ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-21267/14 от 27.10.2014 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону Дело №А53-21267/2014

«27» октября 2014 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Колесник И.В.,

рассмотрев в порядке упрощённого производства материалы дела по заявлению Южного Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к индивидуальному предпринимателю Таргонскому Юрию Борисовичу (ОГРН 304614233500170, ИНН 614205423342) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Южное управление Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Таргонского Юрия Борисовича (далее – предприниматель, ИП Таргонский Ю.Б.) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 05.09.2014 суд принял заявление в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данным определением суд предложил сторонам представить суду и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, разъяснил право на представление суду и направлении друг другу дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Определение суда от 05.09.2014 сторонами получено, что подтверждается почтовыми уведомлениями, имеющимися в материалах дела.

В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает стороны надлежаще уведомлёнными о начавшемся процессе, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда.

Поскольку стороны о возражениях против рассмотрения дела в порядке упрощённого производства не заявили, арбитражный суд рассматривает настоящее дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон, согласно правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, протоколирование с использованием средств аудиозаписи и составление протокола в письменной форме не предусмотрено.

Как следует из материалов дела, в период с 19.08.2014 по 22.08.2014 государственным инспектором Управления, в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ, на основании распоряжения заместителя Управления от 24.07.2014 № 1504, проведена плановая выездная проверка соблюдения предпринимателем лицензионных требований и условий по адресу: Ростовская область, Белокалитвинский район, г. Белая Калитва, ул. Комарова, 2.

По результатам проверки государственным инспектором Управления был составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) индивидуального предпринимателя от 22.08.2014 № 198.

В ходе проверки выявлено, что предприниматель осуществляет деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальным (разрешением) лицензией.

С учетом выявленных проверкой нарушений, государственным инспектором Управления в отношении предпринимателя 22.08.2014 составлен протокол об административном правонарушении № 215 по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии предпринимателя, что подтверждается его подписью в протоколе.

На основании статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 23.1, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении направлены Управлением в Арбитражный суд Ростовской области для принятия решения по существу.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

В статье 3 Закона № 99-ФЗ нормативно закреплено понятие лицензии, в соответствии с которым, лицензия это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Согласно лицензии регистрационный номер АСС-61-0182933 от 05.05.2013, с бессрочным сроком действия, выданной предпринимателю, лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации являются следующие требования и условия: владелец лицензии обязан обеспечивать наличие лицензионной карточки у водителя на каждом автотранспортном средстве при работе на линии; представлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности; выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом; осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм, не допускать передачу лицензии и лицензионных карточек другому юридическому или физическому лицу.

Из материалов дела следует, что Управлением выявлено осуществление предпринимателем лицензируемой деятельности по перевозкам пассажиров, с нарушением требований и условий, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), и установленных Положением, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 №280 (далее - Положение).

Лицензионные требования и условия установлены пунктом 4 Положения, в соответствии с которыми лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств», или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха ;

ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;

и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В силу пункта 5 Положения осуществление деятельности по перевозки пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Представленные в материалы дела результаты проверки деятельности предпринимателя, проведённые Управлением, указывают на осуществление предпринимателем лицензируемой деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии) регистрационный номер АСС-61-0182933 от 05.05.2013, и установленных приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15 и от 08.01.1997 № 2, Положением, Законом № 196-ФЗ, а именно:

- предпринимателем не обеспечено наличие должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность, что является нарушением требований пункта 1 статьи 20 Федерального закона №196-ФЗ, Положения о порядке аттестации лиц, замещающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного совместным приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 №13/11, пункта 8 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 №7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», подпункта «з» пункта 4 Положения о лицензировании от 02.04.2012 № 280;

- предпринимателем на должности специалистов, чья деятельность связана с обеспечением безопасности дорожного движения, используются лица, не соответствующие квалификационным требованиям, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.06.1998 № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальных предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом», что является нарушением требований пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ, подпункта «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок;

- предпринимателем на должностях специалистов, чья деятельность связана с обеспечением безопасности дорожного движения, используются лица, не прошедшие в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующие должности, в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ, Положения о порядке аттестации лиц, замещающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов», утвержденного совместным приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 № 13/11, пункта 8 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», требования подпункта «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок;

- предпринимателем обеспечение водителей необходимой оперативной информацией путем проведения инструктажей организовано с нарушением требований статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ, пунктов 16, 17, 20, 21 раздела III. Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», подпункта «з» пункта 3 Положения о лицензировании перевозок;

- графики работы (сменности) водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров по заказу в городском и пригородом сообщении не составляются, чем нарушены пункт 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ, пункт 4 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, пункта 7.15 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», подпункт «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок;

- установлены факты нарушений по продолжительности рабочего времени водителя за учетный период (при суммированном учете рабочего времени), чем нарушены требования пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ, пункта 8 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»;

- установлены факты нарушения по максимальной продолжительности ежедневной работы (смены), чем нарушены требования пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ, пункта 11 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», подпункта «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок;

- установлены факты нарушения нормативов по продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха, в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 20 Федерального закона №196-ФЗ, пункта 25 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», подпункта «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок;

- при проверке выявлены факты не предоставления водителям специального перерыва для отдыха от управления автомобилем в пути, чем нарушены требования пункта 19 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ, пункта 15 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 №7, подпункта «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок;

- предпринимателем допускается к осуществлению регулярных перевозок пассажиров автобусов, внешняя и внутренняя экипировка которых не соответствует установленным требованиям пунктов 36 и 37 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112, чем нарушены требования пункта 4 подпункт и) Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280.

Указанные деяния образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вина предпринимателя доказана и подтверждается материалами дела. Само событие правонарушения не оспаривается самим предпринимателем.

Таким образом, действия индивидуального предпринимателя Таргонского Ю.Б. образуют состав административного правонарушения, предуморенного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истёк.

Деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности. При осуществлении такого вида деятельности лицензиат обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

Безопасность дорожного движения - составная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан.

Соблюдение требований безопасности дорожного движения, направлено на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Основными целями требований, предъявляемых к деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, согласно статье 1 Закона №196-ФЗ, являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Характер совершённого предпринимателем правонарушения не свидетельствует об его исключительности, позволяющий сделать вывод о возможности применения малозначительности. Так, предпринимателем не представлено в материалы дела каких-либо пояснений относительно обстоятельств, препятствующих соблюдению установленных лицензионных требований.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, действия лицензиата по осуществлению деятельности по перевозке пассажиров связанной с эксплуатацией источников повышенной опасности с нарушением лицензионных требований и условий создают возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, охраняемым законом общественным интересам, а также, в силу возможных негативных последствий, безопасности государства в целом, что исключает в данном конкретном случае применение положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождение лица, совершившего указанное правонарушение, от административной ответственности.

Кроме того, в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.

Частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт административное наказание в виде предупреждения либо наложения административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Учитывая альтернативный характер санкции (предупреждение или наложение административного штрафа) части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание характер административного правонарушения, суд пришёл к выводу о целесообразности применения к предпринимателю административного наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей, как наиболее адекватной меры правового воздействия. Суд считает, что административное наказание в виде административного штрафа в указанном размере соответствует принципам справедливости и соразмерности наказания.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 206, 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области

Р Е Ш И Л:

Привлечь индивидуального предпринимателя Таргонского Юрия Борисовича 21.12.1954 года рождения, уроженца г. Новочеркасска Ростовской области, (ИНН 614205423342, ОГРН 304614233500170, дата внесения записи 01.12.2014), зарегистрированного по адресу: Ростовская область, Белокалитвинский район, г. Белая Калитва, ул. Петрова, 36, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

УФК по РО (Южное Управление Госавтодорнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)

Р/сч 40101810400000010002

Банк ГРКЦ ГУ Банка России по РО г. Ростова-на-Дону

БИК 046015001

ИНН 6164028158

КПП 616401001

ОКТМО 60719000

КБК 106 116 900 400 40000 140

Наименование получателя платежа УФК по РО (Южное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)

В соответствии со статьёй 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу.

Доказательства оплаты необходимо представить в суд. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, решение суда будет направлено в службу судебных приставов для принудительного взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощённого производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья И.В. Колесник