ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-10352/14 от 28.08.2014 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»

http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«02» сентября 2014 г.                                                                    Дело № А53-10352/2014

Резолютивная часть решения объявлена  «28» августа 2014 г.

Полный текст решения изготовлен           «02» сентября 2014 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Авдеева В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шитиковой В.В.,

рассмотрев в открытом  судебном заседании  дело по исковому заявлению                                          общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания Ростов-Авто» (ОГРН 1026103282325, ИНН 6164090830) в лице конкурсного управляющего

к Муниципальному образованию «город Ростов-на-Дону» в лице Администрации города Ростова-на-Дону,

Департаменту транспорта города Ростова-на-Дону (ОГРН 1026103285482, ИНН 6164060627)

третье лицо: Муниципальное казначейство г.Ростова-на-Дону

о взыскании убытков

при участии:

от истца –   представитель Долженко А.А. (доверенность от 01.02.2014),

от ответчика – представитель Макарова А.Г.. (доверенность № 59-36/1615 от 23.07.2014),

от третьего лица – представитель Соболева И.С. (доверенность от 09.01.2014),

установил:

установил: общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания Ростов-Авто»  (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением  о взыскании с муниципального образования «город Ростов-на-Дону» за счет средств муниципальной казны в лице Департамента транспорта города Ростова-на-Дону 446 557,15 руб. субсидии на компенсацию выпадающих доходов из-за разницы между тарифами на перевозку пассажиров и багажа и экономически обоснованным тарифом, 62 015,62 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям иска, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика (Департамент транспорта города Ростова-на-Дону) против удовлетворения исковых требований возражал, ссылаясь на то, что истцом не доказаны реально понесенные им расходы, ответчик полагает неправомерным использование истцом экономически обоснованного тарифа, установленного для МУП МТК «Ростовпасажиртранс».

Представитель третьего лица просил суд в удовлетворении исковых требований  отказать в полном объеме.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, общество с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Ростов-Авто» является транспортным предприятием, основной деятельностью которой является организация перевозки населения городским пассажирским автомобильным транспортом на платной основе в городе Ростове-на-Дону.

Истец, осуществляя регулярные перевозки пассажиров и багажа в 2011-2012 годах по закрепленным за истцом маршрутам в городе Ростове-на-Дону по тарифам, установленным администрацией города Ростова-на-Дону, понес убытки в виде выпадающих доходов из-за разницы между тарифом на перевозку пассажиров и багажа и экономически обоснованным тарифом.

По мнению истца,  ООО «Транспортная компания Ростов-Авто», выполняя возложенные на него муниципальными контрактами обязательства по осуществлению перевозок и багажа по городским муниципальным автобусным маршрутам по установленному Постановлением Администрации г. Ростова н/Д тарифу, понесло убытки в виде невозмещенных выпадающих доходов за период с 01.05.2011 по 27.08.2012г. в общей сумме 446 557,15 руб.

Представленный расчет выпадающих доходов основан на разнице тарифов за одну поездку в автобусе, действовавших в 2011-2012 годах и количестве перевезенных пассажиров в соответствии с результатами обследования пассажиропотоков на городском пассажирском транспорте общего пользования, проведенных с мая 2011 года по август 2012 года.

Названные обстоятельсва послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) непосредственно закреплено федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов сударственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999г.

Согласно подпунктам 15,55 части 2 статьи 26.3 указанного выше Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внут­ренним водным, воздушным транспортом (пригородное и муниципальное со­общение), и установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.

Осуществление указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации производится данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. № 239 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении при условии возмещения убытков, возникающих следствие регулирования тарифов, за счет средств соответствующих бюдже­тов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает право субъекта федерации вводить государственное регулирование тарифов и надбавок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и устанавливает их обязанность по возмещению убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ростовская область в лице исполнительного органа Региональной тарифной комиссии Ростовской области воспользовалась своим правом и установила тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, в связи с чем, должна возместить перевозчику понесенные убытки.

Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006г. № 23 «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» установлено, что в случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает компенсацию не полученной от потребиителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Кроме того, в данном пункте Постановления разъяснено, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.

 Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российкой Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

Постановлением Администрации г.Ростова н/Д от 24.08.2010 N 627 "Об установлении тарифов на регулярные перевозки пассажиров и провоз ручной клади в общественном транспорте городского сообщения" утверждаются экономически обоснованные тарифы на регулярные перевозки 1 пассажира в городе Ростове-на-Дону и устанавливаются тарифы на регулярные перевозки 1 пассажира в городе Ростове-на-Дону.

Согласно пункту 1,2 Постановления Администрации г. Ростова н/Д от 24.08.2010 N 627 "Об установлении тарифов на регулярные перевозки пассажиров и провоз ручной клади в общественном транспорте городского сообщения" утверждены с 28.08.2010:

-           экономически обоснованные тарифы на регулярные перевозки 1 пассажира в городе Ростове-на-Дону: - автобусами МУП МТК "Ростовпассажиртранс", работающими в обычном режиме, в размере 11,28 руб. за 1 поездку,

-           тарифы на регулярные перевозки 1 пассажира в городе Ростове-на-Дону е.   -28.08.2010: - автобусами, работающими в обычном режиме, в размере 11,00 руб. за 1 поездку;

Разница между тарифами составила 0,28 рублей.

Согласно пункту 1.1, 1.2 Постановление Администрации г. Ростова н/Д от 24.06.2011 N 405 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 24.08.2010 N 627 (ред. от 27.09.2010)" утверждены с 01.07.2011:

-           экономически обоснованный тариф на регулярные перевозки 1 пассажира в городе Ростове-на-Дону автобусами МУП МТК "Ростовпассажиртранс", работающими в обычном режиме, в размере 12,84 руб. за 1 поездку,

-           тарифы на регулярные перевозки 1 пассажира в городе Ростове-на-Дону: автобусами, работающими в обычном режиме, в размере 12,50 руб. за 1 поездку

Разница между тарифами составила 0,34 рублей.

С 01.08.2012 в соответствии с пунктами 1.1, 1.3 Постановления Администрации г.Ростова н/Д от 27.08.2012 N 717 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 24.08.2010 N 627 (ред. от 07.12.2011)" размеры тарифа и экономически обоснованного тарифа на регулярные перевозки 1 пассажира в г. Ростове-на-Дону автобусами - уравнены и составили 15 руб. каждый.

Порядок осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа, утвержден Постановлением Администрации Ростовской области от 31.08.2006 № 352.

В соответствии с пунктом 1.2.4 Порядка № 352 тариф на перевозку пассажиров и багажа, устанавливаемый регулирующим органом размер платы пассажирам за представленные перевозчиком услуги в расчете на 1 человека при осуществлении регулируемой деятельности всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.

В соответствии с пунктом 1.2.5 Порядка экономически обоснованный тариф-тариф, рассчитанный с учетом экономически обоснованных затрат перевозчиков и нормативной вместимости подвижного состава.

В силу пункта 2.4 Порядка № 325 тарифы на перевозку пассажиров и багажа и экономически обоснованные тарифы устанавливаются муниципальным правовым актом органа городского округа или муниципального района

Согласно пункту 2.5 Порядка № 325 тарифы устанавливаются едиными для каждого вида регулируемой деятельности (вида транспорта) по муниципальному образованию и рассчитываются с учетом анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности, приведенных в материалах по расчету тарифов всех перевозчиков. При значительном количестве перевозчиков (более5) допускается установление тарифов с учетом анализа показателей деятельности, представленных не менее чем 5 базовыми перевозчиками, осуществляющими не менее чем 5-процентов объема вида регулируемой деятельности по материалам этого перевозчика с учетом анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности остальных перевозчиков.

В силу пункта 2.8 Порядка № 352 в случае установления органами местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров и багажа ниже, чем экономически обоснованные тарифы, расходы на компенсацию перевозчикам выпадающих доходов из-за разницы между тарифами на перевозку пассажиров и багажа и экономически обоснованными тарифами предусматриваются в бюджете муниципального образования.

Администрацией города Ростова-на-Дону издано постановление от 01.03.2011 № 120, которым утверждено Положение предоставления из бюджета г.Ростова-на-Дону субсидий в 2011 году муниципальным унитарным предприятиям и иным перевозчикам на возмещение части затрат, возникших в результате перевозки пассажиров и багажа по городским муниципальным маршрутам.

Пунктом 1 Положения определен порядок предоставления субсидий из бюджета города Ростова-на-Дону транспортным предприятием, осуществляющим деятельность в сфере общественного транспорта городского сообщения и обосновавшим затраты на осуществление пассажирских перевозок, на компенсацию выпадающих доходов из-за разницы между тарифом на перевозку пассажиров и багажа и экономически обоснованным тарифом

Пунктом 3 Положения установлено, что субсидия рассчитывается как разница между установленным тарифом на перевозку пассажиров и багажа по каждому виду транспорта и обоснованными затратами в части, не превышающей экономически обоснованный тариф, утвержденный в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 4 Положения, организации, которые претендуют на получение субсидий из бюджета города Ростова-на-Дону на компенсацию выпадающих доходов из-за разницы между установленным тарифом на перевозку пассажиров багажа и экономически обоснованным тарифом, представляют не позднее первого октября отчетного периода с МУ «Департамент транспорта» г.Ростова-на-Дону, письменное заявление, расчет необходимого объема субсидии на компенсацию выпадающих доходов из-за разницы между установленным тарифом на перевозку пассажиров и багажа и экономически обоснованный объем финансовых средств, который необходим организации для осуществления деятельности в течение расчетного периода.

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что МУ «Департамент транспорта» г.Ростова-на-Дону в срок не более двух месяцев на основании представленных согласно п.4 настоящего положения материалов, результатов обследования пассажиропотока, действующих в соответствующем отчетном периоде, определяет соответствие организаций условиям предоставления субсидии, указанным в п.2 настоящего Положения, сумму субсидии, и утверждает перечень организаций которым в отчетном периоде предоставляется субсидия.

Пункт 9 Положения предусматривает, что организации, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа, которым в отчетном период предоставлено право получения субсидии из бюджета города Ростова-на-Дону на компенсацию выпадающих доходов из-за разницы между установленным тарифом на перевозку пассажиров и багажа и тарифом и обоснованными затратами в части, не превышающей экономически обоснованный тариф, утвержденный в установленном порядке.

Постановление Мэра г. Ростова н/Д от 12.09.2008 N 935"О внесении изменений и дополнений в постановление Мэра города от 30.05.2008 N 525 "Об установлении тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в общественном транспорте городского сообщения" было предусмотрено финансирование субсидий на компенсацию выпадающих доходов из-за разницы между тарифом на перевозку пассажиров и багажа и экономически обоснованном тарифом на 2008 год, предусмотренных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.11.2007 N 322 "Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2008 год и плановый период 2009-2010 годов" (в ред. решения от 17.06.2008 N 412), производить в следующих размерах:

-           МУП МТК "Ростовпассажиртранс" - 54509,5 тыс. рублей;

-           ООО РТК "Русэлтранс" - 27779,1 тыс. рублей;

-           МУП "Ростовская транспортная компания" - 61484,0 тыс. рублей.

ООО ТК «Ростов-Авто» в перечень организаций, которым в отчетном периоде предоставляется субсидия, включено не было, вследствие чего, субсидии на компенсацию выпадающих доходов из-за разницы между тарифами на перевозку пассажиров и багажа и экономически обоснованным тарифом ООО ТК «Ростов-Авто» предоставлено не было.

В тоже время, суд апелляционной инстанции в рамках дела №А53-17425/2012, изучив и оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства и ненормативные правовые акты администрации и департамента, с учетом положений части 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статьи 790 Гражданского кодекса РФ и части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции» пришел к выводу о том, что включение в муниципальные правовые акты положений, предусматривающих установление неравных условий получения субсидий при осуществлении всеми хозяйствующими субъектами деятельности по перевозке пассажиров и багажа по городским муниципальным маршрутам г.Ростова-на-Дону противоречит ч,1 ст. 15 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области своим решением от 26.01.2012 №674/04 признало Администрацию нарушившей часть 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» и выдало предписание, в соответствии с которым Администрация обязывалась исключить из ПЛ. 1, 3, 4, 5, 9 Положения, утвержденного Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 01.03.2011 №120 норм, предусматривающих обязанность хозяйствующих субъектов, не отнесенных к базовым перевозчикам, подтверждать обоснованность затрат на осуществление пассажирских перевозок для целей получения субсидий на компенсацию выпадающих расходов из-за разницы между тарифами на перевозку пассажиров и багажа и экономически обоснованным тарифом; исключения из пункта 7 Положения №120 норм, согласно которым субсидия на компенсацию выпадающих расходов из-за разницы между тарифом на перевозку пассажиров и багажа и экономически обоснованным тарифом, предоставляется с даты подачи письменного заявления в МУ «Департамент транспорта г.Ростова-на-Дону» .

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 по делу №А53-17425/2012 Администрации города Ростова-на-Дону отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным названного решения.

Таким образом, оказывая услуги по перевозке граждан по тарифу ниже экономически обоснованного, у общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Ростов-Авто» возникли убытки, которые подлежат возмещению за счет бюджета муниципального образования.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещения убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездей-ствия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмеще-нию Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Ко­дексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Истцом в материалы дела представлен расчет суммы убытков, произведенный с учетом невозмещенных выпадающих доходов за период с 01.05.2011 по 27.08.2012, что составило 446 557,15 руб.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания убытков в заявленном истцом размере за счет бюджета соответствующего уровня.

Исковые  требования в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 ГК РФ подлежат отклонению по следующим основаниям.

            В соответствии со статьей 395 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами начисляются в связи с неисполнением должником денежного обязательства. Действующее гражданское законодательство не содержит общего правила, в силу которого любое денежное обязательство (обязанность уплатить деньги) влекло бы дополнительное обязательство по уплате процентов на сумму долга.  Проценты, предусмотренные статьей 395 ГК РФ, являются особой мерой гражданско-правовой ответственности, на которые распространяются общие положения гражданского законодательства об ответственности. Основанием для взыскания процентов по статье 395 ГК РФ в силу правил пунктов 1 указанной статьи, является именно правонарушение, а не любое другое не имеющего характера правонарушения действие (или бездействие), повлекшее фактическое пользование чужими денежными средствами.

     Для применения ответственности, установленной указанной статьей, необходимо наличие факта пользования должником денежными средствами, предназначенными кредитору.

                        Таким образом, виду отсутствия правонарушения со стороны ответчика, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере в соответствии со статьей 395 ГК РФ взысканию не подлежат.

Расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 169-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

            Взыскать с муниципального образования «город Ростов-на-Дону» за счет средств казны муниципального образования  в лице Департамента транспорта города Ростова-на-Дону в пользу общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания Ростов-Авто» (ОГРН 1026103282325, ИНН 6164090830)   446 557 рублей 15 копеек убытков в виде  неполученной компенсации   выпадающих доходов из-за разницы между тарифами на перевозку пассажиров и багажа и экономически обоснованным тарифом, 11 931 рубль 15 копеек  - государственную пошлину.

            В остальной части иска отказать.

            Решение может быть обжаловано в месячный срок в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

            Судья                                                                                               В.Н. Авдеев