ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-27202/09 от 01.02.2010 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

02 февраля 2010 Дело А53-27202/09

Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 02 февраля 2010 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи И.П.Комурджиевой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.А.Дрижак

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Алкоа Металлург Рус»

к Ростовской таможне , третье лицо Южное таможенное управление

о признании незаконным решения от 19.10.2009г об отзыве у ЗАО «Алкоа Металлург Рус»

свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения №10313/100029 серия АА №000848

при участии:

от заявителя: Сафаров С.Д., доверенность от 25.08.2009 № 16/2009,

от ответчика: Малыгина М.А., доверенность от 02.09.09, Зрянина А.П., доверенность от

14.12.2009,

3-е лицо: Стройнова Н.А. –доверенность от 08.12.2009, Беликова Н.А.-доверенность

установил:

ЗАО «Алкоа Металлург Рус» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Ростовской таможне , третье лицо Южное таможенное управление о признании незаконным решения от 19.10.2009г об отзыве у ЗАО «Алкоа Металлург Рус» свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения №10313/100029 серия АА №000848.По инициативе сторон к участию в процессе в качестве третьего лица , не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Южное таможенное управление.

Судебное заседание открыто 26 января 2010 г.

Представитель заявителя явился, предоставил для приобщения к материалам дела копии документов с отметками о времени получения документов заявителем – письмо ЮТУ №28-63/19196 от 22.10.09г., письмо Ростовской таможни №08-45/18247 от 29.10.09г.,письмо Ростовской таможни №08-45/18750 от 06.11.09г..

Лица, участвующие в деле, не возражали против приобщения документов.

Суд приобщил к материалам дела письмо ЮТУ №28-63/19196 от 22.10.09г., письмо Ростовской таможни №08-45/18247 от 29.10.09г.,письмо Ростовской таможни №08-45/18750 от 06.11.09г..

Представитель заявителя предоставил для приобщения к материала дела дополнительные пояснения к заявлению. Суд приобщил дополнительные пояснения к делу.

Представитель Южного таможенного управления предоставил для приобщения к материалам дела дополнение к отзыву.

Суд приобщил дополнение к отзыву к материалам дела.

Заявитель в лице представителя настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представители Ростовской таможни возражали против удовлетворения требований .

Представитель Южного таможенного управления возражал против удовлетворения требований.

В судебном заседании 26 января 2010г в 17 часов 10 минут объявлен перерыв на срок до 01 февраля 2010г до 17 часов 40 минут. Лица, участвующие в деле, извещены о необходимости явиться в суд по окончании перерыва.

По окончании перерыва судебное заседание продолжено 01 февраля 2010г в 17 часов 40 минут.

Представитель заявителя явился, настаивал на удовлетворении заявленных требований,предоставил дополнение к заявлению.

Суд приобщил дополнение к материалам дела.

Представители Ростовской таможни возражали против удовлетворения требований .

Представитель Южного таможенного управления возражал против удовлетворения требований. Представитель третьего лица предоставил к материалам дела дополнительные пояснения.

Суд приобщил дополнительные пояснения к материалам дела.

Суд, изучив представленные документы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, установил следующее.

31 августа 2007 года Ростовской таможней ОАО «Алкоа Металлург Рус» было включено в Реестр владельцев складов временного хранения, о чем было выдано свидетельство №10313/100029 серии АА№000848 со сроком действия до 31 августа 2012г. (далее свидетельство).

18.08.09г. общее собрание акционеров ОАО «Алкоа Металлург Рус» приняло решение об изменении типа общества с открытого акционерного общества на закрытое акционерное общество и изменении наименования общества с отрытого акционерного общества «Алкоа Металлург Рус» на закрытое акционерное общество «Алкоа Металлург Рус». Новое сокращенное наименование общества - ЗАО «AMP». Указанные изменения были зарегистрированы в едином государственном реестре юридических лиц 24.08.09г.

Согласно п. 52 Административного регламента ФТС России по исполнению государственной функции ведения реестра владельцев таможенных складов и реестра владельцев складов временного хранения, утвержденного Приказом ФТС России №1352 от 31.10.07г., в случае изменения сведений, указанных в заявлении о включении в Реестр СВХ либо в прилагаемых к нему документах, владелец склада, включенный в Реестр СВХ, обязан известить об этом таможню в письменной форме в пятидневный срок со дня наступления соответствующих событий.

Исполняя названное предписание Административного регламента, ЗАО «AMP» 27.08.09г. представило в Ростовскую таможню извещение №24/926-1-290 о произошедших изменениях с приложением всех подтверждающих документов.

В соответствии с п. 53 названного Административного регламента, таможня в течение пяти рабочих дней проверяет соответствие вновь указанных сведений условиям, установленных для включения в Реестр СВХ. В случае изменения сведений, указанных в свидетельстве о включении в Реестр СВХ, таможня рассматривает вопрос о выдаче нового свидетельства о включении в Реестр СВХ в соответствии с требованиями Административного регламента.

Ростовской таможней решение о необходимости либо об отсутствии необходимости выдачи нового свидетельства не принято и до сведения ЗАО «AMP» не доведено.

22.10.09г., в адрес ЗАО «AMP» поступило решение Ростовской таможни от 19.10.09г. об отзыве у ЗАО «AMP» свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения. В решении не упомянуто извещение о переименовании предприятия, направленные документы не возвращены.

Как следует из решения, свидетельство отзывается на основании п.1 ст. 113 Таможенного кодекса РФ, в связи с несоблюдением условия включения в Реестр владельцев складов временного хранения, установленного подпунктом 1 пункта 1 ст. статьи 109 Таможенного кодекса РФ, в части невыполнения требований подпункта (В) пункта 3 Обязательных требований к обустройству, 1 оборудованию и месту расположения складов временного хранения, утвержденных Приказом ФТС России от 6 декабря 2007 г. №1497 (далее «Обязательные требования»).

ЗАО «Алкоа Металлург Рус» полагая,что его права нарушены , обратился в арбитражный суд с заявлением к Ростовской таможне о признании незаконным решения от 19.10.2009г об отзыве у ЗАО «Алкоа Металлург Рус» свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения №10313/100029 серия АА №000848.

Согласно позиции таможенных органов, заявленных в судебном заседании, в статье 107 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) указано,что помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве СВХ, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц, а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

Подпунктом «в» пункта 3 Обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения СВХ, утвержденных приказом ФТС России от 06.12.2007 № 1497, установлено обязательное наличие на СВХ досмотровой рентгеновской техники необходимость, количество и тип которой таможня устанавливает по согласованию с вышестоящим таможенным органом (региональным таможенным управлением).

В июне 2009г ЮТУ до сведения таможен региона письмом от 03.06.2009 № 28-57/9381 было доведено, что при рассмотрении вопроса о выдаче нового свидетельства в связи с изменением сведений, указанных в ранее выданном свидетельстве о включении в Реестр владельцев СВХ, положения писем Южного таможенного управления о согласовании применения досмотровой рентгеновской техники, полученные при первоначальном включении заинтересованного лица в Реестр владельцев СВХ, не действительны. В дальнейшем при изменении сведений, указанных в свидетельстве о включении в Реестр владельцев СВХ, таможне необходимо подготавливать и направлять в Южное таможенное управление аргументированное и обоснованное ходатайство, оформленное в соответствии с требованиями приказа Южного таможенного управления от 08.02.2008 № 96 «О порядке согласования оснащения складов временного хранения досмотровой рентгеновской техникой».

Учитывая изложенную позицию, ЮТУ на ходатайство Ростовской таможни о согласовании оборудования СВХ ЗАО «Алкоа Металлург Рус» досмотровой рентгеновской техникой при его включении в Реестр владельцев СВХ в связи с изменением типа акционерного общества было принято решение о необходимости оснащения СВХ ЗАО «Алкоа Металлург Рус» стационарной досмотровой рентгеновской техникой высокой производительности с размером досмотрового тоннеля не менее 145x150см моделей «RAPISCAN 532H» или «HISCAN 145180», либо аналогичным оборудованием иных производителей, в количестве, достаточном для проведения таможенного досмотра (осмотра) товаров в отведенное нормативными документами время.

Решение о необходимости оборудования указанной техникой обусловлено тем, что СВХ владельцем которого является ЗАО «Алкоа Металлург Рус», функционирует как склад открытого типа и, согласно положениям действующего таможенного законодательства, доступен для хранения любых товаров и использования любыми лицами. В этой связи количество досмотровой рентгеновской техники должно быть достаточным для проведения таможенного контроля товаров в отведенное нормативными документами время, но не менее одной единицы. Тип (модель) рентгенотелевизионной установки определяется исходя из показателей объемов суточного хранения, вида упаковки товаров и их весогабаритных параметров.

Досмотровая рентгеновская техника «Шмель-240ТВ» предназначена для рентгеновского досмотра отдельных видов грузов, элементов конструкции транспортных средств, почтовых отправлений и багажа пассажиров с целью выявления предметов, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу Российской Федерации. В этой связи, таможня пришла к выводу, что поскольку у заявителя тип склада (открытый), возможно помещение на СВХ любых категорий товаров, то наличие на СВХ досмотровой рентгеновской техники «Шмель-240ТВ» недостаточно для проведения таможенного контроля товаров.

Согласно рекомендациям, доведенным письмом ГТК России от 25.02.2004 №01-06/6918, для контроля товаров, перемещаемых на европаллетах, рекомендуется использовать конвейерную рентгенотелевизионную установку с досмотровым окном не менее 1450x1800 мм и грузоподъемностью не менее 1200 кг. Для контроля среднегабаритных грузов (коробки, тюки, ящики, упаковки и т.д.) досмотровое окно должно быть не менее 850x1200 мм и грузоподъемностью не менее 200 кг.

Рассмотрев представленные ЗАО «Алкоа Металлург Рус» документы, свидетельствующие об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в Реестр владельцев СВХ и прилагаемых к нему документах, в связи с отсутствием на СВХ вышеуказанной досмотровой рентгеновской техники Ростовской таможней 19.10.2009 оформлено решение об отзыве свидетельства о включении в Реестр владельцев СВХ от 31.08.2007 № 10313/100029.

Информация ранее направлена ЮТУ (письмо от 22.10.2009 № 28-63/19196 «О складе временного хранения») в адрес ЗАО «Алкоа Металлург Рус» по результатам рассмотрения направленного ФТС России обращения ЗАО «Алкоа Металлург Рус» от 15.09.2009 № 24/926-1-36 о рассмотрении возможности функционирования СВХ данной организации при наличии одного поискового измерителя-сигнализатора и рентгенотелевизионного комплекса «Шмель-240ТВ». Одновременно ЗАО «Алкоа Металлург Рус» было предложено рассмотреть вопрос об учреждении СВХ закрытого типа для хранения определенных видов товаров, так как в соответствии с пунктом 4 статьи 107 ТК РФ отдельные требования, предъявляемые к обустройству и оборудованию складов закрытого типа, которые находятся на территориях предприятий и владельцами которых являются лица, осуществляющие производственную деятельность, могут не применяться, если соблюдаются критерии, установленные пунктом 1 статьи 107 ТК РФ. Требование обязательного наличия досмотровой рентгеновской техники может не применяться в исключительных случаях, если специфика перемещаемых товаров не позволяет провести таможенный контроль с применением рентгенотелевизионных установок.

ЗАО «Алкоа Металлург Рус» 23.10.2009 исх. № 2/17-142 обращалось в ЮТУ с жалобой на бездействие Ростовской таможни. ЮТУ 06.11.2009 (исх. № 51-15/20169) на основании заявления ЗАО «Алкоа Металлург Рус» от 03.11.2009 № 2/17-146 и в соответствии с п.1 ст.53 ТК РФ возвратило ЗАО «АРМ» жалобу без рассмотрения по существу, 26.11.2009 (исх. 51-19/21632) ЗАО «Алкоа Металлург Рус» было уведомлено управлением о том, что ЮТУ отказывает в рассмотрении по существу жалобы от 27.10.2009 № 2/17-144 на решение Ростовской таможни об отзыве свидетельства о включении в реестр складов временного хранения в ЮТУ в связи с тем, что в ходе рассмотрения жалобы поступило определение Арбитражного суда Ростовской области от 13.11.2009 о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству по настоящему дел.

В связи с чем, таможенные органы полагают свое решение законным о обоснованным, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Суд, изучив представленные документы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок отзыва свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения предусмотрен статьей 113 Таможенного кодекса РФ , в частности, указано,что свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения может быть отозвано таможенным органом в случае:

1) несоблюдения владельцем склада временного хранения хотя бы одного из условий включения в Реестр владельцев складов временного хранения, установленных статьей 109 настоящего Кодекса;

2) несоблюдения владельцем склада временного хранения обязанностей, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 112 настоящего Кодекса;

3) неоднократного привлечения владельца склада временного хранения к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.9, 16.11, 16.13, 16.14, 16.15 и частью 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ)

В соответствии с пп. 1 п. 62 Административного регламента ФТС России по исполнению государственной функции ведения реестра владельцев таможенных складов и реестра владельцев складов временного хранения, утвержденного Приказом ФТС России №1352 от 31.12.07г. (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 ноября 2007 г. №10581) (далее Регламент), а также статьей 113 Таможенного кодекса РФ, свидетельство о включении в Реестр СВХ может быть отозвано таможенным органом в случае несоблюдения владельцем склада временного хранения хотя бы одного из условий включения в Реестр СВХ, установленных статьей 109 Таможенного кодекса РФ.

Согласно п. 63 Регламента, решение об отзыве свидетельства о включении в Реестр СВХ оформляется приказом таможни и доводится до сведения юридического лица, в отношении которого такое решение принято, в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее дня, следующего за днем его принятия (приложение №13).

Решение об отзыве свидетельства вступает в силу по истечении 15 дней со дня вынесения такого решения. Со дня вступления в силу решения об отзыве свидетельства о включении в Реестр СВХ владелец склада временного хранения подлежит исключению из Реестра СВХ в порядке, установленном Регламентом - п. 64 Регламента.

В соответствии с п. 69 и 71 Регламента, исключение из Реестра СВХ оформляется приказом таможни, выдавшей свидетельство, в котором указывается дата прекращения действия свидетельства. Таможня письменно информирует владельца склада временного хранения о причинах принятия такого решения не позднее следующего рабочего дня после его принятия. Копию приказа об исключении юридического лица из Реестра СВХ таможня не позднее следующего рабочего дня направляет в ФТС России в бумажном и электронном виде.

В подпункте (В) пункта 3 Обязательных требований к обустройству,оборудованию и месту расположения складов временного хранения, утвержденных Приказом ФТС России от 6 декабря 2007г №1497 указано на обязательное наличие на СВХ досмотровой рентгеновской техники, необходимость, количество и тип которой таможня устанавливает по согласованию с вышестоящим таможенным органом (таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, - с ФТС России, остальные таможни - с региональными таможенными управлениями).

Аналогичные правила были установлены пп. В п. 27 Положения о порядке включения в реестр владельцев СВХ, утвержденного Приказом ГТК РФ №1070 от 26.09.03г., действовавшем в момент выдачи заявителю свидетельства на СВХ. Названное Положение утратило силу с 01.01.08г. ( Приказ ФТС РФ №1352 от 31.10.07г.).

Согласно письма Южного Таможенного Управления №28-39/12408 от 23.08.07г. заявителю было разрешено оснащение склада временного хранения портативным рентгенотелевизионным комплексом «Шмель-240 ТВ» при включении заявителя в Реестр владельцев СВХ.

В целях исполнения требований пп. В п. 27 Положения о порядке включения в реестр владельцев СВХ, утвержденного Приказом ГТК РФ №1070 от 26.09.03г, а также руководствуясь названным письмом Южного Таможенного Управления, заявитель приобрел для использования на СВХ комплекс «Шмель-240 ТВ», что подтверждается товарной накладной №133 от 08.11.07г., счетом-фактурой №00000333 от 08.11.07г.

Таким образом, заявителем были полностью выполнены предписания пп. В п. 27 Положения о порядке включения в реестр владельцев СВХ, утвержденного Приказом ГТК РФ №1070 от 26.09.03г.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд признает решение, действие (бездействие) незаконным в том случае, если оно нарушает законные интересы и права заявителя и не отвечает требованиям закона или иному нормативному акту.

Установленный Таможенным кодексом Российской Федерации срок вступления в силу решения об отзыве свидетельства предоставляет возможность лицу обратиться в арбитражный суд для обжалования решения таможенного органа. Таким образом, Кодекс устанавливает возможность оценки справедливости административного решения, принятого таможенным органом, только в случае обжалования такого решения в порядке арбитражного судопроизводства.

Суд полагает, что требования таможенного органа к ЗАО «Алкоа Металлург Рус» о необходимости оборудования СВХ новой техникой являются необоснованными , поскольку у общества имелось свидетельство на СВХ, выданное в соответствии с действующим законодательством. Тот факт,что общество изменило форму организации с открытого акционерного общества на закрытое акционерное общество не может служить основанием для вынесения решения об отзыве у ЗАО «Алкоа Металлург Рус» свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения.

При подаче заявления в суд заявитель оплатил 2 000 рублей государственной пошлины платежным поручением №1213 от 02.11.2009г, подлежащей взысканию с Ростовской таможни.

Руководствуясь статьями 169,170,198,200,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

признать незаконным решение от 19.10.2009г об отзыве у ЗАО «Алкоа Металлург Рус» свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения №10313/100029 серия АА №000848.

Взыскать с Ростовской таможни в пользу ЗАО «Алкоа Металлург Рус» 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья И.П.Комурджиева