АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2019 г.
Полный текст решения изготовлен 25 июня 2019 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Овчаренко Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аникиной Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия «Муниципальная транспортная компания «Ростовпассажиртранс» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Муниципальному образованию городской округ «Город Ростов-на-Дону» в лице Администрации г. Ростова-на-Дону
о взыскании убытков
третьи лица: Департамент Транспорта города Ростова-на-Дону, Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону
при участии:
от истца - представитель ФИО1, по доверенности (до и после перерыва), ,представитель ФИО2 по доверенности
от ответчика - представитель ФИО3 по доверенности от 13.11.2018 № 59-1/395 (до и после перерыва)
от третьих лиц: 1) от Департамента Транспорта города Ростова-на-Дону – представитель ФИО4, по доверенности; 2) от Департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону – представитель ФИО5, по доверенности
установил: муниципальное унитарное предприятие «Муниципальная Транспортная Компания» обратилось в суд с иском к Муниципальному образованию городской округ «Город Ростов-на-Дону» в лице Администрации г. Ростова-на-Дону о взыскании убытков в размере 20 032 002, 50 руб.
Определением суда от 24.12.2018 привлечены к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора Департамент транспорта города Ростова-на-Дону, Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец поддержал исковые требования по основаниям иска, указал, что у истца имеется право на компенсацию выпадающих доходов в связи с перевозкой льготной категории граждан, приобщил письменные пояснения.
Представитель ответчика исковые требования отклонил, указав на то, что истцом не подтвержден ни факт причинения ему убытков, ни их размер, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований, приобщил дополнение к ранее представленному отзыву
Третье лицо, Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону, приобщил отзыв на исковое заявление, считают требования не подлежащими удовлетворению.
Третье лицо, Департамент Транспорта города Ростова-на-Дону, считает требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании объявлен перерыв до 15 час. 15 мин. 18.06.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
После перерыва в 17 час. 50 мин 18.06.2019 судебное заседание продолжено в отсутствии сторон третьих лиц.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии третьих лиц.
Суд, исследовав материалы дела, изучив все представленные документальные доказательства и оценив их в совокупности, установил следующие фактические обстоятельства.
Муниципальное унитарное предприятие «Муниципальная Транспортная Компания «Ростовпассажиртранс» (Предприятие) в соответствии с Уставом является коммерческой организацией, целью и предметом деятельности которой является оказание услуг по перевозке населения пассажирским автотранспортом (автобусами) на платной основе в городе Ростове-на-Дону.
Пассажирские перевозки на маршрутах города Предприятие осуществляет на основании лицензии №АСС-61-0008709 и договоров с Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону №№1-1, 1-2, 1-3, 1-4, 1-6, 1-7, 1-8, 1-9, 1-10, 1-11, 1-12, 1-13, 1-14, 1-15, от 09.07.2014 (далее – договоры).
Согласно условиям данных договоров Предприятие приняло на себя обязательство по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа (ручной клади), в том числе, перевозку льготных категорий граждан в соответствии с правилами и порядком, установленными Правительством РФ, исполнительными органами субъекта РФ и органом местного самоуправления.
В 2015 году Предприятие наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по установленным Администрацией г. Ростова-на-Дону тарифам в общественном городском транспорте, оказывало услуги по льготному проезду с его частичной оплатой в размере 50% стоимости следующим категориям граждан:
- пенсионерам, достигшим возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости, не имеющим других льгот (далее – пенсионеры);
- обучающимся общеобразовательных учреждений, профессиональных училищ и лицеев, находящихся на территории г. Ростова-на-Дону (далее – учащиеся, школьники).
Льготный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) с его частичной оплатой в размере 50% стоимости был предоставлен указанным категориям граждан Решением ФИО6 от 02.12.2014 №755 «Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону» на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Одновременно с предоставлением указанной льготы в бюджете города предусматривались средства на компенсацию транспортным предприятиям, понесенных в связи с этим расходов.
Проезд пенсионеров и учащихся осуществляется на основании приобретаемых за наличный расчет ими разовых билетов стоимостью 50% от полного тарифа, а также с использованием «Социальной карты пенсионера» и «Социальной карты обучающегося».
Порядок расходования средств, выделяемых из местного бюджета на предоставление льготного проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования осуществлялся в соответствии с постановлением мэра г. Ростова-на-Дону №1415 от 31.12.2008, согласно которому:
- финансирование расходов, связанных с представлением льготного проезда граждан в городском пассажирском транспорте общего пользования за счет средств местного бюджета, производится Департаментом социальной защиты населения города Ростова-на-Дону в соответствии с договорами, заключенными с транспортными предприятиями;
- финансирование осуществляется по фактически выполненному объему перевозок на основании представленных в Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону отчетов транспортных предприятий. При превышении отчетных данных транспортных предприятий плановых показателей, распределение средств между транспортными предприятиями осуществляется пропорционально фактическому объему перевозок в пределах выделенных средств;
- транспортные предприятия ежемесячно согласовывают с Департаментом транспорта города Ростова-на-Дону отчеты о фактически выполненном объеме перевозок и предоставляют согласованные отчеты в Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону;
- на основании представленных отчетов Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону совместно с транспортными предприятиями составляет ежемесячные акты сверки, которые служат основанием для формирования заявки на перечисление средств транспортным предприятиям.
Между Предприятием и Администрацией г. Ростова-на-Дону в лице Департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону заключен договор №582/3 от 20.01.2015 «О возмещении расходов за предоставленные меры социальной поддержки», в соответствии с которым Администрация г. Ростова-на-Дону обязалась производить возмещение Предприятию расходов за предоставление льготного проезда на общественном транспорте городских маршрутов, в пределах, выделенных на эти цели средств, при наличии отчета, согласованного с Департаментом транспорта, подписанного двухстороннего акта сверки и счета.
Помимо Предприятия, услуги по перевозке населения в г. Ростове-на-Дону, в том числе по льготной перевозке с частичной оплатой (пенсионеры и школьники) оказывают еще 11 транспортных предприятий.
Ежемесячно все транспортные предприятия представляют в Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону согласованные с Департаментом Транспорта города Ростова-на-Дону отчета о фактическом объеме перевозок льготных категорий граждан с частичной оплатой проезда.
На основе представленных транспортными предприятиями отчетов Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону определяет долю (%) каждого из 12 транспортных предприятий в общем объеме перевозок пенсионеров и школьников.
Согласно доли (%) каждого предприятия в перевозке пенсионеров и учащихся Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону распределяет денежные средства между ними в пределах, выделенных на эти цели средств.
В ежемесячных актах сверки отражается размер установленный Департаментом социальной защиты населения города Ростова-на-Дону компенсации предприятию и количество льготников, за перевозку которых предприятию будет выплачена компенсация, которое представляет из себя результат деления размера компенсации на половину тарифа.
В связи с чем, по мнению Предприятия, компенсация выпадающих доходов предприятию производится не по фактически выполненному объему перевозок льготных категорий с частичной оплатой проезда, а исходя из выделенных на эти цели в местном бюджете средств, что не приводит к полному возмещению расходов и влечет образование у Предприятия убытков.
Так, в мае, июне, июле, августе, сентябре и октябре 2015 Предприятием было перевезено 6 318 059 учащихся и пенсионеров, в том числе:
- в мае 2015 – 1 277 381 учащихся и пенсионеров;
- в июне 2015 – 1 248 320 учащихся и пенсионеров;
- в июле 2015 – 1 138 658 учащихся и пенсионеров;
- в августе 2015 – 1 055 748 учащихся и пенсионеров;
- в сентябре 2015 – 1 276 535 учащихся и пенсионеров;
- в октябре 2015 – 321 417 учащихся и пенсионеров.
Указанные данные Предприятие утверждает, что согласуются с ежемесячными отчетами по перевозке льготных категорий граждан с частичной оплатой проезда и основаны на учетно-билетной документации, бухгалтерской и статистической отчетности.
В соответствии с установленными тарифами на перевозку, исходя из льготной стоимости проезда и количества перевезенных учащихся пенсионеров размер не полученной Предприятием платы за проезд вследствие оказания данной услуги составил:
- в мае 2015 – 10 817 317, 50 руб.,
- в июне 2015 – 10 572 156, 50 руб.,
- в июле 2015 – 9 640 882 руб.,
- в августе 2015 – 8 936 510 руб.,
- в сентябре 2015 – 10 803 069, 50 руб.,
- в октябре 2015 – 2 571 336 руб.
Всего на общую сумму 53 341 271, 50 руб.
Департаментом социальной защиты населения города Ростова-на-Дону в счет компенсации выпадающих доходов от перевозки пенсионеров и школьников Предприятию было перечислено денежных средств в общей сумме 33 309 269 руб., а именно:
- за май 2015 в сумме 7 203 848, 50 руб. по платежному поручению №25 от 29.06.2015;
- за июнь 2015 в сумме 4 270 987, 50 руб. по платежному поручению №664 от 20.08.2015;
- за июль 2015 в сумме 6 419 943 руб. по платежным поручениям №667 от 20.08.2015, №380 от 21.08.2015, №385 от 21.08.2015, №379 от 21.08.2015,
- за август 2015 в сумме 6 500 588, 50 руб. по платежному поручению №478 от 21.09.2015,
- за сентябрь 2015 в сумме 6 386 061, 50 руб. по платежному поручению №458950 от 16.10.2015,
- за октябрь 2015 в сумме 2 527 840 руб. по платежному поручению №256846 от 16.11.2015.
При таком положении, размер не возмещенных Предприятию затрат за период с мая 2015 по октябрь 2015 исходя из разницы между фактическими расходами и размером компенсации, составил в размере 20 032 002, 50 руб.
Используемый в расчете Предприятием тариф на регулярные перевозки 1 пассажира автобусами, работающими в обычном режиме в г. Ростове-на-Дону за период с мая 2015 по октябрь 2015 составлял 17 руб., который утвержден постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 24.06.2014 №695 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 24.08.2010 №627 (ред. от 31.07.2013).
Истец полагает, что на Предприятие как на коммерческую организацию, не возложено бремя расходов по реализации нормативно-правовых актов муниципального образования. Возложение этой обязанности на юридическое лицо противоречит целям его деятельности.
Обстоятельства неполучения истцом платы за предоставленный льготный проезд пенсионерам и учащимся за период с мая 2015 по октябрь 2015 в сумме 20 032 002, 50 руб. послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Администрация г. Ростова-на-Дону отзывом иск не признало, суду указала, что с 01.10.2015 льгота предоставлялась исключительно по безналичной системе оплаты в порядке определенном соответствующим постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону. На компенсацию расходов по льготному проезду транспортным предприятием в бюджете на 2015 год было предусмотрено 248 252, 3 тыс. рублей, главным распорядителем денежных средств определен Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону.
Согласно постановлению Администрации г. Ростова-на-Дону от 03.09.2010 №655 «Об утверждении Положений о транспортной платежной системе города Ростова-на-Дону о бесконтактной микропроцессорной пластиковой карте «Социальная карта пенсионера», «Социальная карта обучающихся», Порядка финансирования расходов транспортных предприятий, связанных с перевозкой пассажиров по социальным картам» документами, подтверждающими право льготного проезда в общественном транспорте, были социальная карта пенсионера (п. 1.3, 1.4 Приложения №3) и социальная карта обучающегося (п. 1.3, 1.4 Приложения №4). Воспользоваться льготой можно было только путем безналичной оплаты проезда через пополнение данной карты путем внесения денежных средств (п. 4.2 Приложения №3 и №4). В случае недостаточности средств на социальной карте проезд оплачивался наличными водителю по полному тарифу ( п. 4.4 Приложения №3 и №4).
Приложением №5 к постановлению от 03.09.2010 №655 был утвержден Порядок финансирования расходов транспортных предприятий, связанных с перевозкой пассажиров по социальным картам.
Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону осуществлял финансирование расходов по фактически выполненному объему перевозок на основании представленных в ДСЗН отчетов транспортных предприятий. При превышении отчетных данных транспортных предприятий плановых показателей распределения средств между транспортными предприятиями осуществляется пропорционально фактическому объему перевозок в пределах выделенных средств (п.2). На основании представленных отчетов, согласованных с транспортными предприятиями составляют акты сверки, которые служат основанием для формирования заявки на перечисление средств транспортным предприятиям (п. 5).
Администрация г. Ростова-на-Дону также пояснила, что п. 5 приложения №3 к постановлению Mэра г. Ростова-на-Дону от 31.12.2008 №1415 «О взаимодействии Администрации города Ростова-на-Дону, органов социальной защиты населения, организации и предприятий по предоставлению мер социальной поддержки жителям города», на который ссылается Предприятие, предусматривал аналогичный порядок.
В соответствии с заключенным между Администрацией г. Ростова-на-Дону в лице Департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону и Предприятием договором от 20.01.2015 №582/3 о возмещении расходов на предоставленные меры социальной поддержки в период с 01.12.2014 по 30.11.2015 осуществлялась компенсация неполученной платы за проезд (50%) льготной категории граждан. При этом п. 3.2 договора предусмотрено, что Администрация г. Ростова-на-Дону несет ответственность в пределах размера средств, утвержденных решением ФИО6 от 02.12.2014 №755 (то есть, по мнению Администрации г. Ростова-на-Дону, в пределах средств, предусмотренных в бюджете). В соответствии с п. 1.2 договора в редакции соглашения от 21.12.2015 расходование средств осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на указанные цели в сумме 89 286 415 руб. Предприятию, то есть, истцу было выплачено 89 286 415 руб.
При таких обстоятельствах, Администрация г. Ростова-на-Дону считает, что обязательства, предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами и заключенным договором выполнены муниципальным образованием. При этом указанные акты и договор не предусматривали полную компенсацию произведенных расходов, о чем были осведомлены перевозчики. Положения нормативных правовых актов не оспорены, недействующими не признаны; возмещение убытков в меньшем размере предусмотрено договором, о чем ссылается на выводы, изложенные в определении Верховного Суда РФ от 21.10.2015 по делу №А66-12241/2013.
Относительно определения Предприятием объема перевозок льготных категорий пассажиров, Администрация указала, что из представленных отчетов истца при их согласовании Департаментом Транспорта руководствовался сведениями, полученными в результате статистического обследования пассажиропотока в 2014 году. Данное обследование по информации Департамента транспорта (письмо от 04.02.2019) проводилось выборочным способом, что, по мнению Администрации г. Ростова-на-Дону, не исключает недостоверности данных сведений. Объективными данными объема перевозок после введения безналичной оплаты проезда льготной категории граждан подтверждается недостоверность ранее представленной Предприятием отчетности, а также результатов обследования пассажиропотока 2014 года, в связи с чем, ее показатели Администрация считает, что не могут быть приняты во внимание при определении размера убытков.
Также Администрация г. Ростова-на-Дону считает себя ненадлежащим ответчиком, так как муниципальное образование отвечает по своим обязательствам за счет средств казны муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В них могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (часть 1 статьи 2 Кодекса).
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами (часть 1 статьи 124 Кодекса).
Следовательно, на коммерческие предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельностью, не может быть возложено бремя осуществления государственных социальных расходов. Это явилось бы нарушением принципа имущественной самостоятельности участников гражданского оборота (часть 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поэтому гражданским законодательством для отношений, возникающих в связи с предоставлением льгот на основании закона, предусмотрено специальное правовое регулирование.
Согласно части 1 статьи 426 и части 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается (пункт 3 статьи 426 Кодекса). ЕСПБ и льготные проездные билеты школьников и студентов является публичными договорами перевозки, поэтому Предприятие как транспортная организация общего пользования обязан был предоставить льготникам право проезда на своем транспорте на основании единого социального проездного билета (ЕСПБ) и льготных проездных билетов.
По мнению Предприятия, в результате перевозки льготной категории граждан у него имеется право на компенсацию выпадающих доходов, не возмещение расходов влечет образование у Предприятия убытков.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину иди юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов. Согласно п. 5 указанной статьи в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с частью 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации "В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета".
Под расходами предприятий общественного транспорта, с учетом статей 786, 789 Гражданского кодекса Российской Федерации и единообразной практики применения части 5 статьи 790 Кодекса, установленной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, следует понимать недополученную в результате введения льгот провозную плату (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23).
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, в том числе истец, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы.
Как указывал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, обязанность публично-правового образования по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство публично-правового образования может быть прекращено только путем его исполнения. Право требования возмещения с публично-правового образования понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 Постановления от 22.06.2006 №23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из пункта 19 названного постановления следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Предметом доказывания наличия обязательств по возмещению указанных затрат является установление источника их финансирования, то есть бюджета соответствующего уровня, и факта выделения им средств для возмещения затрат.
Доказательствами размера понесенных расходов являются документы, подтверждающие объем предоставленных льгот, их частичную оплату, а также правомерность предоставления льгот.
Льготный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) с его частичной оплатой в размере 50% стоимости был предоставлен указанным категориям граждан Решениями ФИО6 от 02.12.2014 №755 "Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2015 год" и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Порядок расходования средств, выделяемых из местного бюджета на предоставление льготного проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования, определен постановлением Мэра города Ростова-на-Дону от 31.12.2008 №1415. Финансирование расходов, связанных с предоставлением льготного проезда граждан в городском пассажирском транспорте общего пользования за счет средств местного бюджета, производится Департаментом социальной защиты населения города Ростова-на-Дону в соответствии с договорами, заключенными с транспортными предприятиями. Финансирование осуществляется по фактически выполненному объему перевозок на основании представленных в Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону отчетов транспортных предприятий. Отчеты составляются с учетом данных обследования пассажиропотока и должны подтверждаться данными статистической отчетности и бухгалтерского учета. При превышении отчетных данных транспортных предприятий плановых показателей, распределение средств между транспортными предприятиями осуществляется пропорционально фактическому объему перевозок в пределах выделенных средств.
В соответствии с указанным Порядком между предприятием и Администрацией города Ростова-на-Дону в лице Департамента социальной защиты населения города был заключен договор №582/3 от 20.01.2015 о возмещении расходов за предоставленные меры социальной поддержки.
В соответствии с решением ФИО6 от 02.12.2014 №755 "Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
льготный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) с его частичной оплатой в размере 50% стоимости предоставлялся следующим категориям граждан:
- пенсионерам, достигшим возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости, не имеющим других льгот;
- обучающимся общеобразовательных учреждений, профессиональных училищ и лицеев, находящихся на территории г. Ростова-на-Дону.
Согласно пункту 1.4 договора, заключенного между Департаментом социальной защиты населения города Ростова-на-Дону и МУП МТК "Ростовпассажиртранс", возмещение расходов по данному договору производится за предоставленный льготный проезд обучающихся общеобразовательных учреждений, профессиональных училищ и лицеев, находящихся на территории города Ростова-на-Дону и пенсионерам, достигшим возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости, не имеющим других льгот, за период с 01.12.2014 по 30.11.2015, в соответствии с утвержденными на текущий финансовый год лимитами бюджетных обязательств.
В соответствии с пунктом 1.2 договора расходование средств осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на указанные в пункте 1.1 договора цели в сумме 98 140 401, 00 руб.
Пунктом 2.3 договора предусмотрено, что Администрация осуществляет финансирование Предприятия по фактически выполненному объему перевозок на основании отчета, согласованного с Департаментом Транспорта, пописанного двухстороннего акта сверки и счета в пределах бюджетных средств, предусмотренных решением ФИО6 от 02.12.2014 №755 «Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», согласно пункту 5 приложения №3 к постановлению Мэра города от 31.12.2008 №1415.
Расчеты по льготной категории граждан должны быть рассчитаны с декабря по декабрь, то есть по октябрь включительно.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 23.06.2009 №2992/09, ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера неполученной платы от льготной категории пассажиров и их количества, возможно использование расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела.
Как установлено судом, Предприятие произвело расчет расходов, понесенных Предприятием вследствие предоставления льготного проезда муниципальным льготникам - пенсионерам и учащимся за период с мая 2015 по октябрь 2015, размер неполученной платы за предоставленный льготный проезд пенсионерам и учащимся за период с мая 2015 по октябрь 2015 составил в сумме 20 032 002, 50 руб.
Объемы перевозок данной категории граждан подтверждаются учетно-билетной документацией, бухгалтерской и статистической отчетностью предприятия, а также данными обследования пассажиропотока.
На основании Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112 проезд пенсионеров и учащихся на маршрутах предприятия осуществлялся на основании приобретаемых ими разовых билетов стоимостью 50% от полного тарифа.
Порядок хранения, выдачи и учета билетной продукции, контроль и учет выручки от перевозок пассажиров ведется на предприятии в соответствии с Инструкцией Минавтотранс РСФСР от 12.07.1978 "О порядке снабжения, хранения, выдачи и учета всех видов билетов на проезд в автобусах и автомобилях - такси, контроля и учета выручки от перевозок пассажиров и багажа".
На предприятии использовались 3 вида билетов:
- разовый билет для проезда по полному тарифу;
- разовый билет для проезда пенсионеров, стоимостью 50% от тарифа;
- разовый билет для проезда учащихся (школьников), стоимостью 50% от тарифа.
Использование разовых проездных билетов в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами позволяет вести фактический учет выручки и количества перевезенных предприятием пассажиров, как по маршрутам, так и по каждой категории в отдельности, в том числе в спорный период.
Порядок расходования средств, выделяемых из местного бюджета на предоставление льготного проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования и механизм взаимодействия Департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону с предприятиями, оказывающими эти услуги, (приложение 3), утвержден постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 31.12.2008 №1415 "О взаимодействии Администрации города Ростова - на - Дону, органов социальной защиты населения, организаций и предприятий по предоставлению мер социальной поддержки жителям города".
В соответствии с установленным Порядком и заключенным между Предприятием и Администрацией города Ростова-на-Дону в лице Департамента социальной защиты населения города договором №582/3 от 20.01.2015, Администрация обязалась производить возмещение предприятию расходов за предоставление льготного проезда на общественном транспорте городских маршрутов в пределах, выделенных на эти цели средств, при наличии отчета, согласованного с Департаментом транспорта, подписанного двухстороннего акта сверки и счета".
Помимо Предприятия услуги по перевозке населения в г. Ростове-на-Дону, в том числе по льготной перевозке с частичной оплатой (пенсионеры и школьники) оказывают еще 11 транспортных предприятий.
Ежемесячно все транспортные предприятия представляют в Департамент социальной защиты населения согласованные с Департаментом транспорта города отчеты о фактическом объеме перевозок льготных категорий граждан с частичной оплатой проезда.
На основе представляемых транспортными предприятиями отчетов, Департамент социальной защиты населения города определяет долю (%) каждого из 12 транспортных предприятий в общем объеме перевозок пенсионеров и школьников.
Согласно доли (%) каждого предприятия в перевозке пенсионеров и школьников, Департамент социальной защиты населения города распределяет денежные средства между ними в пределах выделенных на эти цели средств.
В ежемесячных актах сверки отражается размер установленной Департаментом социальной защиты населения компенсации предприятию и количество льготников, за перевозку которых предприятию будет выплачена компенсация, которое представляет из себя результат деления размера компенсации на половину тарифа.
Таким образом, компенсация выпадающих доходов предприятию производится не по фактически выполненному объему перевозок льготных категорий граждан с частичной оплатой проезда, а исходя из выделенных на эти цели в местном бюджете средств, что не приводит к полному возмещению расходов и влечет образование у предприятия убытков.
Особенный субъектный состав и структура отношений по финансированию предоставляемой услуги по перевозке формируют обязательства, в основании которых лежит иная экономическая природа и которые подчиняются иному механизму правового регулирования с преобладающим в нем элементом первоначальной публичности.
Баланс, и экономический, и правовой, в данном случае достигается погашением первоначального публичного понуждения адекватной публичной компенсацией. В рамках названных сделок этого не достигнуто. Лимит бюджетного финансирования для этих целей не может являться критерием погашения публичного обязательства перед исполнителем.
Само по себе предоставление услуг по перевозке льготной категории пассажиров является убыточной формой предпринимательской деятельности, осуществляемой за пределами экономического интереса и уставных целей.
Таким образом, в отсутствии эквивалентного встречного предоставления в рамках сделок и намерения последующего адекватного возмещения происходит неправомерное и непропорциональное перераспределение, как бремени социальных обязательств, так и частной собственности в пользу муниципального образования.
При этом, складывающаяся в спорном случае форма вынужденной благотворительности даже не влечет налоговых преимуществ либо иных экономических и социальных преференций, а составляет прямые убытки исполнителя - перевозчика.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что убытки Предприятия на перевозкупассажиров, имеющих право на льготы, полностью не погашены, согласно расчету Предприятия, разница между фактическими расходами и размером компенсации составила в сумме 20 032 002, 50 руб.
По смыслу пункта 54 Постановления Росстата от 19.01.2007 №9, пункта 28 Постановления Росстата от 09.01.2007 №2 и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации среднее количество поездок в конкретном субъекте Российской Федерации может быть определено посредством натурных обследований, проведенных органами местного самоуправления и согласованных с органами статистики.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 07.08.2013 №312 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере автотранспорта" рекомендовано применять для проведения натуральных обследований пассажиропотоков "Методические рекомендации по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан)", утвержденные Госкомстатом РФ 19.12.2001 и введенные письмом Госкомстата РФ от 14.02.2002 № ОР-09-23/692 (далее - Методические рекомендации).
Методологические рекомендации используются органами государственной статистики, предприятиями и организациями автомобильного и наземного городского электрического транспорта при подготовке и проведении ими статистических обследований транспортной подвижности различных категорий граждан и перевозок пассажиров общественным транспортом в городском и пригородном сообщениях (п. 6 р. I).
В соответствии с пунктом 1.2 Раздела II Методологических рекомендаций решением о проведении обследования перевозок пассажиров предусматривается образование возглавляемой заместителем главы местного органа исполнительной власти (администрации города) специальной комиссии (рабочей группы) по проведению обследования пассажиропотоков, в состав которой включаются руководители региональных органов государственной статистики и управления транспортом, предприятий общественного пассажирского транспорта и других организаций. Указанным решением утверждается план основных мероприятий по подготовке и проведению обследования перевозок пассажиров, устанавливаются сроки их выполнения, назначаются должностные лица, ответственные за реализацию мероприятий, определяются объемы бюджетных средств, направляемых на проведение обследования.
Методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан до настоящего времени не разработана и законодательно в субъекте Российской Федерации не закреплена. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2011 №17828/10 по делу №А40-134840/2009 указано, что в случае отсутствия методики расчета компенсации затрат транспортных организаций при перевозке льготных категорий граждан, следует руководствоваться сведениями федеральной государственной статистики, установленными в нормативных правовых актах Росстата в спорный период.
В свою очередь, вышеуказанная позиция закреплена в определении Верховного суда Российской Федерации от 29.01.2015 дело №308-ЭС14-1494 по делу №А53-22581/2013, где указано на возможность применения в отсутствие методики расчета компенсации предприятиям, осуществляющим перевозку льготной категории граждан автомобильным транспортом, сведений статистической отчетности.
Вместе с этим, в вышеуказанном определении Верховного суда Российской Федерации от 29.01.2015 указано на необходимость применять сведения Росстата в случае очевидного расхождения количества поездок граждан льготной категории, принятого Предприятием для расчета подлежащей ему выплате за счет бюджетных средств суммы компенсации, с количеством поездок согласно данным федеральной статистической отчетности, в отсутствие каких-либо объективных подтверждений осуществления перевозок такого количества граждан.
Само по себе статистическое наблюдение не отличается признаками индивидуальной определенности, является результатом обобщенного учета и может служить только целям определения условий последующего предоставления таких услуг при формировании стоимости проездных билетов. Данные Росстата о среднестатистическом количестве поездок не являются данными о количестве перевезенных пассажиров Предприятием.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 23.06.2009 №2992/09, ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорийпассажиров и их количества возможно использование расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела.
Истцом не представлены документы, регулирующие в г. Ростове-на-Дону порядок проведения обследования пассажиропотока; содержащие доказательства соответствия данного порядка вышеуказанным требованиям, а также привлечения к проведению обследования пассажиропотока и согласования результатов обследования пассажиропотока с территориальным органом государственной статистики.
Как было уже указано, порядок расходования средств, выделяемых из местного бюджета на предоставление льготного проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования определен постановлением Мэра города Ростова-на-Дону от 31.12.2008 №1415. Финансирование расходов, связанных с предоставлением льготного проезда граждан в городском пассажирском транспорте общего пользования за счет средств местного бюджета, производится Департаментом социальной защиты населения города Ростова-на-Дону в соответствии с договорами, заключенными с транспортными предприятиями. Финансирование осуществляется по фактически выполненному объему перевозок на основании представленных в Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону отчетов транспортных предприятий. Отчеты составляются с учетом данных обследования пассажиропотока и должны подтверждаться данными статистической отчетности и бухгалтерского учета. При превышении отчетных данных транспортных предприятий плановых показателей, распределение средств между транспортными предприятиями осуществляется пропорционально фактическому объему перевозок в пределах выделенных средств.
Таким образом, действовавшим в спорный период нормативный акт г. Ростова-на-Дону, регламентирован порядок компенсации расходов транспортной организации в связи с перевозкой граждан льготных категорий;определял методику компенсации затрат транспортных организаций, осуществляющих перевозки жителей г. Ростова-на-Дону в спорный период, и соответственно,перевозчик (Предприятие) не вправе самостоятельно производить определение расходов иным расчетным путем.
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону №1080 от 09.08.2016 «О взаимодействии отраслевых (функциональных) органов Администрации г. Ростова-на-Дону и муниципальных организаций по предоставлению мер социальной поддержки жителям города Ростова-на-Дону» признано утратившим силу постановление Мэра города Ростова-на-Дону от 31.12.2008 №1415 «О взаимодействии Администрации города Ростова-на-Дону, органов социальной защиты населения, организаций и предприятий по предоставлению мер социальной поддержки жителям города».
Учитывая, что спорным периодом является с мая 2015 по октябрь 2015, то Предприятие правомерно применяет методику расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков, и подлежащие применению при рассмотрении настоящего спора.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований для применения иной методики расчета.
Предъявляя настоящее требование, Предприятию надлежит подтвердить, в том числе, размер затрат, фактически понесенных им на перевозку льготныхпассажиров исходя из их количества.
Расчет количества поездок, совершаемых льготными категориями граждан с частичной оплатой проезда в общественном транспорте, произведен Предприятием на основании отчетов транспортных предприятий, предоставляемых в Департамент транспорта г. Ростова-на-Дону.
Администрация г. Ростова-на-Дону не согласилась с расчетом Предприятия, указала, что Предприятие завышало объемы в 2-3 раза, Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону провел проверку перевозчика за период с 01.01.2015 по 30.06.2015, в ходе которой установлено, что 73,9% доходов получено от перевозки платных пассажиров, 26,1% получено от перевозки пенсионеров и школьников, оплативших 50%, а после введения безналичной оплаты проезда льготной категории граждан подтверждается недостоверность ранее представленной Предприятием отчетности, а также результатов обследования пассажиропотока 2014 года.
Также Администрация г. Ростова-на-Дону указала, что за июнь 2015 в акте о сверке предоставленных мер социальной поддержки, подписанным с Департаментом социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону, указан объем перевозки пенсионеров в размере 327 668 человек, обучающихся 179 338 человек, за июль 2015: пенсионеры 480 713 человек, обучающиеся 279 011 человек, август 2015: пенсионеры 485 107 человек, обучающиеся 284 062 человека, сентябрь 2015: пенсионеры 473 379 человек, обучающиеся 283 508 человек, октябрь 2015: пенсионеры 236 987 человек, обучающиеся 78 993 человека. Администрация г. Ростова-на-Дону считает данные сведения не совпадают с отчетами согласованным Департаментом Транспорта г. Ростова-на-Дону.
Из письма Департамента социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону от 31.01.2019 №59-42-417/3 следует, что Администрация г. Ростова-на-Дону обратилась с запросом от 28.01.2019 №59-8.2/237 к Департаменту социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону о предоставлении информации на поставленные вопросы и копии запрашиваемых документов, а именно: данных об общем количестве льготников (пенсионеров и учащихся) в г. Ростове-на-Дону за период 2014-2016 гг., в том числе о выданных социальных картах пенсионера и обучающегося; данных о доле МУП «МТК «Ростовпассажиртранс» в общем объеме пассажирских перевозок в 2014-2016 гг.; согласованных Департаментом отчетов МУП «МТК «Ростовпассажиртранс» о количестве перевезенных льготных пассажиров за 2016 год; как осуществлялась в 2015-2016 гг. проверка Департаментом отчета перевозчика о количестве перевезенных льготных пассажиров, проверялась ли на соответствие бухгалтерская и статистическая отчетность перевозчика, как определялось количество перевезенных льготных пассажиров; с учетом внедрения социальных карт каков был механизм предоставления льготы, возможно, было ли ей воспользоваться при наличной оплате проезда.
Письмом от 31.01.2019 №59-42-417/3 Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону на поставленный администрацией вопрос относительно поставленного вопроса «как осуществлялась в 2015-2016 гг. проверка Департаментом отчета перевозчика о количестве перевезенных льготных пассажиров, проверялась ли на соответствие бухгалтерская и статистическая отчетность перевозчика, как определялось количество перевезенных льготных пассажиров», указал, что на основании приказа директора Департамента социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону от 03.09.2015 №186 «Об утверждении состава комиссии по проверки РМПАТП-5 МУП «МТК «Ростовпассажиртранс», была проведена проверка сотрудниками Департамента социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону и Департамента Транспорта г. Ростова-на-Дону, в присутствии начальника отдела бухгалтерского отчета и отчетности ФИО7 РМПАТП-5 МУП «МТК «Ростовпассажиртранс». Проверка осуществлялась в части представления льготного проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) с его частичной оплатой в размере 50% стоимости пенсионерам, не имеющих других льгот и обучающихся, отраженных в представленных отчетах, а также их соответствия статистической отчетности и бухгалтерского учета за январь-июнь 2015.
В ходе проверки за период с 01.01.2015 по 30.06.2015 установлено, что сумма доходов, поступившая в кассу Предприятия от перевозки пассажиров автобусами большой вместимости составила – 243 530 736,00 руб., в том числе от перевозки платных пассажиров – 179 976 801,00 руб. или 73,9%, частично оплачивающих – 63 553 935,00 руб. или 26,1% (пенсионеры 39 294 969,5 руб., школьники – 24 258 965,5 руб.). Установленный в результате обследования пассажиропотока в осенне-зимний период 2014 процент соотношения платных и частично оплачивающих проезд пассажиров (60,5% к 39,5%) автотранспортным предприятием не соблюдался.
По результатам проверки начальнику отдела бухгалтерского отчета и отчетности ФИО7 РМПАТП-5 МУП «МТК «Ростовпассажиртранс даны рекомендации: ежемесячно составлять ведомость по фискальным чекам и осуществлять сверку с информацией МБУ Центром ИТС. По результатам сверки направлять в Центр протокол разногласий. Проверки анализ соответствия поступающей в кассу выручки и утвержденных планов по доходам, к проводимым обследованиям пассажиропотока.
Относительно поставленного Администрацией г. Ростова-на-Дону вопроса «с учетом внедрения социальных карт, каков был механизм предоставления льготы, возможно, было ли ей воспользоваться при наличной оплате проезда», Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону сообщил, что в соответствии с решением Коллегии Администрации города Ростова-на-Дону от 09.07.2015 №19 с 01.10.2015 проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) для пенсионеров, не имеющих льгот, определяется по «Социальной карте пенсионера», для школьников по «Социальной карте обучающихся». Согласно постановлению Администрации города Ростова-на-Дону от 03.09.2010 №655 оплата проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) с использованием социальных карт возможно только после внесения гражданином на карту суммы, достаточной для частичной оплаты 50% стоимости проезда). В случае, если на карте недостаточно средств для оплаты проезда, граждане оплачивают проезд по полном тарифу водителю.
На поставленный Администрацией г. Ростова-на-Дону запрос о предоставлении данных об общем количестве льготников (пенсионеров и учащихся) в г. Ростове-на-Дону за период 2014-2016 гг., в том числе о выданных социальных картах пенсионера и обучающегося, Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону проинформировал, что организацию работы по обеспечению учащихся «Социальными картами обучающегося» осуществляет Управление образования Администрации г. Ростова-на-Дону; выдача социальных карт пенсионеров органами социальной защиты населения начала в 2011, по состоянию на 01.01.2015 количество действующих карт составило 57 253 (в 2014 выдано – 5169), по состоянию на 01.01.2016 действовало 69 398 (в 2015 выдано 12145), по состоянию на 01.01.2017 действовало 73 844 (в 2016 выдано 4446).
Исходя из смысла определений Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2015 по делу № 305-ЭС14-5764 (А40-127496/2013), от 19.06.2015 по делу № 305-ЭС14-7966 (А40-1468/2014), а также из статьи 6, пункта 3 статьи 15, пункта 1 статьи 168, пункта 4 статьи 170 АПК РФ следует, что принимаемые арбитражными судами судебные акты должны основываться на действующих законах и иных нормативных правовых актах.
Исходя из данной правовой позиции 15 Апелляционным арбитражным судом приняты постановления по аналогичным делам А53-12303/2014, А53-14031/2014, А53-29711/2014, А53-288/2015, А53-438/2015, А53-477/2015.
Организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготнойцене, в том числе истец, имеют право получить от публично-правового образования компенсациюв виде неполученной с потребителей платы (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 Постановления от 22.06.2006 №23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16Гражданскогокодекса Российской Федерации.
Ограничение размера убытков, подлежащих возмещению, в смысле статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашением сторон не предусмотрено.
Таким образом, предусмотренная нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации обязанность предоставления транспортным предприятиям компенсации выпадающих доходов в виде понесенных расходов за предоставление предприятием льготного проезда на общественном транспорте городских маршрутов, не ограничивает права таких предприятий на полное возмещение убытков в результате перевозки льготной категории граждан.
Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у организаций транспорта соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Незаконное бездействие государства выразилось в уклонении органов государственной власти от создания механизмов учета, расчета и возмещения фактических расходов транспортных предприятий. Противоправность деяния, совершенного государством, состоит в том, что им не выполнено обязательство, возложенное на него законом, возместить эти расходы в полном объеме.
Причинно-следственная связь между противоправным деянием и возникшими убытками заключается в том, что ущерб имуществу Предприятия стал результатом незаконного бездействия государства, выразившегося в уклонении от перечисления предприятию денежных средств в количестве, достаточном для покрытия расходов.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения государственными органами или должностными лицами оспариваемых действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Оценив совокупность представленных в дело документов, суд полагает, что Предприятием представлены надлежащие доказательства убытков, необходимость возмещения которых ответчиком не опровергнута, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме в заявленном размере.
На основании пункта «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов местного самоуправления, не соответствующими закону или иному правовому акту.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 31.05.2011 №145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" указал, что замена органа, уполномоченного представлять публично-правовое образование, не является заменой ответчика в смысле статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому суд вправе самостоятельно определять надлежащего представителя государства (муниципального образования) по делам о возмещении вреда, причиненного органами и должностными лицами публично-правовых образований.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" содержится разъяснение о том, что в качестве такого органа выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве представителя по внедоговорным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования выступают главные распорядители средств соответствующего бюджета.
Кроме того, исполнение судебного акта, по которому долг взыскан за счет казны публично-правового образования производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации независимо от того, в лице какого органа участвовало публично-правовое образование при рассмотрении дела в суде.
Надлежащим ответчиком по иску является тот орган, который осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств в соответствующей сфере.
Согласно Положению о Департаменте социальной защиты населения города Ростова-на-Дону, утвержденного решением ФИО6 от 21.06.2011 №138 Департамент является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону, является главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета. То есть названный департамент является органом специальной компетенции (уполномоченным на совершение исключительно тех действий, которые прямо предписаны статутным нормативным актом данного органа).
Между тем, анализ вышеуказанного положения не позволяет прийти к выводу о том, что к компетенции названного департамента отнесено возмещении вреда (убытков), причиненных незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления за счет казны города.
При изложенных обстоятельствах в рамках настоящего спора от имени муниципального образования г. Ростов-на-Дону должна участвовать администрация как орган общей компетенции.
Доводы администрации не могут быть приняты судом, в том числе и в силу различной правовой природы и структуры спорного правоотношения, как выходящего за пределы взаимных прав и обязанностей истца и Департамента социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону, согласованных вышеуказанными сделками.
Названный департамент действительно является главным распорядителем бюджетных средств, как специальный орган, к объему компетенционных прав которого отнесено осуществление действий по доведению муниципального бюджетного финансирования конкретным потребителям. Однако, указанная компетенция является целевой и ограничена пределами выделяемых для этих целей объемами бюджетного финансирования. Права департамента, основанные на делегированном специальном полномочии не могут быть распространены в целом на любые платежи, связанные с компенсацией затрат только по признаку их возникновения в связи с предоставленной услугой по перевозке льготной категории пассажиров. Такой объем прав департамента ограничен как его целевой компетенцией специального муниципального органа, так и действительными размерами бюджетного покрытия, предоставляемого муниципальным образованием, для целей использования в качестве компенсации.
За пределами относительного правоотношения, установленного истцом и департаментом, и выделенными для целей его исполнения бюджетными средствами, компетенционные права Департамента не могут быть реализованы.
Более того, отношения названных лиц в пределах названных сделок, не соответствуют правовой природе настоящего спора, как возникшего в связи с недофинансированием муниципальным образованием фактических затрат перевозчика и являющихся внедоговорными убытками, доказывание обоснованности которых не подчиняется правилам установления договорной задолженности.
В указанных условиях, доводы Администрации г. Ростова-на-Дону о том, что Администрация является ненадлежащим ответчиком, судом отклонены, поскольку в рамках настоящего спора от имени муниципального образования г. Ростов-на-Дону должна участвовать администрация как орган общей компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения арбитражный суд, в том числе, распределяет судебные расходы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
При подаче иска в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере 123 160 руб. по платежному поручению №2986 от 07.12.2018.
Поскольку иск удовлетворен в полном объеме, то на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с Муниципального образования городской округ «Город Ростов-на-Дону» в лице Администрации г. Ростова-на-Дону за счет средств казны Муниципального образования городской округ «Город Ростов-на-Дону» ответчика в пользу истца в размере 123 160 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Муниципального образования городской округ «Город Ростов-на-Дону» в лице Администрации г. Ростова-на-Дону (ИНН <***>, ОГРН <***>) за счет средств казны Муниципального образования городской округ «Город Ростов-на-Дону» в пользу муниципального унитарного предприятия «Муниципальная транспортная компания «Ростовпассажиртранс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 20 032 002, 50 руб. убытков в виде неполученной платы за предоставленный льготный проезд пенсионерам и учащимся за период с мая 2015 по октябрь 2015, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 123 160 руб.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Н. Овчаренко