АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
13 сентября 2021 г. Дело № А53-17167/21
Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2021 г.
Полный текст решения изготовлен 13 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Кривоносовой О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мальченко К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Министерства общего профессионального образования Ростовской области
к частному образовательному учреждению профессионального образования «Автошкола «Автоград»
об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности,
при участии:
от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности 15.09.2021,
от заинтересованного лица – представитель не явился, извещен,
установил: Министерство общего профессионального образования Ростовской области (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Частному образовательному учреждению профессионального образования «Автошкола «Автоград» (далее – заинтересованное лицо) об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности от 02.08.2019 №6948.
Представитель истца в судебном поддержал исковые требования в полном объеме, просил аннулировать лицензию на осуществление образовательной деятельности от 02.08.2019, регистрационный номер 6948, предоставленную частному образовательному учреждению профессионального образования «Автошкола «Автоград» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, отзыв на исковое заявление не представил, извещен надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ.
Поскольку ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено судом в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального Кодекса РФ в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Частное образовательное учреждение профессионального образования «Автошкола «Автоград» (далее - образовательная организация, ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград») осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности регистрационный номер 6948 от 02.08.2019, предоставленной Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области.
В рамках исполнения полномочий по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью и федерального государственного надзора в сфере образования, в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2019 год и на основании приказа от 02.10.2019 № 2133 в отношении ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» в период с 01.11.2019 по 29.11.2019 была проведена плановая выездная проверка.
По результатам проверки ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий, требований законодательства об образовании от 29.11.2019 № 143-19л, подлежащее исполнению образовательной организацией в срок до 20.05.2020.
В соответствии с п. 10 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и на основании ходатайства директора ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» ФИО2 от 14.05.2020 (вх. № 1452-39/594) было принято решение об отсрочке сроков исполнения указанного предписания до конца 2020 года.
По истечении срока исполнения выданного предписания (до 31.12.2020) отчет об исполнении предписания ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» в Минобразования Ростовской области представлен не был.
В соответствии с п. 67 Административного регламента осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, федерального государственного надзора в сфере образования, утвержденного приказом Рособрнадзора от 30.06.2020 № 710 (далее — Административный регламент от 30.06.2020 № 710), и согласно приказу Минобразования Ростовской области от 14.01.2021 № 8-У в период с 18.01.2021 по 12.02.2021 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград».
В результате внеплановой документарной проверки не подтвердился факт исполнения ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий, требований законодательства об образовании от 29.11.2019 № 143-19л в установленный срок.
В соответствии с п. 70 Административного регламента от 30.06.2020 № 710 в отношении ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (протокол б/н от 12.02.2021), выдано повторное предписание об устранении ранее не устраненных нарушений от 12.02.2021 № 3-21влп сроком до 21.04.2021, а также издан приказ Минобразования Ростовской области от 18.02.2021 № 269-У «О запрете приема в образовательную организацию».
Материалы по внеплановой документарной проверке (приказ о проведении проверки, акт, повторное предписание, протокол), а также приказ Минобразования Ростовской области от 18.02.2021 № 269-У были направлены образовательной организации как электронной почтой в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью, так и почтовыми отправлениями на юридический адрес организации (он же адрес места осуществления образовательной деятельности). Однако, конверты были возвращены Почтой России в Минобразования Ростовской области.
Мировым судьей судебного участка № 5 Первомайского судебного района г. Ростова-на-Дону постановлением от 29.03.2021 (дело № 5-5-88/2021) вынесено решение о привлечении организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
При этом, по истечении срока исполнения выданного повторно предписания (до 21.04.2021) уведомление об устранении нарушения обязательных требований и прилагаемые к нему документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение выданного повторно предписания, ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» в Минобразования Ростовской области представлены не были.
В связи с неисполнением повторного предписания Минобразования Ростовской области приказом от 30.04.2021 № 733-У приостановило действие лицензии на осуществление образовательной деятельности от 02.08.2019, регистрационный номер 6948, предоставленной ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград».
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Минобразования Ростовской области в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении требования заявителя об аннулировании лицензии по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ), лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с пунктом 40 статьи 12 Закона № 99 ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательные организации обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании.
Порядок лицензирования указанного вида деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее - Положение № 966).
В соответствии с подпунктами «д», «ж» пункта 6 Положение № 966 лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются:
- наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;
- наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего, в том числе, требования статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 885 (далее - Положение), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, и осуществляет полномочия в соответствии с компетенцией, в частности, контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
В соответствии с пунктами 6.4, 6.6 Положения, Служба имеет право:
- пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний организациям, осуществляющим образовательную деятельность, и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и путем осуществления контроля за их исполнением;
- приостанавливать в установленном законодательством Российской Федерации порядке действие выданной Службой лицензии на осуществление образовательной деятельности полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам, приостанавливать действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, лишать организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, а также запрещать прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ), пунктом 21 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 885, частью 4 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ, части 8 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его полномочиями.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ, части 6 статьи 93 Закона об образовании, пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона № 99-ФЗ и пункта 57 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.11.2017 № 1134 (далее - Административный регламент), в случае выявления при проведении проверки нарушений организацией лицензионных требований (соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по лицензионному контролю за образовательной деятельностью) должностное лицо органа государственного контроля (надзора), уполномоченное на проведение проверки, выдает организации, допустившей такое нарушение, предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований с указанием срока его исполнения.
В соответствии с частью 8 статьи 93 Закона об образовании, до истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации.
Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания, или со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона № 99-ФЗ, части 8 статьи 93 Закона об образовании, пункту 70 Административного регламента в случае вынесения решения суда о привлечении организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, действие лицензии приостанавливается на срок исполнения вновь выданного предписания.
В соответствии с частью 11 статьи 20 Федерального закона № 99-ФЗ, пунктами 74 - 76 Административного регламента, если в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд по месту нахождения организации с заявлением об аннулировании лицензии.
В обоснование заявленных требований об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности от 02.08.2019 №6948 ссылается на неисполнение повторно выданного предписания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно Акту проверки №143-19л от 29.11.2019 Учреждением были допущены следующие нарушения:
ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» допущено нарушение порядка оказания платных образовательных услуг;
ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» не выполнены требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации;
ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» не осуществляет внесение сведений о выданных документах об образовании и (пли) о квалификации, документах об обучении в ФИС ФРДО;
в личных делах педагогических работников ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» отсутствуют документы и сведения, подтверждающие обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи;
в ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» питание обучающихся не организовано;
ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» не выполняется предусмотренная нормативно-правовыми актами обязанность по привлечению представителей работодателей, их объединений к проведению квалификационного экзамена по завершению профессионального обучения;
в ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» отсутствуют документы о проведении самообследования образовательной организации;
ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» не были приняты локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
в ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» отсутствуют локальные акты об утверждении форм документов об образовании и (или) о квалификации и порядке их выдачи;
в ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» отсутствуют локальные нормативные акты о создании аттестационной комиссии в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям и о проведении аттестации, протоколы заседания аттестационной комиссии и выписки из протокола аттестационной комиссии.
По результатам проверки ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий, требований законодательства об образовании от 29.11.2019 № 143-19л, подлежащее исполнению образовательной организацией в срок до 20.05.2020.
На основании ходатайства директора ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» ФИО2 от 14.05.2020 (вх. № 1452-39/594) было принято решение об отсрочке сроков исполнения указанного предписания до конца 2020 года.
По истечении срока исполнения выданного предписания (до 31.12.2020) отчет об исполнении предписания ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» в Минобразования Ростовской области представлен не был.
В период с 18.01.2021 по 12.02.2021 была проведена повторная внеплановая документарная проверка в отношении ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград».
В результате внеплановой документарной проверки не подтвердился факт исполнения ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий, требований законодательства об образовании от 29.11.2019 № 143-19л в установленный срок.
Мировым судьей судебного участка № 5 Первомайского судебного района г. Ростова-на-Дону постановлением от 29.03.2021 (дело № 5-5-88/2021) вынесено решение о привлечении организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
При этом, по истечении срока исполнения выданного повторно предписания (до 21.04.2021) уведомление об устранении нарушения обязательных требований и прилагаемые к нему документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение выданного повторно предписания, ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград» в Минобразования Ростовской области представлены не были.
В связи с неисполнением повторного предписания Минобразования Ростовской области приказом от 30.04.2021 № 733-У приостановило действие лицензии на осуществление образовательной деятельности от 02.08.2019, регистрационный номер 6948, предоставленной ЧОУ ПО «Автошкола «Автоград».
Из смысла статьи 55 Конституции Российской Федерации следует, что введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, что имеет место при аннулировании лицензии на осуществление определенного вида деятельности, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении споров, связанных с аннулированием лицензий, судам необходимо исходить из того, что установление факта соответствующего нарушения само по себе еще не является безусловным основанием аннулирования лицензии. Из материалов дела следует, что в ходе проверки организацией не были приняты соответствующие меры к исполнению лицензирующим органом предписаний.
Поскольку в силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации лицензия ограничивает правоспособность юридического лица, так как лишает его возможности заниматься определенным видом деятельности, такая мера должна носить исключительный характер, отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, соразмерной допущенным нарушениям, необходимой для защиты экономических, социальных интересов Российской Федерации и законных интересов граждан.
Следовательно, аннулирование лицензии является крайней мерой ответственности, применение которой к нарушителю без определения его вины невозможно.
Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобному рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния. Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц. Поэтому наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
Из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 244-О, 05.07.2001 № 130-О, 07.06.2001 № 139-О, 07.02.2002 № 16-О, постановлений от 21.11.2002 № 15-П, 30.07.2001 № 13-П, информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 № С1-7/смп1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие» следует, что меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
На основании вышеизложенного, исследовав и оценив в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела письменные доказательства и доводы сторон, принимая во внимание принятие лицензиатом всех необходимых мер по соблюдению действующего законодательства, что подтверждается материалами дела, суд, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, пришел к выводу о том, что изложенные в предписании нарушения Закона об образовательной деятельности, неустранение которых вменялось лицензиату, в рассматриваемом случае являются соразмерными такому виду государственного принуждения, как аннулирование лицензии, влекущему за собой существенное ограничение или прекращение хозяйственной деятельности организации.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления распределяются между сторонами по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку истец, как орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 6 000 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167, 168, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Аннулировать лицензию на осуществление образовательной деятельности от 02.08.2019 года, регистрационный номер 6948, предоставленную частному образовательному учреждению профессионального образования «Автошкола «Автоград» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Взыскать с частного образовательного учреждения профессионального образования «Автошкола «Автоград» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 6000 рублей государственной пошлины.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Кривоносова О. В.