АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2022 г.
Полный текст решения изготовлен 26 мая 2022 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Захарченко О. П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Деминой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации города Ростова-на-Дону (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании права собственности, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1, ФИО2, ФИО3,
при участии:
от истца: ФИО4 - представитель по доверенности от 28.12.2021 (до перерыва),
от ответчика: ФИО5 - представитель по доверенности № 59.1/414 от 28.10.2021,
от третьего лица ФИО1: ФИО6 – представитель по доверенности от 01.12.2021 (после перерыва),
от третьего лица ФИО2: не явился, извещен;
от третьего лица ФИО3: ФИО7- представитель по доверенности от 28.02.2022 (после перерыва),
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области обратилось в суд с иском к администрации города Ростова-на-Дону, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании права собственности на помещения (подвал): комнаты 1,2, 3,4, 5,6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15; 1 этаж: комнаты 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17,18, 19, 20, 21,22,23,24, 25,26,27, 28, 29, 30, 31,32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63; 2 этаж: комнаты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, И, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 61, 62, 63, 64; 3 этаж: комнаты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45,46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69; 4 этаж: комнаты 1, 2, 3,4, 5, 6, 7, 8, 9,10, 11,12,13,14, 15,16,17,18, 19, 20,21, 22,23, 24,25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39,40, 41, 42, 43, 44, 45, 46,47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69), расположенные в нежилом здании «Общежитие», Литер А, по адресу: <...> (с учетом уточнения).
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В судебном заседании 16.05.2022 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлен перерыв до 23.05.2022 до 09 час. 15 мин. После перерыва судебное разбирательство продолжено.
После перерыва представитель истца в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Участвующие в судебном заседании представители третьих лиц полагают требования необоснованными.
Суд, проведя предварительное судебное заседание и судебное заседание в соответствии со статьями 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, согласно архивным данным Министерства строительства РСФСР главное управление по строительству в Северо-Кавказском экономическом районе (Главсевкавстрой) Министерства строительства РСФСР образовано 21.01.1963 для руководства строительством в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, Кабардино-Балкарской, Дагестанской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АССР. Главсевкавстрою были переданы из ведения соответствующих совнархозов, министерств и ведомств РСФСР все строительные, монтажные и проектно-конструкторские организации, тресты, предприятия и учебные заведения, а за ведомствами были сохранены права заказчиков.
31.03.1964 в составе Главсевкавстроя было создано 16 управлений и отделов и на самостоятельном балансе - Ростовское управление строительства. В ведении Главсевкавстроя находилось 38 строительных трестов, действующих на началах хозрасчета и пользующихся правами совнархозов экономических районов.
Согласно письму от 25.02.1997 АООТ «Ростовстрой» (являющегося правопреемником ТСС «Ростовстрой», ХА «Ростовсстрой» Концерна Росюгстрой, входящего в состав Главсевкавстроя) на основании приказа от 25.05.1965 № 20 Ростовского управления «Главсевкавстроя» общежитие по ул. Нансена 104 было передано СУМСу «Главсевкавстроя». Указанные сведения подтверждены записью о владельце в техническом паспорте на общежитие, расположенное по адресу: <...> по состоянию на 06.04.2000.
В соответствии с решением Исполнительного Комитета Ленинского районного Совета народных депутатов г. Ростова - на - Дону от 24.10.1990 № 3204 «О регистрации Устава арендного предприятия Управления механизаии № 1 ТСО «Ростовстрой», на основании закона «Об аренде и арендных отнощениях в СССР» и протокола общего собрания трудового коллектива от 19.09.1990 № 3 был зарегистрирован Устав организации арендаторов УМ-1.
Согласно п. 1.1 договора аренды от 31.10.1990 ТСО «Ростовстрой» передал, а организация арендаторов Управления механизации № 1 приняла в аренду с 31.12.1995 здания, сооружения, машины и механизмы, оборудование, транспорт и другие основные фонды по остаточной стоимости этого имущества с правом выкупа. В соответствии с п. 1 дополнительного соглашения к договору аренды между ТСО «Ростовстрой» и организацией арендаторов Управления механизации № 1 по состоянию на 03.01.1991 в пункт 1.1 договора добавлен абзац «Объектом выкупа являются основные производственные фонды (в т.ч. здания и сооружения, объекты незавершенного строительства, машины и оборудование, включая неустановленное).
01.08.1992 коллективом арендного предприятия Управления механизации № 1 хозяйственной ассоциации «Ростовстрой» была подана заявка на приватизацию находящегося в ведомственной принадлежности хозяйственной Ассоциации «Ростовстрой» арендного предприятия Управления механизации № 1 ХА Ростовстрой». Комитетом по управлению госимуществом принят приказ от 05.10.1992 № 297 «О создании комиссии по приватизации». В соответствии с решением Комитета по управлению госимуществом от 05.10.1992 № 2063/9 было принято решение приватизировать государственное имущество арендного предприятия Управления механизации № 1 ХА «Ростовстрой» г. Ростов-на-Дону.
На момент подачи заявки на приватизацию предприятия Управления механизации № 1 ХА «Ростовстрой» Комитет по управлению госимуществом имел определенные полномочия по работе с федеральным имуществом и в соответствии с приказом от 11.03.1992 № 18 Государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом и положением наделен правами и полномочиями территориального агентства Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.08.1992 № 566 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Ростовской области Трест «Ростовстрой» г. Ростов-на-Дону передан в собственность Ростовской области.
В соответствии с дополнительным соглашением от 12.11.1992, заключенным между председателем Комитета по управлению госимуществом и начальником арендного предприятия Управления механизации № 1 хозрасчетной ассоциации «Ростовстрой», в связи с переменной представителя собственника к договору аренды имущества от 31.10.1990 Комитет по управлению госимуществом Ростовской области принял на себя обязательства «Арендодателя» по договору аренды от 31.10.1990.
Согласно акту оценки государственного имущества, находящегося в аренде арендного предприятия Управления механизации № 1 ХА «Ростовстрой» по состоянию на 01.10.1992, база отдыха и общежитие, находящиеся на балансе арендного предприятия Управления механизации № 1 ХА «Ростовстрой», остаются в государственной собственности, а также на балансе и содержании предприятия после приватизации. Решением Регистрационной палаты г. Ростова-на-Дону от 16.12.1992 №917 зарегистрировано акционерное общество закрытого типа «Дон-Механизация», созданное путем преобразования АП Управление механизации № 1.
29.12.1992 между Фондом имущества Ростовской области и АОЗТ «Дон-Механизация» был заключен договор купли-продажи арендованного государственного имущества № 78 В/А. Согласно п. 1.1 договора приватизируемом объектом является имущественный комплекс государственного предприятия Управления механизации № 1, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, пёр. Газетный, 51, находящийся в собственности Ростовской области на основании постановления Правительства РФ от 10.08.1992 № 566.
Согласно акту оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств по состоянию на 01.10.1990 арендного предприятия Управления механизации № 1, являющимся приложением 3 к договору купли-продажи арендованного государственного имущества от 29.12.1992 № 78 В/А, на балансе значится здание общежития УМ-1 по ул. Нансена 1963 года постройки.
Согласно акту оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.10.1990 арендного предприятия Управления механизации № 1, являющимся приложением № 9 к договору купли-продажи арендованного государственного имущества от 29.12.1992 № 78 В/А, из стоимости имущества, подлежащего приватизации, исключена стоимость объектов социально-бытового и социально-культурного назначения, оставшихся в государственной, муниципальной собственности, в том числе: общежитие, библиотека, база отдыха.
ЗАО «Дон-Механизация» ликвидировано на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства 17.01.2017, о чем свидетельствует выписка из ЕГРЮЛ.
Согласно выписке из реестра государственного имущества Ростовской области от 23.08.2021 №СЗ-1521 общежитие, расположенное по адресу: 344000, г. Ростов-на-Дону, Октябрьский район, ул. Нансена, 104, внесено в реестр государственного имущества Ростовской области 13.04.2010 за № П12001000012.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 05.10.2017 удовлетворены требования ФИО1 к Минимуществу Ростовской области о признании права собственности в порядке приватизации жилого помещения. Признано за ФИО1 право собственности на жилую комнату № 60, общей площадью 17 кв. м, расположенную на 2 этаже в общежитии № 20 по ул. Нансена, 104 в г. Ростове-на-Дону, в порядке приватизации, исключив из числа собственников Ростовское управление строительства «Главсевкавстрой».
Кроме того, указанным решением установлено, что общежитие № 20, расположенное по адресу: <...> не вошло в план приватизации предприятия и до настоящего времени находится в государственной собственности.
Решением Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13.11.2018 исковые требования ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО2, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО3, ФИО57 А.Г.О., ФИО57 А.А.Р., ФИО58, ФИО59, ФИО60 к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (далее-Минимущество Ростовской области) о признании права собственности на жилое помещение - комнаты в общежитии №20, расположенном по адресу: <...> удовлетворены. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 20.03.2019 решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13.11.2018 отменено, в удовлетворении иска отказано.
Управлением Росреестра по Ростовской области 27.07.2021 Министерству отказано в государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) 61:44:0082018:101.
Поскольку истец указал, что отказ в регистрации права является обоснованным, в целях оформления прав субъекта РФ – Ростовской области на общежитие, Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области обратилось в суд с настоящим иском.
При принятии решения суд руководствуется следующим.
Согласно положениям статьи 4 АПК РФ, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 названной статьи, подлежали передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
Абзацем пятым пункта 1 статьи 30 Закона о приватизации к таким объектам отнесены жилищный фонд и объекты его инфраструктуры.
В соответствии с Приложением 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся к муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 18 Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещении.
С учетом изложенного, в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 спорное имущество относится к имуществу, которое подлежит передаче муниципальному образованию.
В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 5 Информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в Приложении 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, может быть удовлетворен в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
В соответствии с Законом РФ от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», действовавшим на момент приватизации Арендного предприятия «Управление механизации № 1», приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществляется путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду. Выкуп имущества государственного или муниципального предприятия, сданного в аренду, производится в случаях, когда договор аренды государственного или муниципального имущества с правом его выкупа был заключен до вступления в силу закона и арендатор, признанный покупателем в соответствии со ст. 9 закона, получил право на приобретение приватизируемого предприятия в порядке, установленном ст. ст. 20, 21, 24 Закона.
В сделке приватизации указывается состав и цена активов предприятия. В сделке приватизации указывается состав и цена активов предприятия. Имущество, не указанное в сделке (при приватизации - в акте оценки имущества), не может считаться выкупленным в установленном порядке, поскольку основанием для приобретения имущества является сделка (ст. 4 ГК РСФСР 1964 года, ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, у приобретателя по сделке приватизации возникает право собственности только на то имущество, которое указано в качестве предмета сделки.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федерального закона № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
По смыслу указанной нормы государственная регистрация носит правоподтверждающий характер, удостоверяет со стороны государства наличие соответствующего права. Однако отсутствие государственной регистрации права не свидетельствует однозначно об отсутствии у лица такого права в действительности.
В соответствии со ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса РФ.
Актом оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.10.1990 арендного предприятия Управления механизации № 1 хозрасчетной ассоциации «Ростовстрой», являющимся приложением № 9 к договору купли-продажи арендованного государственного имущества от 29.12.1992 № 78 В/А подтверждается, что из стоимости имущества предприятия, подлежащего приватизации, исключена стоимость объектов социально-бытового и социально-культурного назначения, оставшихся в государственной, муниципальной собственности, в том числе: общежитие, библиотека, база отдыха.
На основании изложенного, общежитие, расположенное по адресу: <...>, не вошло в план приватизации имущества Управления механизации № 1 хозрасчетной ассоциации «Ростовстрой», а осталось в собственности Ростовской области и на балансе АОЗТ «Дон-Механизация» в дальнейшем ЗАО «Дон-Механизация» (ИНН <***>).
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, общежитие, расположенное по адресу: <...>, относится к разряду специализированных жилых зданий со статусом общежития.
Согласно выписке из ЕГРН от 01.03.2021, здание общежития с к 61:44:0082018:101, расположено по адресу: <...>, имеет площадь 1873,1 кв.м, нежилое, состоит из 5 этажей, в том числе подземных 1, 1963 года завершения строительства.
ФИО1 осуществлена регистрации права собственности в ЕГРН на помещение, право собственности на которое признано решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 05.10.2017. Так, согласно выписке из ЕГРН от 20.08.2021 за ФИО1 зарегистрировано 20.12.2019 право собственности на жилое помещение (комнату) с кадастровым номером 61:44:008018:712, расположенное по адресу: <...>, этаж 2.
Исходя из актуального технического плана здания от 22.10.2020, общежитие имеет площадь 1873,1 кв.м, что соответствует записи о характеристиках объекта в ЕГРН.
Согласно техническому паспорту общежития лит. А по состоянию на 16.08.2007 (исправлено с 2008г.), общая площадь общежития – 1930,1 кв.м, том числе основная – 977,6 кв., вспомогательная – 895,5 кв.м, балкон – 57 кв.м.
Истец, заявляя требования, включит все помещения согласно техническому паспорту, из исключением комнаты № 60 на 2 этаже общежития, площадью 17 кв.м, принадлежащего на праве собственности ФИО1 и площадь балкона – 57 кв.м, что составляет 1 856,1 кв.м.
При этом запись в ЕГРН о площади общежития 1 873,1 кв.м, составляет площадь объекта за исключением площади балкона: 1930,1 кв.м – 57 кв.м.
Тем самым судом исследован вопрос о соответствии технических объекта на соответствие актуальным данным. И кроме того установлено отсутствие притязаний на объекты в здании, имеющего титульного собственника.
При этом ссылка третьих лиц на рассмотрение в Октябрьском районном суде иска нанимателей жилых помещений о приватизации, не подтверждена документа. Согласно электронной карточке дела № 9-295/2022, исковое заявление возвращено истцам 18.04.2022.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного Российской Федерации о договоре социального найма.
К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и не были переданы в ведение органов местного самоуправления в результате изменения формы собственности или ликвидации указанных предприятий или учреждений, если эти жилые помещения предоставлены гражданам на законных основаниях до даты изменения формы собственности или ликвидации указанных предприятий или учреждений, применяются нормы главы 35 Гражданского кодекса РФ о договоре найма, за исключением ст. 672, п. 2 ст. 674, ст. 683 и 684, п. 1 ст. 687 Гражданского кодекса РФ, а также правила о расторжении краткосрочного договора найма абз. 2 п. 2 ст. 687 Гражданского кодекса РФ. К отношениям по пользованию жилыми помещениями, указанными в настоящей части, также применяются нормы ч. 2 ст. 60, ч. 2 и 3 ст. 83, ч. 1 ст. 154, час. 1 - 5, 9.1 - 13 ст. 156, ст. 157 и 159 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, нормы, предусмотренные ст. 36 Жилищного кодекса РФ о праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, на собственников жилых помещений, расположенных в здании общежития, не распространяются.
Кроме того, следует отметить, что помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в таком доме могут быть и иные нежилые помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами как самостоятельными объектами гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ. К таким помещениям будут относиться помещения, расположенные в подвале, здания общежития, после приобретения статуса многоквартирного жилого дома.
Суд отклоняет ссылки третьих лиц на ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которой при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений, а также на норму ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, поскольку данные ссылки при отсутствии доказательств законности предоставления спорных жилых помещений третьим лицам правового значения не имеют.
Кроме того, данное решение не является правовым препятствием нанимателей комнат в общежитии претендовать на установление права собственности на занимаемые для проживания ими комнаты при подтверждении таких правовых предпосылок.
Необходимо отметить, что оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц в порядке ст. 51 АПК РФ нанимателей помещений судом не усмотрено.
Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
При решении вопроса о допуске в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд обязан исходить из того, какой правовой интерес имеет данное лицо. При этом третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде. Основанием для вступления (привлечения) в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом. Целью участия в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, является предотвращение неблагоприятных для него последствий.
Учитывая предмет разбирательства – право собственности Ростовской области на общежитие, не усматривает участие нанимателей в указанных отношениях по объекту и составу.
Наниматели комнат в общежитии, за исключением ФИО1, титульными собственниками на помещения в здании не являются. Тем самым, на момент рассмотрения дела оснований полагать о возникновении права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между истцом и ответчиком и третьим лицом исключена.
Неблагоприятные последствия для нанимателей при принятии решения по рассматриваемому иску также отсутствуют. Принятие судебного акта влечет внесение в ЕГРН записи о правообладателе – субъект Российской Федерации – Ростовская область. Общедоступность сведений ЕГРН позволит определить титульного собственника, к которому возможно предъявление требований при наличии таковых.
Привлечение третьим лицом без самостоятельных требований ФИО2 было обусловлено его волей с аргументом легализации порядке приватизации права на занимаемое им помещение в общежитии, однако не реализовано на дату рассмотрения дела в арбитражном суде.
С учетом приведенных выводов по существу требований, исковые требования подлежат удовлетворению.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, в связи с чем судебные расходы по делу не распределяются.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать право собственности Ростовской области на помещения (подвал: комнаты 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15; 1 этаж: комнаты 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17,18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31,32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63; 2 этаж: комнаты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 61, 62, 63, 64; 3 этаж: комнаты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45,46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69; 4 этаж: комнаты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69), площадью 1856,1 кв.м, расположенные в нежилом здании «Общежитие», Литер А, по адресу: <...>.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья О.П. Захарченко