АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2021 г.
Полный текст решения изготовлен 21 мая 2021 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Колесник И. В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.,,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Управления Федерального казначейства по Ростовской области
к муниципальному казенному учреждению «Приморье» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Администрация г. Таганрога
о возмещении ущерба в размере 11 110 720,77 руб.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности ФИО1;
от ответчика: представитель по доверенности ФИО2;
от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства: представитель не явился;
от Администрации: представитель не явился;
установил:
Управление Федерального казначейства по Ростовской области обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению «Приморье» (далее – Учреждение, МКУ Приморье) о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации в размере 11 110 720,77 рублей.
Представитель истца поддержал заявленное требование.
Представитель Учреждения возражал против заявленного требования, предоставил отзыв.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не явился, в деле имеется надлежащее уведомление, предоставил отзыв, в котором поддержал позицию истца.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования – Администрация города Таганрога, в судебное заседание не явился, в отзыве поддержал позицию ответчика.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьих лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Представителем ответчика заявлено ходатайство об отложении судебного заседания, которое судом рассмотрено и отклонено с учетом мнения истца и того факта, что рассмотрение спора приобретает затяжной характер, а уважительные причины в подтверждение необходимости отложения судебного заседания не приведены.
Выслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее – Управление) от 02 апреля 2019 года № 339 «О назначении (проведении) плановой выездной проверки в Муниципальном казенном учреждении «Приморье»», пунктом 15 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Ростовской области в финансово-бюджетной сфере на 2019 год, утвержденного врио руководителя Управления Федерального казначейства по Ростовской области 09 января 2019 года, в МКУ «Приморье» проведена проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.
По итогам проверки 08.05.2019 составлен Акт, согласно которому в действиях Учреждения выявлены нарушения бюджетного законодательства.
10.06.2019 по результатам рассмотрения Акта в адрес Учреждения вынесено предписание № 58-23-12/23-6483 с требованием возвратить в доход федерального бюджета 11 110 7200,77 рублей в срок до 24.04.2020.
Предписание Учреждением не исполнено, в связи с чем, УФК по Ростовской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что требование истца подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 34 данного Кодекса, принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В абзацах 3 и 4 пункта 23 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Согласно части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе, бюджетными полномочиями, по обеспечению результативности, адресности и целевому характеру использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Аналогичные бюджетные полномочия предусмотрены статьей 162 БК РФ для получателя бюджетных средств.
Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
В силу пункта 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты (пункт 4 статьи 219 БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Под предписанием бюджетным законодательством понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 3 статьи 270.2 БК РФ).
Неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункт 4 статьи 270.2 БК РФ).
Из статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Из содержания указанной нормы права следует, что взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности и ее применение возможно лишь при наличии совокупности условий ответственности, предусмотренных законом.
Так, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения убытков, их размер, противоправность поведения причинителя ущерба и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.
Недоказанность хотя бы одного из элементов состава правонарушения является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении убытков.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в рамках правоприменительной практики может самостоятельно квалифицировать наличие ущерба, причиненного Российской Федерации. Указанная позиция подтверждается Письмом Минфина России от 14.07.2014 № 02-10-09/34216.
При этом необходимо исходить из того, что такой ущерб может характеризоваться наличием потерь в виде утраты имущества или денежных средств, например, вследствие нецелевого использования средств федерального бюджета или иного использования средств, предоставленных из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), с нарушениями бюджетного законодательства РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям, в том числе, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.
Согласно части 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Как следует из материалов дела в рамках Государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена (далее – Государственная программа) и на основании соглашения от 09.02.2018 № 069-08-2018-045 из федерального бюджета бюджету Ростовской области предоставлены средства в виде субсидии на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.
Далее средства из бюджета Ростовской области предоставлены муниципальному образованию «Город Таганрог» для реализации вышеназванного мероприятия (Соглашение от 17.04.2018 № 60737000-1-2018-005).
В целях выполнения работ по объекту «Благоустройство общественной территории парка Приморский, II этап, расположенного по адресу: <...> (далее - Благоустройство парка Приморский (II этап) муниципальное казенное учреждение «Приморье» 24.07.2018 заключило с подрядной организацией ООО «Панорама-Юг» муниципальный контракт № 0158300007818000450-0225026-01 на благоустройство общественной территории парка Приморский, II этап, расположенного по адресу: <...> далее - муниципальный контракт от 24.07.2018) на выполнение работ по благоустройству парка Приморский (II этап) на общую сумму 112 138 173,68 рублей.
В ходе проверки, с целью установления соответствия фактически примененных на объекте материалов и оборудования, принятым и оплаченным на основании приказа МКУ «Приморье» от 15.04.2019 № 12-ОД «О создании комиссии для выполнения контрольных замеров» создана комиссия для проведения выборочных контрольных обмеров и визуального осмотра выполненных видов и объемов работ по благоустройству общественной территории парка Приморский и в период с 17.04.2019 по 18.04.2019 с участием представителей Учреждения, Управления, подрядчика, строительного контроля проведены выборочные контрольные обмеры и визуальный осмотр выполненных видов и объемов работ по объекту.
В ходе проведения данных контрольных обмеров и визуального смотра, а также в ходе анализа дизайн-проекта, сметной документации, исполнительной документации, подтверждающей фактически использованные в ходе благоустройства подрядчиком ООО «Панорама-Юг» материалы и оборудование, выявлены факты несоответствия фактически выполненных подрядчиком ООО «Панорама-Юг» работ, примененных материалов и оборудования, работам, материалам и оборудованию, принятых и оплаченных ответчиком согласно актам о приемке выполненных работ формы КС-2 и справкам о стоимости работ и затрат формы КС-3, в том числе установлено следующее.
1.1. Устройство ограждений периметра парка и внутриплощадочных ограждений, находящихся на территории парка, фактически выполнено с использованием Панелей Grand Line@ Medium с полимерным покрытием, размером секции 203мм х 251мм, размером основной ячейки 200мм х 55мм, диаметром прутка с учетом покрытия 4 мм, цвет зеленый RAL 6005 (производство ООО «Производственное объединение «Металлист»), вместо оплаченных МКУ «Приморье» по актам о приемке выполненных работ формы КС-2 Панелей PREMIUM-perimetr 2030х2500 д. 4 (RAL 6005 (зеленый) яч. 50х200) из горячеоцинкованного прутка диаметр 4 мм. 4 гибов по высоте карты с нанокерамическим покрытием + полимерным порошковым покрытием RAL 6005 (зеленый). Толщиной проволоки с учетом покрытия - 4,2 мм, ячейки 50мм х 200мм (производство ООО «Простор Групп»), данный факт несоответствия, установленных подрядчиком ООО «Панорама-Юг» сварных панелей ограждения актам о приемке выполненных работ формы КС-2, подтверждается исполнительной документацией, а именно копией Сертификата соответствия № РОСС RU.АГ81.Н06223 на сварные ограждения, торговой марки Grand Line (ТУ 9693-011-75483238-2012 (пункт 174 Реестра паспортов и сертификатов), а также проведенными в ходе комиссионного обследования выборочного замера толщины прутка и замера ширины и высоты основной ячейки у нескольких сварных панелей ограждения (согласно пунктов 2, 5, 8, 21, 50, 56, 69, 75 и 78 Акта контрольных обмеров, а также пунктов 11, 41 и 134 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 13.09.2018 № 2; пункта 32 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 23.10.2018 № 4; пунктов 113 и 191 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 19.11.2018 № 6; пункта 59 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 8; пунктов 6 и 32 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 10).
Учитывая, что вышеуказанные замененные подрядчиком ООО «Панорама-Юг» материалы, принятые и оплаченные МКУ «Приморье», отсутствуют в сборниках территориальных единичных расценок и сметных цен (ТССЦ-2001) и приняты в утвержденных директором МКУ «Приморье» локальных сметных расчетах на основании прайс-листов, полученных ООО «ДСК» (разработчик локальных сметных расчетов для благоустройства парка Приморский (II этап)), то для определения действительной стоимости фактически использованных на объекте Панелей Grand Line@ Medium с полимерным покрытием, Управлением были сделаны запросы о стоимости производителям и поставщикам данных материалов, в том числе письмами Управления от 24.04.2019 № 58-23-25/23-4934 и от 24.04.2019 № 58-23-25/23-4937 у ООО «АМИТЕГ СтройОптТорг» и ООО «Веста» запрошена информация о стоимости панелей Grand Line@ Medium с полимерным покрытием, размером секции 203мм х 251мм, размером основной ячейки 200мм х 55мм, диаметром прутка с учетом покрытия 4 мм, цвет зеленый RAL 6005 (производство ООО «Производственное объединение «Металлист»).
Согласно полученным ответам отпускная стоимость данных панелей на момент проведения проверки (1 штуки) составляет согласно письму ООО «Веста» от 25.04.2019 № без номера – 2 126,00 руб. с НДС 20 % (1 771,67 руб. без НДС) и согласно письма ООО «ПО Металлист» от 25.04.2019 № без номера - 2 169,00 руб. с НДС 20 % (1807,50 руб. без НДС).
Кроме того, сделан запрос на предоставление информации о стоимости данных панелей в ООО «Фасады и заборы», на который от ООО «Фасады и заборы» поступил счет на оплату № ЦБ-520 от 19.04.2019, где действительная отпускная стоимость данных панелей на момент проведения проверки составляет – 2 163,82 руб. с НДС 20 % (1 803,18 руб. без НДС).
Стоимость фактически установленных при благоустройстве парка Приморский (II этап) 1 единицы Панели Grand Line@ Medium с полимерным покрытием, размером секции 203мм х 251мм, размером основной ячейки 200мм х 55мм, диаметром прутка с учетом покрытия 4 мм, цвет зеленый RAL 6005 (производство ООО «Производственное объединение «Металлист») определена Управлением без НДС как средняя стоимость цен из 3-х вышеуказанных источников информации, а именно путем сложения всех трех цен на единицу данных панелей и деления полученной суммы на 3 – количество источников информации с ценами (1 771,67+1807,50+1 803,18)/3=1 794,12).
Таким образом, средняя стоимость 1 Панели Grand Line@ Medium с полимерным покрытием, размером секции 203мм х 251мм, размером основной ячейки 200мм х 55мм, диаметром прутка с учетом покрытия 4 мм, цвет зеленый RAL 6005 (производство ООО «Производственное объединение «Металлист») составляет 1 794,12 руб. (без учета НДС), вместо 4 483,73 руб. (без учета НДС), принятым по Актам о приемке выполненных работ формы КС-2.
1.2. Устройство ограждений лестниц, находящихся на территории парка, фактически выполнено с использованием нержавеющей стали AISI304 с двойным поручнем для взрослых и детей (производство Midson International Co., Ltd, Тайвань), вместо оплаченного МКУ «Приморье» по актам о приемке выполненных работ формы КС-2 ограждения из нержавеющий стали AISI201 Prima с двойным поручнем для взрослых и детей, то есть ограждение лестниц фактически выполнено на объекте из нержавеющей стали, марка которой не соответствует марке нержавеющей стали, принятой и оплаченной МКУ «Приморье» согласно актам о приемке выполненных работ формы КС-2.
Данный факт несоответствия примененной ООО «Панорама-Юг» на объекте нержавеющей стали при устройстве ограждения лестниц, подтверждается исполнительной документацией, а именно копиями Сертификатов Midson International Co., Ltd от 25.07.2017 и от 15.06.2018 (пункты 218 и 219 Реестра паспортов и сертификатов) (согласно пунктов 52, 53, 54, 62, 67, 68, 74, 82, 83, 84 и 85 Акта контрольных обмеров, а также пунктов 123, 143 и 167 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 19.11.2018 № 6; пункта 66 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 19.11.2018 № 7; пунктов 32 и 41 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 8; пункта 4 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 9; пунктов 112, 139, 163 и 183 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 10).
Учитывая, что вышеуказанные замененные подрядчиком ООО «Панорама-Юг» материалы, принятые и оплаченные МКУ «Приморье», отсутствуют в сборниках территориальных единичных расценок и сметных цен (ТССЦ-2001) и приняты в утвержденных директором МКУ «Приморье» локальных сметных расчетах на основании прайс-листов, полученных ООО «ДСК» - разработчиком локальных сметных расчетов для благоустройства парка Приморский (II этап), то для определения действительной стоимости ограждения из нержавеющей стали AISI304 с двойным поручнем для взрослых и детей, фактически установленного на объекте, Управлением была запрошена у индивидуального предпринимателя ФИО3 информация о стоимости изготовления ограждений лестниц с использованием нержавеющей стали AISI304 с двойным поручнем для взрослых и детей (производитель нержавеющий стали Midson International Co., Ltd, Тайвань), аналогичных ограждениям, находящимся на территории парка. Согласно полученному от индивидуального предпринимателя ФИО3 коммерческому предложению от 07.05.2019 без номера отпускная стоимость изготовления данного ограждения из нержавеющей стали AISI304 за 1 погонный метр составляет – 4 500,00 руб. с НДС 20 %.
Таким образом, рыночная стоимость 1 погонного метра ограждений лестниц, выполненных на территории парка с использованием нержавеющей стали AISI304 с двойным поручнем для взрослых и детей (производитель нержавеющий стали Midson International Co., Ltd, Тайвань) составляет 3 600,00 руб. без учета НДС, вместо 12 923,73 руб. без учета НДС, принятым по актам о приемке выполненных работ формы КС-2.
1.3. Озеленение территории парка фактически выполнено саженцами Бирючины обыкновенной Auria (лат. Ligustrum vulgare Aurea) высотой 30 - 50 см, вместо оплаченных МКУ «Приморье» по актам о приемке выполненных работ формы КС-2 саженцев Бирючины овальнолистной (лат. Ligustrum ovalifolium Aureum), то есть озеленение фактически выполнено на объекте саженцами бирючины, сорт которой не соответствует сорту бирючины, принятого и оплаченного МКУ «Приморье» согласно акту о приемке выполненных работ формы КС-2.
Данный факт несоответствия сорта саженцев бирючины, высаженной ООО «Панорама-Юг» на объекте, подтверждается исполнительной документацией, а именно копией акта сдачи-приемки работы от 06.11.2018 (приложение к договору подряда № 15-10/2018 ШГТ-П от 15.10.2018) (пункт 300 Реестра паспортов и сертификатов), а также произведенными в ходе комиссионного обследования выборочными контрольными обмерами и визуальным осмотром (согласно пункту 73 Акта контрольных обмеров и пункту 72 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 8).
Учитывая, что вышеуказанные, замененные подрядчиком ООО «Панорама-Юг», зеленые насаждения, принятые и оплаченные МКУ «Приморье», отсутствуют в сборниках территориальных единичных расценок и сметных цен (ТССЦ-2001) и приняты в утвержденных директором МКУ «Приморье» локальных сметных расчетах на основании прайс-листов, полученных ООО «ДСК» - разработчиком локальных сметных расчетов для благоустройства парка Приморский (II этап), то для определения действительной стоимости фактически посаженной на объекте Бирючины обыкновенной Auria высотой 30 - 50 см, Управлением письмом от 29.04.2019 № 58-23-25/23-5162 был сделан запрос о стоимости данных саженцев кустарника у индивидуального предпринимателя ФИО4, то есть непосредственно у поставщика, который поставлял данные растения в ходе благоустройства парка. Согласно полученному письму от индивидуального предпринимателя ФИО4 от 07.05.2019 № без номера отпускная стоимость 1 саженца декоративного кустарника Бирючины обыкновенной «Aurea» (лат. Ligistrum vulgar Aurea) с закрытой корневой системой, высотой саженца от 40 до 50 см составляет 700,00 руб. без учета НДС, вместо 1 669,28 руб. без учета НДС, принятым по Актам о приемке выполненных работ формы КС-2.
1.4. На территории объекта подрядчиком ООО «Панорама-Юг» фактически установлены урны 11 - RAL 7016 OZC2358050 (габаритами 1000x370x370) (производство ООО «Алюдэко-К»), вместо оплаченных МКУ «Приморье» по актам о приемке выполненных работ формы КС-2 урн У1.УН1, У-1, объем 50 л, то есть наименование и артикул фактически установленных на объекте урн не соответствует наименованию и артикулу урн принятых и оплаченных МКУ «Приморье» согласно актам о приемке выполненных работ формы КС-2.
Данный факт несоответствия, установленных ООО «Панорама-Юг» на объекте урн, подтверждается исполнительной документацией, а именно копией паспорта ООО «Алюдэко-К» на партию Урн 11 - RAL 7016 OZC2358050 (габаритами 1000x370x370) в количестве 101 шт. (пункт 145 Реестра паспортов и сертификатов) (согласно пунктов 30, 48 и 81 Акта контрольных обмеров, а также пунктов 144 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 23.10.2018 № 4; пункта 96 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 19.11.2018 № 6; пункта 86 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 10).
Учитывая, что вышеуказанные, замененные подрядчиком ООО «Панорама-Юг», малые архитектурные формы (далее – МАФ), принятые и оплаченные МКУ «Приморье», отсутствуют в сборниках территориальных единичных расценок и сметных цен (ТССЦ-2001) и приняты в утвержденных директором МКУ «Приморье» локальных сметных расчетах на основании прайс-листов, полученных ООО «ДСК» - разработчиком локальных сметных расчетов для благоустройства парка Приморский (II этап), то для определения действительной стоимости фактически установленных на объекте Урн 11 - RAL 7016 OZC2358050, Управлением были сделаны запросы стоимости производителям и поставщикам данных МАФов.
Участником проверочной группы ФИО5 был сделан запрос на предоставление информации о стоимости урн дилеру продукции Punto Design ООО «КАЗА ВЕРДЕ», на который ФИО5 от ООО «КАЗА ВЕРДЕ» поступило коммерческое предложение от 19.04.2019 без номера, согласно которому отпускная стоимость данных урн на момент проведения проверки составляет 18 700,00 руб. с НДС 20 % (15 583,33 руб. без НДС).
Также на сайте производителя продукции Punto Design ООО «Алюдэко-К» в разделе «Дополнительная информация» размещен прайс-лист на данную продукцию с ценами на 2019 год, согласно которому стоимость за 1 урну 11 - RAL 7016 OZC2358050 (габаритами 1000x370x370) (производство ООО «Алюдэко-К») составляет 18 700,00 руб. с НДС 20 % (15 583,33 руб. без НДС) (страница 11 данного прайс-листа).
В ходе анализа предложений данной продукции было установлено, что ее стоимость зафиксирована производителем по всей дилерской сети Punto Design.
Следовательно, стоимость одной Урны 11 - RAL 7016 OZC2358050 (габаритами 1000x370x370) (производство ООО «Алюдэко-К») является фиксированной для всей дилерской сети продукции Punto Design и составляет 15 583,33 руб. без учета НДС, вместо 34 809,32 руб. без учета НДС, принятым по Актам о приемке выполненных работ формы КС-2.
1.5. На территории объекта подрядчиком ООО «Панорама-Юг» фактически установлены Опоры освещения декоративные с полимерным покрытием ОС-6 с закладной деталью ФМ 0,108-1,25 и кронштейном К1-1,0-1,0оц (изготовитель ООО «Энерго-Монтаж»), вместо оплаченных МКУ «Приморье» по актам о приемке выполненных работ формы КС-2 Опор освещения декоративных с полимерным покрытием, H=6 м, с в комплекте с фундаментом, кронштейном и анкерной системой, торговой марки ДИАС (производства ООО «ДИАС» г. Краснодар), то есть в ходе благоустройства парка Приморский (II этап) подрядчиком ООО «Панорама-Юг» были установлены другие опоры освещения, не соответствующие по наименованию и артикулу опорам освещения, принятым и оплаченным МКУ «Приморье» согласно актам о приемке выполненных работ формы КС-2.
Данный факт несоответствия, установленных ООО «Панорама-Юг» на объекте опор освещения, подтверждается исполнительной документацией, а именно копиями паспортов ООО «Энерго-Монтаж» № 09042018, № 09052018 и 09062018 на партию комплектов, состоящих из Опоры освещения декоративной с полимерным покрытием ОС-6, Кронштейна К1-1,0-1,0оц и Закладной детали ФМ 0,108-1,25 (пункты 303, 311 и 312 Реестра паспортов и сертификатов) (согласно пунктов 34 и 86 Акта контрольных обмеров, а также пункта 293 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 23.10.2018 № 4; пункта 10 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 11.
Учитывая, что вышеуказанные, замененные подрядчиком ООО «Панорама-Юг» опоры освещения, принятые и оплаченные МКУ «Приморье», отсутствуют в сборниках территориальных единичных расценок и сметных цен (ТССЦ-2001) и приняты в утвержденных директором МКУ «Приморье» локальных сметных расчетах на основании прайс-листов, полученных ООО «ДСК» - разработчиком локальных сметных расчетов для благоустройства парка Приморский (II этап), то для определения действительной стоимости фактически установленных на объекте опор освещения, Управлением письмом от 24.04.2019 № 58-23-25/23-4938 у ООО «Регионпромкомплект» (производитель опор освещения ОС-6) была запрошена информация о стоимости комплектов опор освещения ОС-6. Согласно полученному ответу от 25.04.2019 № 03/16 отпускная стоимость комплекта данных опор на момент проведения проверки (за 1 штуку) составляет - 13 287,50 руб. с НДС 20 % (11 072,92 руб. без НДС).
Следовательно, рыночная стоимость 1 комплекта Опоры освещения декоративной с полимерным покрытием ОС-6 с закладной деталью ФМ 0,108-1,25 и Кронштейном К1-1,0-1,0 оц составляет 11 072,92 руб. без учета НДС, вместо 30 932,20 руб. без учета НДС, принятым по Актам о приемке выполненных работ формы КС-2.
Согласно Ведомости расчета сумм завышения по следующим материалам: панели ограждения, ограждения лестниц, саженцы, урны и опоры освещения и установлено, что согласно актам о приемке выполненных работ формы КС-2 и справкам о стоимости работ и затрат формы КС-3, установлено, что приняты и оплачены материалы по цене значительно выше фактической.
В связи с чем, Управлением установлено, что, в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статей 711 и 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 1 и 3 статьи 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 5.2.2. и 5.2.4. Муниципального контракта № 0158300007818000450-0225026-01 от 24.07.2018 (с учетом дополнительных соглашений) МКУ «Приморье» неправомерно приняты и оплачены подрядной организации ООО «Панорама-Юг» фактически не использованные при выполнении работ материалы и фактически не установленные в ходе благоустройства парка Приморский (II этап) элементы освещения и малые архитектурные формы на общую сумму 11 100 251,80 руб. (разница в стоимости материалов, элементов освещения и малых архитектурных форм), из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 9 648 824,50 руб. (доля 86,924375 %), в том числе неправомерно приняты и оплачены:
согласно пунктам 11, 41 и 134 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 13.09.2018 № 2, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 13.09.2018 № 2, платежных поручений от 02.11.2018 № 867446 и № 867445; пункта 32 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 23.10.2018 № 4, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 23.10.2018 № 4, платежных поручений от 23.11.2018 № 518305 и № 518304, пунктов 113 и 191 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 19.11.2018 № 6, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 19.11.2018 № 6, платежных поручений от 06.12.2018 № 882234 и № 882235, пункта 59 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 8, пунктов 6 и 32 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 10, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 30.11.2018 № 8, платежных поручений от 21.12.2018 № 550502, от 14.12.2018 № 288372, № 288370, № 288369, № 288373, № 288371, № 288374 и № 288375 288 Панелей PREMIUM-perimetr 2030х2500 д. 4 (RAL 6005 (зеленый) яч. 50х200) из горячеоцинкованного прутка диаметр 4 мм. 4 гибов по высоте карты с нанокерамическим покрытием + полимерным порошковым покрытием RAL 6005 (зеленый). Толщиной проволоки с учетом покрытия - 4,2 мм, ячейки 50мм х 200мм (производство ООО «Простор Групп»), вместо которых фактически установлены более дешевые Панели Grand Line@ Medium с полимерным покрытием, размером секции 203мм х 251мм, размером основной ячейки 200мм х 55мм, диаметром прутка с учетом покрытия 4 мм, цвет зеленый RAL 6005 (производство ООО «Производственное объединение «Металлист») на общую сумму 900 326,11 руб. с НДС 18 % ((1794,12-5290,8/1,18)*1,18*288*0,985=-900 326,109312) (разница в стоимости панелей), из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 782 602,84 руб. (доля 86,924375 %), за счет средств областного бюджета и бюджета муниципального образования «Город Таганрог» 117 723,27 руб. (доля 13,075625 %);
согласно пунктам 123, 143 и 167 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 19.11.2018 № 6, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 19.11.2018 № 6, платежных поручений от 06.12.2018 № 882234 и № 882235, пункта 66 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 19.11.2018 № 7, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 19.11.2018 № 7, платежных поручений от 06.12.2018 № 882237 и № 882236, пунктов 32 и 41 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 8; пункта 4 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 9; пунктов 112, 139, 163 и 183 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 10, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 30.11.2018 № 8, платежных поручений от 21.12.2018 № 550502, от 14.12.2018 № 288372, № 288370, № 288369, № 288373, № 288371, № 288374 и № 288375 215,05 погонных метра Ограждения из нержавеющий стали AISI201 Prima с двойным поручнем для взрослых и детей, вместо которого фактически установлено более дешевое ограждение из нержавеющей стали AISI304 с двойным поручнем для взрослых и детей (производство Midson International Co., Ltd, Тайвань) на общую сумму 2 330 490,40 руб. ((3600-15250/1,18)*1,18*215,05*0,985=-2330490,3985) (разница в стоимости ограждения), из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 2 025 764,21 руб. (доля 86,924375 %), за счет средств областного бюджета и бюджета муниципального образования «Город Таганрог» 304 726,19 руб. (доля 13,075625 %);
согласно пункту 72 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 8, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 30.11.2018 № 8, платежных поручений от 21.12.2018 № 550502, от 14.12.2018 № 288372, № 288370, № 288369, № 288373, № 288371, № 288374 и № 288375 340 саженцев Бирючины овальнолистной (лат. Ligustrum ovalifolium Aureum), вместо которого фактически высажены более дешевые саженцами Бирючины обыкновенной Auria (лат. Ligustrum vulgare Aurea) высотой 30 - 50 см на общую сумму 383 041,88 руб. ((700-1969,75/1,18)*1,18*340*0,985=-383041,875) (разница в стоимости саженцев), из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 332 956,76 руб. (доля 86,924375 %), за счет средств областного бюджета и бюджета муниципального образования «Город Таганрог» 50 085,12 руб. (доля 13,075625 %);
согласно пункту 144 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 23.10.2018 № 4, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 23.10.2018 № 4, платежных поручений от 23.11.2018 № 518305 и № 518304, пункта 96 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 19.11.2018 № 6, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 19.11.2018 № 6, платежных поручений от 06.12.2018 № 882234 и № 882235, пункта 86 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 10, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 30.11.2018 № 8, платежных поручений от 21.12.2018 № 550502, от 14.12.2018 № 288372, № 288370, № 288369, № 288373, № 288371, № 288374 и № 288375 115 Урн У1.УН1, У-1, объем 50 л, вместо которых фактически установлены более дешевые Урны 11 - RAL 7016 OZC2358050 (габаритами 1000x370x370) (производство ООО «Алюдэко-К») на общую сумму 2 569 832,61 руб. ((15583,33-41075/1,18)*1,18*115*0,985=-2569832,612215) (разница в стоимости урн), из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 2 233 810,94 руб. (доля 86,924375 %), за счет средств областного бюджета и бюджета муниципального образования «Город Таганрог» 336 021,67 руб. (доля 13,075625 %);
согласно пункту 293 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 23.10.2018 № 4, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 23.10.2018 № 4, платежных поручений от 23.11.2018 № 518305 и № 518304, пункту 10 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 11, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 30.11.2018 № 8, платежных поручений от 21.12.2018 № 550502, от 14.12.2018 № 288372, № 288370, № 288369, № 288373, № 288371, № 288374 и № 288375 213 Опор освещения декоративных с полимерным покрытием, H=6 м, с в комплекте с фундаментом, кронштейном и анкерной системой, торговой марки ДИАС (производства ООО «ДИАС» г. Краснодар), вместо которых фактически установлены более дешевые Опоры освещения декоративные с полимерным покрытием ОС-6 с закладной деталью ФМ 0,108-1,25 и Кранштейном К1-1,0-1,0 оц (изготовитель ООО «Энерго-Монтаж») на общую сумму 4 916 560,80 руб. ((11072,92-36 500/1,18)*1,18*213*0,985=-4432798,476276) (разница в стоимости опор освещения), из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 4 273 689,75 руб. (доля 86,924375 %), за счет средств областного бюджета и бюджета муниципального образования «Город Таганрог» 642 871,05 руб. (доля 13,075625 %).
Также, в результате проверки фактически выполненных работ объемам, предусмотренным в локальных сметных расчетах, являющихся приложением к Муниципальному контракту № 0158300007818000450-0225026-01 от 24.07.2018 (с учетом дополнительных соглашений), выявлены следующие нарушения.
В нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 711, 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 1 и 3 статьи 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 5.2.2. и 5.2.4. Муниципального контракта № 0158300007818000450-0225026-01 от 24.07.2018 (с учетом дополнительных соглашений) МКУ «Приморье» неправомерно приняты и оплачены подрядной организации ООО «Панорама-Юг» работы и материалы на общую сумму 1 681 802,45 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 1 461 896,27 руб. (доля 86,924375 %), в том числе, согласно:
пунктам 58, 59 и 60 акта о приемке выполненных работ форма КС-2 от 13.09.2018 № 2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 13.09.2018 № 2, платежных поручений от 02.11.2018 № 867446 и № 867445, пунктов 11, 12 и 13 акта о приемке выполненных работ форма № КС-2 от 03.09.2018 № 3, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 03.09.2018 № 3, платежных поручений от 02.11.2018 № 867444 и № 867447 МКУ «Приморье», неправомерно приняты и оплачены подрядной организации ООО «Панорама-Юг» при подключении модульной туалетной кабинки к водопроводу работы по расценке ТЕР06-01-041-01 «Устройство перекрытий безбалочных толщиной: до 200 мм на высоте от опорной площади до 6 м», не соответствующей фактически выполненным работам (устройству фундаментной железобетонной плиты), так как следовало применить расценку ТЕР06-01-001-16 «Устройство фундаментных плит железобетонных: плоских», что привело к завышению стоимости работ на общую сумму 11 610,19 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 10 092,08 руб. (доля 86,924375 %).
пунктам 132 и 136 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 23.10.2018 № 4, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 23.10.2018 № 4, платежных поручений от 23.11.2018 № 518305 и № 518304, пунктов 86 и 90 Акта о приемке выполненных работ формы КС-2 от 19.11.2018 № 6, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 19.11.2018 № 6, платежных поручений от 06.12.2018 № 882234 и № 882235, пункта 12 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 8; пункта 81 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 10, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 30.11.2018 № 8, платежных поручений от 21.12.2018 № 550502, от 14.12.2018 № 288372, № 288370, № 288369, № 288373, № 288371, № 288374 и № 288375 МКУ «Приморье» неправомерно приняты и оплачены подрядной организации ООО «Панорама-Юг» фактически не выполненный объем работ по установке металлических столбов высотой до 4 м: с погружением в бетонное основание для установки скамеек по расценке ТЕР09-08-001-01, а также фактически не использованный Бетон тяжелый, крупность заполнителя 10 мм, класс В15 (М200) по расценке ТССЦ-401-0086 (согласно Акта контрольных обмеров крепление скамеек выполнена без бетонирования на анкерных болтах), что привело к завышению принятых работ на 260 242,00 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 226 213,73 руб. (доля 86,924375 %).
пункту 35 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.08.2018 № 1, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 30.08.2018 № 1, платежного поручения от 02.11.2018 № 867443, пункта 91 акта о приемке выполненных работ форма КС-2 от 13.09.2018 № 2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 13.09.2018 № 2, платежных поручений от 02.11.2018 № 867446 и № 867445, пункта 102 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 23.10.2018 № 4, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 23.10.2018 № 4, платежных поручений от 23.11.2018 № 518305 и № 518304, пункта 25 Акта о приемке выполненных работ формы КС-2 от 23.10.2018 № 5, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 23.10.2018 № 5, платежных поручений от 23.11.2018 № 518302 и № 518303, пункта 20 Акта о приемке выполненных работ формы КС-2 от 19.11.2018 № 7, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 19.11.2018 № 7, платежных поручений от 06.12.2018 № 882237 и № 882236 МКУ «Приморье» неправомерно приняты и оплачены подрядной организации ООО «Панорама-Юг» работы по установке бортовых камней бетонных: при других видах покрытий без применения обязательных понижающих коэффициентов к объёму бетона к=0,86 и к объёму раствора к=0,33 согласно Приложения 27.3 пункта 3.8 технической части ТЕР27, что привело к необоснованному завышению сметной стоимости и неправомерной оплате на сумму 40 412,17 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 35 128,03 руб. (доля 86,924375 %).
пунктам 289 и 291 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 23.10.2018 № 4, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 23.10.2018 № 4, платежных поручений от 23.11.2018 № 518305 и № 518304, пунктов 6 и 8 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 11, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 30.11.2018 № 8, платежных поручений от 21.12.2018 № 550502, от 14.12.2018 № 288372, № 288370, № 288369, № 288373, № 288371, № 288374 и № 288375 МКУ «Приморье» принят и оплачен подрядной организации ООО «Панорама-Юг» фактически не выполненный объем работ по установке стальных опор с закладными деталями в количестве 213 шт. по расценкам ТЕР06-01-015-06 «Установка стальных конструкций, остающихся в теле бетона» в объеме 1,917 тонн ((213 шт.*15кг)/1000=4,758тн–2,841тн) и ТЕР33-01-016-01 «Установка стальных опор промежуточных: свободностоящих, одностоечных массой до 2 т» в объеме 8,4774 тонн ((213шт.*29,8кг)/1000=14824,8тн–6347,4тн), что привело к необоснованному завышению вышеуказанных работ на 1 072 570,44 руб. из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 932 325,15 руб. (доля 86,924375 %).
пунктам 14 и 15 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 9, пунктов 193 и 194 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 10, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 30.11.2018 № 8, платежных поручений от 21.12.2018 № 550502, от 14.12.2018 № 288372, № 288370, № 288369, № 288373, № 288371, № 288374 и № 288375 МКУ «Приморье» приняты и оплачены подрядной организации ООО «Панорама-Юг» фактически не выполненные и не подтвержденные исполнительной документацией работы по разработке и транспортировке земельных масс, принятых по расценке ТССЦпг-03-21-01-100 «Перевозке грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстояние: до 100 км I класс груза» в объеме 772,2 тонны и работ по расценке ТЕР01-01-014-04 «Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью: 0,25 м3, группа грунтов 1» в объеме 26,447 м3, что привело к необоснованному завышению сметной стоимости и неправомерной оплате на сумму 296 967,65 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 258 137,27 руб. (доля 86,924375 %).
Согласно пункту 5.2.2 Муниципального контракта от 24.07.2018 Заказчик – Учреждение, обязано осуществлять контроль за соответствием выполненного Подрядчиком объема, стоимости и качества работ локальной сметы № 02-01-01, настоящему контракту, нормативным актам, техническим условиям, действующим в РФ, а также за соответствием применяемых материалов, изделий, конструкций государственным стандартам и техническим условиям.
Согласно пункту 5.2.4 Муниципального контракта от 24.07.2018 заказчик обязан осуществлять проверку объемов выполненных строительно-монтажных работ и других затрат.
Таким образом, Учреждение производит оплату выполненных работ исключительно после проверки фактически выполненных работ.
Подписанный Акт выполненных работ подтверждает факт выполнения работ в соответствии с локально-сметным расчетом, ответчик, подписав акты факт соответствия проверил ненадлежащим образом.
Поскольку Учреждением оплачены фактически не использованные и не установленные материалы, фактически невыполненный объем работ, Управлением установлено неправомерное расходование бюджетных средств и объекту контроля и направлено Предписание, содержащее обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию, а именно в предписании указано: «по пунктам 1 и 2 настоящего предписания возвратить в доход федерального бюджета неправомерно использованные средства в общей сумме 11 110 720,77 руб. в срок до 24 апреля 2020 года включительно».
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом лицо самостоятельно выбирает способ защиты, если считает, что его право нарушено.
Предписание не обжаловалось.
При этом исполненным Предписание считается именно с момента перечисления МКУ Приморье средств в доход федерального бюджета.
Обращение с исковым заявлением МКУ Приморье к подрядчику не является исполнением Предписания. Решение Арбитражного суда Ростовской области по делу №А53-30685/2019 не имеет преюдициального значения для настоящего спора, поскольку юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу является нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, а в деле №А53-30685/2019 рассмотрен гражданский иск о взыскании неосновательного обогащения.
Денежные средства с целевым назначением получал ответчик и должен был проверять, что им принимается в качестве надлежащего исполнения и что им оплачивается.
Неисполнение предписания органа внутреннего государственного финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации ущерба является основанием для обращения уполномоченного нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации государственного органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации (часть 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 04.08.2015 № 02-10-09/45065 наличие ущерба публично-правовому образованию должно определяться по критериям, аналогичным указанным в части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении убытков.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применяя статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
При этом по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 12 вышеуказанного постановления).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
При этом отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. В связи с чем, вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Судом установлено, что нарушение возникло в результате действий МКУ Приморье, который принял без замечаний и оплатил фактически не использованные и не установленные материалы, фактически невыполненный объем работ.
Между тем, в соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;… осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, то есть обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу средства из соответствующего субъекта.
Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса (статья 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 № ВЯ-П10-14161 положения, приведенные в Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации при определении стоимости строительства…, а также при формировании цен на строительную продукцию и РАСЧЕТАХ ЗА ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ.
На основании изложенного, при осуществлении закупки получатель бюджетных средств руководствуется положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ (статья 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации), при осуществлении непосредственно строительства нормами градостроительного законодательства Российской Федерации, регулирующими данный вид деятельности, при принятии работ – федеральными законами, приказами Министерства финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
Первичными учетными документами являются в том числе акты о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-№3).
Применение унифицированных форм первичной учетной документации регламентируется «Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34.
Акт о приемке выполненных работ формы КС-2 применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Акт о приемке выполненных работ формы КС-2 составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ формы КС-6а и подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи.
На основании данных Акта о приемке выполненных работ формы КС-2 заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-З.
Справка о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-З применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы. Выполненные работы и затраты в Справке о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-з отражаются исходя из договорной стоимости.
Справка о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-З составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком заказчику (застройщику).
В стоимость выполненных работ и затрат включается стоимость строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой, а также прочие затраты, не включаемые в единичные расценки на строительные работы и в ценники на монтажные работы.
В соответствии с частью 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок.
При этом согласно части 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Между тем, судом установлено, что ответчиком неправомерно приняты и оплачены подрядной организации ООО «Панорама-Юг» фактически не использованные при выполнении работ материалы и фактически не установленные в ходе благоустройства парка элементы освещения и малые архитектурные формы, а также неправомерно приняты и оплачены работы и материалы.
Тогда как именно ответчик, являясь уполномоченным лицом муниципального образования - заказчиком работ по контракту, производит оплату исключительно за фактически выполненные работы на объекте. То есть, проверка соответствия стоимости выполненного объема работ его фактической стоимости, возложена именно на Учреждение (п.5.2.2, 5.2.4. муниципального контракта от 24.07.2018).
Таким образом, является несостоятельным довод ответчика, что «отсутствие исполнительной документации…не подтверждает факт завышения объема выполненных работ, как и осмотр, и выборочные обмеры сотрудниками Управления, не обладающими специальными знаниями», поскольку выборочными контрольными обмерами и визуальным осмотром выполненных отдельных видов и объемов работ по благоустройству общественной территории парка Приморский, II проведенными в присутствии директора МКУ Приморье ФИО6, а также директора МКУ «ОДСО» ФИО7; ведущего инженера по строительному контролю МКУ «ОДСО» ФИО8; заместителя директора по благоустройству МКУ Приморье ФИО9; представителя подрядчика ООО «Панорама-Юг» ФИО10 выявлены нарушения. При этом акт подписан без замечаний и возражений.
Как и несостоятельна ссылка ответчика на акт проверки, как доказательство нарушения, предъявленное Управлением, поскольку Управление не ссылается на акт проверки, как доказательство выявленных нарушений.
Довод Учреждения о преюдициальном значении для данного дела решения Арбитражного суда Ростовской области по делу №А53-30685/2019 судом отклоняется, поскольку юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, а в деле № А53-30685/2019 рассмотрен гражданский иск о взыскании неосновательного обогащения.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что требование Управления Федерального казначейства по Ростовской области о взыскании с Муниципального казенного учреждения «Приморье» ущерба, причиненного Российской Федерации в размере 11 110 720,77 руб. подлежит удовлетворению.
В судебном заседании ответчиком заявлено ходатайство о привлечении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований ООО «Панорама-Юг», МКУ «ОДСО ЖКХ г. Таганрога».
Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Ответчиком в ходатайствах не указано, как вынесенное Управлением предписание от 14.06.2019 № 58-23-12/23-6483 в отношении МКУ Приморье может повлиять на права или обязанности МКУ «ОДСО ЖКХ г. Таганрога», ООО «Панорама-Юг».
Таким образом, поскольку решение по настоящему спору не влияет на права и обязанности вышеуказанных лиц, ходатайство отклонено. Отношения между ответчиком и подрядчиком в рамках контракта, не могут повлиять на вывод о целевом или нецелевом использовании бюджетных средств ответчиком, поскольку деньги выделены и ответчик их тратил на работы и материалы, которые не соответствуют по объему и качественным характеристикам локально-сметным расчетам, а ответчик их оплатил.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд расходы по госпошлине относит на Муниципальное казенное учреждение «Приморье».
Исполнение ответчиком функций государственного заказчика на выполнение работ не наделяет его статусом органа государственной власти и не означает, что заявитель выполняет функции государственного органа. В данном случае заявитель не выступал в судебном разбирательстве в качестве представителя муниципального образования. Факт финансирования его из бюджета, а равно выступления в гражданских правоотношениях как муниципального казенного учреждения не свидетельствует о наличии статуса государственного органа. Следовательно, учреждение не имеет права на льготу, предусмотренную подп. 1 и 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания отказать.
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Приморье» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 11 110 720, 77 руб.
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Приморье» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 114 107 руб.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья И.В. Колесник