ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-4317/14 от 05.05.2014 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»

http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«05» мая 2014 г. Дело № А53-4317/14

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Корха С.Э.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)

к обществу с ограниченной ответственностью «Мартыновскагрохимсервис» (ИНН 6118906062, ОГРН 1106185000261)

о взыскании 19 584,78 руб. платы за пользование вагонами

установил: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Мартыновскагрохимсервис» с требованием о взыскании 19 584,78 руб. платы за пользование вагонами.

Определением суда от 12.03.2014 г. дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Данным определением сторонам установлен срок для представления ответчиком отзыва на исковое заявление и обосновывающих отзыв письменных доказательств, а также срок для направления сторонами друг другу дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Истец и ответчик, извещены надлежащим образом о рассмотрении спора в упрощенном порядке в соответствии со ст. 123 АПК РФ.

Суд рассматривает настоящее дело без вызова сторон в порядке упрощенного производства согласно правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд установил, что между истцом и ответчиком заключено соглашение о расчетах при подаче вагонов для ЗАО «Мартыновскагрохимсервис» на железнодорожный путь необщего пользования ООО. «Новочеркаский Промжелдортранс» при разъезде Саловский СКжд.

В соответствии с указанным соглашением владелец пути предоставляет грузовладельцу (ответчику) во временное пользование железнодорожный путь необщего пользования для производства грузовых операций.

Согласно п. 2. соглашения вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути № 1, 3 Садовского разъезда, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.

В апреле 2013 г. на станцию Саловский разъезд прибывали в адрес ответчика вагоны собственные привлеченные (далее ВСП).

В соответствии с ст.39 УЖТ РФ, за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

На основании п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2011г. № 1051 использование привлеченных вагонов на территории Российской Федерации для перевозок грузов осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка.

Согласно п. 3 Приказа ФСТ от 27.12.2011г. № 444-т/4 «об утверждении порядка расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных вагонах и правил их применения»: за время нахождения полувагонов привлеченного парка у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, "грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят ОАО "РЖД" плату за пользование вагонами в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденными постановлением ФЭК России от 19.06.2002 N 55/12, приказами ФСТ России от 19.06.2006 N 131-т/4, от 10.06.2009 N 119-т/4 для вагонов общего парка.

Согласно ведомости подачи и уборки вагонов № 054016 с 24.04.13 15-00 по 25.04.13 18-00 4 вагона находились под грузовой операцией.

Сумма платы составила: 491,40*3,159*4=6 209,20 руб. (без НДС), где

491,40 - плата за пользование вагоном по 1 группе вагонов согласно таблицы № 5 тарифного руководства № 3;

З,159 - индекс к базовым ставкам утвержденный ФСТ от 27.11.2012 № 301-
 т/1;

4 - вагоны согласно ведомости подачи и уборки № 054016, находившиеся на пути необщего пользования.

Согласно ведомости подачи и уборки вагонов № 054017 с 27.04.13 22-00 по 29.04.13 11-00 4 вагона находились под грузовой операцией.

Сумма платы составила: 929,40*3,159*4=11'744,00 руб. (без НДС), где

929,40 - плата за пользование вагоном по 1 группе вагонов согласно таблицы № 5 тарифного руководства № 3;

3,159 - индекс к базовым ставкам утвержденный ФСТ от 27.11.2012 № 301-т/1;

4 - вагоны согласно ведомости подачи и уборки № 054016, находившиеся на пути необщего пользования.

На основании ведомостей подачи и уборки вагонов № 054016, 054017
 ответчику начислена плата за пользование вагонами в размере 21 184,78 руб. (с
 НДС).

На момент образования задолженности на расчетном счете ответчика
 имелись денежные средства в сумме 1 600 руб., которые были списаны в счет
 погашения задолженности.

Таким образом, по мнению истца сумма задолженности составляет 19 584,78 руб.

Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.

Изучив материалы дела, обозрев подлинные письменные доказательства, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В содержании понятий, данных в ст. 2 УЖТ РФ, пути общего пользования - это ж.д. пути на территории железнодорожных станций, открытых для операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, выполнению сортировочных и маневровых работ. Пути необщего пользования - это ж.д. подъездные пути, примыкающие к ж.д. путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей на условиях договоров.

Ответчик осуществляет выгрузку и погрузку грузов на ж.д. путях необщего пользования на основании соглашения о расчетах при подаче вагонов для ЗАО «Мартыновскагрохимсервис» на железнодорожный путь необщего пользования ООО. «Новочеркаский Промжелдортранс» при разъезде Саловский СКжд.

Сумма палаты за пользование вагонами, являющаяся предметом исковых требований начислена за время нахождения вагонов на путях необщего пользования, с момента подачи вагонов на пути необщего пользования и до момента получения уведомления о завершении грузовой операции.

Плата за пользование начислена на основании ведомостей подачи и уборки вагонов. Принадлежность вагонов к парку ВСП подтверждается указанием на принадлежность вагонов в графе примечание в ведомостях подачи и уборки вагонов

В отзыве ответчик ссылается на позицию ВАС РФ, касающуюся взыскания платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику на путях общего пользования, т.е. ответчик оспаривает основание для взыскания платы, ссылаясь на отсутствие условия в договоре о внесении платы за времянахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику. Однако, в рассматриваемом деле заявлены требования о взыскании платы за время нахождения вагонов, принадлежащих перевозчику на путях необщего пользования. Спорные вагоны являются вагонами ВСП (вагон собственный привлеченный), т.е. принадлежат перевозчику на ином законном праве, праве аренды.

В пункте 12 Тарифного руководства № 2, содержится понятие о вагонах, не принадлежащих перевозчику, согласно которого под вагонами, не принадлежащими перевозчику понимаются вагоны, принадлежащие на праве собственности иным юридическим или физическим лицам, за исключением вагонов, находящихся в аренде у перевозчика. Из чего следует, что вагоны, находящиеся в аренде у перевозчика, имеют правовой режим вагонов, принадлежащих перевозчику.

В соответствии с Постановлением Правительства № 1051 от 20.12.2011 г. ОАО «РЖД» обязано обеспечить для перевозок грузов привлечение на срок до 31 декабря 2012 г. в аренду вагонов, принадлежащих ОАО «ВГК».

Постановлением Правительства от 28 декабря 2012 года № 1467 «О внесении изменений в постановление Правительства от 20.12.2011 г. № 1051» срок привлечения вагонов в аренду продлен до 31 декабря 2013 г.

Пунктом 2 Постановления Правительства № 1051 от 20.12.2011 г. установлено, что использование привлеченных вагонов на территории РФ осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка. Вагоны ВСП имеют правой режим вагонов общего парка, т.е. вагонов, принадлежащих перевозчику, следовательно, плата за пользование вагонами ВСП начисляется за время нахождения данных вагонов, как на путях общего, так и на путях необщего пользования, без изъятий, установленных ст. 39 УЖТ РФ для вагонов, не принадлежащих перевозчику.

Материалами дела подтверждается, что все спорные вагоны принадлежат перевозчику на законном праве, т.к. преданы в аренду. Правовым основанием для взыскания платы за пользование вагонами ВСП являются нормы ст. 39 УЖТ РФ, и каких-либо дополнительных условий в договоре для взыскания платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, не требуется.

В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование. В соответствии со ст. 610 ГК договор аренды заключается на срок, определенный договором. Так спорные вагоны были переданы ОАО «ВГК» во временное пользование и распоряжение арендатору - ОАО «РЖД» сроком до 31 декабря 2012 г

Таким образом, все спорны вагоны находились в аренде у перевозчика, с момента, указанного в акте приема - передачи до момента окончания срока действия договора - 31.12.2012 г. непрерывно без всяких изъятий, независимо от того находится ли вагон в движении, либо стоит на путях общего, либо необщего пользования.

Согласно ст. 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузоотправителей, грузополучателей своими локомотивами владельцев ж.д. путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузоотправителей, грузополучателей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами.

Таким образом, законом установлена обязанность грузоотправителей грузополучателей вносить плату за пользование вагонами в двух случаях, во-первых, за все время нахождения у них вагонов, т.е. с момента подачи вагонов на пути необщего пользования и до момента завершения грузовой операции, во-вторых, за время ожидания подачи вагонов на пути необщего пользования. При этом начисление платы во втором случае, за время ожидания подачи обусловлено наличием причины, зависящей от грузоотправителей, грузополучателей, а начисление платы за пользование вагонами, за время их нахождения у грузоотправителей, грузополучателей, т.е. за время нахождения на ж.д. путях необщего пользования, происходит безусловно, независимо от причин такого нахождения.

Статьей 39 УЖТ РФ установлено исключение для вагонов не принадлежащих перевозчику, заключающиеся в том, что за время нахождения вагонов не принадлежащих перевозчику плата начисляется только за время их нахождения на путях общего пользования .за времянахождения на путях необщего пользования плата не начисляется. Плата за пользование вагонами принадлежащими перевозчику, в данном случае вагоны ВСП принадлежат ОАО «РЖД» на ином законном праве, праве аренды взимается за время нахождения вагонов на путях общего, так и на путях необщего пользования.

ОАО «РЖД» оплачивает ОАО «ВГК» арендную плату в виде фиксированной савки за каждый календарный день, независимо от того какое количество времени вагон был в пути, а какое количество времени он простаивал. В соответствии со ст. 606 ГК РФ вправе получать доходы от использования арендованного имущества. Так непосредственно за продвижение вагона из точки А в точку Б перевозчик получает доход в виде тарифных платежей, а в случае простоя вагонов на путях общего, либо необщего пользования вправе получить плату за пользование вагонами. Данное право перевозчика основано на законе (ст. 39 УЖТ РФ).

Отказываясь вносить плату за пользование вагонами, складывается ситуация, при которой ответчик фактически использует вагоны, находящиеся в аренде у ОАО «РЖД», задерживая их на своих путях под грузовой операцией, при этом перевозчик оплачивает арендную плату за то время, которое вагоны находятся на путях ответчика.

В случае использования для перевозки не вагонов ВСП, а вагонов, принадлежащих иным юридическим или физическим лицам, клиент оплачивает собственнику вагонов плату за предоставление вагонов и, кроме того, в случае задержки вагонов еще и штраф. При использовании вагонов ВСП ответчик освобожден от внесения штрафа собственнику вагонов за задержку вагонов, но также и отказывается от внесения платы за пользование вагонами ОАО «РЖД», которое в отношении вагонов ВСП выполняет функции собственника. Т.е. ответчик пытается использовать вагоны ВСП вообще без какой-либо оплаты, что противоречит нормам ГК РФ, о том, что пользование чужим имуществом является платным.

Названные выводы соответствуют правовым позициям, изложенным в Постановлении ФАС СКО по делу № А 32-27295/12, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № 32-28444/12, А 32-36881/2012 судом дана оценка правового режима вагонов ВСП, переданных во исполнение постановления Правительства № 1051, а именно, установлено, что вагоны, переданные на основании Постановления правительства № 1051, имеют правовой режим вагонов общего парка, т.е. вагонов, принадлежащих перевозчику.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мартыновскагрохимсервис» (ИНН 6118906062, ОГРН 1106185000261) в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) 19 584,78 руб. платы за пользование вагонами, а также 2 000 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.

Решение суда по настоящему делу подлежит немедленному исполнению.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения через суд, принявший решение.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Судья С.Э. Корх