АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
30 июня 2010г. Дело № А53-5922/10
Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2010г.
Полный текст решения изготовлен 30 июня 2010г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи И.П.Комурджиевой, судей И.В. Колесник, Г.А. Сурмалян,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.А. Дрижак
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Донэнерго» в лице Сальского района тепловых сетей филиала ОАО «Донэнерго» -«Тепловые сети»
к Администрации Сальского городского поселения
третьи лица Администрация Сальского района Ростовской области , Региональная служба по тарифам по РО,
при участии Прокуратуры Ростовской области
о признании недействующим постановления от 16.11.2009 № 894,
при участии:
от заявителя: Полякова Л.П., доверенность от 30.12.2009,
от заинтересованного лица: Тимошевский Т.А., удостоверение,
от Администрации Сальского района Ростовской области : не явился
от Региональной службы по тарифам по РО: Карпов С.А., доверенность от 02.02.2010, № 269
Прокуратура Ростовской области : представитель не явился,
установил:
открытое акционерное общество «Донэнерго» в лице Сальского района тепловых сетей филиала ОАО «Донэнерго» -«Тепловые сети» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Сальского городского поселения, к участию в процессе привлечены третьи лица Администрация Сальского района Ростовской области , Региональная служба по тарифам по Ростовской области, к участию процессе привлечена Прокуратура Ростовской области , о признании недействующим постановления от 16.11.2009 № 894.
Заявитель направил в судебное заседание представителя, который поддержал заявленные требования в полном объеме, предоставил отзыв на возражения.
Представитель Администрации Сальского городского поселения просил суд отказать заявителю в удовлетворении требований, настаивал на законности принятого акта, предоставил для приобщения к материалам дела уточненную информацию к обоснованию расчетов тарифов на горячую воду ресурсоснабжающих организаций на территории Сальского городского поселения на 2010г с приложением на 10 листах.
Стороны не возражали против приобщения документов к материалам дела.
Суд приобщил к материалам дела отзыв на возражения, уточненную информацию к обоснованию расчетов тарифов на горячую воду ресурсоснабжающих организаций на территории Сальского городского поселения на 2010г с приложением на 10 листах.
Представитель РСТ высказал позицию по заявленным требованиям согласно ранее представленных в письменном виде пояснений.
Прокуратура Ростовской области , Администрация Сальского района Ростовской области извещенные судом о дате и времени судебного заседания путем получения представителями определений суда, в судебное заседание представителей не направили.
Судом установлено следующее.
16.11.2009 г. за № 894 Администрация Сальского городского поселения приняла Постановление « Об установлении тарифа на горячую воду организации коммунального комплекса Сальский район тепловых сетей филиала ОАО «Донэнерго»-«Тепловые сети», осуществляющей эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения». Нормативный акт был опубликован в официальном источнике «Инофрмационном бюллетене Сальского городского поселения Сальского района Ростовской области» от 30 ноября 2009г №12(54).
Согласно текста постановления, он был издан в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», постановлениями Региональной службы по тарифам Ростовской области от 15.10.2009 г. № 12/6 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжа-ющими организациями потребителям Ростовской области» и решением тарифной комиссии Администрации Сальского городского поселения, протокол от 11.11. 2009 г. №3. Постановлением №894 от 16.11.2009г установлен и введен в действие с 01.01.2010 г. тариф на горячую воду организации коммунального комплекса Сальский район тепловых сетей филиала ОАО «Донэнерго»-«Тепловые сети», осуществляющей эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения за 1 м3 горячей воды в размере 117,78 руб/м3 (без НДС), включающий в себя:
- стоимость холодной воды-12,89 руб/м3 (без НДС);- расходы на подогрев воды в размере - 104,89 руб/м3 (без НДС).
Определен период действия тарифа, установленного пунктом 1 настоящего постановления с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г.
ОАО «Донэнерго» считает указанное постановление незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, в связи с чем обратилось в арбитражный суд .
Заявитель поясняет,что структурное подразделение Сальского района тепловых сетей филиала ОАО «Донэнерго» -«Тепловые сети» не является юридическим лицом, действует на основании положения , принятие в отношение филиала нормативного акта, без надлежащего извещения юридического лица является незаконным.
По мнению заявителя, постановление не соответствует ст. 3 Федерального закона от 30/12-2004 г. № 210 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», пункту 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». Исходя из 4 абзаца письма Федеральной службы по тарифам России от 27 мая 2009 г. №ДС-3523/5 «Об установлении тарифов на горячую воду» тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, при наличии одновременно двух условий:
1. осуществление организацией коммунального комплекса непосредственного производства горячей воды;
2. оказание организацией коммунального комплекса услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Как полагает заявитель, для ОАО «Донэнерго» указанные условия отсутствуют, так как горячую воду организация не производит и услуг по горячему водоснабжению не оказывает. Для исполнения договоров энергоснабжения ОАО «Донэнерго» покупает воду у водоснабжающих организаций, вода проходит транзитом через теплообменник, установленный на котельной. Объем указанной воды в тариф на тепловую энергию не включается. ОАО «Донэнерго» получает возмещение расходов по холодной воде от абонентов. Так, по договорам энергоснабжения ОАО «Донэнерго» поставляет тепловую энергию в воде на границу балансовой принадлежности (тепловых сетей) и эксплуатационной ответственности. В соответствии с п. 4.11 договора Энергоснабжения (купли-продажи тепловой энергии) «Абонент оплачивает стоимость холодной воды для нужд централизованного горячего водоснабжения, проходящей через водонагреватель, установленный на теплоисточнике при закрытой схеме теплоснабжения, и стоимость химочищенной воды при открытой схеме теплоснабжения». Таким образом, ОАО «Донэнерго» подает Абоненту ресурс -тепловую энергию в Гкал, получает от абонентов возмещение стоимости холодной воды и не оказывает услуг по горячему водоснабжению.
Стоимость 1 Гкал устанавливается Постановлением Федеральной службы по тарифам Ростовской области в соответствии с ч. 3 ст. 20, ч.4. ст. 21 ФЗ "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 №35-Ф3 и п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам").
Орган местного самоуправления в соответствии со ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3 вправе устанавливать только размер оплаты коммунальных услуг для населения, если законодательством Российской Федерации не определен иной порядок его установления.
В соответствии с п. 4.1 ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро - и (или) теплоснабжения)...»
В соответствии с Правилами предоставления услуг коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 (далее Правила), п. 1 ст. 161 ЖК РФ горячее водоснабжение является одним из видов коммунальных услуг.
Пункт 1 Правил устанавливает отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности...
Пунктом 3 Правил определено, что "исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; "ресурсоснабжающая организацияи - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
Таким образом, ОАО «Донэнерго» является «ресурсоснабжающей организацией», которая на основании договора продает коммунальные ресурсы (тепловую энергию) «Исполнителю», а «Исполнитель», заключает с гражданами самостоятельные договоры на предоставление коммунальных услуг.
На основании пункта 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую и тепловую энергию на розничном (потребительском) рынке , утвержденных Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей по настоящим Методическим указаниям основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла.
Стоимость используемой на источниках тепла исходной воды для обеспечения технологического процесса относится к стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов, используемых при производстве тепловой энергии».
Согласно пункта 47 Постановления Правительстве Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 « Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельныых индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» письма Федеральной службы по тарифам России от 27 мая 2009 г. № ДС-3523/5 «Об установлении тарифов на горячую воду» тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организации коммунального комплекса, исходя из одновременно двух условий:
1. осуществление организацией коммунального комплекса непосредственного производства горячей воды;
2. оказание организацией коммунального комплекса услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
В соответствии с Правилами предоставления услуг коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее Правила), п. 1 ст. 161 ЖК РФ горячее водоснабжение является одним из видов коммунальных услуг.
Таким образом, ОАО «Донэнерго» не подпадает под признаки организаций, указанные в пункте 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520.
По мнению заявителя, ссылки администрации на счета-фактуры, выставленные ЗАО «Сальскжилсервис» за потребленную тепловую энергию, информацию, предоставленную «Сальскжилсервис» по многоквартирным домам с закрытой и открытой системой горячего водоснабжения являются неправомерными, поскольку заявитель работает п закрытой системе , т.е. по системе теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетей воды потребителями путем ее отбора из тепловой сети (ПТЭ) ( котел-теплообменник-котел). Заявитель утверждает,что вырабатывает тепловую энергию (Гкал) для нагрева холодной воды и предъявленные документы ответчиком не могут являться доказательством того, что ОАО «Донэнерго» осуществляет поставку коммунального ресурса «горячая вода».
В соответствии с п. 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере организаций коммунального комплекса (утверждены Постановлением Правительства от 14.07.2008 г. № 520) организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 (далее - виды деятельности), следующие документы:
1) заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения;
2) производственная программа;
3) расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности;
4) расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности;
5) бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет;
6) отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
Заявитель настаивает на том, что тариф устанавливается только по заявлению организации. ОАО «Донэнерго» не обращалось с заявлением в Администрацию городского поселения для установления ей тарифа на горячую воду. Каких-либо документов не предоставляло.
По мнению заявителя, тариф установлен самовольно, что является нарушением 1 п. 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере организаций коммунального комплекса (утверждены Постановлением Правительства от 14.07.2008 г. № 520) Кроме того, орган регулирования в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении тарифов и надбавок направляет копию решения и копию протокола или выписку из протокола заседания органа регулирования в организацию коммунального комплекса, а в Федеральную службу по тарифам в этот же срок - копию решения об установлении тарифов и надбавок. Представленный в материалы дела ответчиком Протокол заседания тарифной комиссии Администрации Сальского городского поселения от 11.11.2009 г. № 3 не может являться доказательством уведомления ОАО «Донэнерго» об утверждении тарифа, поскольку представителя ОАО «Донэнерго» на заседании не была, никаких протоколов или иных документов от имени ОАО «Донэнерго» в отношении установления тарифа на горячую воду не было.
По мнению заявителя, постановление Сальского городского поселения от 16.11.2009 г. № 894 « Об установлении тарифа на горячую воду организации коммунального комплекса Сальского района тепловых сетей филиала ОАО «Донэнерго» - «Тепловые сети», осуществляющего эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения» издано в нарушение действующего законодательства РФ и противоречит следующим нормативным актам:
- п. 47 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 « Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»;
- пункту 4.1 части 1 статьей 17 Федерального закона от 06/10-2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 27/12-2009 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
- п.1 и 3 Правил предоставления услуг коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307;
- ст. 20 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26/03-2003 г. № 35-ФЗ (в редакции ФЗ от 23/11-2009 г. № 261-ФЗ);
- Федеральному закону «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации") от 14/04-1995 № 41(в редакции 27/12-2009 г. № 374-ФЗ).
По мнению Администрации Сальского городского поселения , оспариваемый нормативный акт принят в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008г. №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».
Тарифы на тепловую энергию устанавливает Региональная служба по тарифам Ростовской области.
Как поясняет ответчик, на территории Сальского городского поселения на 2010г. предельный индекс роста тарифов на коммунальные услуги составил - 120,3%, установленный постановлением региональной службы по тарифам Ростовской области от 15.10.2009г. №12/1 «Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Ростовской области на 2010 год» в соответствии которого рассчитан тариф на горячую воду.
Подготовка и принятие решения тарифной комиссии по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) на услуги производится согласно Положению, утвержденного постановлением Главы Администрации Сальского городского поселения от 29.06.2006г. №443 «О создании тарифной комиссии Администрации Сальского городского поселения». Тариф на горячую воду рассчитывался при взаимодействии с открытым акционерным обществом «Донэнерго» «Тепловые сети», предприятие было уведомлено о том, что ведется расчет тарифа в связи с этим были запрошены объемы холодной воды для котельных. При расчете тарифа были учтены особенности ценообразования в отношении товаров и услуг, связанных с горячим водоснабжением, рекомендованные в постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008г. №520.
Администрация Сальского городского поселения утверждает, что стоимость 1 куб. метра горячей воды, определенная расчетным путем, т.е это сумма стоимости 1 куб.метра холодной воды - средневзвешенная - 12,98 руб/мЗ и расходы на подогрев воды (0,06* 1748,21), где 0,06 Гкал/мЗ - норматив потребления тепловой энергии на подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения; 1748,21руб./Гкал без учета НДС -экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, установленный постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 15.10.2009г. №12/6 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям Ростовской области» для потребителей Сальский район тепловых сетей филиала ОАО «Донэнерго»-«Тепловые сети».
Кроме того , в адрес администрации было направлено Заключение о законности постановления Администрации Сальского городского поселения от 16.11.2009г №894, «Об установлении тарифа на горячую воду организации коммунального комплекса Сальский район тепловых сетей филиала ОАО «Донэнерго –Тепловые сети» , утвержденное Сальским городским прокурором.
В связи с чем, администрация полагает,что нормативный акт является законным и обоснованным.
Администрация Сальского района Ростовской области заявление ОАО «Донэнерго» в лице Сальского района тепловых сетей филиала ОАО «Донэнерго» - «Тепловые сети» считает необоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Федерального закона от 06.10.2003г. №. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. ст. 16, 17, к вопросам местного значения поселения относится, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо» и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Органы местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»).
Пунктами 47, 48, 49 Постановления Правительства от 14.07.2008г. № 520 «Об -основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» установлено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих: непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения, тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 и «О ценообразовании» в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, стоимость 1 куб. метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.
В соответствии с Положением о структурном подразделении Сальский район тепловых сетей филиала ОАО «Донэнерго» - «Тепловые сети», СРТС осуществляет функции по производству и поставке качественной тепловой энергии потребителям (на основе заключенных договоров), путем бесперебойного обеспечения тепловой энергией в виде горячего водоснабжения и централизованного отопления присоединенных жилых домов независимо от форм собственности и объектов социально-культурного, хозяйственного назначения.
Сальским районом тепловых сетей филиала ОАО «Донэнерго» - «Тепловые сети» осуществляется непосредственное производство горячей воды на котельных предприятия, и поставка ее потребителям, что подтверждают счета на оплату предоставленного товара и оказания услуг предприятием.
Как полагает третье лицо, постановление Администрации Сальского городского поселения от 16.11.2009г. № 894 «Об установлении тарифа на горячую воду организации коммунального комплекса Сальский район тепловых сетей филиала ОАО «Донэнерго» - «Тепловые сети», осуществляющей эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения» принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В связи с чем, третье лицо просит суд в удовлетворении заявления ОАО «Донэнерго» в лице Сальского района тепловых сетей филиала ОАО «Донэнерго» - «Тепловые сети» о признании недействующим постановления Администрации Сальского городского поселения от 16.11.2009г. № 894 Администрация Сальского района отказать в полном объеме.
Региональная служба по тарифам полагает,что в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации Ростовской области от 21.01.2005 № 12, РСТ является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Ростовской области, и осуществляет государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и тому подобного) на товары (работы, услуги), а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ростовской области.
В соответствии с п.п. 5.3.3, 5.3.4, 5.3.5 указанного Положения РСТ устанавливает:
- тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию;
- тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней регулируемых тарифов (цен) на указанную тепловую энергию;
- средневзвешенные тарифы на тепловую энергию по муниципальным образованиям
Ростовской области, учитываемые при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным
законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания).
В соответствии с действующим законодательством на основании вышеуказанных нормативных актов постановлением РСТ от 15.10.2009 №12/6 (в ред. от 25.12.2009) с 1 января 2010 года установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую Сальским районом тепловых сетей филиала ОАО «Донэнерго» - «Тепловые сети» на 2010 год для потребителей в размере 1748,21 руб./Гкал (без учета НДС).
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», п.5.3.11 Положения РСТ устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случаях:
1) если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов. находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) Ростовской области, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса;
2) если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких субъектов Российской Федерации и потребители Ростовской области потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса;
3) если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких субъектов Российской Федерации и потребители каждого из этих субъектов Российской Федерации потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса, в границах Ростовской области.
Согласно п.З ст.5 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ органы регулирования Муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.
В соответствии с п.47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса. осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Разъяснения о порядке формирования тарифов на горячую воду даны в письме Федеральной службы по тарифам от 27.05.2009 №ДС-3523/5. Так, если теплоноситель (горячая вода) используется организацией коммунального комплекса непосредственно для оказания услуг по горячему водоснабжению и данная организация является непосредственным производителем горячей воды, то для нее должен устанавливаться тариф на горячую воду. С другой стороны, для энергоснабжающей организации, осуществляющей поставку тепловой энергии в горячей воде для организации коммунального комплекса, осуществляющей непосредственное производство горячей воды для последующего оказания населению (организациям) услуг по горячему водоснабжению, тариф на горячую воду не устанавливается.
Таким образом, тариф на горячую воду для энергоснабжающей организации устанавливается соответствующими органами регулирования в порядке, определяемом действующим законодательством, в случае оказания услуг по горячему водоснабжению и непосредственном производстве горячей воды.
В своем письме Федеральная служба по тарифам также дополнительно сообщала, что органы регулирования не вправе устанавливать тарифы на горячую воду по собственной инициативе в отсутствие обосновывающих документов, предусмотренных Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 №520 ( далее - Правила).
Следовательно, в случае наличия системы централизованного горячего водоснабжения и непосредственного приготовления горячей воды Сальским районом тепловых сетей филиала «Тепловые сети» ОАО «Донэнерго» для данного предприятия должен быть установлен тариф на услуги горячего водоснабжения.
Правила предусматривают заявительный характер для установления тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса.
Орган регулирования тарифов на услуги горячего водоснабжения определяется организацией коммунального комплекса при подготовке заявления в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Изучив представленные документы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу,что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В рассматриваемом деле арбитражный суд Ростовской области установил, что Постановление 16.11.2009 г. № 894 Администрация Сальского городского поселения « Об установлении тарифа на горячую воду организации коммунального комплекса Сальский район тепловых сетей филиала ОАО «Донэнерго»-«Тепловые сети», осуществляющей эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения», опубликованный в официальном источнике «Инофрмационном бюллетене Сальского городского поселения Сальского района Ростовской области» от 30 ноября 2009г №12(54) является нормативным актом.
Вследствие чего, суд, руководствуясь сложившейся судебной практикой, рассмотрел его коллегиальным составом судей с соблюдением порядка, предусмотренного главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и правил о подсудности.
В силу части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В статье 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" закреплено, что предметом регулирования данного закона являются правоотношения, возникающие при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями.
В статье 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что данный Закон устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Таким образом, законодатель разграничивает понятия тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями, и тарифов по централизованному отоплению и горячему водоснабжению как тарифов на коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Из приведенной нормы следует, что утверждение тарифов на коммунальные услуги отнесено к полномочиям не только органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но и органов местного самоуправления, что корреспондирует положениям части 2 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпунктов 1, 6, 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что законом Ростовской области Глава Администрации Сальского городского поселения наделен полномочиями по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Основы ценообразования определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (пункт 1 Основ ценообразования).
Согласно пункту 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, установлено, что Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 3 указанных Правил предоставления коммунальных услуг гражданам коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Под исполнителем следует понимать юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что горячее водоснабжение - это круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение
Порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется Правилами регулирования тарифов.
Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам и тарифов на подключение (далее - тарифы и надбавки) в соответствии с указанными Правилами осуществляется в отношении организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов (пункт 1 Правилами регулирования тарифов).
Пунктом 3 Правил регулирования тарифов гцред усмотрено, что организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования, документы по установленному перечню, включая заявление об установлении тарифа.
Согласно пункту 6 Правил регулирования тарифов в случае представления организацией коммунального комплекса всех документов, предусмотренных пунктом 3 указанных Правил, орган регулирования регистрирует эти документы и открывает соответственно дело об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса. Орган регулирования в течение 10 рабочих дней с даты регистрации поступивших документов направляет организации коммунального комплекса извещение о принятии указанных документов к рассмотрению и открытии соответствующего дела.
Процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов и надбавок включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов и надбавок финансовым потребностям для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей (пункт 14 Правил регулирования тарифов).
Как установлено судом и не оспаривается представителями участвующих в деле лиц, ОАО «Донэнерго» не обращалось в регулирующий орган для установления тарифов на горячую воду в связи с тем, что не является ни производителем указанного товара, ни лицом, оказывающим услуги по горячему водоснабжению.
В силу пункта 15 Правил регулирования тарифов организация коммунального комплекса за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок извещается органами регулирования способом, позволяющим подтвердить получение извещения, о дате, времени и месте проведения заседания, на котором будет рассматриваться дело об установлении тарифов и надбавок.
Организация коммунального комплекса не позднее чем за 1 день до заседания органа регулирования должна быть ознакомлена с материалами заседания в части, касающейся установления для нее тарифов и надбавок, включая проект соответствующего решения. Заседание органа регулирования по рассмотрению дел об установлении тарифов и надбавок является открытым.
Доказательств извещения ОАО «Донэнерго» о дате, времени и месте проведения заседания, на котором должно было рассматриваться дело об установлении тарифов, в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов по результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.
Орган регулирования направляет организации коммунального комплекса и в Федеральную службу по тарифам копию решения об установлении тарифов и надбавок в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения. В случае если при установлении тарифов и надбавок не были учтены отдельные расходы, предлагавшиеся организацией коммунального комплекса, орган регулирования в сопроводительном письме к указанному решению представляет обоснования исключения данных расходов из финансовых потребностей, принятых при расчетах тарифов и надбавок (пункт 18 Правил регулирования тарифов).
Доказательств направления в адрес заявителя копии решения об установлении тарифов в материалы дела также не представлено.
Ответчик, не признавая несоблюдение с его стороны положений Правил регулирования тарифов в части процедуры установления для заявителя тарифа на горячую воду, указывает, что он действовал добросовестно и разумно, в целях защиты интересов населения.
Из приведенных норм права следует, что законодательством предусмотрена четкая процедура установления тарифов на услуги организаций коммунального комплекса с учетом производственной программы. Орган регулирования вправе принести замечания по производственной программе и вернуть ее организации коммунального комплекса для их устранения и приведения в соответствие, в противном случае обязан установить тарифы на услуги организации коммунального комплекса с учетом утвержденной производственной программы.
Таким образом, указанный тариф был установлен и введен в действие в отсутствие производственной программы общества. Ответчиком также не представлены доказательства того, что при принятии оспариваемого решения открывалось дело об установлении тарифа, что администрация принимала во внимание какие-либо на то основания, предусмотренные Правилами и Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Суду не представлено ни единого документа, свидетельствующего о какой-либо совместной работе органа местного самоуправления и организации коммунального комплекса, предшествовавшей принятию оспариваемого акта, а также доказательства того, что установленный тариф экономически обоснован. Тем самым, при принятии оспариваемого решения об установлении тарифа администрация не определил экономически обоснованные затраты ОАО «Донэнерго» по горячему водоснабжению (производство тепловой энергии) и таким образом не обеспечил соблюдение баланса экономических интересов заявителя и потребителей услуги.
Оценивая доводы заявителя в части вынесения оспариваемого решения с нарушением положений пунктов 1, 3, 15, 18 Правил регулирования тарифов, суд находит их обоснованными.
Определив для заявителя тариф на коммунальный ресурс - горячую воду, который должен быть использован как в отношении товара, так и в отношении услуг одновременно, ответчик при отсутствии на то правовых оснований обязал, по сути, ОАО «Донэнерго» применять такой тариф при осуществлении хозяйственной деятельности в отношениях с исполнителями коммунальных услуг и собственниками жилых помещений.
При этом, установление тарифа произведено ответчиком без необходимого в данном случае правового анализа фактически сложившихся правоотношений между заявителем, исполнителями коммунальных услуг и собственниками жилых помещений, экономической и технологической основы возникновения и установления таких правоотношений.
Надлежащего правового обоснования вопроса, каким образом ОАО «Донэнерго» может и должно применить установленный тариф на коммунальный ресурс, который общество не производит и на услуги, которые не оказывает, ответчик в материалы дела не представил.
В части 4 статьи 7 Федерального закона от 06Л02003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
По настоящему делу ответчиком такие доказательства суду не представлены. При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемый нормативный акт не имеет должных правовых и фактических оснований, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Заявитель при подаче заявления в суд оплатил 2 000 рублей государственной пошлины согласно платежного поручения №232 от 23.03.2010г
Понесенные заявителем судебные расходы по делу в соответствии со статьей 11О Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесения на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170,195,198,200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать недействующим постановление Сальского городского поселения от 16.11.2009 г. № 894 « Об установлении тарифа на горячую воду организации коммунального комплекса Сальского района тепловых сетей филиала ОАО «Донэнерго» -«Тепловые сети», осуществляющего эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения», как несоответствующее постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 « Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»; Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , Федеральному закону "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ , Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 № 41 .
Взыскать с администрации Сальского городского поселения в пользу ОАО «Донэнерго» 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после го принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья И.П.Комурджиева
Судья И.В. Колесник
Судья Г.А.Сурмалян