сторон или в судебном порядке.
Таким образом, внесение изменений в существенные условия договора о технологическом присоединении к электрическим сетям, заключенного сторонами, не может быть произведено в одностороннем порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в адрес сетевой организации от ФИО3 поступила заявка № СПБ80-06301/21 на технологическое присоединение. Договор ТП № СПБ80-06301/21 заключен между сетевой организацией и ФИО3 16.04.2021. Срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 13 договора ТП составил 6 месяцев, то есть истек 16.10.2021.
13.01.2022 филиалом полностью завершен комплекс работ по исполнению пунктов ТУ, относящихся к электроустановкам филиала, в подтверждение чего представлен акт о выполнении технических условий и акт об осуществлении технологического присоединения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в адрес сетевой организации от ФИО5 поступила заявка № СПБ80-03667/21 на технологическое присоединение. Договор ТП № СПБ80-03667/21 заключен между сетевой организацией и ФИО5 12.04.2021. Срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 13 договора ТП составил 6 месяцев, то есть истек 12.10.2021.
26.10.2021 филиалом полностью завершен комплекс работ по исполнению пунктов ТУ, относящихся к электроустановкам филиала, в подтверждение чего представлен акт об осуществлении технологического присоединения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в адрес сетевой организации от ФИО6 поступила заявка №СПБ80-19461/20 на технологическое присоединение. Договор ТП №СПБ80-19461/20 заключен между сетевой организацией и ФИО6 04.01.2021. Срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 12 договора ТП составил 6 месяцев, то есть истек 04.07.2021.
27.10.2021 филиалом полностью завершен комплекс работ по исполнению пунктов ТУ, относящихся к электроустановкам филиала, в подтверждение чего представлен акт об осуществлении технологического присоединения.
Следовательно, общество допустило нарушение установленного сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку ответчиком в материалы дела представлены и подтверждены информацией, размещенной на сайте в сети Интернет http://kad.arbitr.ru, сведение о повторном совершении обществом данного правонарушения.
Факт нарушения обществом вышеуказанных сроков технологического присоединения надлежаще подтвержден материалами дела и по существу обществом не отрицается.
Общество оспаривает законность привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ссылаясь на отсутствие вины общества в совершенном правонарушении ввиду проведения мероприятий по реализации данных договоров ТП, а именно строительство 0,005 км ВЛ-10 кВ, трансформаторной подстанции ТП-10/0,4 (0,02МВА), 0,05 км ВЛИ-0,4 кВ от проектируемой трансформаторной подстанции до границ участка заявителя (ФИО3) и установление прибора учета электрической энергии; строительство 0,12 км ВЛИ-0,4 кВ от существующей ВЛ-0,4 кВ Л-3 КТП-315 л. 146-02 и установление прибора учета электрической энергии (ФИО5); установление прибора учета электрической энергии на опоре ВЛ-0,4 кВ Л-2 ТП-181 л. 146-01 (ФИО6), обращая внимание на то, что заявителем полностью завершены комплексы работ по исполнению пунктов ТУ. Представитель общества в заявлении ходатайствовала, в случае признания общества виновным, снизить размер административного штрафа до минимально возможного, в том числе ниже низшего предела на основании статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд, оценив представленные в материалы дела документы, пришел к выводу, что доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины сетевой организации в допущенном нарушении, не представлено.
В соответствии с частью статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Оценивая доводы общества об отсутствии вины в совершении правонарушения, суд соглашается с позицией управления о том, что вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, заключается в том, что сетевой организацией не принимались меры, направленные на соблюдение сроков ТП, на сокращение сроков проводимых процедур в целях исполнения обязательств по договору ТП с ФИО3, ФИО5 и ФИО6
В ходе производства по делу об административном правонарушении и судебного разбирательства не установлены обстоятельства, подтверждающие, что заявитель был лишен возможности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, чтобы не допустить нарушения выявленных правонарушений, а также выполнить все установленные технические условия по ТП в предусмотренный срок.
При этом довод заявителя о невозможности выполнения ТУ по ТП с ФИО3 по причине неблагоприятных и опасных метеорологических явлений, последствиями которых явились массовые аварийные отключения электроэнергии потребителей и социально-значимых объектов в зоне ответственности филиала, устранение последствий которых явилось приоритетом для филиала, судом не принимается поскольку согласно представленной справке от 01.07.2021 №60/04/386 прохождение холодного фронта на всей территории Псковской области состоялось с 24.06.2021 по 26.06.2021, в то время как согласно ТУ срок выполнения обязательств составлял 6 месяцев, то есть у общества имелась возможность выполнения условий ТП вплоть до 16.10.2021. Невозможность выполнения заявителем обязательств в установленные сроки суду не представлено.
В результате виновного поведения ПАО «Россети Северо-Запад», выразившегося в неосуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, нарушены условия договора ТП от 16.04.2021, от 12.04.2021 и от 04.01.2021, пункты 3, 6, 16, 16.3 Правил №861, ущемлены права и законные интересы ФИО5, ФИО3 и ФИО6
При изложенных обстоятельствах суд признает доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный в статье 4.5 КоАП РФ, на момент принятия спорного постановления не истек.
Полномочия ответчика на рассмотрение дела об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрены статьей 23.48 КоАП РФ.
Совершенное правонарушение признакам малозначительности, предусмотренным статьей 2.9 КоАП РФ, не отвечает.
Вместе с тем, суд считает, что административное наказание в виде наложенного административного штрафа в размере 600 000 руб. 00 коп. следует изменить на основании части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ закреплено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая характер совершенного правонарушения, степень вины нарушителя, отсутствие доказательств явного пренебрежительного отношения к совершенному правонарушению, принимая во внимание представление ПАО «Россети Северо-Запад» в материалы дела акт о выполнении технических условий от 26.10.2021, акт о выполнении технических условий от 27.10.2021, что свидетельствует о принятии сетевой компанией зависящих от него мер по выполнению технических условий до составления протокола об административном правонарушении, а также представление акта об осуществлении технологического присоединения от 13.01.2022, акт о выполнении технологических условий от 13.01.2022, в подтверждение выполнения технических условий, учитывая затруднительное финансовое положение привлекаемого к ответственности лица, суд считает возможным снизить размер штрафа до 300 000 рублей, то есть до минимально допустимого размера, предусмотренного частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, поскольку постановление по делу об административном правонарушении от 08.12.2021 №060/04/9.21-661/2021 вынесено с соблюдением норм КоАП РФ, оно подлежит признанию незаконным и отмене лишь в части размера административного штрафа.
Производство по требованию заявителя о признании незаконным представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 08.12.2021 и его отмене, подлежит прекращению в соответствии с частью 4 статьи 150 АПК РФ.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, так как в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 08.12.2021 №060/04/9.21-661/2021 о назначении наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» признать незаконным и изменить в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб. 00 коп.
Назначить публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» (ОГРН <***>, ИНН <***>) за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. 00 коп.
Производство по требованию о признании незаконным и отмене представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, от 08.12.2021 прекратить.
На решение в течение десяти дней со дня его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Судья Н.В. Судакова