АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»
http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
«21» апреля 2016 Дело №А53-4919/2016
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Пименова С.В.,
рассмотрев в порядке упрощённого производства материалы дела по заявлению прокурора Семикаракорского района Ростовской области
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
прокурор Семикаракорского района Ростовской области (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель ИП ФИО1) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 09.03.2016 суд принял заявление в порядке упрощённого производства в соответствии со статьями 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данным определением суд предложил сторонам представить суду и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, разъяснил право на представление суду и направление друг другу дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Определение суда от 09.03.2016 сторонами получено, что подтверждается почтовыми уведомлениями, имеющимися в материалах дела.
В соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает стороны надлежаще уведомленными о начавшемся процессе, в том числе публично путём размещения соответствующей информации на официальном сайте суда.
Поскольку стороны о возражениях против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не заявили, арбитражный суд рассматривает настоящее дело в порядке упрощённого производства без вызова сторон, согласно правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке упрощённого производства, протоколирование с использованием средств аудиозаписи и составление протокола в письменной форме не предусмотрено.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
17.02.2016 сотрудниками прокуратуры Семикаракорского района Ростовской области на основании статей 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», во исполнение пункта 3.2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 №188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи» проведена выездная проверка за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, качества и безопасности товаров для детей в деятельности организаций, распространяющих информационную печатную и иную продукцию, предназначенную для детей.
В ходе проведения проверки в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, осуществляющего свою деятельность в помещении магазина «Книги», расположенного по адресу: <...>.
В ходе проверки установлено, что в магазине «Книги» ИП ФИО1., по указанному адресу, осуществляется розничная продажа детских игрушек и иной продукции для детей, в том числе: игрушка мягконабивная «Медведь с шарфом» (бордового цвета), стоимость 2400 руб., товар без этикетки магазина, без маркировки производителя; игрушка мягконабивная «Медведь с бантом» (белого цвета), стоимость 2650 руб., товар без этикетки магазина, без маркировки производителя; игрушка мягконабивная «Медведь с сердцем» (бежевого цвета), стоимость 2500 руб., без этикетки магазина, без маркировки производителя; игрушка мягконабивная «Сердце с двумя цветами», без этикетки магазина, без маркировки производителя; игрушка мягконабивная «Сердце с надписью «love уоu», без этикетки магазина, без маркировки производителя.
При осмотре игрушек установлено, что индивидуальной упаковки, на игрушках на момент проверки отсутствуют ярлыки, маркировка, этикетки, прикрепляемые к изделиям, что препятствует идентификации данной продукции и установлению сведений о наименовании товара, его производителе, реквизитах производителя, сроках изготовления и сроках службы данных товаров и иных обязательных сведениях, необходимых для идентификации продукции.
В ходе проверки ИП ФИО1. представлены сертификаты соответствия, товарный чек и накладная на продукцию для детей, реализуемую в магазине «Книги» ИП ФИО1.
Изучение указанных документов установило, что в товарном чеке и накладной отсутствуют сведения, которые могут свидетельствовать о приобретении указанных товаров. Кроме того, в товарном чеке и накладной, представленным в рамках проверки, отсутствуют сведения об организациях оптовой торговли, в которых приобреталась продукция, реализуемая в магазине «Книги» ИП ФИО1., реквизиты таких организаций, сведения о лицах, принявших товар от организации-реализатора (Ф.И.О., подписи лиц).
В представленном сертификате соответствия имеются сведения о приобретении похожих на реализуемые в магазине «Книги» мягконабивных игрушках, при этом, в связи с отсутствием на указанных игрушках сведений, позволяющих идентифицировать данный товар и его производителя, определить сертификат соответствия, которым сопровождался указанный товар при его приобретении, не представляется возможным.
К проверке представлен сертификат соответствия №ТС RU С-CN.AE58.A.00234 серия RU № — (не читаем), срок действия сертификата: с 29.06.2015 по---- включительно, на игрушки мягконабивные, изображающие животных, сказочных персонажей, из искусственного меха, ткани, с набивкой п/эфирными волокнами, с элементами из пластмассы, с питанием от химических источников тока, со звуковыми эффектами торговой марки «ОК», лягушка, собак, черепаха, лев, жираф, бегемот, медведь, клоун, волк, паук, корова и др.
Однако, в связи с отсутствием на указанных игрушках маркировки производителя, установить, что указанный товар сопровождался данным сертификатом соответствия, не представляется возможным.
Иных документов, подтверждающих соответствие качества указанных мягконабивных игрушек, в ходе проверки ИП ФИО1. не представлено.
На ряде игрушек из полимерных материалов, представленных к реализации для детей (куклы детские (в брюках и розовой кофте) в количестве 5 шт., стоимостью по 140 руб., куклы Beauty Accessory в количестве 4 шт., стоимостью по 140 руб., машинка Super Pover - в количестве 1 шт., стоимостью по 150 руб., игрушка пистолет Falcon в количестве 2 шт., стоимостью по 240 руб.), маркировка, содержащая обязательные сведения о товаре, а также сведения на русском языке и о возрастной категории детей, для которых предназначена игрушка, отсутствует, что не позволяет принять меры по установлению возрастной категории для которой может быть приобретена указанная продукция и повлечь нарушение прав детей на безопасность реализуемой продукции
К данной продукции предоставлены сертификаты соответствия №ТС RU JTT47B 01368 серия RU № 0017751, срок действия сертификата с 15.07.2013 по 14.07.2016 включительно, на игрушки куклы из пластмассы, ПВХ пластизоля, в одежде из ткани с маркировкой «Мир кукол»; №ТС RU С-RU.AH24.B.00003 серия RU №0001604, срок действия сертификата с 20.11.2012 по 19.11.2017 включительно, на игрушки пластмассовые; №ТС RU CN AY 14.В.00437 серия RU № 0109153, срок действия сертификата с 29.05.2014 по 28.05.2016 включительно, на игрушки: куклы, в том числе мягконабивные с верхом из текстильных материалов и искусственного меха, с набивкой полиэфирным волокном и полимерными гранулами, в том числе с элементами из пластмассы, в том числе с мягконабивным туловищем, с набивкой полиэфирными волокнами и полимерными гранулами, и элементами из пластмассы.
В связи с отсутствием на указанных игрушках маркировки производителя, установить, что указанный товар сопровождался данным сертификатом соответствия, не представляется возможным.
По результатам проверочных мероприятий был составлен акт от 17.02.2016.
18.02.2016 прокурором Семикаракорского района Ростовской области в отношении предпринимателя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании части 3 статьи 23.1, части 1 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 202, статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении прокурором направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению ввиду нижеследующего.
При анализе наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, суд установил следующее.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 указанного Кодекса.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Требования, закреплённые в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон №184-ФЗ) технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности. Таким образом, требования, касающиеся безопасности продукции, являются обязательными требованиями государственных стандартов, подлежащих исполнению.
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона №184-ФЗ установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ №2300-1) если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона РФ №2300-1 потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона №52-ФЗ продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан (далее - продукция) не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.
Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона №52-ФЗ продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.
Требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пункт 1 статьи 46 Федеральный закон №184-ФЗ).
С целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к игрушкам, обеспечения свободного перемещения игрушек, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 №798 утверждён Технический регламент Таможенного Союза TP ТС 008/2011 «О безопасности игрушек» (далее – Технический регламент).
Технический регламент устанавливает требования к игрушкам в целях защиты жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей) игрушек относительно их назначения и безопасности.
Пунктом 5.3 статьи 4 Технического регламента предусмотрено, что маркировка должна содержать следующую информацию: наименование игрушки; наименование страны, где изготовлена игрушка; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; товарный знак изготовителя (при наличии); минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка; основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости); способы ухода за игрушкой (при необходимости); дата изготовления (месяц, год); срок службы или срок годности (при их установлении); условия хранения (при необходимости).
С целью государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами разработаны и утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 12.08.1993 №9 «СанПиН 2.4.7.007-93. Производство и реализация игр и игрушек. Санитарные правила и нормы» (далее – СанПиН 2.4.7.007-93).
Пунктом 3.4 СанПиН 2.4.7.007-93 предусмотрено, что на потребительской упаковке или вкладыше следует указывать возраст детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка, в частности: до года (ранний); от года до 3-х лет (ясельный); от 3-х до 6-ти лет (дошкольный); от 6-ти до 10-ти лет (младший школьный); от 10-ти до 14-ти лет (средний школьный).
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1 в нарушение указанных норм допустил в реализацию детских игрушек при отсутствии индивидуальной упаковки, на игрушках на момент проверки отсутствовали ярлыки, маркировка, этикетки, прикрепляемые к изделиям, что препятствует идентификации данной продукции и установлению сведений о наименовании товара, его производителе, реквизитах производителя, сроках изготовления и сроках службы данных товаров и иных обязательных сведениях, необходимых для идентификации продукции, в магазине «Книги» по адресу: <...>, что не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного Союза TP ТС 008/2011 «О безопасности игрушек».
Оснований полагать, что нарушение предпринимателем обязательных требований безопасности к реализуемым товарам вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона, не имеется.
Вина предпринимателя выразилась в отсутствии надлежащего контроля за соблюдением обязательных требований к продукции (детские игрушки) при их реализации. Суд считает, что предприниматель не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для недопущения указанных нарушений, что свидетельствует о его вине в совершении указанного административного правонарушения.
Кроме того, выявленные нарушения могли повлечь причинение вреда здоровью и жизни детей.
Таким образом, предприниматель не предпринял всех зависящих от него и достаточных мер по соблюдению требований законодательства, регулирующего правоотношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, и предотвращения правонарушения, что свидетельствует о пренебрежительном отношении предпринимателя к формальным требованиям публичного порядка.
При таких обстоятельствах, суд находит доказанным факт вменённого предпринимателю правонарушения, подтверждённым материалами дела, квалификацию деяния по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильной, следовательно, заявленное требование территориального отдела подлежит удовлетворению.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оснований для применения положения статьи 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Административное правонарушение, совершённое предпринимателем, посягает на установленные и охраняемые государством требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям также заключается в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению установленной законом обязанности по недопустимости использования или реализации продукции с нарушением требований законодательства. При этом не установление фактических последствий допущенного нарушения само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предпринимателем не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица, административное наказание в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьёй 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
В материалах дела отсутствуют сведения о привлечении предпринимателя к административной ответственности за аналогичное правонарушение в течение одного года, что судом расценивается как смягчающее вину обстоятельство.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
С учётом изложенного, суд пришёл к выводу, что имеются все основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 09.02.2004), зарегистрированного по адресу: 346630, <...> к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: р/с: № <***> в Отделении по Ростовской области Южного ГУ Банка России (сокращённое наименование – Отделение Ростов-на-Дону); ИНН <***>; КПП 616401001; БИК 046015001; ОКТМО 60701000; КБК 415 116 900 100 16 000 140; Лицевой счёт <***>; Получатель - УФК по Ростовской области (Прокуратура Ростовской области).
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Доказательства оплаты необходимо представить в суд. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, решение суда будет направлено в службу судебных приставов для принудительного взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Решение суда по настоящему делу является исполнительным документом, на основании которого производится принудительное исполнение.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ростовской области в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, с учётом оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья С.В. Пименов