АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
20 декабря 2010. Дело № А53-19590/10
Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2010.
Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2010.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
судьи О.П. Захарченко
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.А. Игнатенко
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации Большекирсановского сельского поселения
к Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области
третьи лица: 1) Донское бассейновое водное управление
2) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ростовской области
3) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ростовской области
о признании права собственности
при участии:
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 07.07.2010;
от ответчика: не явился, надлежаще извещен (почтовое уведомление № 64722);
от третьих лиц: 1) от Донского бассейнового водного управления – не явился, надлежаще извещен (почтовое уведомление № 64724);
2) от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ростовской области - не явился, надлежаще извещен (почтовое уведомление № 64723);
3) от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ростовской области - не явился, надлежаще извещен (почтовое уведомление № 64723);
установил:
Администрация Большекирсановского сельского поселения обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Матвеево-Кургаского района Ростовской области о признании за права собственности на плотину, расположенной: Ростовская область, Матвеево-Курганский район, 100 метров северо-восточнее х. Криничный, протяженностью 300 метров, общей площадью 3807 кв.м. с инвентарным номером 16/320.
Истец поддержал исковые требования в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представлен отзыв, согласно которому Администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области относительно удовлетворения исковых требований не возражает и просит рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает спор по существу в отсутствие надлежаще извещенных представителей ответчика и третьих лиц.
Суд, изучив письменные пояснения ответчика, проведя предварительное судебное заседание и судебное заседание в соответствии со статьями 136-137 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке ст.ст. 1, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 18, 64, 65, 66, 67, 68, 71, 75, 81 АПК РФ, пришел к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что на территории Большекирсановского сельского поселения находится объект недвижимого имущества – платина, имеющая адресные ориентиры: Ростовская область, Матвеево-Курганский район, 100 метров северо-восточнее х. Криничный, протяженностью 300 метров, общей площадью 3807 кв.м., инвентарной стоимостью 3965-00 рублей, год постройки неизвестен.
Данный объект недвижимого имущества не состоит на балансе муниципального образования Администрации Большекирсановского сельского поселения.
06.08.2008 года по заявлению Администрации Большекирсановского сельского поселения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о принятии плотины, расположенной: Ростовская область, Матвеево-Курганский район, 100 метров северо-восточнее х. Криничный на учет в качестве бесхозного объекта недвижимого имущества.
Использую право, предоставленное статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальное образование – Администрация Большекирсановского сельского поселения обратилась в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Часть 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен такой способ защиты гражданских прав как признание права.
Иск о признании права собственности является вещно-правовым иском и необходимость в таком способе защиты возникает тогда, когда наличие у лица определенного права подвергается сомнению, оспаривается, отрицается, приводит к невозможности его использования, затрудняет такое использование или имеется реальная угроза таких действий.
В соответствии со сложившейся судебной практикой в суд могут предъявляться иски о признании права собственности. Так, согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2004 №76, требование о признании права собственности на недвижимое имущество может быть заявлено путем предъявления иска, и должно рассматриваться в порядке искового производства.
Признание права является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания необходимых условий для его реализации и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих его нормальному осуществлению.
Признание права как средство защиты может быть осуществлено только в судебном порядке.
Из содержания абзаца 1 пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование. Кроме органа местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества
Таким образом, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Соответственно, названная норма определяет специального субъекта, обладающего правом обращения в суд с названными требованиями. Таким субъектом является муниципальный орган, поскольку в результате признания недвижимости бесхозяйной может возникнуть лишь право муниципальной собственности.
Поэтому органы местного самоуправления в силу нормы закона, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества Администрации Матвеево-Кургаского района Ростовской № 1050 от 12.11.2010, плотина, имеющая адресные ориентиры: Ростовская область, Матвеево-Курганский район, 100 метров северо-восточнее х. Криничный, протяженностью 300 метров, общей площадью 3807 кв.м. с инвентарным номером 16/320, не числится в реестре муниципальной собственности Матвеево-Курганского района и не является муниципальной собственностью.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области письмом № 10-3644/01 от 07.05.2008 сообщило об отсутствии информации в отношении плотины протяженностью 300 метров, общей площадью 3807 кв.м. с инвентарным номером 16/320.
Отсутствие права собственности на испрашиваемый объект подтверждено справкой ГУПТИ РО от 07.04.2008 № 199, а также сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним – уведомление от 03.12.2010 № 25/043/2010-309.
Кроме того, согласно ГОСТ 19185-73 плотина – это водоподпорное сооружение, перегораживающее водоток и его длину для подъема уровня воды. В настоящее время истребуемая платина нуждается в капитальном ремонте и в случае каких-либо природных катаклизмов грозит прорывом и подтоплением жилых домов в хуторе Криничный, что подтверждается справкой об исследовании гидротехнических сооружений прудов, расположенных на территории Больше-Кирсановского сельского поселения Матвеево-Курганского района Ростовской области от 10.07.2009, выданной Федеральным государственным учреждением «Информационно-аналитического центра по водопользованию и мониторингу Азовского моря». В связи с тем, что в данный момент данное гидротехническое сооружение отсутствует в реестре муниципального имущества, соответственно, у Администрации Большекирсановского сельского поселения отсутствуют правовые возможности выделить денежные средства из бюджета для ее ремонта, так как это повлечет нецелевое использование денежных средств.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
На основании п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением № 3 к постановлению № 3020-1.
Из содержания статьи 3 Федерального закона от 21.07.97 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" следует, что гидротехнические сооружения (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов) могут находиться в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также в собственности физических или юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы.
Право собственности на гидротехнические сооружения водных объектов, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» могут иметь Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, физические или юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
С учетом абз.4 п.1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам муниципальной собственности относятся также объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к указанному постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Согласно справке ФГУ «Азовморинформцентр» от 10.07.2009 истребуемая платина соответствует критериям безопасности водоподпорного сооружения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и относится к классу капитальности – IV.
Более того, в соответствии с частью 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично. Согласно представленному в материалы дела заявлению ответчика, никаких правовых притязаний в отношении истребуемого имущество он не имеет, что может являться достаточным основанием удовлетворения иска в случае, если такое признание не противоречит закону или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 49 АПК РФ).
Право муниципальной собственности подлежит государственной регистрации в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании заявления сторон и правоустанавливающих документов, в соответствии со ст. 2,16,17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Основанием для государственной регистрации прав, согласно требованиям ст. 17, 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», является документ (совокупность документов), бесспорно свидетельствующих о принадлежности определенного объекта недвижимости определенному в них лицу.
При указанных обстоятельствах суд полагает требования истца законными и обоснованными, следовательно, подлежащими удовлетворению.
В связи с тем, что по существу между сторонами отсутствует спор в отношении объектов недвижимости, являющихся предметом иска и обращение истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением не связано с наличием противоправных действий (бездействия) со стороны ответчика, госпошлина по иску подлежит отнесению на истца, который с учетом статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 12, 131, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 102, 110, 123, 167-170, 176, 64, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать права муниципальной собственности Администрации Большекирсановского сельского поселения на объект недвижимого имущества: наименование – плотина, имеющая адресные ориентиры: Ростовская область, Матвеево-Курганский район, 100 метров северо-восточнее х. Криничный, протяженностью 300 метров, общей площадью 3807 кв.м. с инвентарным номером 16/320.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья О.П. Захарченко